КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учебное издание 2 страница
Дети дошкольного возраста с глубокой степенью умственной отсталости (в степени имбецильности) или осложненной формой дебильности (детским церебральным параличом, выраженным психопатоподобным поведением, болезнью Дауна, шизофренией и др.) направляются в учреждения системы социального обеспечения (специальные интернаты) или в систему здравоохранения (специальные ясли для детей с органическим поражением центральной нервной системы, специальные психоневрологические санатории для детей с поражением центральной нервной системы). Для умственно отсталых детей школьного возраста открыты специальные общеобразовательные школы-интернаты (вспомогательные школы), которые относятся к системе народного образования. В них обучаются дети со снижением интеллекта в степени дебильности. За 9 лет обучения вспомогательная школа обеспечивает учащимся всестороннее развитие, воспитание, общеобразовательную подготовку (примерно в объеме начальной массовой школы), профессионально-трудовое обучение и овладение доступными профессиями. Трудовое обучение занимает значительное место в учебном времени и является одним из разделов работы школы по подготовке учащихся к самостоятельной жизни и общественно полезной деятельности. Обучение ручному труду в младших классах, профессионально-трудовое обучение старшеклассников по различным видам промышленного и сельскохозяйственного труда, производственное обучение в выпускном классе решают во вспомогательной школе специальные задачи социальной адаптации и реабилитации. Окончившие 9 класс сдают на предприятии, где проводилась практика, квалификационные экзамены по специальности и получают свидетельство о присвоении соответствующей квалификации. Для детей с глубокими степенями умственной отсталости (им-бецилы, идиоты) в системе социального обеспечения существуют детские дома с 4 до 18 лет. Дети с наиболее тяжелой степенью умственной отсталости (идиоты) направляются также в колонии психохроников системы здравоохранения. Умственно отсталые дети, страдающие психическими заболеваниями, в зависимости от состояния помещаются в детские психоневрологические стационары или в детские отделения психиатрических больниц. В связи с реализацией задач дифференцированного обучения аномальных детей возникла проблема обучения детей с задержкой психического развития. Для них открыты специальные общеобразовательные школы-интернаты (школы с продленным днем), где осуществляется образование в объеме восьмилетней общеобразовательной школы. В эти школы принимаются дети в подготовительный и 1—2 классы. Наряду с общеобразовательной подготовкой здесь проводится комплексная лечебно-восстановитель- ная, санитарно-гигиеническая, профилактическая работа, а также коррекционные групповые и индивидуальные занятия с целью преодоления недостатков психофизического развития, вызвавших неуспеваемость в массовой школе. Важное значение в работе с такими детьми имеет принцип дифференцированного подхода на основе данных психолого-педагогического и клинического изучения ребенка. Обучение ведется по специальным учебным планам и программам, обеспечивающим полный объем восьмилетнего образования массовой школы. Структура начальных классов строится в двух вариантах в зависимости от опыта обучения в массовой школе: первый вариант— для детей, ранее не обучавшихся в школе (подготовительный, 1, 2 и 3 классы), второй вариант — для детей, обучавшихся в школе (2, 3 и дополнительный классы). В старших классах для усвоения полного объема восьмилетней общеобразовательной школы после пятилетнего обучения (4—8 классы) предусмотрен дополнительный класс. После окончания начального обучения и по мере коррекции дефектов развития дети могут переводиться в массовую общеобразовательную школу. В случаях стойких форм задержки психического развития дети остаются в специальной школе на весь срок обучения. Вопрос о переводе в случае необходимости в другие типы специальных школ для детей с недостатками физического или умственного развития решается после одного года обучения в данной школе на основании заключения медико-педагогической комиссии. В отдельных случаях для детей с сохранными возможностями интеллектуального развития, но сниженной умственной работоспособностью и повышенной истощаемостью из-за недостаточности темпа и подвижности психических процессов, слабой памяти и внимания открываются специальные классы выравнивания при общеобразовательных (массовых) школах. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата обучаются в специальных школах-интернатах. Эти учреждения, являясь учебно-воспитательными и лечебно-оздоровительными, делятся на два типа: девятилетние с подготовительным классом (образование в объеме восьмилетней массовой школы) и одиннадцатилетние с подготовительным классом (образование в объеме средней массовой школы). Обучение, воспитание и лечение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата ведется с учетом состояния здоровья, двигательных возможностей, медицинских рекомендаций. Лечебно-оздоровительную и восстановительную работу ведут врачи-специалисты (ортопед, психоневролог, педиатр, физиотерапевт), инструктор-методист лечебной физкультуры, массажист, логопед. Эта комплексная лечебная работа направлена на мак- il симальиое восстановление функциональных возможностей учащихся, на подготовку их к трудовой деятельности. Консультативно-лечебную и методическую помощь школе оказывают районные психоневрологические и ортопедо-травматоло-гические учреждения. Отделы социального обеспечения снабжают учащихся протезами и ортопедическими изделиями. В школах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата осуществляется трудовая терапия, направленная на восстановление или компенсацию двигательных нарушений. Занятия по труду ведутся с учетом двигательных и познавательных возможностей учащихся. Рабочее место в мастерских для занятий по труду оборудуется с учетом возможностей детей, имеющих различные нарушения двигательных функций. В каждом классе предусмотрены индивидуальные занятия по коррекции имеющихся нарушений, которые систематически проводят учителя школы-интерната. В расписание включены групповые и индивидуальные занятия по лечебной гимнастике и с учителем-логопедом. Обучение осуществляется по учебным программам массовой школы. Трудовое обучение и занятия физкультурой ведутся по специальным программам. Продолжительность уроков в подготовительном и 1 классах сокращена до 30—35 мин. В середине каждого урока проводятся пятиминутные физические и лечебно-корригирующие упражнения. Количество учащихся в классе и воспитательной группе — 16 человек. По мере восстановления здоровья решением медико-педагогической комиссии учащиеся могут переводиться в массовую школу. Для умственно отсталых детей в степени дебильности с нарушением опорно-двигательного аппарата при школе организуются специальные вспомогательные классы. В этих классах обучение ведется по программам вспомогательной школы в течение восьми лет. Для детей в возрасте от 2 до 7 лет организуются специальные детские дошкольные учреждения. В этих учреждениях они получают общее развитие, корригирующее воспитание, восстановление нарушенных функций, готовятся к обучению в школе. Обучение слепоглухонемых детей в нашей стране осуществляется в специальном учреждении — детском доме г. Загорска Московской области, относящемся к системе социального обеспечения. Это единственное подобное учреждение в СССР и одно из немногих в мире. Здесь одновременно обучается 50 детей: тотально слепоглухонемых, практически слепоглухонемых, слабовидящих глухонемых и слабослышащих слепых (с нормальным интеллектом). Изучение, воспитание и обучение этих детей по специальной методике с использованием специальных технических средств осуществляется тифлосурдопедагогами и педагогами различных специальностей. Они разрабатывают методы и формы специального обучения, готовят программы и учебные пособия, конструируют специальные технические средства общения, обучения и быта, определяют пути трудовой реабилитации и социальной адаптации слепоглухонемых. В их задачу входит реализация потенциальных возможностей общего и языкового развития слепоглухонемых в процессе специального обучения. К ребенку, активно использующему сохранную или искусственную словесную речь в звуковой или дактильной форме, применяется термин «слепоглухой». Занятия с воспитанниками детского дома проводятся по группам в 3—4 человека, подобранным по степени их физического, умственного и языкового развития. Каждая группа посменно обслуживается тремя педагогами, т. е. на каждого учащегося приходится по одному педагогу. Воспитанники детского дома требуют постоянного наблюдения и опеки со стороны обслуживающего персонала. В тесном контакте с педагогами и воспитателями работают специалисты-врачи: педиатр, офтальмолог, оториноларинголог, невропатолог. В структуру детского дома входит диагностическая группа для вновь поступающих, дошкольное отделение и школа. В учебных группах школы учащиеся получают образование в пределах 12 классов школы глухих или для некоторых выпускников, занимающихся по соответствующей программе, — в объеме 10 классов массовой школы. Поступив с 3 лет в диагностическую группу, воспитанники заканчивают обучение к 19—20-летнему возрасту. В учебно-трудовых группах школы осуществляется профессиональная подготовка учащихся. Школьники с 16-летнего возраста, продолжая обучение, выполняют надомную работу в мастерских детского дома по линии учебно-производственных предприятий Всероссийского общества слепых (ВОС), получая общие трудовые навыки и трудовой стаж для пенсии по инвалидности. После окончания школы большинство воспитанников оформляется на учебно-производственное предприятие ВОС и живет в общежитии этого предприятия. В учебно-трудовые группы предусмотрено поступление взрослых слепоглухонемых. В последние годы Загорский детский дом из детского специального учебно-воспитательного учреждения превратился в центр специальной помощи слепоглухонемым в нашей стране. Воспитанники специального детского дома к началу самостоятельной трудовой деятельности способны к самообслуживанию, овладевают трудовыми навыками и в значительной степени независимы от посторонней помощи. Одной из проблем перестройки системы специального обучения является отбор аномальных детей в специальные школы и дошкольные учреждения, т. е. научно обоснованное и организационно совершенное их комплектование. Правильное комплектование специальных учебно-воспитательных учреждений зависит от квалифицированного дифференцированного подхода к отбору детей с различными аномалиями в развитии, препятствующими обучению в массовой школе. Ошибочное направление ребенка в учреждение, не соответствующее отклонениям его развития, приводит не только к затруднениям и отрицательным последствиям в обучении и воспитании, но и может нанести непоправимый вред всей его дальнейшей жизни и участию в общественно полезном труде. Поэтому исследования особенностей развития аномальных детей призваны способствовать совершенствованию теории и практики отбора в соответствующий тип специального учреждения. Эта проблема имеет важное значение и для совершенствования работы массовых школ и детских садов, так как некомпетентный отбор детей и неудовлетворительная диагностика аномального развития приводят к необоснованному обучению в условиях массовой школы детей, нуждающихся в направлении в специальные учреждения. Содержание этих детей в массовой школе, с одной стороны, затрудняет и дезорганизует учебно-воспитательную работу педагогов с нормальными детьми, а с другой— обрекает детей с отклонениями в развитии на бессмысленную потерю времени в условиях, неадекватных их возможностям. Вместе с тем в ряде случаев дети с отставанием в развитии могли бы успешно обучаться в массовой школе при условии предварительного воспитания и обучения (в течение 1—2 лет) в специальном детском саду или школе для детей с задержкой психического развития. Система рационального комплектования специальных учреждений находится в прямой зависимости от методов ранней дифференцированной диагностики аномалий развития. Задачи организации комплектования учреждений для аномальных детей на уровне современных требований не ограничиваются учетом лишь ярко выраженных дефектов: глухоты, слепоты, грубых нарушений умственного развития. Школы для слабослышащих, слабовидящих, для детей с нарушениями речи, двигательными расстройствами, имеющие соответствующие отделения, являются свидетельством развития дифференцированной сети специальных учреждений. Однако сегодня система комплектования специальных учреждений для аномальных детей нуждается в дальнейшем развитии, что требует совершенствования уровня диагностики различных дефектов. Так, достигнуты значительные успехи в методах выявления и оценки нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата на ранних этапах развития ребенка. Наряду с этим в диагностике нарушений умственного развития мало что изменилось за последние несколько десятилетий, хотя дети с нарушениями интеллектуального развития составляют 80% всех аномальных де- тей, а при нарушениях слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата все чаще отмечаются и недостатки умственного развития в качестве дополнительного дефекта. В этом случае имеет место осложненный дефект, а не его вторичное проявление в виде нарушения интеллекта. Комплектование специальных учреждений затрудняет также сходные проявления в познавательной деятельности детей, наблюдаемые при различных дефектах развития. Например, недоразвитие речи и в целом познавательной деятельности у детей с нарушением слуховой функции может неоправданно диагностироваться как умственная отсталость или тяжелое речевое нарушение (алалия или афазия). Ошибочное направление таких детей во вспомогательную школу или школу для детей с тяжелыми нарушениями речи приведет к заметному ухудшению их психического состояния и замедлению развития. Особую трудность представляет собой отграничение умственно отсталых детей от детей с задержкой психического развития. Основными общими принципами комплектования учебно-воспитательных учреждений для аномальных детей являются следующие: 1. Комплексный подход к диагностике с участием различных Данные совместного медицинского, психологического и педагогического обследования, выявляя причины учебной неуспеваемости и разнообразных затруднений ребенка в условиях массовой школы, служат основанием для компетентного диагноза и последующего его направления в соответствующий тип специального учреждения. 2. Всесторонний системный анализ аномалий развития спо 3. Динамический подход с учетом процесса развития ребенка. тщательный анализ истории этого развития. Принцип динамичности изучения ребенка открывает его потенциальные возможности, т. е. не только уровень настоящего состояния возможностей обследуемого, но и зону ближайшего развития. 4. Качественный анализ особенностей деятельности ребенка 5. Индивидуальный подход к ребенку в процессе обследова Эти принципы обеспечивают достаточно высокий теоретический уровень задач комплектования учебно-воспитательных учреждений для аномальных детей, соответствуют основным методологическим позициям советской дефектологии. Практическое комплектование специальных учреждений, т. е. отбор аномальных детей, производится медико-педагогическими комиссиями. Эти комиссии создаются на областном или, в зависимости от конкретных условий, городском и районном уровнях. Квалифицированный отбор и комплектование специальных учреждений зависят от компетентности специалистов. В состав комиссии входят: представители отдела народного образования и отдела здравоохранения, врачи (психоневролог или психиатр), педагог-дефектолог, логопед, психолог. Дети с различными отклонениями в развитии (нарушениями слуха, зрения, речи, умственного развития, опорно-двигательного аппарата) направляются районными лечебными учреждениями, детскими садами, массовыми школами, родителями. Комиссия рассматривает необходимую документацию: педагогическую характеристику ребенка, его письменные работы (для тех, кто обучается в школе), заключения педиатра о состоянии здоровья, психоневролога — об умственном развитии ребенка с соответствующим диагнозом и по необходимости — заключения других врачей-специалистов (оториноларинголога, офтальмолога, ортопеда). Комплексное всестороннее обследование ребенка проводится в течение часа с помощью различных психолого-педагогических методов: беседы с ребенком, наблюдения за его игровой деятельностью, выявления знаний, умений и навыков, экспериментального исследования познавательных процессов. В специальных по- собиях предлагаются экспериментальные методики психологического обследования. На комиссии присутствуют родители ребенка, которые дают сведения об особенностях его развития (начиная с эмбрионального), наследственности, детских болезнях, поведении. В итоге обследования и в результате комплексного обсуждения всеми специалистами данных обследования выносится обобщенное заключение комиссии. В нем характеризуются неврологическое, психологическое,^ физическое состояние ребенка, интеллектуальное, речевое развитие, школьная успеваемость и принимается решение о месте его обучения. В особо сложных случаях с целью более точной диагностики умственного развития комиссия может направлять детей в специальный диагностический класс, созданный при некоторых вспомогательных школах, где они проходят более длительное обследование. В своей работе медико-педагогические комиссии руководствуются соответствующими инструкциями по приему аномальных детей в различные типы учреждений. Действующие организационные формы комплектования специальных учреждений сложились много лет назад и в настоящее время нуждаются в существенной перестройке. Сегодня существует 8 основных типов специальных школ-интернатов и сеть дошкольных учреждений для аномальных детей, но принципы подхода к диагностике дефектов развития, методическая обеспеченность и организация медико-педагогических комиссий не изменялись на протяжении долгого времени. Например, основным критерием первичного отбора детей во вспомогательную школу остается их неуспеваемость в массовой школе. Этот критерий не является определяющим и надежным, так как неуспеваемость учащегося, как известно, часто бывает вызвана различными причинами, не связанными с умственной отсталостью. В настоящее время разрабатывается новое положение о медико-педагогических комиссиях, определяющее их функции, задачи и порядок работы. Оно будет дополнено инструктивно-методическими указаниями к проведению диагностики и отбора. Прожект новой организации диагностики и отбора предусматривает создание постоянно действующих психолого-медико-педагогических консультаций на областном уровне, которые должны будут в период отбора в специальные детские учреждения функционировать как медико-педагогические комиссии, а на протяжении |всего года осуществлять работу по диагностике, консультированию педагогов и родителей, оказанию помощи школам в работе;С трудными детьми. Правильное комплектование специальных школ во многом зависит от знания и понимания особенностей неуспевающих детей (учителем начальных классов массовой школы. Большое количество детей, направляемых из массовых школ на медико-педагогические комиссии, не нуждается в специальном обучении. Лишь незначительная часть из них оказываются действительно умственно отсталыми и требуют обучения во вспомогательной школе. Другие же псевдоаномальные дети, проявляя отставание в обучении и развитии, ошибочно рассматриваются как умственно отсталые из-за недостатка своевременной помощи и индивидуального подхода со стороны учителя начальной школы. Эти дети становятся отстающими по разным причинам: из-за речевого недоразвития, астенического состояния (физической и нервно-психической слабости, быстрой утомляемости, неусидчивости, сниженной работоспособности) и других недостатков. Учителя начальной школы должны знать особенности этих детей. Необходимые знания они получают в курсе основ дефектологии, включенном в учебный план факультетов начальных классов, в дальнейшем на курсах повышения квалификации, а также самостоятельно изучая специальную литературу по дефектологии. Полученные знания по специальной педагогике помогут учителю начальной школы в успешной борьбе с неуспеваемостью, будут способствовать и квалифицированному своевременному выявлению аномальных детей с последующим направлением их в соответствующие типы специальных учреждений. Вопросы и задания 1. Охарактеризуйте общественное положение аномальных детей в СССР. 2. Охарактеризуйте общие и специфические принципы организации системы 3. Назовите типы учреждений для аномальных детей в нашей стране. 4. Чем отличается организация учебно-воспитательного процесса и лечеб 5. Каковы основные принципы комплектования учреждений для аномаль 6. Как организована работа медико-педагогической комиссии и каковы воз 7. Почему учителю начальных классов массовой школы необходимо знать Литература 1. В помощь директору специальной школы: Сб. руководящих и инструк 2. Дефектологический словарь. — М., 1970. 3. Забрамная С. Д. Наглядный материал для психолого-педагогического 4. Лубовский В. И. Научные и практические проблемы работы медико- 5. Основы обучения и воспитания аномальных детей.—М., 1965. 6. Отбор детей во вспомогательную школу: Пособие для учителей/Сост.
ОГЛАВЛЕНИЕ Глава I. Предмет, Задачи, принципы и методы дефектологии.............................. 8 § 1. Дефектология как отрасль педагогической науки............................................ — § 2. Основные задачи дефектологии...................................................................... 16 ___ § 3. Основные принципы и методы дефектологии................................................... 18 Глава II. Аномальные дети (общая характеристика)................................................. 21 § 1. Понятие «аномальный ребенок» и особенности аномального раз § 2. Причины аномалий............................................................................................... 29 § 3. Политика Советского государства в области аномального детства 32 Глава III. Дети с нарушениями интеллектуального развития............................... 36 § 1. Умственно отсталые дети.................................................................................. § 2. Обучение и воспитание умственно отсталых детей дошкольного возраста.................................................................................................................... 39 § 3. Вспомогательная школа и ее задачи....................................................................... 45 § 4. Контингент учащихся вспомогательной школы.......................................................... 50 § 5. Глубоко умственно отсталые дети...................................................................... 57 Глава IV. Дети с задержкой психического развития......................................... 60 § 1. Понятие «задержка психического развития» и ее классификация......... — § 3. Некоторые особенности коррекционно-воспитательного процесса в школе для детей с задержкой психического развития.... 68 Глава V. Дети с сенсорными" нарушениями............................................................ 77 § 1. Дети с нарушениями слуха..................................................................... — .. § 2. Дети с нарушениями зрения.................................................................. 89 Глава VI. Дети с речевыми нарушениями.................................................................... 102 § 1. Понятие речевого нарушения.............................................................................. — § 2. Классификация речевых нарушений.................................................................. 104 Глава VII. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, наруше § 1. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.... — § 2. Дети с нарушениями поведения................................................................. 115 § 3. Обучение и воспитание детей со сложными (комбинированными) дефектами................................................................................................................ 119 Глава VIII. Учреждения для аномальных детей в СССР....................................... 123 § 1. Общественное положение аномальных Детей и принцип организа § 2. Типы учреждений для аномальных детей................................................ 127 § 3. Принципы и организация комплектования учреждений для ано
Лапшин Владимир Анатольевич Пузанов Борис Пантелеймонович
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 77; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |