КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методика работы над переместительными свойствами
Общая методика работы над свойствами арифметических действий На этапе подготовки дети знакомятся с конкретным смыслом арифметических действий (раскрывается связь между операциями над множествами и арифметическими действиями), терминологией (названиями действий, названия компонентов и результатов арифметических действий). Как правило, в основе ознакомления со свойствами лежат действия с предметами (предметные действия) или наблюдения, выполняемые на основе иллюстраций (перцептивные действия). Важно варьировать как сами предметы (образный счетный материал, геометрические фигуры и т.п.), так и их количество, т.е. варьировать несущественные признаки. Также обычно выполняются наблюдения над выполнением тождественных преобразований. Предлагаются задания, при выполнении которых можно наблюдать проявление свойства. Количество упражнений зависит от уровня развития детей в классе (в среднем берется 3-4 упражнения). На основе наблюдений дети подводятся к обобщениям. Они должны осознать суть свойства, т.е. какие можно выполнять преобразования математических выражений. Желательно, чтобы ученики самостоятельно сделали вывод, сформулировали свойство (выполнили умственные действия). Как правило, образец формулировки свойства дается в учебнике. Таким образом, ознакомление со свойством идет индуктивным путем: наблюдения → промежуточные (частные) выводы → обобщение. Переместительное свойство сложения (1 класс, часть 1, с. 14). а) Дети выполняют предметные действия или рассматривают иллюстрации, на основе чего составляют пары примеров. Например: - Положите 3 красных квадрата. Придвиньте к ним 2 зеленых квадрата. Сколько всего квадратов стало? Запишите пример (3 + 2 = 5).
- Поменяйте квадраты местами. Составьте еще один пример (2 + 3 = 5). Аналогично составляются и другие пары примеров. Для этого берется различный счетный материал (индивидуальный или демонстрационный). Можно воспользоваться и иллюстрациями, предложенными в учебнике. б) Проводится сравнение равенств в каждой паре: 3 + 2 = 5 5 + 4 = 9 6 + 1 = 7 2 + 3 = 5 4 + 5 = 9 1 + 6 = 7 - Чем примеры похожи и чем они отличаются? (Слагаемые и суммы одинаковые, но во втором равенстве слагаемые переставлены местами). в) Дети подводятся к выводу, т.е. к формулировке свойства: от перестановки слагаемых сумма не изменяется. На основе данного свойства вводится прием перестановки слагаемых, который используется в тех случаях, когда к меньшему числу прибавляют большее. Дети говорят, что можно переставить слагаемые местами, т.к. удобнее к большему числу прибавлять меньшее. Свойство может применяться для обоснования приемов вычислений, для сравнения выражений (3 + 1 * 1 + 3), для рационализации вычислений (при использовании приема перестановки и группировки слагаемых). Переместительное свойство умножения (2 класс, часть 2, с. 48). Переместительное свойство умножения вводится по аналогии с переместительным свойством сложения. Поэтому в качестве подготовки можно повторить переместительное свойство сложения. Детям предлагается на основе рисунков составить пары примеров на умножение (берется несколько разных рисунков. Можно воспользоваться иллюстрациями в учебнике:
2 · 3= 6 Пары примеров могут быть даны и в готовом виде. В этом случае 3 · 2= 6 предлагается объяснить, как по-разному подсчитывали количество кружков. Иллюстрации убедительно показывают, что общее количество изображенных предметов (например, кружков) не изменяется при разных способах подсчета. Дети сравнивают равенства в каждой паре и делают вывод, что от перестановки множителей произведение не изменяется. Далее этот вывод применяется при нахождении значений числовых выражений без опоры на иллюстрации.
Возможные упражнения на закрепление знания свойства: - Используя свойство умножения, найди значение второго выражения в каждой паре, зная значение первого: 4 · 5 = 20 7 · 4 = 28 5 · 4 = 4 · 7 = - Вставь пропущенные числа так, чтобы равенства стали верными: 7 · 2 = 2 · 3 · 5 = · 3 - сравни выражения, не выполняя вычислений: 13 · 5 * 5 · 13 Л.Г. Петерсон предлагает такой вариант моделирования свойства: Т = ▲ ▲ ▲ К = ■ ■ Т + К = ▲ ▲ ▲ ■ ■ К + Т = ■ ■ ▲ ▲ ▲ Т + К = К + Т Внимание детей обращается на то, что переместительное свойство умножения справедливо только для числовых выражений. Если же речь идет о предметных ситуациях, о записи решения задач, то там важен правильный (а не любой) порядок множителей. Например, решение задачи "На три тарелки разложили по 2 апельсина на каждую. Сколько всего апельсинов разложили?" должно быть записано так: 2 · 3 = 6 (ап.). Если в этой записи множители поменять местами, то дети могут неверно записать наименование. Но в методике существует и другая точка зрения, согласно которой можно переставлять множители местами и при записи решения задач. Переместительное свойство умножения применяется для обоснования приемов вычислений, для рационализации вычислений (при использовании приема перестановки и группировки множителей), для составления таблиц умножения и сокращения количества табличных случаев для запоминания.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 62; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |