Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория лидерских качеств




Тема 2. Традиционные концепции лидерства

Подходы к изучению лидерства

Существующие в настоящее время теории лидерства можно классифицировать, используя две переменные или два измерения - динамику поведения и уровень ситуационности. Динамика поведения отражает то, как рассматривается лидер - в статике (анализ лидерских качеств) или в динамике (анализ образцов лидерского поведения). В первом случае лидерство рассматривается как наличие врожденных черт, которые позволяют ему быть эффективным. Поведенческий подход основан на выводах, сделанных из наблюдения действий лидера. Второе измерение связано с уровнем или степенью принятия ситуационности за основу анализа в рамках того или иного подхода. Комбинация двух переменных приводит в конечном счете к выделению четырех типов подходов изучения лидерства в организации.
Первый тип включает подходы, основанные на анализе лидерских качеств (теории лидерских качеств, теория Дугласа Мак-Грегора).
Второй тип рассматривает лидерство как набор образцов поведения, присущих лидеру в любом организационном окружении (исследования Мичиганского университета и университета штата Огайо, системы управления Ликерта и управленческая Блейка и Моутона).Третий тип предполагает изучение лидерских качеств, но уже в зависимости от конкретной ситуации (концепции ситуационного лидерства: Бидлера, Херсея-Бланшарда, Хауза-Митчелла, Стинсона-Джонсона, Врума-Йеттона-Яго).
Четвертый тип представляет ряд новых подходов, вновь изучающих лидерские качества, но уже в связи с конкретной ситуацией (причинно-следственный подход или «атрибутивная» теория, концепции лидера-преобразователя и харизматического лидера). В этих подходах делается попытка определить набор качеств и образцов поведения, необходимых лидеру в специфическом организационном контексте.

Несмотря на то, что лидеры и лидерство всегда оказывают значительное влияние на ход развития мировой истории, тщательное их изучение началось примерно столетие назад. Ранние исследования предполагали, что в любой ситуации лидер должен обладать определенными качествами.

Первые исследования пытались выявить качества, которые отличают «великих людей» в истории от масс. Исследователи верили, что лидеры имели какой-то уникальный набор достаточно устойчивых и не меняющихся во времени качеств. Этот подход базировался на вере, что лидерами рождаются, а не становятся.
Исследования выявили предельно длинный список обнаруженных лидерских качеств. Ральф Стогдили в 1948 г., а Ричард Манн в 1959 г. попытались обобщить и сгруппировать все лидерские качества. Стогдили пришел к выводу, что в основном пять качеств характеризуют лидера:
- ум или интеллектуальные способности;
- господство или преобладание над другими;
- уверенность в себе;
- активность и энергичность;
- знание дела.
Однако эти пять качеств не объяснили появление лидера. Многие люди с такими качествами так и остались последователями. Практика не подтвердила, что наличие ума является главной предпосылкой для лидерства. Но исследования продолжались, и наиболее интересный результат был получен известным американским консультантом Уореном Беннисом, исследовавшим 90 успешных лидеров. Он определил четыре группы лидерских качеств:
1) управление вниманием или способность так представить сущность результата, цели и т. д., чтобы это было привлекательным для последователей;
2) управление значением или способность так передать значение созданного образа, идеи или видения, чтобы они были поняты и приняты последователями;
3) управление доверием или способность построить свою деятельность с таким постоянством или последовательностью, чтобы получить полное доверие;
4) управление собой или способность настолько хорошо знать свои сильные и слабые стороны, чтобы для усиления своих слабых сторон умело привлекать другие ресурсы и других людей.
Беннис предлагает лидерам делиться властью в организации для создания организационной среды, которая должна вселять в людей силу и энергию через качество работы и самоотдачу. Последующее изучение привело к выделению четырех групп лидерских качеств: физиологические, психологические или эмоциональные, умственные или интеллектуальные, личностно-деловые.
К физиологическим относятся такие качества, как рост, вес, фигура, внешний вид, здоровье. И хотя можно предположить, что существует определенная взаимосвязь между этими качествами и лидерством, но тем не менее история подтверждает, что индивиды с отклонениями в меньшую сторону могут вырасти до размеров очень влиятельных фигур мировой истории.
Психологические или эмоциональные качества проявляются на практике главным образом через характер человека. Они имеют как наследственную, так и приобретенную основу. Длинный список качеств, появившийся в результате исследований, показал, что большинство из них так и не получило подтверждения практикой своей связи с лидерством.
Изучение умственных и интеллектуальных качеств и их связи с лидерством показали, что уровень этих качеств у лидеров выше, чем у не лидеров. Однако последующие исследования показали, что корреляция между этими качествами и лидерством недостаточно сильна. Так, если средний интеллектуальный уровень последователей невысок, то быть для лидера слишком умным - значит сталкиваться с множеством проблем.
Личностно-деловые качества носят в большей степени характер приобретенных и развитых у лидера навыков и умений в выполнении своих функций. Их значимость для успеха возрастает по уровням организационной иерархии.
Теория лидерских качеств страдает рядом недостатков. Во-первых, перечень потенциально важных лидерских качеств оказался практически бесконечным. По этой причине стало невозможным создать «единственно верный» образ лидера, а следовательно, заложить какие-то основы теории. Во-вторых, по различным причинам не удалось найти связь между рассмотренными качествами и лидерством.
В итоге, можно сделать заключение, что подход, изучающий лидерские качества, несомненно, интересен, но, к сожалению, до сих пор не принес ощутимой пользы практике. Однако он служил толчком к появлению и развитию других концепций лидерства и оказался сдерживающим средством в переоценке поведенческих и ситуационных основ лидерства.

2.2. Концепции лидерского поведения Изучение образцов поведения, присущих лидерам, началось накануне второй мировой войны и продолжалось до середины 60-х годов. Объектом исследований при этом стало лидерское поведение, а не лидерские качества. Важным являлось то, что данная концепция предполагала возможность подготовки лидеров по специально разработанным программам. Направления исследований - от поиска объектов на вопрос, кто является лидером, к ответу на вопрос, что и как лидеры делают. Ниже будут рассмотрены наиболее известные концепции. 1. Три стиля управления по Курту Левину. Изучение заключалось в сравнении эффекта от использования трех лидерских стилей: авторитарного, демократического и пассивного. Результаты исследований удивили многих, поскольку в управлении демократический стиль, столь характерный для американской школы, оказался менее продуктивным, чем авторитарный, который более характерен для Германии. Дальнейшие исследования показали, что работники таких профессий, как пожарники, полицейские, административные помощники предпочитали авторитарного руководителя. В конечном счете так и на было найдено прямой связи какого-либо стиля с эффективным лидерством. Подробно черты каждого стиля приведены в табл. 5.2.   Таблица 5.2. Содержание трех стилей руководства   ла   2. Исследования университета штата Огайо. Их целью бы разработка двухфакторной теории руководства. За основу были взяты две переменные: структурные отношения и отношения в рамках этой структуры. К первой относятся образцы поведения, с помощью которых лидер организует и определяет структуру отношений в группе (роли, правила, процедуры). Вторая переменная включает образцы поведения, отражающие уровень или качество отношений между лидером и последователями (дружественность, симпатии, взаимное доверие). В ходе исследований была установлена связь между указанными двумя переменными и различными критериями эффективности. Так, было установлено, что лидеры, поведение которых характеризуется наличием двух переменных, более эффективны в своей работе, чем имеющие у себя лишь одну составляющую. Не удалось установить единого верного стиля эффективного лидерства, применяемого в любых условиях. Чем больше внимания уделяется структуре отношений и всему тому, что связано с работой, тем больший эффект достигается при следующих условиях: - сильное давление, оказываемое кем-то (кроме лидера) с целью получения соответствующих результатов; - задание удовлетворяет работников; - работники зависят от лидера в получении информации и указаний о том, как делать работу; - работники психологически подготовлены быть полностью инструктированными лидером. Усиленное внимание отношениям в структуре и всему тому, что соответствует нуждам и желаниям работников, дает эффект тогда, когда: - задания не являются рутинными и непривлекательными для работников; - работники должны сами научиться чему-то; - работники чувствуют, что их участие в принятии решений влияет на уровень выполнения работы; - не существует значительных различий в статусе между лидером и работниками. Эффективность лидерства зависит от: - организационной культуры; - используемой технологии; - ожидания от использования определенного стиля руководства; - морального удовлетворения от работы с руководителем определенного стиля; 3. Исследование Мичиганского университета. Ставило своей целью определить различия в поведении эффективных и неэффективных лидеров. За основу были взяты две переменные в поведении лидера: концентрация внимания лидера на работу и на работников. Результаты исследования позволили сделать следующие выводы об эффективном лидере: - имеет тенденцию к оказанию поддержки работникам и развитию хороших отношений с ними; - использует групповой, а не индивидуальный подход к управлению работниками; - устанавливает предельно высокий уровень выполнения и напряженные задания. Позднее эти выводы были положены в основу концепции, разработанной Ренсисом Ликертом и получившей название «Системы управления 1, 2, 3, 4». Выводом из этих исследований является то, что условием эффективного лидерства является оказание поддержки работникам и привлечение их к принятию решений (табл. 5.3).     Таблица 5.3. Примеры содержания «Систем управления 1, 2, 3, 4» Ликерта   Система 1 представляет собой ориентированный на выполнение задания сильно структурированный авторитарный лидерский стиль. Впротивоположность система 4 - это стиль, ориентированный на развитие отношений с подчиненными и групповую совместную работу. Системы 2 и 3 являются как бы промежуточными стадиями. Исследования показали, что эффективное лидерство чаще располагается ближе к системе 4 и реже к системе 1. Однако на практике следование стилю по системе 4 требует радикальных изменений не только в поведении лидера, но на всех уровнях в поведении его последователей.   4. Управленческая сетка Блейка и Моутона (рис. 5.1). Рис. 5.1 Учитывает поведение лидера, связанное с интересом к производству и интересам к людям. Переменные управленческой сетки связаны с предпочтениями лидера при выборе стиля. Обследования значительного чис-ла менеджеров подтвердило гипотезу основателей модели о том, что независимо от ситуации стиль 9.9 является лучшим (рис.5.1).   5. Концепция «вознаграждения и наказания». В данной концепции лидер рассматривается в качестве человека, управляющего процессом изменения поведения подчиненных в желательном направлении. Эта теория выделяет четыре типа лидерского поведения в зависимости от применения вознаграждения или наказания (рис. 5.2). Рис. 5.2 На практике вознаграждение за достигнутый уровень выполнения работы приводит к превышению получаемого работником удовлетворения от работы. Рассмотренные концепции еще раз достаточно ясно свидетельствуют о том, что лидерами становятся, а не рождаются. Лидерское поведение может быть развито и улучшено посредством обучения и специальной подготовки.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 95; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.