КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Анализ и оценка использования прибыли
Факторный анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг) Прибыль отчетного периода отражает общий финансовый результат производственно-хозяйственной деятельности предприятия с учетом всех ее сторон. Важнейшая составляющая этого показателя – прибыль от реализации продукции – связана с факторами производства и реализации продукции. Поэтому основное внимание аналитика должно быть сконцентрировано на исследовании причин и факторов изменений данного показателя. Изменение прибыли от реализации продукции формируется под воздействием следующих факторов: изменения объема реализации; изменения структуры реализации; изменения отпускных цен на реализованную продукцию; изменения цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки; изменения уровня затрат материальных и трудовых ресурсов. Приведем методику формализованного расчета факторных влияний на прибыль от реализации продукции: 1. Расчет общего изменения прибыли от реализации продукции: , где Р1 – прибыль отчетного года; Р0 – прибыль базисного года. 2. Расчет влияния на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию: , где – реализация в отчетном году в ценах отчетного года – реализация в отчетном году в ценах базисного года 3. Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции (объема продукции в оценке по базовой себестоимости): где Р0 – прибыль базисного года; К1 – коэффициент роста объема реализации продукции где S1.0 – фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный год в ценах и тарифах базисного года; S0 – себестоимость базисного года. 4. Расчет влияния на прибыль изменений в структуре реализации продукции: , где К2 – коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам , где – реализация в отчетном периоде по ценам базисного года; – реализация в базисном году. 5. Расчет влияния на прибыль экономии от снижения себестоимости продукции: где S 1.0 – себестоимость реализованной продукции отчетного года в ценах и условиях базисного года; S 1 – фактическая себестоимость реализованной продукции отчетного года. 6. Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции: Отдельным расчетом по данным бухгалтерского учета определяется влияние на прибыль изменений цен на материалы и тарифов на услуги . Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от реализации за отчетный период, что выражается следующей формулой: или где – общее изменение прибыли; – изменение прибыли за счет i-го фактора. В рамках внутреннего финансового анализа при условии наличия необходимых аналитических данных бухгалтерского учета общая величина прибыли (убытка) от реализации товаров (работ, услуг) предприятия рассматривается как сумма величин прибылей (убытков) от реализации по товарным направлениям. Прибыли (убытки) от реализации по товарным направлениям выступают в качестве факторов общей прибыли (убытка) от реализации предприятия. Такой факторный анализ позволяет сопоставить прибыльность различных товарных направлений и сделать соответствующие выводы о корректировке рыночной стратегии предприятия. Лишь в исключительных, особых случаях убыточное товарное направление может финансироваться за счет прибыльных товарных направлений. Как правило, в результате такого анализа принимается решение об изменении структуры деятельности предприятия. Приведем методику формализованного расчета факторных влияний на прибыль от реализации продукции: Вопросы для самопроверки: 1. Перечислите факторы, которые анализируются и рассчитываются при факторном анализе прибыли от реализации продукции. 2. Каким образом определяется влияние изменения себестоимости реализации продукции?
В соответствии с действующим положением прибыль, полученная организацией, распределяется в следующем порядке. Прежде всего, из нее вносится налог в бюджеты (федеральный, субъектов РФ и местные). Для определения прибыли, облагаемой налогом, прибыль отчетного года уменьшается на сумму: доходов в виде дивидендов, процентов, полученных по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию; доходов, полученных от долевого участия в деятельности других предприятий, кроме доходов, полученных за пределами Российской Федерации; доходов игорного бизнеса; прибыли от посреднических операций, страховой деятельности, отдельных банковских операций; прибыли от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства; льгот, предоставленных в соответствии с действующим законодательством. Чистая прибыль предприятия определяется как разница между прибылью отчетного года и величиной налога с учетом льгот. Направления использования чистой прибыли определяются предприятием самостоятельно. Основные направления использования прибыли следующие: - отчисления в резервный капитал, - образование фондов накопления и фондов потребления, - отвлечение на благотворительные и другие цели, - в АО – выплата дивидендов. Информация о распределении прибыли содержится в форме № 2 и форме № 3 в расчете отчислений в фонды. На основании этих источников производится анализ фактического распределения прибыли, выявляются отклонения и причины их возникновения. С этой целью составляется аналитическая таблица 20. Таблица 20.
Как видно из таблицы 20, чистая прибыль отчетного периода по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилась на 136,6 млн. руб. Возросли также отчисления из чистой прибыли в фонды накопления (на 56,6 млн. руб.), в фонд социальной сферы (на 12 млн. руб.) и фонды потребления (на 82 млн. руб.). Однако доля реинвестированной прибыли (т.е. направленной в фонды накопления и нераспределенной прибыли) в отчетном периоде составила лишь 21% чистой прибыли, что ниже предшествующего периода на 5%. Распределение чистой прибыли в акционерных обществах – это основной вопрос дивидендной политики организации. В центре дивидендной политики может стать вопрос о регулировании курса акций общества или вопрос о размерах и темпах роста общественного капитала организации, или вопрос о размерах привлекаемых внешних источников финансирования. Сложность решения этих задач заключается в том, что однозначного критерия оценки не существует. Имеются очевидные, рассчитываемые преимущества как с точки зрения капитализации чистой прибыли, т.е. распределения ее в фонды накопления, так и с точки зрения стабильности выплат дивидендов. Капитализация чистой прибыли позволяет расширять деятельность организации за счет собственных, более дешевых источников финансирования. При этом снижаются финансовые расходы организации на привлечение дополнительных источников, на выпуск новых акций. Сохраняется также прежняя система контроля за деятельностью организации, поскольку число собственников не увеличивается. Размеры капитализации чистой прибыли позволяют оценить не только темпы роста собственного капитала организации, но и через раскрытие факторной структуры этого роста оценить запас финансовой прочности таких важных показателей, как рентабельность продаж, оборачиваемость всех активов. В основе такого анализа лежат факторные модели рентабельности, которые раскрывают важнейшие причинно-следственные связи показателей финансового состояния предприятия и финансовых результатов. Поэтому они служат незаменимым инструментом «объяснения» (оценки) сложившейся ситуации. В целом для всех показателей существует единое факторное пространство, задаваемое набором из 11 взаимосвязанных блоков важнейших показателей формирования финансовых результатов. Факторные модели рентабельности являются также управляемыми моделями прогнозирования финансовой устойчивости предприятия. Необходимость предвидения ближайших и отдаленных перспектив развития – актуальная задача для предприятий. Темпы роста производства зависят не только от спроса, рынков сбыта, мощностей предприятия, но и от состояния финансовых ресурсов, структуры капитала и других факторов. Наиболее важным ограничением планируемых темпов роста предприятия являются темпы увеличения его собственного капитала, которые зависят от многих факторов, но в первую очередь – от рентабельности продаж (фактор x1); оборачиваемости всего капитала (валюты баланса – фактор x2); финансовой активности предприятия по привлечению заемных средств (фактор x3); нормы распределения прибыли на развитие и потребление (фактор x4). Таким образом, темпы роста собственного капитала, характеризующие возможности предприятия по расширению производства могут быть представлены мультипликативной моделью взаимосвязи перечисленных факторов: , где y – коэффициент роста собственного капитала (равен отношению прибыли на накопления к собственному капиталу); Модель отражает действие тактических (факторы х1 и x2) и стратегических (факторы х3 и x4) финансовых решений. Правильно выбранная ценовая политика, расширение рынков сбыта ведут к росту объемов продаж и прибыли предприятия, повышают скорость оборота всего капитала. В то же время нерациональная инвестиционная политика и снижение доли заемного капитала могут снизить положительный результат действия первых двух факторов. Данная модель замечательна тем, что легко может быть расширена за счет включения новых факторов. Причем в поле зрения менеджера попадав такие важные показатели финансового состояния предприятия, как ликвидность, оборачиваемость текущих (мобильных) активов, соотношение срочных обязательств для расчета устойчивого темпа роста выглядит следующим образом: где y – коэффициент роста собственного капитала; x1 – структура капитала: x2 – доля срочных обязательств в капитале предприятия: x3 – коэффициент текущей ликвидности: x4 – оборачиваемость текущих активов: x5 – финансовый результат от реализации продукции на единицу реализации (рентабельность продаж): x6 – норма распределения прибыли на накопления: Модели устойчивого роста находят практическое применение в планировании развития предприятия с учетом риска банкротства. Известно, что одним из критериев банкротства является неудовлетворительная структура баланса, определяемая по коэффициенту текущей ликвидности, коэффициенту обеспеченности текущих активов собственными средствами и суммой долговых обязательств к собственному капиталу. Если принять все эти коэффициенты на нормативном уровне, а норму распределения прибыли на накопления равной 1,0, то оптимальная величина устойчивого темпа роста составит 2,0 рентабельности текущих активов или 0,2 рентабельности собственного оборотного капитала. Это означает, что темпы устойчивого роста на перспективу зависят от довольно нестабильных параметров или факторов текущей деятельности. Ведь величина текущих активов (оборотных активов) очень подвижна и зависит от многих факторов: масштаба бизнеса; отраслевой принадлежности организации; темпов реализации продукции; структуры оборотных средств; доли добавленной стоимости в цене продукта; инфляции; учетной политики организации; системы расчетов. Стабильность дивидендных выплат является индикатором прибыльной деятельности организации, свидетельством ее финансового благополучия. Кроме того, стабильность дивидендных выплат снижает неопределенность, т.е. уровень риска для инвесторов. Информация о стабильных доходах инициирует повышение спроса на акции данной фирмы, т.е. ведет к росту цены ее акций. Вопросы для самопроверки: 1. Какие формы бухгалтерской отчетности служат источником информации при осуществлении анализа использования прибыли? 2. Какие факторные модели зависимости роста собственного капитала Вы знаете? Раскройте сущность любой на выбор модели устойчивого роста (перечислите факторы в их взаимосвязи). 3. Какие преимущества дает капитализация прибыли предприятия? Дайте полный ответ.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 59; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |