Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система показателей рентабельности, методы ее определения и пути повышения




Анализ рентабельности капитала предприятия, прибыльности продукции и деловой активности

Показатели рентабельности характеризуют финансовые ре­зультаты и эффективность деятельности предприятия. Они изме­ряют доходность предприятия с различных позиций и группиру­ются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена.

Показатели рентабельности являются важными характери­стиками факторной среды формирования прибыли предприя­тий. Поэтому они обязательны при проведении сравнительно­го анализа и оценке финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используют­ся как инструмент инвестиционной политики и ценообразо­вания.

Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:

1) показатели рентабельности капитала (активов);

2) показатели рентабельности продукции;

3) показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств.

Первая группа показателей рентабельности формируется как отношение прибыли к различным показателям авансированных средств, из которых наиболее важными являются: все активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства и долгосрочные обязательства); акционерный (собственный) ка­питал. Например,

 

 

Несовпадение уровней рентабельности по этим показателям характеризует степень использования предприятием финансовых рычагов для повышения доходности: долгосрочных кредитов и других заемных средств.

Данные показатели специфичны тем, что отвечают интере­сам всех участников бизнеса предприятия. Например, админист­рацию предприятия интересует отдача (доходность) всех активов (всего капитала); потенциальных инвесторов и кредиторов – от­дача на инвестируемый капитал; собственников и учредителей – доходность акций и т.д.

Каждый из перечисленных показателей легко моделируется по факторным зависимостям. Рассмотрим следующую очевидную зависимость:

 

 

Эта формула раскрывает связь между рентабельностью всех активов, рентабельностью реализации и оборачиваемостью акти­вов. Экономически связь заключается в том, что формула прямо указывает пути повышения рентабельности: при низкой рента­бельности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота активов.

Рассмотрим еще одну факторную модель рентабельности.

 

 

Рентабельность собственного (акционерного) капитала зависит от изменения уровня рентабельности продук­ции, скорости оборота совокупного капитала и соотношения соб­ственного и заемного капитала. Изучение подобных зависимос­тей имеет большое значение для оценки влияния различных факторов на показатели рентабельности. Из приведенной зави­симости следует, что при прочих равных условиях отдача акцио­нерного капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала.

Вторая группа показателей формируется на основе расчета уровней рентабельности по показателям прибыли, отражаемым в отчетности предприятий. Например,

 

 

Данные показатели характеризуют прибыльность продукции базисного (K0)и отчетного (К1)периодов. Например, рентабель­ность продукции по прибыли от реализации

;

или

;

где прибыль от реализации базисного и отчетного пе­риодов;

реализация продукции (работ, услуг) базисного и отчетного периодов;

себестоимость продукции (работ, услуг) базисного и отчетного периодов;

изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом.

Влияние фактора изменения объема реализации определя­ется расчетом (по методу цепных подстановок).

Соответственно влияние изменения себестоимости составит

Сумма факторных отклонений дает общее изменение рента­бельности в отчетном периоде по сравнению с базисным перио­дом:

Третья группа показателей рентабельности формируется ана­логично первой и второй группам, однако вместо прибыли в рас­чет принимается чистый приток денежных средств.

 

 

Данные показатели дают представление о степени возмож­ности предприятия расплатиться с кредиторами, заемщиками и акционерами денежными средствами в связи с использованием имеющего место денежного притока. Концепция рентабельнос­ти, исчисляемой на основе притока денежных средств, широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Она приоритетна, потому что операции с денежными потоками, обес­печивающие платежеспособность, являются существенным при­знаком «здоровья» финансового состояния предприятия.

Многообразие показателей рентабельности определяет аль­тернативность поиска путей ее повышения. Каждый из исходных показателей раскладывается в факторную систему с различной степенью детализации, что задает границы выявления и оценки производственных резервов.

При анализе путей повышения рентабельности важно раз­делять влияние внешних и внутренних факторов. Такие показатели, как цена продукта и ресурса, объем потребляемых ресурсов и объем производства продукции, прибыль от реализации и рен­табельность продаж, находятся между собой в тесной функцио­нальной связи. Для монопродукта и моноресурса взаимосвязь этих показателей можно отразить с помощью следующей схемы:

 

 

Доходность производства продукции рассматривается как произведение коэффициента производительности ресурсов и ко­эффициента соотношения цен единицы продукта и единицы ре­сурса. Последнее соотношение обычно называют финансовой производительностью (дефлятором) цены, потому что оно харак­теризует меру возмещения дополнительных затрат в цене реали­зуемой продукции в результате повышения себестоимости (затрат ресурсов за счет роста цен на ресурсы).

Если представить взаимосвязь данных показателей в индекс­ной форме, то появится возможность обычными методами фак­торного анализа дать количественную оценку влияния промыш­ленной и финансовой производительности на доходность предприятия и прибыль.

Имеем

или в развернутом виде

,

где J – индекс роста соответствующего показателя;

1; 0 – означают, что показатели исчислены за отчетный и ба­зисный периоды соответственно.

Влияние изменения промышленной производительности на доходность определяется методом цепных подстановок

.

Аналогично рассчитывается влияние изменения финансовой производительности

В целом общее изменение доходности за период балансируется с факторными отклонениями

Крупные предприятия главное внимание обращают на про­блемы контроля за изменениями промышленной производитель­ности и стараются снижать роль внешнего фактора (финансовой производительности). Дело в том, что одним из условий процве­тания предприятия является расширение рынка сбыта продукции за счет снижения цены на предлагаемые товары. Поскольку этот процесс не сопровождается снижением цен на потребляемые ре­сурсы, то роль дефлятора цены в формировании доходности пред­приятия понижается. Это естественным образом переключает сферу усилий руководства на контроль за изменениями промыш­ленной производительности, т.е. за внутренними факторами: сни­жение материалоемкости и трудоемкости продукции, повышение отдачи основных средств (машин, оборудования и т.д.).

Вопросы для самопроверки:

1. Какие группы, объединяющие показатели рентабельности Вы можете перечислить?

2. Раскройте сущность модели, включающей соотношения, рассчитанные на основе уровней рентабельности по показателям прибыли. Как измерить влияние фактора изменения объема реализации в рамках этой модели.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 90; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.