КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
О фигурах вообще и о фигурах речений
О периодах ОСНОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ СЛОВЕСНОСТИ. ЧАСТИ 1, 2. ЧАСТЬ 2-Я. РИТОРИКА (1807 г.) § 1. Риторика есть искусство располагать и приятно изъяснять свои мысли (...) Г л а в а 1 § 5. Период, или речь, выражающая совершенный и полный смысл, бывает: 1) Простой, который имеет одно только главное предложение, распространенное и увеличенное приличными речениями по вышепоказанным правилам, и называется одночленным. 2) С л о ж е н н ы й, в котором к главному придается или одно, или два, или три других приличных предложений, которые все соединяются с ним и между собою чрез пристойные частицы. В первом случае называется он двучленным, во втором т р е -членным, а в третьем четыречленным. Примеры: Одночленного: Ленивый человек редко достигает конца своих намерений. Двучленного: Все почти предприемлемое нами требует труда и усилий: посему ленивый человек не может иметь желаемого успеха в своих начинаниях. Тречленного: Вотще помышляет ленивый достигнуть желаемого конца в делах своих; он страшится и убегает всякого труда, а без труда редко удается получить что-нибудь. Четыречленного: Терпение и постоянный труд преодолевают все почти неудобства и подают нам верные пособия к достижению предприятий наших: леность же и малодушие не только заграждают путь к преуспеянию, но даже уничтожают и удачно начатое. (...) Г л а в а 3 Об украшении периодов § 26. Хотя периоды, расположенные и умноженные по правилам вышеизъясненным, имеют уже довольно приятности: однако к большему украшению их есть еще особенно риторические пособия, т. е. тропы и фигуры. 109 О т ро п а х § 27. Троп есть употребление слов в переносном или не собственном значении, по причине какого-нибудь отношения или сходства онаго с собственным: например: Вливать силу в чувства; умирать со смеху; необузданные ветры; и проч. § 28. Главных тропов считается пять: метафора, синекдоха, метонимия, ирония, ипербола. § 29. Метафора есть троп, в котором употребляется слово в не собственном значении, по причине подобия между тою вещию, которую хотим назвать оным, и тою, которая обыкновенно разумеется под ним; например: цвет юности; рука смерти; каменное сердце и проч. Примечание 1. Всякое почти слово может быть употреблено в смысле метафорическом, поелику нет вещи в свете, которая бы не была подобна другой в чем-нибудь. Однако ж надлежит наблюдать, чтоб 1) не брать метафор из чужих языков, не свойственных нашему; например, не говорить с латинского при корне горы (ad radicimmontis) вместо при подошве горы. 2) Чтоб метафора была прилична означаемой вещи, т. е. чтобы та вещь, которая берется в подобие, была ни больше ни меньше той, для которой она берется, и имела точное сходство с нею; например, непристойно было бы назвать благодетеля лестницею, которою восходим на высоту достоинств или счастия. 3) Не часто и не везде употреблять их. Примечание 2. Метафора беспрерывная, т.е. такая, в которой не одно слово, но целый период или несколько предложений в периоде, или иногда целая речь выражаются переносным образом, называется аллегориею; например: Блажен, кто может веселиться Беспрерывно в жизни сей! Но редкому пловцу случится Безбедно плавать средь морей; Там бурны дышут непогоды, Горам подобны гонят воды И с пеною песок мутят... Примечание 3. К метафоре или лучше к аллегории относятся все басни, загадки и иносказательные пословицы. § 30. Синекдоха есть троп, в котором полагается: 1) Род вместо вида и напротив; например: смертный вместо человека. Опустошать огнем и мечом, т.е. оружием. 2) Целое вместо частей, и напротив: — Россия (т. е. некоторая часть оной) изобилует богатыми рудниками. Или: Во след за скорыми кормами (т. е. кораблями) Спешит седая пена рвами. (Ломоносов.)
3) Имя общее вместо частного или собственного, и напротив: город вместо Петербурга или Москвы. Или: Мужайтесь, Русски Ахиллесы, Богини северной сыны! 4) Число множественное вместо единственного, и напротив; например: Расстриги, Кромвели, Надиры, Для хвал своих имеют лиры, Для обоженья олтари. Также: О Р о с с! о род великодушный! О твердокаменная грудь! О Исполин Царю послушный! Когда и где ты досягнуть Не мог тебя достойной славы? 5) Число известное вместо неизвестного: там тысячи (т.е. множество) валятся вдруг. § 31. Метонимия есть троп, в котором поставляется: 1) Причина, действующая вместо произведения, именно же: или а) изобретатель и начальник вместо вещи изобретенной, или той, над которой начальствует; например: Бахус или Вакх вместо вина; Диана вместо звериной ловли. Великий Александр себе был в славе скучен И в чаше Вакховой забвения искал. Или б) сочинитель вместо книги; например: читать В u p г ил и я, О м и р а. Или в) орудие вместо вещи, произведенной орудием; например: Это твоя рука, т. е. твое письмо. 2) Причина материальная вместо вещей, сделанных из материи; например: И м р а м о р и мет ал л со временем падут, Одне достоинства в ряд с вечностью идут. Или 3) произведение вместо причины; например: В поте лица снести хлеб твой. 4) Содержащее вместо содержимого: например: дом., знаменитый заслугами. 5) Владетель вместо вещи, коею владеет; например: сосед горит. 6) Государь или полководец вместо своих подданных или воинов; например: Петр I, победитель Шведов. 7) Признак вместо самой вещи; например: О Росс! твоя лишь добродетель, Таких великих дел содетель; Лишь твой Орел Луну затмил. 8) Время вместо того, что бывает в том времени, и напротив: например: Ученый век вместо людей, живущих в том веке. Во время жатвы, т.е. в конце лета. 9) Свойства вместо лиц, которым они принадлежат: например: 111 мудрость похвальна, добродетель любезна вместо мудрый похвален, добродетельный любезен. § 32. Ипербола есть невероятное увеличение или уменьшение вещи: например: бессильные муки; Из целых гор иссеченные храмы... Слезы градом полилися. Или: Черная туча, мрачным крыла С цепи сорвав, воздух покрыла; Вихрь полунощный — летит богатырь (Суворов)! Тьма от чела, с посвиста пыль, Молньи от взоров бегут впереди, Дубы грядою лежат позади. Ступит на горы — горы трещат; Ляжет на море — бездны кипят; Граду коснется — град упадет; Башни рукою за облак бросает и проч. (Державин.) Ирония §33. Ирония есть такой троп, в котором известные слова или целая речь разумеется не в собственном, но в противном смысле, например: Утешение бедняку Парфен! напрасно ты вздыхаешь О том, что должен жить в степи, Где с горя, с скуки изнываешь; Ты беден? — следственно терпи!.. Блаженство даром достается Таким, как ты на небеси; А здесь с поклона все дается; Ты беден? — следственно проси!.. Коль барин на смех поднимает,. Вменяй то в честь и не ропщи; Тобой он тешиться желает; Ты беден? следственно молчи!.. Не смей отнюдь тем обижаться, Что некогда ему тобой В своей уборной заниматься; Ты беден? так в сенях постой!.. Иной шага не переступит, С софы не тронется своей, А сходно все достанет, купит; Ты беден — бегай и потей!.. и проч. (Долгоруков.) Примечание. К иронии причисляются как виды ее: 1) Сарказм, или досадительная насмешка; например: Се та земля, вещает, (Турн, убив Евмеда) Которой доступал ты бранию; теперь Здесь лежа, оную своим ты телом мерь. Так Турн чествует всех, которые дерзают С ним биться; так они здесь грады созидают! (Енеида, 12 песня) 2) Хариентизм, забавная, веселая, но притом и язвительная шутка; например, на плешивого из Овен эпиграмма: Я никогда не мог сочесть волос своих, И ты тож, думаю, не счел; понеже нет их. 3) Астеизм, или учтивая и замысловатая насмешка; например: Цицерон сказал: Рим имел Консула неусыпного; он не знал сна во все время своего Консульства (Консул был избран и сменен в тот же день). Г л а в а 4 § 34. Фигура есть известный способ изображать мысли отменным от простого и обыкновенного расположением или слов или мыслей, к возвышению, красоте или приятности слова служащим. Примечание. Фигуры речений состоят в отменном расположении только некоторых слов, так что переменою оных уничтожается фигура. Напротив же фигуры предложений содержатся в отменном расположении и обороте самых мыслей и переменою слов уничтожены быть не могут. § 35. Фигуры речений состоят или в недостатке, или излишенстве, или в повторении, или сходстве слов. § 36. Фигуры, состоящие в недостатке слов, суть удержание и бессоюзие. § 37. Удержание есть опущение одного или многих слов, необходимых в предложении по смыслу логическому, но оставляемых по известности мысли, которую нужно было бы объяснить ими; например: Спокойной ночи! т. е. желаю. Или: Вы небо без меня и землю возмутили, И на море бугры поднять дерзнули, ветры! То я вас! (т. е. накажу) только дай мне волны успокоить. (Вергилий. Енеида.) § 38. Бессоюзие есть опущение соединительных частиц, требуемых по смыслу логическому для связи понятий, например: Бог сильный, резвый, добрый, злой! (т. е. счастие) На шаровидной колеснице. (Часть II. 3.) 113 Хрустальной, скользкой, роковой, Во след блистающей Деннице, Чрез горы, степь, моря, леса Вседневно ты по свету скачешь... § 39. Фигуры, состоящие в излишенстве слов, суть: изобилование, многосоюзие, единознаменование. § 40. Изобилование есть избыток некоторых слов, не нужных для точности смысла логического, но употребляемых для большего напряжения или для сильнейшего выражения мысли; например: Я видел сие собственными моими глазами. Или: Пред мощным слабость трепетала; Он гром держал в своих руках, Чело скрывая в облаках, Гремел, разил, земля пылала;.. Но — меркнет свет в его очах, И Бог земной падет во прах!.. § 41. Многосоюзие есть повторение союза соединительного, для выражения большого напряжения; например: И малые и великие, и старые и младые, и богатые и убогие хвалят добродетель; но не все последуют ей. Или: Ничто не ново под луною; Что есть, то было, будет в век! — И прежде кровь лилась рекою, И прежде плакал человек, И прежде был он жертвой рока, Надежды, слабости, порока. § 42. Единознаменование есть фигура, в которой собираем мы несколько подобных слов, дабы сим собранием объяснить то, чего не могли выразить одним словом; например: С нами быть тебе больше невозможно: не снесу, не стерплю, не попущу. (Цицерон против Катилины.) Или: Творец и Царь веков безмерных Источник лет, веков отец. (Ломоносов.) § 43. Фигуры, украшающие речь повторением слов, суть: усугубление, единоначатие, единозаключение, совокупление, возвращение, восхождение, окружение, наклонение. § 44. Усугубление есть повторение одного слова сряду или чрез несколько слов, например: Отвратите, отвратите очи ваши! Море, о пространное море! Или: Глагол времен, металла звон! Твой страшный глас меня смущает!.. Зовет меня — зовет твой стон, Зовет — и к гробу приближает... § 45. Единоначатие есть фигура, в которой несколько предложений сряду начинаются одним словом; например: Что храброе Российское воинство ко брани устроено; что флаг готов к покрытию вод Балтийских; что все военные приготовления успевают; сие не войну, от России наносиму, предвещает; но показует премудрость прозорливой нашей героини. (Ломоносов.) Тобой поставлю суд правдивый, Тобой сотру сердца кичливы, Тобой я буду злость казнить, Тобой заслугам мзду дарить. (Ломоносов.) § 46. Единозаключение есть фигура, в которой одним словом, а иногда и целым кратким предложением оканчиваются многие, сряду стоящие предложения; например: Откуда произошли неправды, лукавства и злобы? От человека. Где зависть, клеветы, убивства? Между человеками. Кто подымает оружие друг на друга и тщится отнять свирепым образом жизнь у ближнего своего? Разумное творение — человек. (Платон.) Ты к пропасти меня поставил, Чтоб я свою погибель зрел; Но скоро обратясь избавил, И от глубоких бездн возвел. Щедроту ты свою прославил, Меня утешить восхотел, И скоро обратясь избавил, И от глубоких бездн возвел. (Ломоносов.) § 47. Совокупление есть фигура, в которой многие сряду предложения как начинаются, так и оканчиваются одинаковыми словами; например: Что разрушает дружбу и согласие? Зависть; что рождает явные вражды и ссоры? Зависть; что заставляет клеветать и бесчестить другого? Зависть. § 48. Возвращение есть фигура, в которой тем же словом начинается следующий период, которым оканчивается предыдущий, например: Благословляю тебя. Отец сирых, Отец всей природы! благословляю тебя, Бог благости и любви! — Я лишился нежных родителей, я лишился верного друга; но один ли остался я на свете, в сей несчастной, плачевной юдоли? Нет не один. Яне один — Ты, Бог мой, Отец мой!., не смею далее называть Тебя!.. Ты всегда со мною. Ты с о мною — и чего ж недостает мне?.. Или: О дружба! кто тебя не знает, Не знает тот и красных дней. Врага ли сильного робею, Убожество ли я терплю, В совете ль надобность имею, Или от немощей скорблю: К кому прибегну, как не к другу? 15 Он мне готов явить услугу Заочно так как и в глаза. А есть ли слаб помочь найдется, По крайней мере хоть сольется С моей слезой — его слеза... Слеза любви... она дороже Мильонов многих в лютый час! § 49. Восхождение есть фигура, в которой сказуемое предыдущего предложения повторяется опять в подлежащем последующего, так что период, состоящий из таких предложений, уподобляется лестнице (от чего и фигура сия на греческом языке называется лестницею — kлnиat,); например: Мы считаем себя почти бессмертными в юности; но после юности непреметно наступает мужество; за мужеством вслед идет старость; а от старости один только шаг до гроба. Или: Гоняет волка лев, а в о л к гоняет козу, Коза гоняется за мягкою травою. (Вергилий. Еклога.) § 50. Окружение есть фигура, в которой период начинается и оканчивается одним словом; например: Философия легко побеждает несчастия прошедшие и будущие; но несчастия настоящие побеждают самую философию. Или: Слезой я каждый день встречаю И кончу каждый день — слезой. § 51. Наклонение есть фигура, в которой одно слово повторяется, будучи переложено по грамматическим переменам; например: Так — я страдаю теперь от любви к правде; но я люблю ее всем сердцем, люблю так же, как любил доселе, и буду любить до смерти. Или: Себя собою составляя, С тобою из себя сияя, Ты свет, откуда свет истек. Создавый все единым словом, В твореньи простираясь новом, Ты был, Ты есть, Ты будешь в век. — (Бог) (Державин.) § 52. Фигура, состоящая в сходстве слов, есть соответствие, в котором несколько предложений в периоде имеют одинаковое течение мыслей или одинаковый порядок слов. Например: Всякое доброе намерение не постыдится, прилежание похвалится, труд наградится, верность прославится, и проч. Примечание. Соединение фигур в одной речи делает ее приятнейшею. Например: Вера! Вера! Утешение душ праведных, страшилище преступников! Несчастлив тот, чье сердце затворено для сладостных влияний твоих! Вселенная, сие творение толико чудесное в очах почитателей Существа Верховного, для того есть нечто иное, как куча существ случайных, действий без связи и без причины; живая картина человечества представляет ему одно хладное зрелище животных слепых, водимых рукою случая; никогда сердце его не раскрывалось для сладостной мысли о Боге воздаятеле; никогда красота природы не напоминала ему о благодетельной Деснице, сотворившей оную; никогда в горестных скорбях не мог он возвесть взоров своих к Существу Утешителю. — Вера! Вера, утешительница несчастных! Пусть злодей лишит меня всех сокровищ, которыми наслаждаюсь я, как дарами Промысла; я прощу ему, если ты останешься со мною: пусть злодей лишит меня любезных детей моих, которыми утешаюсь я, как благословением Божиим; я прощу ему, если ты останешься со мною: пусть злодей покусится отнять жизнь мою, пусть отнимет ее; я прощу злодею, если ты, Вера! останешься со мною: но если злодей, если изверг покусится разлучить меня с тобою, о Вера! единственное сокровище мое! я не прощу ему, я не прощу извергу... тогда накажи его, накажи ты сама, священная Вера!.. Глава 5
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 48; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |