Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мои воспоминания




Ф. И. БУСЛАЕВ

А. Н. АФАНАСЬЕВ

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (1844—1848 гг.)

(1886 г.)

(...) С. П. Шевырев начал свои лекции насмешками над немец­кими риториками, составленными по старому образцу, потом приступил к изложению своей риторики, которую также разде­лил на три части: вместо источников изобретения он поставил: чтение писателей и образование пяти физических чувств (зрения, etc) и душевных способностей человека (воображение, воля и др.), как необходимых для того, чтобы развить в человеке наблюда­тельность, живость впечатлений и творчество. Говоря о распо­ложении, он делил всякое сочинение на три части: начало, се­редину и конец; в первой советовал представлять общее воззре­ние на предмет сочинения, неизученного в подробности; во вто­рой разбирать его во всех подробностях (анализ), а в третьей снова обращаться к целому, делая о нем заключения и выводы, но уже полнейшие, на основании разбора, представленного во 2-й части: эту методу он назвал анализо-синтетическою. Третья часть риторики посвящена была «выражению», в ней особенно сказались недостаточность лекций, вообще довольно сухих и ма­ло представлявших дельного содержания, которое было бы по­черпнуто из действительных фактов. Шевырев не указал нам ни образования метафорического языка, ни значения эпитетов и все свое учение о выражении лишил той основы, которая коренится в истории языка. Вообще ему не доставало филологических све­дений, а на одних рассуждениях далеко не ускачешь. (...)

(...) Шевырев любил фразы: он говорил красно, часто прибе­гая к метафоре, голосом немного нараспев: особенно неприят­но читает он или, лучше, поет стихи. Иногда он прибегал к чувст­вительности: вдруг среди умиленной лекции появлялись на глазах слезы, голос прерывался, и следовала фраза: «Но я, господа, так переполнен чувствами... слово немеет в моих устах...» — и он умол­кал минуты на две. Говорил бы он свободно, если б не любил впол­не округленных предложений и для этого не прибирал бы выраже­ний, прерывая свое изложение частыми «гм!». Ради этого «гм» вышел презабавный анекдот: Шевырев рассказывал содержание одной комедии: «Он вводит ее в свой кабинет и затворяет дверь — гм!» «Гм» вышло так многозначительно, что все засмеялись. На словесном факультете Шевырев читал историю литературы, теорию красноречия и поэзии (...)

Печатается по изданию: Афанасьев А. Н. Народ-художник: Миф. Фольклор. Литература.— М., 1986.— С. 297—298.

 

(1892 г.)

(...) В первый год университетского обучения Шевырев читал нам вместе с юристами, так сказать, приготовительный курс, имевший двоякое назначение: во-первых, по возможности урав­нять сведения поступивших в университет прямо из дому или из разных учебных заведений, казенных и частных, с неустановив­шеюся еще для них всех одинаковой программой обучения и, во-вторых, теоретически и практически на письменных упражне­ниях укрепить нас в правописании и развить в нас способ­ность владеть приемами литературного слога.

В лекциях этого курса Шевырев знакомил нас с элемента­ми книжной речи в языке церковнославянском и русском, от­личая в нем народные или простонародные формы от принятых в разговоре образованного общества. С этой целью он чи­тал и разбирал с нами выдержки из летописи Нестора по изда­нию Тимковского, из писателей XII века и из древнерусских стихотворений по изданиям Калайдовича, из «Истории» Карамзи­на, из произведений Ломоносова, Державина, Жуковского и осо­бенно Пушкина. При этом вдавался в разные подробности из книги Шишкова о старом и новом слоге, из заметок Пушкина о русском народном языке. Все это, низведенное теперь в програм­му средних учебных заведений, было тогда свежей новостью на университетской кафедре (...)

Эти лекции Шевырева производили на меня глубокое, неиз­гладимое впечатление, и каждая из них представлялась мне каким-то просветительным откровением, дававшим доступ в неис­черпаемые сокровища разнообразных форм и оборотов нашего ве­ликого и могучего языка. Я впервые почуял тогда всю его красо­ту и сознательно полюбил. (...)

Печатается по изданию: Буслаев Ф. И. Мои воспоминания.— М., 1897.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 52; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.