Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Декор и фантазия




Небоскребы

Очертания будущего

Реформаторы в архитектуре считали более перспективными простые и практичные конструкции, ставшие возможными благодаря новым технологиям. Уже в 1851 году сооружение Хрустального дворца продемонстрировало одно из таких революционных направлений. Построенное для Всемирной выставки, это огромное здание представляло собой гигантскую оранжерею - чугунный каркас, заполненный стеклом. Здание было исключительно функциональным (что соответствовало поставленной задаче), относительно недорогим и простым в возведении и являлось представителем "свободного" стиля, который легко адаптировать для самых разных целей и окружения. В XIX веке этот сугубо функциональный тип зданий безо всякого украшательства еще не нашел широкого применения вне промышленной сферы, хотя металлическая конструкция Эйфелевой башни в Париже (1889) явилась воплощением архитектурной инженерии в чистом виде. Но технический прогресс уже предоставил в распоряжение архитекторов сталь, железобетон и прочные стеклоблоки.

Эти материалы сделали возможным сооружение нового типа зданий - небоскребов. Огромная прочность стали означала, что теперь металлический каркас может нести нагрузку всего многоэтажного сооружения. Стены больше не должны были выполнять функции несущих конструкций, и небоскребы взметнулись ввысь на десятки этажей, а огромные окна залили их естественным светом.

Первые небоскребы были построены в Чикаго, который после опустошительного пожара 1871 года испытывал большую потребность в новых зданиях. Спустя несколько лет был изобретен электрический лифт (1880), что сделало высотные здания реальностью. Считается, что первым таким зданием в Чикаго был Хоум-иншуранс-билдинг (1883-85, архитектор У. Дженни), за которым быстро последовали другие. Около 20 лет в Чикаго процветала радикальная архитектурная школа, самым известным представителем которой был Луис Салливен (1856-1924), чей универмаг "Карсон, Пири энд Скотт" (1899) с "решетчатым" фасадом из огромных горизонтальных окон и облицованных белой плиткой ненесущих стен стал прообразом небоскребов по всей Америке.

Являясь приверженцем строгого и четкого "функционализма", Салливен тем не менее любил и широко применял при отделке зданий элементы стиля "модерн". Отличительными чертами "модерна" было использование замысловатых декоративных элементов, включая цветы и другие природные формы, а также витиеватые или, наоборот, хлесткие линии. Этот стиль с его особой атмосферой утонченной роскоши и легкого декаданса был воплощен в архитектурные формы бельгийцем Виктором Хортой (1861-1941) и французом Гектором Гимаром (1867-1942).

Характерным для "модерна" изгибам и завиткам как нельзя лучше соответствовал кованый чугун, и наиболее наглядно особенности этого стиля воплощены не в зданиях, а в знаменитых решетках входов в парижское метро, созданных Гимаром.

Два других известных архитектора выработали исключительно индивидуальный стиль, близкий к "модерну". Шотландец Чарльз Ренни Макинтош применял вытянутые прямые формы при проектировании Школы искусства в Глазго и в других своих работах, удачно сочетая "модерн" с тенденциями модернизма. А в Барселоне испанский архитектор Антонио Гауди (1852-1926) создал ряд зданий (включая собор Ла Саграда Фамилиа и жилой дом Каса Мила), которые и сегодня изумляют буйством фантазии.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 53; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.