Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сергей Сафронов 2 страница




На школьную тему был создан ряд фильмов, ставших любимыми для многих поколений, и среди них — «Звонят, откройте дверь!» (1966) и «Доживем до понедельника» (1969). Так же, как и в других фильмах этих лет, фильмы о школе, о детях и взрослых не давали зрителю готовых рецептов поведения, они приглашали к размышлению, дискуссии. Герои этих лент -думающие о смысле жизни, о том каким надо быть, что делать, они замечают в жизни такое, что им не нравится, протестуют против косности, шаблонов, серости.

1.11 С.Ф. Бондарчук и его вклад в развитие кино

Сергей Федорович Бондарчук (1920-1994) — выдающийся советский, российский актер и кинорежиссер. Учился во ВГИКе, в мастерской С. А. Герасимова. В кино дебютировал как актер в фильме «Молодая гвардия». Яркий, глубокий образ украинского поэта и художника Тараса Шевченко был создан им в фильме «Тарас Шевченко». С. Бондарчук снялся во многих фильмах известных режиссеров, где создал запоминающиеся образы: Дымов в фильме «Попрыгунья», Отелло в фильме «Отелло», Коростылев в фильме «Сережа», и др. В основе актерских образов, созданных Бондарчуком, -глубокое проникновение в суть характера, достоверность и правдивость в передаче тончайших нюансов психологического состояния человека, необычайно выразительная пластика и рисунок роли.

Режиссерским дебютом С. Бондарчука стал фильм «Судьба человека», сразу же получивший признание зрителей и критики.

Выдающейся работой в области экранизации стал четырехсерийный фильм-эпопея «Война и мир» (1966-1967). Создание этой киноэпопеи продолжалось несколько лет. Масштаб работы требовал от режиссера полной самоотдачи, огромного трудолюбия и высокой ответственности. Можно сказать, что за съемками фильма наблюдала вся страна: в журналах, газетах сообщалось о том, как идут съемки - все ждали появления экранной версии знаменитого романа. В фильме были приглашены сниматься известнейшие актеры: В. Тихонов

(Андрей Болконский), И. Скобцева (Элен), В. Лановой (Анатоль), А. Кторов (князь Николай Болконский), О. Табаков (Николай Ростов), О. Ефремов (Долохов), Н. Рыбников (Денисов) и др. Роль Пьера Безухова исполнил сам С. Бондарчук, а на главную женскую роль - Наташи Ростовой -была приглашена дебютантка, балерина Л. Савельева.

Режиссер стремился как можно бережнее сохранить текст романа Толстого. Философские размышления автора нашли свое отражение в закадровом тексте фильма.

Создание экранной версии романа требовало участия специалистов самых разных профессий, и не только тех, кто работал на киностудии: работников библиотек, музеев и архивов, пошивочных мастерских, военных, оружейников и многих других. Воссоздание на экране сражения под Аустерлицем, грандиозного Бородинского сражения, сцен пожара Москвы требовало большого мастерства режиссера, оператора и всего съемочного коллектива.

Зрители по достоинству оценили фильм-эпопею. Четырехсерийный широкоформатный фильм получил множество кинематографических наград в стране и за рубежом, в том числе Большой приз Московского международного кинофестиваля 1965 г. и Гран-при VIII Международного «Фестиваля Фестивалей» в Акапулько (Мексика) - за первые две серии (1965), премия Американской киноакадемии «Оскар» (1969)и др.

В последующий период С. Бондарчук создал ряд замечательных экранизаций литературных произведений, а также успешно продолжил свою актерскую деятельность.

1.12 Мультипликация 1960-х гг.

В 60-е гг. произошло обновление языка мультипликации. И хотя мультипликационные фильмы этих лет адресованы, прежде всего, юному зрителю, появляются и такие, которые созданы для взрослых: «Большие неприятности» (1961), «Мир дому твоему» (1963) и др. Оригинальность изобразительного решения и острое чувство современности характеризуют фильмы Ф. С. Хитрука: «История одного преступления» (1962), «Человек в рамке» (1966), «Фильм, фильм, фильм» (1968). Собственный почерк вырабатывают режиссеры молодого поколения. В эти годы появляются первые фильмы будущих известных режиссеров мультипликации: «Жил-был Козявин»

(1966) и «Стеклянная гармоника» (1968), «Учитель пения» (1968).

Значительно изменился и изобразительный язык детских фильмов.

Известные мастера мультипликации вступили в новый этап своего творчества. В новой манере снят фильм «Левша» (1964). Начинается выпуск мультипликационного сериала «Ну, погоди!» (1969), а также трилогия фильмов

о Чебурашке и его друзьях («Крокодил Гена» (1969), «Чебурашка» (1971), «Шапокляк» (1974)). Большую известность получил также фильм «Варежка»

(1967).

1.13 Своеобразие киноискусства 70-х гг.

Семидесятые годы в истории России позже будут квалифицироваться как пора «застоя». Исследователь киноискусства Нея Марковна Зоркая, характеризуя эпоху, отмечала, что кинематографический климат этого времени резко отличался от предыдущих лет. Несмотря на полную подчиненность государству, кинематограф, относясь к сфере государственного планирования и финансирования, представлял собой и сферу индивидуального творчества. Поэтому в среде кинематографистов были и те, кто продолжал делать добротные произведения, творя, в общем-то, в русле государственного заказа, но были и те, кто делал кино новаторское. «Неповторимое своеобразие, свобода самовыражения, исповедничество, раскрытие заветного, волнующего душу, а не "темплан" — вот свойства новаторского кино 1970-х».

В 70-е гг. продолжалось творчество С. А. Герасимова, выдающегося режиссера, сценариста, имя которого неразрывно связано с историей советского кино. В эти годы он снял ряд фильмов, посвященных нравственным проблемам, которые тесно соприкасались с проблемами сохранения окружающей среды, современного общества: «У озера»

(1970), «Любить человека» (1973), «Дочки-матери» (1975). В фильме «У озера» наиболее ярко выразилось стремление режиссера ввести в художественный кинематограф элементы документальности, приблизить героев к реальной жизни молодых современников, большим делам и проблемам своего времени.

Экранизации литературных произведений в 70-е гг. по характеру отличаются от экранизаций прошедших десятилетий. Если в 60-е гг. режиссеры старались как можно бережнее перенести на экран мысли, заложенные в оригинале, то в 70-е гг. складывается другое отношение к классике, все чаще отмечается «свое» прочтение классических произведений.

После запрета фильма «История Аси Клячиной» А. С. Кончаловский обратился к экранизации классических произведений. Им был снят фильм «Дворянское гнездо» (1969), который критика обвинила в «эстетизме». В 1971г. режиссер снял фильм «Дядя Ваня. Главной темой для режиссера в обоих фильмах стала проблема самоопределения, поиска своей судьбы, смысла жизни. В этих фильмах созданы прекрасные образы людей с чуткой душой, думающих, страдающих.

И. Е. Хейфиц снял фильм «Плохой хороший человек» (1973), где блестящий актерский дуэт составили В. С. Высоцкий и О. И. Даль. С. Юткевич снял фильм «Сюжет для небольшого рассказа» (1970. В фильме снялась известная французская актриса из семьи русских эмигрантов Марина Влади (Полякова-Бойдарова).

1.14 В.М. Шукшин и его роль в развитии кино

Василий Макарович Шукшин (1929-1974), в 1960 г. закончил ВГИК (мастерская М. И. Ромма). В институт он пришел имея опыт работы учителем, директором школы и др. Еще будучи студентом, Шукшин начал сниматься в

кино («Два Федора», 1959), тогда же начал печататься. Его режиссерский дебют

— фильм «Живет такой парень» (1964) - сразу же обратил на себя внимание зрителей и критики легким юмором, хорошим знанием жизни простых людей, их интересов. Писательская и кинематографическая деятельность В. Шукшина в дальнейшем тесно переплетаются. Он пишет повести, рассказы, сценарии, снимает фильмы, выступает как актер в фильмах известных режиссеров. Выходят его фильмы: «Ваш сын и брат» (1966), «Странные люди» (1970), «Печки-лавочки» (1972), отразившие самобытность его творчества, в основе которого лежало стремление осмыслить сложные явления в современной жизни города и деревни, исследовать характер простого русского человека. Остался нереализованным его замысел снять фильм о Степане Разине - вожде народного бунта. Сценарий этого фильма был переработан Шукшиным в роман «Я пришел дать вам волю» (1971).

Темы нравственного долга, вины и расплаты ярко и выразительно прозвучали в его последней режиссерской работе - фильме «Калина красная» (1974). Герой фильма, вернувшись из мест заключения, старается найти свое место в жизни, сделать эту жизнь более достойной, осмысленной. Но месть старых друзей из его прошлой жизни мешает ему это сделать.

В творчестве В. Шукшина более двадцати актерских работ - от типажных ролей людей из народа до сложных экранных образов в лучших фильмах отечественного кино. Среди этих работ - Степан («Аленка», 1962), директор комбината Черных («У озера», 1970), крестьянин Иван Расторгуев («Печки-лавочки»), солдат Лопахин («Они сражались за Родину», 1975), Егор Прокудин («Калина красная»).

По сценариям В. Шукшина, другими режиссерами были поставлены фильмы: «Пришел солдат с фронта» (1972), «Земляки» (1975), «Позови меня в даль светлую» (1978). В. Шукшину посмертно присвоена Ленинская премия.

1.15 Н.С. Михалков

На 70-е гг. приходится начало режиссерского творчества Н. Михалкова. Никита Сергеевич Михалков (род. в 1945 г.) — сын известного писателя и драматурга С. Михалкова и поэтессы, переводчицы Н. Кончаловской. Учился на актерском факультете театрального училища им. Щукина. Отслужив в армии, Н. Михалков поступает во ВГИК (в режиссерскую мастерскую М. И. Ромма) и в 1971 г. заканчивает его. Первые актерские работы Н. Михалкова отличались естественностью и искренностью: Коля («Я шагаю по Москве», 1963), Сергей Бородин («Перекличка», 1966).

Режиссерский дебют Михалкова - короткометражный фильм «Спокойный день в конце войны» (1971). Его следующая работа -художественный фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974) -сразу показывает высокий профессионализм молодого режиссера, картину хорошо встречают зрители и критики. В 1976 г. выходит его новый фильм, снятый в жанре мелодрамы - «Раба любви». Работа над ним началась довольно случайно - молодому режиссеру предложили снимать фильм, начатый другим человеком. Однако в процессе съемок Н. Михалков сделал по-настоящему свой фильм: был переписан сценарий, введены новые герои.

В 1977 г. Михалков поставил фильм по произведениям А. П. Чехова, «Неоконченная пьеса для механического пианино». Молодому режиссеру удалось очень тонко передать атмосферу произведений писателя, показать чеховских героев, смысл их переживаний и исканий. В 1979 г. по пьесе известного драматурга А. Володина, он поставил фильм «Пять вечеров».

Следующей крупной работой Н. Михалкова в жанре экранизации стал фильм «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» (1980).

Интересы режиссера были очень разнообразны, он пробует себя в новых жанрах, и все его фильмы отличаются профессионализмом и высокой режиссерской культурой, поисками живописного изобразительного стиля на экране. Фильмы Михалкова были отмечены наградами на международных фестивалях.

Н. Михалков продолжал и свое актерское творчество, в эти годы он снялся в ролях: князя Нелидова («Дворянское гнездо», 1969), Чухновского («Красная палатка»), Ежова («Песня о Маншук») - обе 1970, ротмистра Минского («Станционный смотритель», 1972), Брылова («Свой среди чужих, чужой среди своих», 1974), Трилецкого («Неоконченная пьеса для механического пианино», 1977), Алексея Устюжанина («Сибириада», 1979).

1.16 Кино 1980-х - 2000 гг. СССР - Россия

Начало 80-х гг. в СССР характеризовалось как время застоя в политической, социальной и экономической жизни страны. Советское правительство было не в состоянии решить имеющиеся в стране проблемы, среди которых отмечались дефицит потребительского рынка, невысокий жизненный уровень населения, отсутствие свободы слова и др. Пришедший к власти М. С. Горбачев провозгласил в 1985 г. курс на «перестройку», в результате чего в жизни страны произошли крупные изменения. В стране стала развиваться рыночная экономика, в 1991 г. перестал существовать Советский Союз, на его территории образовалось несколько суверенных государств. Фактической правопреемницей СССР стала Российская Федерация - Россия.

Переход от общественной собственности на средства производства к частной, и от государственного регулирования экономики - к рынку сильно отразился на состоянии российского кинематографа. Крупные студии страны, прежде финансируемые государством, оказались в тяжелом положении. Провозглашение демократических свобод и отмена всякой цензуры сняли барьеры для проникновения на российский рынок зарубежной кинопродукции. С одной стороны, российский зритель получил возможность познакомиться со многими выдающимися произведениями, созданными за рубежом, но, с другой стороны, на российский экран хлынули фильмы очень низкого уровня -многочисленные боевики, эротические и порнографические фильмы. Приток зарубежной кинопродукции нанес сильный удар по кинопромышленности страны. В это же время началось распространение бытовой видеотехники, поэтому любой фильм стало возможным просмотреть дома. В результате кинозалы, где уже и так демонстрировались преимущественно зарубежные фильмы, вовсе опустели. Существовавшая в стране мощная система кинопроката фактически развалилась.

Произошел раскол и в среде самих работников кино, что показал V съезд кинематографистов СССР, прошедший в 1986 г. - почти в самом начале перестройки. Кинематографическое сообщество оказалось разобщенным, что также отразилось на качестве кинопродукции в эти сложные годы перехода к рыночной экономике. Объем производства полнометражных кинофильмов стал падать. Если в 1992 г. было выпущено 166 фильмов, то в 1996 г. - всего 34 фильма. В 2003 г. было выпущено 54 фильма.

Телевидение, имея благодаря рекламе значительно больше средств для развития, смогло быстрее наладить производство своей продукции -телефильмов и телесериалов. В 1992 г. было выпущено 18 полнометражных телефильмов и 5 сериалов, в 1996 г. - соответственно 4 и 5, а в 2003 г. -23 полнометражных фильма и 78 телесериалов.

Но, пережив очень сложное время, кинопроизводство стало постепенно возрождаться. Наряду с крупными киностудиями («Мосфильм», «Ленфильм», Киностудия им. М. Горького), которые также претерпели структурные изменения, возникает и начинает выпускать фильмы множество новых, часто небольших, студий. В российском кино появилась профессия продюсера, незнакомая советскому кинематографу. В стране начинают открываться новые, оборудованные современной техникой кинотеатры.

Содержание фильмов, вышедших на экран в первые годы «перестройки» и последующее время, резко отличалось от того, что было на экранах Советского Союза. Многие режиссеры, желая воспользоваться полной свободой в творчестве и отсутствием запретов, стали создавать фильмы, получившие название «чернухи», в которых они показывали наиболее неприглядные стороны жизни в СССР и в условиях «перестройки». Как правило, такие фильмы не обладали большими художественными достоинствами, а лишь отражали состояние растерянности и депрессии, желание дистанцироваться от социалистического прошлого. Подражание зарубежным фильмам и криминальная ситуация в стране способствовали появлению фильмов определенных жанров: боевик, триллер, криминальная драма, детективный триллер, комедия абсурда и т. п.

Постепенно кино получает возможность снимать дорогостоящие фильмы, появляются так называемые блокбастеры. Часто в создании высокобюджетных фильмов принимают участие и телевизионные каналы, что позволяет делать разные варианты этих произведений - для кинопроката и телевизионную версию.

В первой половине 80-х гг., еще в рамках советской системы, продолжалось творчество известных режиссеров. С. Ф. Бондарчук, творчество которого было связано с экранизацией литературных произведений, снял «Красные колокола» (1982). Это кинопроизведение состояло из двух фильмов: «Мексика в огне» и «Я видел рождение нового мира». В 1986 г. вышел его фильм «Борис Годунов»

. В главной роли снялся сам С. Бондарчук. В создании этих двух фильмов, кроме отечественных, принимали участие и зарубежные студии. С. Бондарчук продолжает сниматься как актер в фильмах других режиссеров: кардинал Монтенелли («Овод», 1980); боярин Морозов («Гроза над Русью», 1992) и др.

В 80-е гг. выходят на экраны фильмы режиссеров А. Алова и В. Наумова «Тегеран-43» (1981, совместно с Францией), «Берег» (1984). В этих фильмах речь идет о событиях, связанных с прошедшей войной, но имеющих отголоски в современной жизни.

В 1988 г. В. Наумов снял по роману Ю. Бондарева фильм «Выбор», где также пересекаются настоящее и прошлое. В основе сюжета фильма -встреча двух друзей, оказавшихся в разных странах, через много лет. Социальные конфликты переведены на экране в конфликты нравственные. Режиссер и актеры сосредоточили внимание на ответственности человека за выбор своей судьбы.

В первой половине 80-х гг. выходят фильмы, которые привлекли большое внимание зрителей и критики: «Лев Толстой» (1984) С. А. Герасимова, «Полеты во сне и наяву» Р. Г. Балаяна, «Мой друг Иван Лапшин» (1984) А. Г. Германа, «Парад планет» (1984) и «Плюмбум, или Опасная игра» В. Ю. Абдрашитова, «Вам и не снилось» (1981) И. А. Фраза, «Чучело» (1984) Р. А. Быкова и др.

В большинстве фильмов ставились нравственные проблемы, отражалось стремление осмыслить, исследовать, вскрыть причины их возникновения. Фильм Р. Быкова «Чучело», был посвящен подростковой проблематике, в нем рассматривались проявления жестокости, мещанских идеалов, ложного понимания коллектива. Картина привлекла внимание не только юных зрителей, но и педагогов и родителей, некоторые из них неоднозначно приняли этот во многом смелый фильм. Высказывались даже предложения о его запрете, но этого не произошло, и фильм вышел на экраны, получив высокую оценку зрителей, оценивших творческую и гражданскую позицию режиссера. Фильм получил также Государственную премию (1986).

С началом перестройки на экраны вышли фильмы, ранее «положенные на полку», т. е. не демонстрировавшиеся в советское время: «Тема» Г. А. Панфилова, «Проверка на дорогах» А. Германа, «Комиссар»

А. Я. Асколъдова, «Покаяние» Т. Е. Абуладзе.

Сложности в экономике страны в эти годы тяжело отразились и на состоянии кинематографа. Даже известным режиссерам трудно было найти средства для реализации своих творческих замыслов.

В начале 90-х гг. С. Бондарчук начал снимать в Италии фильм «Тихий Дон» по одноименному роману М. А. Шолохова. При этом режиссер вынужден был согласиться с рядом условий, связанных с постановкой фильма. Так, по договору с финансирующей стороной главные роли должны были исполнять зарубежные артисты. Этот фильм остался незавершенным. С. Бондарчук умер в 1994 г., российский зритель так и не увидел фильм при жизни режиссера. Фильм завершил сын режиссера Ф. С. Бондарчук. Показ фильма на телеэкране в России состоялся только в 2006 г.

В. Наумов смог продолжить свою работу и в новых условиях, хотя даже ему, режиссеру с мировым именем, сделать это было очень трудно. В 90-е гг. выходят его фильмы «Белый праздник» (1994) и «Тайна Нардо, или Сон белой собаки» (1999). Сценарий «Белого праздника» написан В. Наумовым совместно с Тонино Гуэро по мотивам повести писателя «Сто птиц». По жанру это психологическая драма с элементами мистики. В криминально-фантасмагорической драме-притче «Тайна Нардо, или Сон белой собаки» рассказывается о том, как жена известного политика и бизнесмена, погибшего в автокатастрофе, начинает собственное расследование причины гибели мужа. В фильмах режиссера играют известные актеры: Н. Белохвостикова, А. Джигарханян, В. Гафт, Л. Савельева, Б. Щербаков и др.

Н. Михалков в сложных условиях существования отечественного кино снял фильмы «Урга» (1991), «Анна. От 6 до 18» и «Утомленные солнцем» - оба 1994, «Сибирский цирюльник» (1998).

Тематика фильмов, вышедших на экраны в 90-е гг., во многом связана с теми настроениями, которые были в обществе, в том числе, и в среде кинематографистов. Осуждение социалистического периода в большей части было сконцентрировано на периоде сталинского режима, на бесправии одних и цинизме других - тех, кто стоял у власти. Фильмов, снятых на эту тему, было достаточно много, они различны по своему художественному уровню.

В фильмах, созданных в сложное для страны время 90-х гг., прослеживается тематика, связанная с поиском выхода из тупика, активного действия героев, вступающих в борьбу с криминалом, беззаконием и бездействием и продажностью чиновников («Любить по-русски» (1995), «Любить по-русски 2» (1996) и «Любить по-русски 3» (1999) Е. С. Матвеева; «Ворошиловский стрелок» (1999) С. С. Говорухина и др.).

Тема социальной ответственности человека за подрастающее поколение нашла отражение в фильме «Кто, если не мы» (1998). Решение всех проблем героев в фильме «Все будет хорошо» (1995) связано с появлением богатых соотечественников, некогда уехавших из страны.

Внимание зрителей и критики привлек фильм «Барабаниада» (1993) Сергея Овчарова - гротесковая притча-фантазия. Барабан и его хозяин идут по стране, которая еще совсем недавно была Советским Союзом.

Значительное место среди фильмов этого периода составили боевики. Популярным этот жанр в российском кинопрокате стал еще со времен перестройки и появления на экране зарубежной кинопродукции. Именно тогда фильмы, где действуют люди с оружием, много перестрелок, крови и часто бессмысленных жертв, нашли своего зрителя. Во многом это совпало со временем криминализации общества в самой стране, а также с войной в Чечне, которая велась на протяжении многих лет. В этих условиях жанр боевика -остросюжетного фильма с большим количеством драк, столкновений и трюков

- быстро находил своего зрителей, большинство которых составляли подростки, молодые мужчины. Очень часто такие фильмы изобиловали не только драками и убийствами, но и сценами секса («Все то, о чем мы так долго мечтали» (1997) и др.). Зрителя такие фильмы привлекали еще и тем, что подобные сцены прежде в фильмах не показывались. Некий набор из сцен насилия, эротики, драк, погонь, секса - появляется почти в каждом фильме, независимо от того, насколько это необходимо.

Большим успехом пользовался фильм «Брат» (1997) А. О. Балабанова.

В 2001 г. исполнитель роли Данилы Сергей Бодров сам выступил как режиссер, сняв фильм «Сестры». Фильм стал единственным фильмом молодого режиссера, который пропал без вести во время съемок своего следующего фильма на Кавказе.

Много фильмов было создано и на тему чеченской войны и ее откликов в судьбах людей: «Кавказский пленник» (1996) С. В. Бодрова, «Блокпост» (1998) А. Рогожкина.

Жанр комедии в эти годы стал одним из наиболее привлекательных для зрителей и самих кинематографистов. Однако на экраны выходили не бытовые, как раньше, а более соответствующие духу времени сатирические комедии, с элементами гротеска, «черного» юмора, даже боевика. Внимание зрителей привлекли фильмы: «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» (1992) Л. Гайдая; «Окно в Париж» (1993) Юрия Мамина и Аркадия Тигая; «Ширли-мырли» (1995) В. Меньшова; «Особенности национальной охоты» (1995) и «Особенности национальной рыбалки» (1998) А. Рогожкина.

Лирическая комедия появляется уже во второй половине 90-х гг. На экраны вышли фильмы «Бедная Саша» (1997), «Президент и его внучка» (1999), «Ландыш серебристый» (2000) Т. Э. Кеосаяна.

В постперестроечное время в значительном количестве на экраны выходят фильмы, снятые в жанре драмы и мелодрамы, которые традиционно пользуются зрительским вниманием. В их числе - фильмы «Ты у меня одна» (1993), «Принцесса на бобах» (1997), криминальная мелодрама «Страна глухих» (1998) В. П. Тодоровского и др.

 

2.1 Состояние киноиндустрии в конце XX в

Улучшение экономической ситуации в стране к концу 90-х гг. положительно отразилось и на состоянии кинематографа. К этому периоду, в основном, в крупных городах стали появляться кинотеатры, оборудованные современной техникой. Большое внимание уделялось качеству звука, кинотеатры оборудовались звуковыми стереосистемами. На экранах стали демонстрироваться вначале зарубежные фильмы, созданные с учетом новых технологий, а затем и отечественные. Появился специальный термин «блокбастер», обозначающий фильм, снятый с большим размахом и очень дорогостоящий.

Как правило, появлению такого фильма на экране предшествовала широкая рекламная кампания в средствах массовой информации.

Первым российским фильмом этого периода, на съемки которого были затрачены большие средства и премьера которого была проведена на высоком уровне, стал фильм Н. Михалкова «Сибирский цирюльник» (1998). Фильм был снят при участии зарубежных компаний, кроме России в его создании участвовали Франция, Италия, Чехия.

Н. Михалков воссоздает в фильме не только соответствующую историческую эпоху, но и стремится раскрыть такие понятия, как русский характер, русский человек с его пониманием чести, долга, отношения к Родине, веры, любви, дружбы. Сложные годы перестройки в стране, поиск новых социальных, нравственных ориентиров, «национальной идеи», очевидно, способствовали обращению режиссера к этому историческому периоду в жизни России, когда страна была наиболее успешна и стабильна, и не испытала еще на себе последствий революции. Широкий масштаб фильма, прекрасная игра актеров (роли в фильме исполняли О. Меньшиков, Джулия Ормонд, А. Петренко, Ричард Харрис, В. Ильин, А. Михалкова, Н. Михалков и др.) помогли создать запоминающееся произведение. Критика неоднозначно оценила фильм, были упреки в том, что фильм больше рассчитан на зарубежного зрителя, что он создан в стиле лубка. Однако расчет на прокат в других странах становится важным для российского кино.

Получивший всеобщее признание и известность после фильма «Москва слезам не верит» (1980, премия «Оскар») В. В. Меньшов снял фильм «Зависть богов» (2000). В 2004 г. вышел фильм «Водитель для Веры». Действие в нем происходит уже после смерти Сталина, но бесчеловечная машина подозрительности, интриг и сокрытия неблаговидных поступков высших военных чинов по-прежнему калечит судьбы тех, кто им мешает. «Космос как предчувствие» (2005) Алексея Учителя рассказывает о стремлении человека вырваться из страны, где царят ограничения и запреты, к свободной жизни, о которой мечтает один из героев фильма.

Большим успехом у молодых зрителей пользовался фильм «Бу-мер» (2003) Петра Буслова. Герои фильма едут на машине марки BMW, скрываются от преследования, попадая в весьма сложные ситуации, что заканчивается для большинства из них гибелью.

Военная тема традиционно остается в поле зрения режиссеров. Выходят на экраны фильмы о событиях Великой Отечественной войны («В августе 44-го», «Звезда» 2002), «Кукушка» (2002), во многом увиденные из сегодняшнего дня. Тема чеченской войны по-прежнему привлекает режиссеров. На экраны выходят фильмы: «Война» (2002) А. О. Балабанова, «Кавказская рулетка» (2002) Федора Попова, «Дом дураков» (2002) А. Кончаловского.

Экранизация литературной классики, всегда привлекавшая режиссеров и пользующаяся зрительским интересом, в эти годы в значительной степени переместилась на телевизионный экран. Телевизионные каналы стали сами финансировать съемки многосерийных фильмов по известным литературным произведениям. Демонстрация таких фильмов по телевидению обеспечивает большую зрительскую аудиторию, что привлекает рекламодателей. Среди многосерийных фильмов, вышедших в эти годы на телевизионные экраны: «Идиот» (2003), и «Мастер и Маргарита» (2005), «Московская сага» (2005), «В круге первом» (2005) и др.

Требования кинорынка, ориентированного на интересы «рядового» зрителя, были поставлены во главу угла лишь в первые перестроечные годы. Но постепенно начинает возрождаться и так называемое авторское кино. Выходят фильмы, снятые режиссерами, чье творчество всегда считалось «трудным» для основной массы зрителей. Фильмы «Молох» (1999), «Телец» (2000) и «Русский ковчег» (2002) А. Н. Сокурова получили высокую оценку на международных кинофестивалях.

В эти годы на российские экраны стали выходить фильмы, созданные с большим размахом, с использованием компьютерных технологий:

- фантастический боевик «Ночной дозор» (2004) Тимура Бекмамбетова,

- исторический боевик из времен боев за Плевну «Турецкий гамбит» (2005) Джаника Файзиева,

- фильм об афганской войне «Девятая рота» (2005) Ф. С. Бондарчука. Эти фильмы по своему техническому уровню вполне соответствовали известным зарубежным блокбастерам, что было важно для возрождающегося российского кино, стремящегося завоевать свое место на мировом экране.

Самые строгие ценители отечественного кино, воспитанные на высоких образцах фильмов прежних лет, не всегда удовлетворяются художественным уровнем нового кинематографа. Однако есть надежда, что выход российского кино на мировой уровень, развитие кинопроизводства в стране, появление новых талантливых режиссеров принесут свои плоды, и российский кинематограф вновь займет достойное место среди ведущих кинематографов мира.

 

Серебряный век — образное название периода в истории русской поэзии, относящегося к началу XX века, данное по аналогии с «Золотым веком» (первая треть XIX века). На авторство термина претендовали философ Николай Бердяев, поэты и критики Николай Оцуп, Сергей Маковский.

Хронологические рамки

Вопрос о хронологических рамках этого явления остаётся спорным. Серебряный век условно датируется 1890-ми гг. — первым двадцатилетием XX в.[2][3] Если в определении начала Серебряного века исследователи достаточно единодушны — это явление рубежа 80-х — 90-х годов XIX века, то конец этого периода — вызывает споры. Одни исследователи полагают, что Серебряный век окончился с началом Гражданской войны. Другие полагают, что Серебряный век прервался в год смерти Александра Блока и расстрела Николая Гумилёва. Также, существует точка зрения, что концом Серебряного века можно считать рубеж 1920—1930-х годов, связанный с самоубийством Владимира Маяковского.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 60; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.