Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и предмет современной общей риторики.




Аристотель и определяет риторику как способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета. Поскольку способ убеждения — это своего рода доказательство, то риторика — это наука и мастерство доказательной речи. Аристотелевскому определению созвучно определение М. В. Ломоносова, которое одновременно ориентировано и на цицероновский идеал: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему мнению. Предложенная по сему искусству материя называется речь или слово» («Краткое руководство к красноречию»). Следовательно, по Ломоносову, риторика — искусство убеждать. Для полного понимания предмета и сущности риторики особый интерес представляет ее характеристика в «Общей реторике» Н. Ф. Кошанского: «Реторика вообще есть наука изобретать, располагать и выражать мысли». Определение звучит на редкость современно, ибо красноречие здесь трактуется как искусство мыслить и выводить мысль на простор слова.

Риторикаэто теория и мастерство целесообразной, воздействующей, гармонизирующей речи. Проанализируем это определение, чтобы оно стало окончательно ясным.

Понимание риторики как теории и мастерства подразумевает, что риторическая теория возникала и развивается как осмысление риторической практики.

Целесообразность речи предполагает обязательное соответствие речевого действия оратора его речевому намерению. Таково основное требование и принцип успешной речи.

Предметом современной общей риторики служат общие закономерности речевого поведения и практические возможности их использования для достижения эффективности речи. Прежде всего современная риторика интересуется речью устной.

Ядром общей риторики служит риторический канон: изобретение содержания речи, его расположение в нужном порядке и его словесное выражение. Иными словами, получая риторическое образование, мы учимся отвечать на три главных вопроса: что сказать? в какой последовательности? как?

Кроме риторического канона, самостоятельными разделами общей риторики являются: оратория — теория и практика публичной речи; мастерство спора; искусство беседы; риторика повседневного общения; этнориторика.

 

7.Речевое событие и речевая ситуация. Поток речевого поведения. Дискурс.

Речевое событие — основная единица, «клеточка» речевого общения. Это некое законченное целое со своей формой, структурой, границами (урок, конференция, обмен репликами с продавцом в булочной и т. д.). Важнейшие составляющие речевого события — поток речевого поведения и речевая ситуация.

Поток речевого поведения (то, что можно записать на видеомагнитофон) включает в себя вербальную, акустическую, жестово-мимическую и пространственную компоненты. Вербальное поведение выражается в словах, его можно представить (записать на бумаге) в виде диалога. Акустическое поведение — звучание речи, ее громкость, высота тона голоса, размах изменений речи (монотонная речь, или, напротив, с заметными перепадами от высокого тона к низкому), темп речи, длительность пауз. Вербальное и акустическое поведение вместе составляют дискурс — живую речь, произносимую в процессе развертывания речевого события.

Жестово-мимическое поведение — значимые движения лица и тела.

Пространственное поведение — то, как партнеры, разговаривая друг с другом, используют пространство (например, насколько близко они стремятся находиться друг от друга). Все эти компоненты связаны между собой и влияют друг на друга. Таким образом, поток речевого поведения можно определить как дискурс, сопровождающийся жестово-мимическим и пространственным поведением.

Речевая ситуацияусловия и обстановка, в которой происходит речевое общение, а также все те, кто в нем участвует. Это понятие очень важно для риторики. Собственно говоря, риторика — это и есть наука описывать речевые ситуации, анализировать их и приспосабливать к ним речевое поведение.

Первый элемент — участники общения: говорящий и слушающий, или адресат. Помимо говорящего и адресата возможны свидетели — те, кто слушает и оценивает речь «со стороны». Второй элемент — отношения между действующими лицами. Они определяются социальной ролью участников общения. Третий элемент — речевые намерения (цели) участников общения. Его суть раскрывается вопросами: зачем говорится то, что произносится в данной речевой ситуации? В чем ее участники видят смысл происходящего речевого события? К чему, по их мнению, оно должно привести, каков должен быть его результат? Иными словами, целью говорящего считается тот результат, который он, сознательно или неосознанно, хочет получить от своей речи. Четвертый элемент — условия и обстоятельства речевой ситуации. Они определяют ее, но не имеют прямого отношения к «действующим лицам». Речевой акт. Говоря, мы совершаем поступок, действуем, так как с помощью слов можно управлять поведением людей. Сила словесного воздействия может быть незаметна, но она всегда велика. Речевой акт — основная единица речевого поведения, реализующая одно речевое намерение говорящего и служащая достижению внеречевого результата.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 183; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.