Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные законы современной общей риторики.




Закон гармонизации диалога. Сущность этого закона заключается в следующем положении: эффективное (гармонизирующее) речевое общение возможно только при диалогическом взаимодействии участников речевой ситуации. В нем акцентируется внимание на том, что процесс общения всегда взаимен (хотя фактическое речевое поведение говорящего может разрушать диалог). задача как культурного ритора — пробудить собственное внутреннее слово слушателя, установить гармонические двусторонние отношения с адресатом. Выполнению этой задачи способствуют следующие принципы и правила речевого поведения. Коммуникативные стратегии и стили говорящих проявляются посредством:

— темы: какие темы предпочитает говорящий; насколько легко переходит от одной темы к другой; склонен ли говорящий сам вводить новые темы в беседу; насколько упорен он, вводя свою тему;

— темпа дискурса: темп речи; быстрота смены ролей говорящий/слушающий; отношение к длительности пауз; частота одобрительных сигналов (обратная связь);

— акустики: громкость, высота голоса; насколько заметны переходы от высокого голоса к низкому;

— движений (мимика, жест, поза): активность; направление взгляда; расстояние между собеседниками или оратором и аудиторией.

Правила, соблюдение которых направлено на осуществление принципа гармонизации диалога и согласование всех компонентов потока речевого поведения, таковы:

— внимание к адресату: готовясь к публичной речи, к деловой, профессиональной или личной беседе, необходимо заранее представить себе слушателя или собеседника, как бы составить его «социальный портрет» (социальное положение слушателя и его роль по отношению к вам), представить размер, возраст, круг особых интересов аудитории и набор запретных тем, цель собрания или конференции, подумать, что от вас ожидается, как будут использованы полученные от вас сведения;

— близость содержания речи интересам и жизни адресата: «Слушатели внимательно относятся ко всему великому и к тому, что лично их касается, ко всему удивительному и приятному, поэтому следует внушать слушателям, что речь идет о подобных предметах» (Аристотель). Иными словами, содержание речи должно быть близко интересам и потребностям адресата;

— конкретность и образность речи: обязательно должны прозвучать факты, и примеры, следует использовать средства выразительности речи — тропы и риторические фигуры (их мы рассмотрим в следующей теме);

— линейный характер речи: речь должна быть построена по четко обдуманному плану.

Закон продвижения и ориентации адресата гласит: речь становится эффективной, если говорящий осведомляет адресата о том, каков «маршрут» совместного продвижения от начала речи к ее концу. Это означает, что общая структура речи должна быть ясной не только оратору, но и адресату. Чем лучше последний представляет себе, куда ведет его говорящий, сколько еще осталось до конца, в каком пункте «карты речи» он находится, тем лучше он воспринимает сообщаемое. Чувство движения у адресата создается общей структурой речи, построением отдельных фраз и процессом произнесения речи. Более детально это будет освещено в следующих темах.

Закон удовольствия и эмоциональности речи. Третий закон общей риторики требует, чтобы говорящий не только мыслил, не только рассудком творил свою речь, но и чувствовал, переживал эмоционально то, о чем он сообщает или беседует, ибо только субъективно пережитое, прочувствованное можно убедительно сообщить, не оставив слушателя равнодушным. При этом обязательно надо учитывать, что сила выражаемых эмоций должна соответствовать характеру адресата и особенностям речевой ситуации. Необходимо вырабатывать умение выразить свои эмоции в речи с помощью специальных экспрессивных (выразительных) средств и принципов их использования, разработанных риторикой.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 134; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.