Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коммуникативные и психологические барьеры в общении.




В общении, особенно межличностном, часто возникает ситуация, когда собеседник неправильно понимает высказанные мысли, идеи, когда собеседник сознательно или невольно ставит барьеры в восприятии, барьеры во взаимодействии. Причины возникновения барьеров самые разные: особенности интеллекта общающихся, различный лексикон, желание/нежелание общаться, понять цели и мотивы партнера, психологические особенности собеседников, социальные, профессиональные, политические и культурные различия. Техника преодоления барьеров – соответствие вербальных и невербальных средств общения, их гармоничное сочетание; учет индивидуально-психологической особенности собеседника или социально-психологических особенностей аудитории; учет специфики восприятия и переработки информации. Специалисты в области коммуникации систематизируют и выделяют различные виды коммуникативных барьеров. Шепель В.М., первый разработчик гуманитарных технологий в России, выделяет следующие условия возникновения барьеров:

Ø дискомфорт физической среды, в условиях которой воспринимается общение;

Ø инерция включенности – озабоченность слушателя иными проблемами;

Ø антипатия к чужим мыслям, стереотипность сознания, амбициозность;

Ø языковой барьер – существенное различие словарного запаса, лексикона коммуникатора и коммуниканта;

Ø профессиональное неприятие – некомпетентное вторжение коммуникатора в профессиональную сферу коммуниканта;

Ø неприятие имиджа коммуникатора1.

Многие руководители недооценивают дискомфорт физической среды: акустические помехи – шум в помещении, телефонные звонки и т.д.; отвлекающая окружающая обстановка – яркое солнце или недостаточный свет в помещении, картины, то есть все то, что способно отвлечь внимание от разговора; температурные условия – погодные условия.

В литературе, посвященной проблемам коммуникации, выделяются четыре типа барьеров:

§ фонетический (фонетика – греч.фонетике –звук) – невыразительная быстрая или слишком медленная речь, звуки «паразиты»- мм, ээ, аа и т.д.;

§ семантический (семантика греч. – обозначающий – значение слов, словосочетаний, а также грамматических форм) – различие в значениях слов;

§ стилистический – несоответствие стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля общения и психологического состояния партнера по общению;

§ логический – нарушение логических законов, неверная логика рассуждений, нарушение связи между предложениями.

Помимо перечисленных существуют еще психологические и культурные барьеры. Психологические барьеры оказывают влияние на процесс коммуникации, на человеческие отношения. Психологические барьеры могут возникать в результате индивидуальных психических особенностей партнеров по общению: интроверты и экстраверты (интровертность часто оказывается барьером в ситуации, которая требует быстрого психологического переключения внимания с одного контакта на другой, с одного вида деятельности на другую); нервное напряжение, которое приводит к скованности мысли, неспособности решить даже простую задачу, к провалам в памяти, неадекватности восприятия информации, партнера по общению; психологическое и психическое состояние – безразличие, индифферентность, агрессия, чрезмерное нервное возбуждение, застенчивость, замкнутость, повышенная впечатлительность и др. Психологические барьеры зависят от личностных характеристик, ситуации общения, сообщения. Психологические барьеры мешают эффективному взаимодействию, принятию решений, взаимопониманию.

Культурные барьеры возникают из-за языковых различий, не - совпадения словарного запаса.

Виды барьеров: коммуникативные барьеры, как правило, возникают между людьми с различным уровнем интеллекта, разной психической организацией, с резко отличающейся манерой общения. Их проявление возможно, когда нет единого понимания предмета разговора; ситуации общения, а также различная речевая культура, различный лексикон и словарный запас. Логические барьеры зависят отразличных видов мышления, от умений анализировать и систематизировать информацию, от неточности передачи информации и высказываний (неточность высказывания приводит к искажению информации), от владения искусством аргументации.

Стилистические барьеры чаще всего возникают из-за несоответствия формы и содержания, нечеткой логической организации сообщения, структурирования информации. Понимание и усвоение информации зависит и от количества слов в предложении: фраза состоящая из 4 до 14 – хорошо запоминается, 15–18 слов – уже хуже, фраза, насчитывающая свыше 30 слов не воспринимается.

Можновыделить основные причины, затрудняющие передачу информации от одного партнера к другому:

· неточность высказывания; несовершенство перевода мыслей в слова; неуместное использование профессиональных терминов;

· неверное понимание намерений собеседника;

· чрезмерное использование иностранных слов;

· неполное информирование партнера; быстрый темп изложения информации;

· наличие смысловых разрывов и скачков мысли; неполная концентрация внимания;

· витиеватость мысли; наличие логического противоречия в тезисе; интонации, мимика и жесты, не соответствующие содержанию речи.

Для управленца умение высказать свое мнение, передать информацию так, чтобы она была понята и принята без искажения, является профессиональной компетентностью, поэтому необходимо знать причины, виды коммуникативных барьеров и техники их преодоления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 60; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.