Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: «Характеристика морфем».




Практическое занятие № 2.

План проведения морфемного анализа.

1. Установите лексическое значение слова по толковому словарю.

2. Определите, к какой части речи относится анализируемое слово (форма слова) – к изменяемой (следовательно, есть флексия) или неизменяемой (нет флексии).

3. Начинать членить слово (словоформу) на морфемы нужно справа налево, т. е. с выделения окончания, если слово (словоформа) относится к изменяемой части речи; дальше постепенно доходить до корня. Для выделения окончания необходимо привести грамматическую парадигму слова (например, просклоняв или проспрягав его). Нужно помнить, что окончание может быть и нулевым: стол, но стол а, стол у, стол ом, о стол е. Помните, что глаголы в прошедшем времени изменяются по родам и числам, поэтому при выделении нулевого окончания в глаголах мужского рода прошедшего времени необходимо записать парадигму рода и парадигму числа: читал – читал а, читал о; читал и.

4. Выделите основу и установите производный или непроизводный её характер. Если основа производная, то необходимо выделить производящую основу: у слова песок  основа песок - является непроизводной; у прилагательного серебряный основа серебрян - – производная, производящей для неё является основа имени сушествительного серебр-о.

5. Для морфемного анализа важен учёт исторического чередования звуков. Исторические чередования – это закономерные изменения звуков в пределах одного морфа, не обусловленные позицией с точки зрения закономерностей современной фонологической системы, например: п // пл: ку п ить – ку пл ю, сы п ать – сы пл ю; в // вл: ло в ить – ло вл ю, пра в ить – пра вл ю; т // с: пле т у – пле с ти, цве т ок – цве с ти.

Теоретическая часть:

1. Морфема как минимальная единица языка. Морфема и морф.

2. Типы морфем: а) корневые и служебные, б) виды служебных морфем.

3. Функционально смешанные морфемы.

Терминографий: морф, аффиксы, аффиксоиды (префиксоиды, суффиксоиды), свободный корень, связанный корень, полусвязанный корень, унирадиксоид, супплетивизм, префикс, суффикс, конфикс, постфикс, флексия.

Практическая часть:

1. Выделите корень, отметьте чередования: мох, мха, мшистый; мороз, морозить, мороженое; простить, прощать; лев, льва, львица; земля, земельный, земной; любить, люблю, любовь; коса, косить, кошу.

2. Подберите однокоренные слова, выделите корень и определите, свободный он, связанный или полусвязанный: бледнеть, гребля, древесина, землянка, кружиться, медвежий, одышка, поручни, привычка, прилуниться, причалить, снеговик, растаять.

3. Найдите слова с унификсом и уникальным корнем (унирадиксоидом): ветреный, дублёр, дубликат, клейстер, клякса, лесовик, одессит, патронташ, почтамт, светлица, свинтус, театрал, тихоня, флотилия, чайхана.

4. Из приведенных пар выберите те, которые отличаются супплетивными морфемами: дом – домина, дать – взять, говорить – сказать, жать – жну, жать – жмет, идти – шёл, лечить – врач, класть – положить, лисенок – лисята, ребенок – дети, хороший – лучший, сладкий – слаще, судно – суда, хозяин – хозяева, художник – картина, шить – шило, я – мы, мы – нас.

Примечание. Явление супплетивизма не распространяется на словообразование. Супплетивными не могут быть префиксы и флексии. Пары слов типа стирать – прачка, строгать – рубанок не являются собственно словообразовательными, хотя и представляют интерес для изучения системных отношений в лексике и словообразовании (выделенные пары входят в так называемые синтагматические поля В. Порцига).

5. Прокомментируйте постфиксы в структуре следующих слов / словоформ: дождались, дождался-таки, принеси-ка, какой-нибудь, кто-то, нате, ну-ка, опять-таки, споёмте, стариться, [платье] перешивается, откуда-либо.

6. Выделите аффиксоиды, приведите примеры префиксоидов и суффиксоидов: болезнетворный, вездеход, горе-рыбак, диетолог, желеобразный, медоносный, орденоносец, полумесяц, пушкиновед, рыбовод, электровоз, яйцевидный, аудиотека, балетоман, велодром, графолог, плазматрон, радиограмма, русофоб, славянофил, троллейбус.

7. Прокомментируйте конфиксы в структуре производного слова: жир → обезжирить, иначе → переиначить, карман → прикарманить, лес → Полесье, лес → перелесок, Карпаты → Прикарпатье, небо → поднебесье, река → междуречье, писать → описаться, тайна → втайне, тихий → втихую, ходить → сходиться, цвет → обесцветить.

8. Выделите слова, у которых в структуру конфикса входит постфикс: брат → брататься, ветвь → ветвиться, горячий → горячиться, лень → лениться, озеро → Заозёрье, скупой → скупиться, стакан → подстаканник, хитрить → ухитриться.

9. Выделите слова, у которых в структуру конфикса входит грамматический аффикс: обналичить, по-меценатски, похлопывать, присвистывать, прихихикивать, подтанцовывать, промагничивать, расщедриться.

10. Прокомментируйте морфемную структуру новых слов: зафлюгеровать «перевести лопасти авиавинта в нерабочее, пассивное положение для наименьшего сопротивления встречному воздушному потоку (в проф. речи) (НРЛ-83), опостнить «лишить какой-л. продукт какого-л. компонента» (НРЛ-91), омонолитить «превратить в монолит» (НРЛ-91), обахромиться «обтрепаться до бахромы (об одежде) (в разг. речи)» (НРЛ-91); Хейли читают повсюду, он «повсеместно обэкранен», пользуясь элегантным выражением Игоря Северянина, равно и «обэстраден», и «отеатрен», «отелевизионен», и «орадионен» – ну и словечко! (Ю. Нагибин); Вкуса никакого особенного не оказалось, но ослабевшую его голову стало вскруживать уже на допитии (А. Солженицын); С ним – и его безупустительный директор, не уставая застолблять всё новые направления поисков и производства (А. Солженицын); Но сегодня ему была нехоть смертная открывать рот, а приудобился он читать эту тихую спокойную книгу (А. Солженицын); Покруживало Русанова, и растеплился он очень и был сейчас сильней своей болезни (А. Солженицын).

Примечание. В морфемике наряду с термином конфикс (от лат con «вместе», confixus «скрепленное вместе») употребляются и другие термины – дистантная биморфема (где би - от лат. bi(s) «из двух, «двойная»), циркумфикс (от лат. circum «вокруг» и fixus «прикреплённый»). Термин биморфема является менее удачным, поскольку дистантная морфема может состоять из трёх компонентов: говорить пере говар ива ть ся, щедрый рас щедр и ть ся, собаку съел на собач и ть ся и др.

Для имён существительных, прилагательных, глаголов и наречий характерны свои конфиксы (Н. М. Шанский 1968, Г. П. Цыганенко 1978, А. Н. Тихонов 2002).

11. Объясните морфонологические явления, сопровождающие образование слова / формы слова: вертеть – верчу, есть – ем, запекать → запеканка, обрезать → обрезки, печь хлеб → хлебопёк, рубить – рублю, слоить – слою, слоить → слойка.

12. Выполните морфемный и словообразовательный анализ следующих слов: короноваться, обыскаться, по-испански, сокращённо, съедобный.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 152; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.