Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема:«Исторические изменения в морфемной структуре слова».




Практическое занятие № 8.

Тема: «Принципы морфемного анализа».

Практическое занятие № 7.

Теоретическая часть:

1. Морфемная структура слова.

2. Принципы выделения морфем.

3. Морфемный анализ, его методика и задачи: а) операционный уровень,

б) типологический уровень.

Терминографий: двусторонняя сопоставимость, бинарное членение.

Практическая часть:

1. Выделите в словах морфы, учитывая морфонологические явления: Иркутск → иркутский, качаться → качели, сидеть → сиделка, сидеть → седалищный [нерв], сжечь → сожжение, подостлать → подстилка, земля → позёмка, такси → таксист, дробить лёд → льдодробилка, сиплый – сиповатый, электрическая лампа → электролампа.

2. Определите значение подчеркнутых морфов: весель чак, вспахива ние, горош ин а, леж бищ е, озвере л ый, песч ан ый, пре больно, по гнаться, при открыть, при клеить, почерн е ть, син и ть.

3. Выполните морфемный анализ слов методом двусторонней сопоставимости: дождливость, раздробленность, вспахивание, пахарь, пуховичок, залежалый, прицеливаясь, раскопки, рассортированный, промывание, прогулочный, насытившись, растрезвонил.

4. Выполнитеморфемный анализ слов методом бинарного членения: заминировать, облегчил, распрямились, умножение, упаковочный, хищничество.

Примечание. Метод бинарного членения используется при определении морфемного состава слов. Поэтому данные словоформы необходимо свести к исходной форме.

5. Выполнитеморфемный анализ слов с опорой на операционный и типологический уровень: загрязнился, засолка, окружение, посинелый, засеребриться.

6. Выполните морфемный и словообразовательный анализ следующих слов:

возмужав, оперение, прояснившийся.

7. Прокомментируйте морфемную структуру выделенных слов: – Смотри только не стань в жизни ничегошником, – предупредил я. – Нет хуже, когда человек ничегошник. Ничего он особенно не любит, ни к чему особенно он не стремится, живёт иногда ничего себе, а для других – плохо (В. Лидин), А режиссёр Волконский изо всех сил старался «перемейерхольдить» Мейерхольда в пьесе Островского «Доходное место» в Малом театре (И. Ильинский), Он [Алексей Кондратьевич] радостно обещал, но ни разу не зашёл, – и никогда больше я его не встречал, слышал только, что старик окончательно отрущобился и никуда не показывается (В. Гиляровский).

Теоретическая часть:

1. Причины, вызывающие изменения в морфемной структуре слова.

2. Виды изменений: а) опрόщение, б) усложнение, в) переразложение, г) декорреляция, д) диффузия, е) замещение.

3. Этимологический анализ слова.

Терминографий: диахрония и синхрония, опрощение, переразложение, усложнение, декорреляция, диффузия, замещение, этимология.

Практическая часть:

1. Раскройте морфологический состав слов в более ранние исторические эпохи, использовав этимологические словари и следующие сопоставления для отдельных слов:

а) суетливый: всуе, суеверие, суесловие;

б) обманывать: заманить, выманить, приманка;

в) нелепость: лепота, великолепный;

г) обморочный: морочить, морока, мрак, омрачить;

д) перчатка: перст, наперсток;

е) падчерица: дочери; пасынок; лисица;

ж) порочный: порок, зарок, порочить, реку;

з) вельможа: великий, велий (большой), могучий, можно;

и) повествовать: весть, ведать;

к) обычный: привычка, навык, отвыкнуть;

л) сутки: сустав, сусед (диалектн.); приткнуть, стык;

м) внутренность: внушить, утробный;

н) обоняние: обнюхать, благовоние;

о) осязание: недосягаемый, посягнуть.

2. Выполните морфемный и этимологический анализ слов, определив вид изменений в морфемной структуре слов и их причины: булка, ветчина, важный, вилок (капусты), говядина, держава, заплата, запятая, здание, искусство, источник, корыто, ласточка, мешок, наволочка, обморок, обаятельный, ожерелье, облако, обман, оболочка, пир, позор, подлинный, престол, промышленность, подвиг, смородина, спряжение, столица, сугроб, удобный, фляжка.

3. Прокомментируйте явление народной этимологии: –Оттого у нас прения сразу же после докладов идут. А поскольку докладать коротко у нас не умеют, то к тому времени, когда настают прения, в клубе духота такая, что невмоготу. Поэтому все липяговцы убеждены, что п р е н и я – это от слова преть. Как разопреют все, разморятся от духоты, так и настанет время открывать пренья (С. Крутилин), – Сейчас поймёте. Для этого следует лишь хорошенько вслушаться в слово «равнодушие» и затем вдуматься в него… Ну-у… – Значит, не слышите. А если так – равно-душие … – она отчётливо расчленила слово. – Понимаете? Это же от равенства душ. Не так ли?.. (Ю. Скоп).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 122; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.