Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 13. Принципы построения и функционирования федеративного государства.




Вопрос 12. Конституционные основы государственного устройства РФ.

Конституция РФ принята на референдуме 12 дек. 1993г.

Состоит из 9 глав, 137 статей.

Ключевые статьи федеративного государства РФ:

Ст.1. Россия есть демократическое правовое федеративное государство с республиканской формой правления.

Ст.4, п.2: Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ.

Ст. 7: РФ - социальное государство, политика которого направлена на обеспечение достойной жизни и свободного развития граждан.

Ст. 11. Государственную власть в РФ осуществляют: Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ.

Ст. 12. В РФ признается и гарантируется местное самоуправление.

Ст. 71: определяет полномочия и предметы ведения РФ.

Ст. 72: определяет полномочия и предметы совместного ведения РФ и субъектов Федерации.

Основа формирования федеративных отношений:

1. Федеративный договор (Подписан 31.03.1992 г. Федерацию образовали административно-территориальные и национально-территориальные единицы: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа имеют свой устав и законодательство.)

2. Конституция РФ

Закрепила принципы федеративного устройства:

- единство правового поля;

- незыблемость территориальной целостности государства, недопустимость одностороннего изменения статуса субъекта РФ;

- единство основ государственного строя; общность экономического пространства системы финансов, налогов, недопущение таможенных границ и т.д.;

- равноправие субъектов РФ в отношении с федеральным центром и между собой.

Россия до 1917 года. была унитарной империей; СССР являлся унитарной федерацией. В 1990 г. автономии в СССР были фактически приравнены к союзным републикам.

Государственное устройство России после 1991 г. осуществляется в направлении к федерации. Постепенно складывается мебель федеративного государства, отвечающая современным соц–экономическим и политическим требованиям и историческому опыту. Основой формирования федеративных отношений служат Федеративный договор, Конституция РФ, законотворческий процесс.

Федеративный договор подписан 31 марта 1992 г. сначала полномочными представителями республик, затем краев, областей, автономий (не подписали Чечня и Татария) и ознаменовал начало перехода к федеративному устройству России. Федерацию образовали административно-территориальные и национально – территориальные единицы: республики, края, области, города фед. значения, автономная область, автономные округа которые стали субъектами РФ. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа имеют свой устав и законодательство.

Конституция РФ закрепила такие принципы федеративного государства, как единство правового поля (верховенство Конституции РФ и федеральных законов, соответствий конституций республик и уставов других субъектов РФ Конституции РФ); незыблемость территориальной целостности государства, недопустимость одностороннего стату са и все что написано наверху!!!
Вопрос 14. Правовое разграничение и содержание предметов ведения РФ, субъектов федерации и органов местного самоуправления.

Процесс регионального управления базируется на принципах обеспечения государственной целостности страны, единства системы гос. власти, разграничения предметов ведения между органами государственной власти РФ и субъектов РФ. Целью его является регулирование экономического и социального развития регионов с помощью активной региональной политики.

В Конституции РФ определены предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ. Совместное ведение не порождает традиционной вертикальной подчиненности. Но закрепление за субъектами РФ возможно большого объема полномочий с сфере совместного ведения способствует повышению эффективности взаимодействия органов гос. власти, обеспечению стабильности и единства государства. Имеется не менее 35 видов полномочий, по которым конкретно осуществляется разграничения между РФ и субъектами РФ.

При разграничении предметов ведения используется принцип делегирования полномочий, субсидиарности. Высшая инстанция берет на себя лишь те функции, которые не может самостоятельно выполнить низшая. Права принятия решений передаются на тот уровень, который ближе к заинтересованному населению. В свою очередь субъекты РФ делегируют на более высокий уровень лишь те функции, которые не могут выполнить самостоятельно. Так обеспечивается взаимодополняемость управленческих функций.

Сфера ведения определяется федеральным законом. Однако законодательный процесс осуществляется медленно, а жизнь требует регулирования взаимоотношений федерального центра с субъектами РФ. В отсутствии федерального закона разграничение осуществляется на основе заключения между РФ и субъектами РФ двухсторонних договоров и соглашений о разграничении предметов ведения и полномочий. Договоры базируются на учете региональных особенностей, сохранения территориальной целостности, единстве экономического пространства, обеспечении действенности государственной власти.

Договор между органами государственной РФ и органами государственной власти субъекта РФ является правовой формой разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами власти. Ниже приводится перечень предметов договора и соглашения.

1. Предметы договора

-Конкретизация предметов ведения и полномочий, установленных Конституцией РФ и федеральными законами;

-Условия и порядок осуществления разграниченных договором полномочий;

-Формы взаимодействия и сотрудничества при исполнении положений договора;

-Иные вопросы, связанные с исполнением положений договора.

2. Предметы соглашения

-Передача осуществления части полномочий;

-Условия и порядок передачи осуществления части полномочий;

-Материально-финансовая основа передачи осуществления части полномочий;

-Формы взаимодействия и сотрудничества при исполнении положений соглашения;

-Иные вопросы, связанные с исполнением положений соглашения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 109; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.