Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Административная реформа: структура органов исполнительной власти, их полномочия и функции.




Федеральное Собрание РФ, его структура, полномочия палат.

Институт Правительства Российской Федерации.

Институт Президента Российской федерации.

Правовой статус — глава государства.

Президент РФ не входит непосредственно ни в одну из ветвей власти. Его общественно необходимая роль как главы государства определяется в ст. 80 Конституции РФ:

1. Гарант Конституции Российской Федерации.

2. Гарант прав и свобод человека и гражданина.

3. Гарант государственной целостности, независимости и суверенитета России.

4. Координатор деятельности властных структур государства.

5. Представитель Российской Федерации внутри страны и в международных отношениях.

Компетенция Президента РФ реализуется в рамках предметов исключительно федерального ведения (ст. 71), а также в переделах вопросов, отнесенных к совместному ведению РФ и ее субъектов (ст. 72).

Первая группа полномочий Президента Российской Федерации — его права и обязанности, связанные с деятельностью представительного и законодательного органа РФ — Федерального Собрания, его палат.

Вторая группа полномочий Президента РФ — его права и обязанности, связанные с деятельностью правительства РФ.

Третья группа полномочий Президента РФ — его права и обязанности в области обороны и внешних сношений.

Четвертая группа полномочий Президента РФ — его компетенция, связанная с координацией деятельности соответствующих властных структур государства.

Пятая группа полномочий Президента РФ — в сфере кадровой политики и назначений высших должностных лиц:

Порядок избрания Президента РФ.

Президент избирается сроком на 5 лет на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

Правительство РФ - высший орган федеральной исполнительной власти.

Правительство РФ — коллегиальный орган. Его постановления принимаются на заседаниях Правительства и его президиума, коллегиях. Ответственность Правительства — коллегиальная (с Председателем в отставку уходит весь состав Правительства).

В состав Правительства входят заместители Председателя — первые и курирующие отдельные сферы общественной жизнедеятельности (финансы, экономику, безопасность, оборону, внутренние дела), а также федеральные министры. Правительство имеет аппарат, состоящий из департаментов.

Главный недостаток многие годы - это урезанная подконтрольность парламенту (устранен поправками в Конституцию РФ президента РФ А.Д.Медведева, внесенными им ноябре 2008г).

Исполнительным органом в России является Правительство РФ.

Функции Правительства РФ

- Разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение

- Обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.

- Осуществляет управление федеральной собственностью, меры по обеспечению обороны страны, реализации внешней политики РФ, законности, прав и свобод граждан, охране собственности, борьбе с преступностью.

- Координирует деятельность Федеральных органов исполнительной власти по экономической и социальной политике; национальной, региональной политике, сотрудничеству с государствами - участниками СНГ

Этот институт государственной власти регламентируется гл. 5 (ст. 94—109) Конституции РФ.

Статья 94 определяет статус федерального парламента как представительного, законодательного органа Российской Федерации.

Федеральное Собрание — двухпалатный орган. Функции парламента Российской Федерации. Двухпалатная структура Федерального Собрания РФ отражает федеративное устройство нашего государства и различные основания у палат в их организации и осуществлении функции представительства, выражения общественного мнения.

Структура ФС:

1. Совет Федерации

А) Счетная палата

Б) Конституционный суд РФ

В) Верховный суд РФ

Г) Высший арбитражный суд РФ

Д) Генеральный прокурор РФ

Д-1) Прокуратура РФ

2. Государственная Дума

А) Счетная палата

• Совет Федерации (верхняя палата) представляет субъекты Федерации, интересы всех политико-административных, административно-территориальных образований. В его состав входят по два представителя от каждого субъекта РФ — по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (ст. 95, ч.2).

Установлен возрастной ценз члена Совета Федерации — не моложе 30 лет. Представитель от двухпалатного парламента субъекта РФ избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.

Право внесения кандидатуры для избрания членом Совета Федерации предоставлено председателю парламента субъекта РФ, в двухпалатном — председателям палат поочередно, а также группе депутатов численностью не менее 1/3 от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государствен­ной власти субъекта РФ.

Решение по избранию принимается тайным голосованием, оформляется постановлением парламента, в двухпалатном парламенте — постановлением обеих палат (ст. 5).

Член Совета Федерации, представляющий исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, назначается высшим должностным лицом субъекта РФ (на срок его полномочий (ст.4). Решение оформляется его указом (постановлением), направляется в 3-дневный срок в законодательный (представительный) орган субъекта РФ, вступает в силу, если против не проголосуют 2/3 от общего числа депутатов парламента субъекта РФ (ст. 5).

• Государственная Дума (нижняя палата) выступает как прямое представительство различных групп населения, политических партий и движений и формируется путем общенациональных выборов. Ее численность — 450 депутатов.

Из двух палат парламента именно Государственная Дума играет основополагающую роль в законодательном процессе.

Законодательный процесс — установленный законами и регламентами порядок, этапы, процедуры прохождения закона от проекта до опубликования и вступления в силу, а также взаимодействие всех участников законотворчества.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные конституционные законы, а также федеральные законы по вопросам:

1. федерального бюджета;

2. федеральных налогов и сборов;

3. финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

4. ратификации и денонсации международных договоров РФ;

5. статуса и защиты государственной границы РФ;

6. войны и мира.

В случае отклонения Советом Федерации федерального закона палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон вновь подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. При повторном голосовании в случае несогласия Государственной Думы с Советом Федерации федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов этой палаты (ст.105, ч.5.).

Заключительный этап законодательного процесса — промульгация состоит в том, что принятый палатами парламента закон направляется главе государства, подписывается им, после чего публикуется. Подписывая закон, глава государства констатирует, что закон принят парламентом должным образом и подлежит исполнению. Вместе с тем, этап промульгации дает главе государства возможность выразить несогласие с законом или его отдельным положением и вернуть закон в парламент на новое рассмотрение. Опубликование, т.е. официальное обнародование закона, является необходимым условием его вступления в силу.

Конституция РФ термин «промульгация» не использует: в ней говорится (ст. 107) о том, что принятый федеральный закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования; если в течение 14 дней Президент отклонит этот закон, обе палаты вновь рассматривают его, и если он будет одобрен при повторном рассмотрении не менее чем 2/3 от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом в течение 7 дней и обнародованию. Таким образом, квалифицированным большинством Федеральное Собрание имеет возможность преодоления президентского вето.

Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый обеими палатами федеральный конституционный закон не может быть отклонен Президентом и в течение 14 дней подлежит подписа­нию им и обнародованию (ст. 108, ч.2).

Административная реформа проведена на основании указов президента РФ от 9 марта 2004 г. №314 и от 20 мая 2004г. №649, а также внесены уточнения указом от 12 мая 2008 г. №724 «Вопросы структуры и системы федеральных органов исполнительной власти»

Вместо отраслевых и иных министерств образована трехзвенная структура органов управления:

а) министерство (ответственно за выработку общей политики (программ) развития своей сферы и ее нормативно-правовое регулирование;

а) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства Российской Федерации министр Российской Федерации (федеральный министр);

б) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

в) в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации;

г) осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств. В этих целях федеральный министр осуществляет следующие функции:

утверждает ежегодный план и показатели деятельности федеральных служб и федеральных агентств, а также отчет об их исполнении;

вносит в Правительство Российской Федерации по представлению руководителя федеральной службы, федерального агентства проект положения о федеральной службе, федеральном агентстве, предложения о предельной штатной численности федеральной службы, федерального агентства и фонде оплаты труда их работников;

вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по формированию федерального бюджета и финансированию федеральных служб и федеральных агентств;

вносит в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов, относящихся к определенной ему сфере деятельности и к сферам деятельности федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в его ведении, если принятие таких актов относится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами к компетенции Правительства Российской Федерации;

во исполнение поручений Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации дает поручения федеральным службам и федеральным агентствам и контролирует их исполнение;

б) федеральное агентство - все исполнительские функции, то есть, правоприменительная практика в отрасли;

а) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа;

б) в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства. Федеральное агентство может быть подведомственно Президенту Российской Федерации;

г) не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.

в) федеральная служба в ведении министерства

а) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа;

б) в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту Российской Федерации или находиться в ведении Правительства Российской Федерации;

в) не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации, а федеральная служба по надзору - также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

- контрольно-надзорный орган (например: ФС Росприроднадзор)

Всего министерств (на начало 2010 г) - 18, из них 5 в ведении Президента РФ, остальные – в ведении Правительства РФ.

(См. структуру согласно указу Президента РФ от 12 мая 2008г.)

Структура федеральных органов исполнительной власти (утв. Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724)

Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам

Установить, что федеральные министры вправе:

давать руководителям федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных соответствующим федеральным министерствам, обязательные для исполнения указания;

приостанавливать в случае необходимости решения таких федеральных служб и федеральных агентств (их руководителей) или отменять эти решения, если иной порядок их отмены не установлен федеральным законом.

20. Судебная власть РФ: правовые основы, структура и место в системе разделения властей.

Судебная власть самостоятельна, независима от законодательной и исполнительной властей и осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 68; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.