Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прогнозирование и планирование как ключевые инструменты государственного управления экономикой.




Тезис: в экономическом развитии нужно четко знать – куда, зачем и как идти!

Понятие «прогнозирования». Это опирающееся на научные и эмпирические методы, информацию, предвидение о будущем состоянии объектов и характере изменения экономических процессов.

Коротко: это гипотеза о будущем состоянии объекта, его модели.

Всегда носит вариативный характер.

Цели:

а) сформировать гипотетический образ будущего (объекта),

б) служить средством выявления последствий принимаемых решений;

в) способ предварительного получения оценок социально-экономического развития общества.

Методы прогнозирования: пофакторный, аналитический, моделирование, на основе экспертных оценок.

Виды прогнозов:

по времени: долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные.

по охвату: базовые (демографические, макроэкономические) и конкретно-прикладные (развитие отрасли, процесса).

по целям (роли): пассивные и активные; поисковые (о судьбе явления) и нормативные – о путях и средствах достижения целей).

Понятие «прогнозирования». Это опирающееся на научные и эмпирические методы, информацию, предвидение о будущем состоянии объектов и характере изменения экономических процессов.

Прогнозирование есть условие, предэтап планирования.

Сущность планирования: это деятельность по разработке планов - целей, задач, показателей будущего состояния объекта - и способов действий, обеспечивающих их осуществление.

Планы всегда имеют количественные и качественные показатели, привязаны к определенному времени действия и оформляются в документальной форме.

Долгосрочные и среднесрочные планы имеют годовую подразбивку и в ходе исполнения обязательно корректируются.

Понятие «прогнозирования». Это опирающееся на научные и эмпирические методы, информацию, предвидение о будущем состоянии объектов и характере изменения экономических процессов.

Прогнозирование есть условие, предэтап планирования.

Сущность планирования: это деятельность по разработке планов - целей, задач, показателей будущего состояния объекта - и способов действий, обеспечивающих их осуществление.

Планы всегда имеют количественные и качественные показатели, привязаны к определенному времени действия и оформляются в документальной форме.

Долгосрочные и среднесрочные планы имеют годовую подразбивку и в ходе исполнения обязательно корректируются.

- В СССР было только директивное планирование (обязательное, жесткое, подлежащее исполнению, предполагает применение, прежде всего, командно-административных рычагов для обязательного претворения в жизнь установленных целей и задач. Условие обязательности реализуется через издание соответствующих административно-распорядительных документов - законов, указов, приказов, распоряжений, после чего осуществляются практическая реализация установленных заданий, текущий и конечный контроль степени выполнения с применением мер административного и другого ВОЗДЕЙСТВИЯ к исполнителям в зависимости от достигнутого конечного результата),

- В рыночной экономике оно многообразно и превалирует индикативное (рекомендательное, система планового воздействия на экономику при помощи индикаторов, т.е. экономич. рычагов, таких как налоги, ссудные проценты, дотации, субвенции, кредиты.) планирование.

- Стратегическое планирование представляет собой набор действенных решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организациям в достижении целей. Согласно Питеру Лоранжу, процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени, проще говоря, он видит четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования. К ним относятся: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и организационное стратегическое планирование. Современный темп изменения и увеличения знаний является настолько большим, что стратегическое планирование представляется единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Оно обеспечивает высшему руководству средство создания плана на длительный срок. Стратегическое планирование дает также основу для принятия решения.

- Наиболее развитая и применяемая в РФ форма плановой работы есть формирование «федеральных целевых программ» (в регионах – региональных – РЦП) на основе программно-целевого метода. В 2008 году из бюджета финансировались 47 ФЦП, в 2009 году -54 ФЦП, в 2010 году - 53 ФЦП.

- Преимущества ФЦП - более локальный, более предметный характер, детализированный по исполнителям, ресурсам и источникам финансирования.

Типовая структура ФЦП (РЦП) имеет следующие разделы:

- Анализ программной проблемы и обоснование ее принятия;

- Цели и задачи программы с выделением генеральной цели, ее подцелей и задач;

- Мероприятия (содержание) подпрограмм с указанием исполнителей и сроков выполнения;

- Потребности программы в разных ресурсах, источники и способы их получения, включая финансирование;

- Организационные формы разработки и исполнения программы, план-график выполнения работ;

- Оценка эффективности программы и отдельных ее подпрограмм;

- Сводные целевые показатели программы.

Анализ практического применения ФЦП в РФ.

Общее финансирование 47 ФЦП за 2007 г. за счет средств госбюджета составило 523,7 млрд. руб. Главная проблема, в том что обычно имеет место значительное неосвоение выделяемых средств по разным причинам, что влечет предусмотренное законом сокращение бюджетного финансирования.

Приоритеты ФЦП:

-инфраструктурные объекты- 51%;

-На науку и инновации - 22%,

-На развитие регионов - 14%,

-Безопасность и экология - 11%

Заключение о перспективах развития планирования в России.

-Президент РФ Д.А.Медведев на заседании Совета Безопасности РФ 24 марта 2009 года высказал ряд очень значимых положений. Суть их в следующем: стратегическое планирование - важнейший фактор развития страны и обеспечения ее национальной безопасности и потому к планированию отныне будет иной подход. Доминирование ведомственных приоритетов и раздробленности мешает двигаться вперед. От этого государство намерено избавляться «путем единого порядка подготовки документов и тесной координации между федеральным центром, регионами и муниципалитетами, а также гражданским обществом». Речь идет о формировании вертикали стратегического планирования под руководством главы государства. которое, безусловно, должно опираться на четкую нормативно-правовую базу.

-Важной формой госпланирования в условиях рыночной экономики являются государственные заказы и закупки - в США ежегодно 19% от ВВП; В России в 2010 г. государственный и муниципальный заказ должен достигнуть 5 трлн. руб, то есть около 15% ВВП страны.

30. Практическая и теоретическая дилемма «план или рынок» (творческий анализ студента).

Эффективное управление государством предполагает знание современных методов регулирования, оценку последствий воздействия государства на экономику.

Важнейшими целями формирования рыночных отношений в стране является стабилизация экономики, достижение устойчивых темпов экономического роста, повышение эффективности общественного производства, достижение высокого уровня благосостояния населения. Практика государственного регулирования экономики в экономически развитых странах показывает, что в периоды кризисов именно государство используя различные экономические инструменты, способно стабилизировать экономическое развитие, предусмотреть меры по мобилизации ресурсного потенциала для реализации экономической политики. Среди методов государственного воздействия на экономику первостепенное значение имеют научно обоснованное прогнозирование и планирование.

В современной экономике существуют немало проблем социально-экономического, научно-технического характера, требующих государственного вмешательства. Объективными факторами, усиливающими необходимость государственного управления экономикой, являются: истощение ограниченных ресурсов, угроза экологических и техногенных катастроф, наличие экономических кризисов и др.

Государственное управление экономикой представляет целостную систему, включающую экономические формы и методы регулирования, организационную структуру управления, которые на основе правовых норм и актов обеспечивают достижение целей социально-экономического развития и стабильности общества. К важнейшим экономическим функциям государства относится обеспечение устойчивости развития экономики и стимулирование экономического роста, поддержание конкуренции и создание условий для развития предпринимательства, обеспечение социальных гарантий и социальной защиты населения и др. Способами реализации экономических функций является прогнозирование и планирование развития хозяйства в целом, его сфер, отраслей, регионов, предприятий. В управлении экономикой прогнозирование является первоосновой для любого хозяйственного решения, а планирование предоставляет механизм его реализации.

В широком смысле слова прогнозирование предоставляет информацию о будущем или предвидение его и подразделяется на ненаучное и научное. Ненаучное предвидение связано с приметами, жизненным опытом, а научное основано на знаниях развития закономерностей развития природы и общества. Научный прогноз основывается на специальном научном исследовании экономических явлений и процессов с целью поиска объективного экономически оправданного решения по активному воздействию на них. Под прогнозированием понимается комплекс аргументированных предположений, представленных в количественной и качественной форме, относительно вероятностного характера будущего развития экономики.

Прогнозирование может выступать и как самостоятельная форма государственного управления экономикой и как научно-аналитическая стадия планирования мер по экономическому развитию. По объектам прогнозирования выделяют: экономические, экологические, научно-технические, социальные и внешнеэкономические прогнозы. По характеру прогнозирования они бывают частные и комплексные, а по продолжительности – краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными.

Макроэкономическое планирование представляет собой механизм государственного управления экономикой посредством целенаправленной деятельности по обеспечению ее динамичного развития.

Под планированием понимается процесс принятия управленческого решения, включающий выбор и научную постановку целей экономического развития и разработку мер по их достижению. Сущность планирования заключается в сознательном определении целей позитивного экономического движения и соизмерение их с возможностями, ресурсами. План является ориентиром и руководством к действию для получения конкретного результата и обязателен для выполнения.

По форме проявления и содержанию различают директивные, индикативные и стратегические планы. По периоду действия планы бывают краткосрочными (годовыми), среднесрочными, долгосрочными.

В условиях перехода к рыночным отношениям прогнозирование и планирование экономики становится инструментом определения экономических показателей, методом регулирования социально-экономических процессов, методологической базой отдельных наук.

Государственное управление экономикой невозможно без эффективного прогнозирования и планирования, программно-целевого регулирования. Выработка действенного экономического механизма возможна только в рамках государственного регулирования.

Прогнозирование – процесс разработки прогноза, построенного на вероятностном, научно-обоснованном суждении о возможном состоянии, перспективах развития объекта исследования в будущем, альтернативных путях его достижения.

Планирование – это процесс подготовки управленческого решения, основанный на обработке исходной информации и включающий в себя выбор и наилучшую подготовку целей, определение средств и путей их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и принятия наиболее приемлемого из них в ожидаемых условиях развития.

Каково рациональное взаимодействия рыночных механизмов и государственного управления экономикой? Приоритетный выбор модели экономического развития каждой из стран был исключительно индивидуален исходя из условий, традиций развития общества.

Сегодня в мире сложилось несколько моделей государственного управления экономикой, которые объединены по территориальному признаку: европейская, представителями которой являются Франция, Германия, Швеция и др.; азиатская, связанная с Японией, Южной Кореей и американская модель – США, Канада.

Прогнозирование и планирование экономики, как инструменты государственного регулирования, в этих странах развивалось постепенно, меняя и усложняя формы и методы. Практика государственного регулирования экономики США зародилась в годы “великой депрессии”, когда в штатах существовали комиссии, регулирующие цены на ходовые товары. И тогда же было предпринято первое регулирование экономики на макроуровне, а с 60-х годов ХХ века интенсивно начали разрабатываться экономические прогнозы. Во Франции общегосударственные планы стали разрабатываться после Второй мировой войны, когда стране необходимо было быстро вывести экономику из разрухи. Для этих целей был образован Генеральный комиссариат по плану. При этом в стране менялись приоритеты экономического развития, средства достижения целей, прогрессировала концепция плана. В Японии послевоенным восстановлением экономики занимался правительственный совет по экономическому развитию, которым были разработаны двенадцать общегосударственных планов социально-экономического развития страны. Особенностью государственного регулирования в стране является быстрое технологическое развитие и закрепление ее на мировом рынке в качестве ведущей экономической державы. Южная Корея в развитии общегосударственного планирования опиралась на рекомендации экспертов ООН и Международного валютного фонда. Анализ экономического развития большинства развитых стран показывает, что в динамичной рыночной экономике прогноз, план и рынок не только благополучно сосуществуют, но и взаимосвязаны, поскольку государство создает условия для рыночных основ экономики (свободное предпринимательство, конкуренция) и эффективно влияет на формирование рыночных механизмов и регуляторов посредством амортизационной, налоговой, кредитной, бюджетной политики.

В условиях перехода к рыночным отношениям необходимость государственного управления экономикой, прогнозирование и планирование ее развития продиктована усилением макроэкономической неустойчивостью и расширением интеграции страны в мировую экономику, ростом бюджетных расходов, связанных с обеспечением социальной защиты слабозащищенных категорий населения, решением экологических проблем и др.

Система прогнозирования, планирования и разработки программ социально-экономического развития становится действенным инструментом реализации экономической политики государства.

Реализация большинством стран долгосрочной стратегии развития, предусматривает применение методов государственного управления экономическим потенциалом. Опыт реформирования экономик по рыночным схемам доказывает невозможность их возрождения без общенационального прогнозирования и планирования, программно-целевого регулирования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 284; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.