![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Доходы в рыночной экономике
Тема 14. Социальная и региональная политика государства Цель лекции: раскрыть содержание социальной и региональной политики государства. Вопросы: 1. Социальная политика государства: необходимость, сущность и цели 2. Доходы в рыночной экономике 3. Региональная политика: методы и средства реализации 1. Социальная политика государства: необходимость, сущность и цели Социальная политика государства - одно из направлений его деятельности по регулированию социально-экономических условий жизни общества. Социальная политика нацелена на:поддержание отношений справедливости в обществе;регулирование отношений как между социальными группами, слоями общества, так и внутри них; обеспечение условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества; создание социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. Основные направления социальной политики государства: 1. Социальное страхование.2. Социальная защита работников.3. Политика в области занятости и оплаты труда.4. Жилищная политика, Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Социальные трансферты – это система мер денежной или натуральной помощи малоимущим, не связанной с их участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.
Доходы представляют собой совокупность всех получаемых человеком финансовых средств, расходуемых на оплату материальных благ, необходимых для обеспечения определенного уровня его жизни. Они классифицируются:1. По источникам получения на основные (зарплата и прибыль) и дополнительные (проценты, дивиденды, наследство и т.д.).2. По форме проявления - денежные и материальные.3. По законности - легальные и нелегальные. 4. По объемам и возможности использования:а) Номинальный доход - количество денег, полученное отдельными лицами в течение определенного периода.б) Располагаемый доход, используемый на личное потребление и личное сбережение. Располагаемый доход меньше номинального дохода на сумму налогов и обязательных платежей,в) Реальный доход представляет собой количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход в течение определенного периода, т.е. с поправкой на изменение уровня цен. Номинальные денежные доходы населения формируются из различных источников: 1) факториальные доходы (заработная плата, прибыль, процент и рента);2) денежные поступления из общественных фондов потребления в виде выплат и льгот;3) поступления из финансовой системы. Уровень жизни определяется степенью удовлетворения материальных, социальных и культурных потребностей людей, обусловленной количеством и качеством производимых и потребляемых ими жизненных благ и услуг для удовлетворения своих человеческих потребностей. Показателем уровня жизни является ВНП на душу населения. Государственная политика регулирования доходов направлена на перераспределение доходов населения через госбюджет путем дифференцированного налогообложения получателей дохода и социальных выплат отдельным категориям населения. Политика выравнивания доходов предусматривает выделение финансовых ресурсов на помощь низкооплачиваемым слоям общества, на устранение бедности. Она проводится с помощью налогов и трансфертных платежей через общественные фонды потребления.
Распределение средств из ОФП осуществляется по трем направлениям: 1. Предоставление средств населению в зависимости от труда каждого. Это - пособия по социальному страхованию, выплаты по болезни, оплачиваемые отпуска, пенсии по инвалидности и старости, пособия по безработице.2. Предоставление средств населению вне связи с трудом каждого работника, а по расчету среднего размера его потребностей, на удовлетворение которых они направляются пособия на детей в многодетных семьях, одиноким матерям, на специализированное лечение, дотации государства на содержание детей в детских дошкольных учреждениях, а также в школах-интернатах.3. Предоставление населению льгот и услуг в натуральной форме через соответствующие учреждения непроизводственной сферы (медпомощь, образование). 3. Региональная политика: методы и средства реализации Во всех странах мира - в силу различия географического положения, природно - климатических условий, демографической ситуации, истории развития и других факторов - регионы имеют разный уровень социально - экономического развития. Это порождает немало серьезных социально - экономических проблем. Поэтому каждое государство стремится улучшать жизненный уровень в отсталых регионах, то есть проводить региональную политику, направленную на выравнивание условий и повышение уровня их развития. Казахстан не является исключением: 14 областей находятся в различных природно - климатических зонах, имеют разную историю развития, экологию и поэтому уровни их социально - экономического развития существенно отличаются. В этой связи сначала в бывшей советской республике, а затем и в суверенном Казахстане проводилась определенная региональная политика. Тем не менее, за годы реформ дифференциация усилилась, а социально - экономические проблемы обострились. В советский период для выравнивания социально - экономического развития использовались дотации проблемным регионам в основном через централизованные капитальные вложения на развитие тех или иных отраслей материального производства и (или) отраслей непроизводственной сферы. Средства образовывались за счет ресурсов относительно богатых регионов и аккумулировались на каждом уровне управления в соответствующем бюджете. Хотя этот механизм перераспределения сыграл определенную положительную роль в развитии проблемных регионов, он не позволял проводить эффективную политику их самофинансирования и самодостаточности, увеличивая зависимость от центра, культивируя иждивенческие настроения у населения. И в советский период, и в процессе проведения рыночных реформ под региональной политикой понимались все преобразования, которые предпринимались для развития регионов вне зависимости от того, какой уровень власти их проводил. Соответственно все изменения в регионах, а также межрегиональные экономические отношения относились к результатам региональной политики государства.
Таковым является понимание региональной политики и в Концепции, одобренной постановлением Правительства Республики Казахстан от 9 сентября 1996 года, в связи с чем возникла настоятельная необходимость в новой региональной политике. Под региональной политикой в новой Концепции понимается комплекс экономических, правовых, социальных и других мер, применяемых государством для эффективного и гармоничного развития регионов, предоставление проблемным регионам равных возможностей с остальными для достижения равноценных условий жизни, занятости и т.д. Вопросы для самоконтроля:
Рекомендуемая литература: 1. Аширов Ф.Х. и др. Основы экономической теории и практики: Учеб.пособие / Аширов Ф.Х., Алексеенко В.Б.,Иванова Т.Б.- М.: РУДН, 2005.- 2. Курс экономической теории. Под общ.ред.проф.Чепурина М.Н. и проф.Кисилевой Е.А. Киров, 2009, гл.2, с.24-44. 3. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Пер. с англ. со 2-го изд. М., «Дело ЛТД», 1993, гл.1, с.1-37. 4.Темирбекова А.Б. Экономическая теория: Краткий курс лекций / А. Б. Темирбекова; КазЭУ им. Т. Рыскулова. - Алматы: Экономика, 2007. гл.1, с.43-54, гл. 2, с.55-66. 5.Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник.- 3-е изд.,перераб. и доп.- М.: Юрайт, 2004 6. Национальная экономика. Учебник / Под ред. Сидоровича А.В. Абишева А.А., А- Экономика, 2009.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 48; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |