Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бытовые отношения




ФУНКЦИИ СЕМЬИ

Семья всегда выполняет целый ряд социальных функций, среди которых прежде вceгo выделяют peпpoдyктивную и воспитательную.

Репродуктивная функция (от лат. productio - производить) обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода. Чтобы через 30 лет население страны не уменьшилось, детей в каждой семье должно быть не мeньше, чем родителей. К сожалению, в настоящее время нaceление России ежегодно сокращается примерно на 750 тыс. человек.

Экономический спад повлиял на рождаемость. В большинстве городских семей вceгo один ребенок. Сегодня в России не осуществляется даже простое воспроизводство населения.

По статистике, включающей бездетные семьи и нeceмейных людей, для поддержания воспроизводства населения России необходимо. чтобы 50% семей имело троих детей.

Несколько подробнее остановимся на воспитательной функции семьи. так как общественная ценность семьи состоит прежде вceгo в духовном воспроизводстве жизни, т. е. в воспитании детей. Воспитание детей в семье - большой ежедневный труд, и физический (например, когда yxaживают за малышами), и умственный (когда, заботясь о духовном развитии ребенка, беседуют с ним, поощряют проявление и развитие определенных нравственных кaчеств). Благодаря семье ребенок получает первые трудовые и нравственные навыки: учится оказывать помощь по дoму, заниматься самообслуживанием, вести себя по определенным правилам, заботиться о родителях и старших членах семьи.

Важнейшее средство воспитания ребенка - личный пример родителей. Характер их отношений, степень взаимнoгo согласия, любви, внимания, чуткости и уважения, способы решения различных проблем, тон и характер разгoвopoв - все это воспринимается ребенком и становится образцом для eгo собственного поведения.

Воспитательное влияние семьи на растущего в ней peбенка в целом определяется семейными нормами, ценностями, интересами. Сохраняются ли в семье память, реликвии, традиции? Знают ли молодые люди историю cвoeгo рода, свои корни? Какими дорогами идут родители и дети: параллельными или пересекающимися? Сколько точек пересечения у этих дорог? Каково отношение взрослых к людям, к жизни? Что проявляется чаще: цинизм или гуманность, оптимизм или пессимизм, эгоизм или внимание к окружающим, трудолюбие или стремление вести праздный образ жизни? Что царит в семье: окрик, придирчивость, материальное вознаграждение за каждый шаг ребенка, чрезмерные поблажки или ограничение свободы; а может быть, любовь, внимание и забота, авторитет родителей, нравственная оценка поступков? Жизнь каждой семьи дает ответы на тaкoгo рода вопросы. И она определяет развитие привычек и нравственных качеств ребенка, как положительных, так и отрицательных. Они составляют «социальное наследство», которое родители передают детям: стиль поведения и общения с людьми, моральные нормы и жизненные ценности. Здоровье новoгo поколения, как духовное, так и физическое, тем крепче, чем больше в семье супружеской и родительской любви.

К другим функциям семьи относят хозяйственную (ведение домашнего хозяйства), экономическую (материальное обеспечение семьи), эмоциональную (обеспечение взаимной психологической поддержки и защищенности каждого члена семьи), социально-статусную (наследование принадлежности индивида к тому же классу, расе, этносу, религиозной группе, к которым принадлежит семья), пepвичного социального контроля (определение норм поведения членов семьи в различных сферах), духовного общения и aocyгa (проведение семейных праздников, походов, вечеров отдыха, организация семейного чтения и др».

В разные периоды жизни семьи приоритетное место занимает то одна, то другая функция. Так, для молодой ceмьи в числе приоритетных - репродуктивная функция, для пожилой - функция духовного общения.

СЕМЬЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

На мир семьи оказывает влияние целый ряд факторов, идущих от общества. К ним в первую очередь относятся право, религия, общественное сознание, традиции, а также xaрактер социальной поддержки семьи обществом и государством. Состояние семьи обусловлено общественным развитием. Поэтому не случайно семью часто представляют как ячейку общества.

В современном обществе семья переживает качественные изменения. Они связаны с глобальными социальными процессами индустриализации, урбанизации, несвойственными доиндустриальному (традиционному, aгpapнoмy) обществу. Традиции, нормы поведения, характер отношений между супругами, родителями и детьми проходят проверку жизнью, отметающей устаревшее инесоответствующее общественному развитию.

Далее остановимся подробнее на сущности тех эволюционных изменений, которые переживает семья в coвpeменном обществе. Рассмотрим конкретные примеры этих изменений.

В начале ХХ в. группа экономистов изучала бюджеты семей в России. Выяснилось, что, за редким исключением, деньгами в семье безраздельно распоряжался мужчина. В 1920-e гг. повторили такое исследование и увидели, что в 15% семей бюджетом стала заведовать женщина. А вот данные конца ХХ в.: в двух семьях из трех всеми материальными средствами распоряжается жена. В 10% семей муж считает себя только «зарплатоносителем». Эти данные наглядно свидетельствуют об измепепии положения женщины в семье.

Учитывая сказанное выше, нетрудно сделать вывод: изменение положения женщины в семье связано с измепепием положепия жепщипы в обществе. Увеличивается профессиональная и общественная занятость женщин. Растет их образованность, расширяются интересы. В нашей стpaне во всех категориях работающих более половины - женщины. При этом следует отметить, что среди специалистов с высшим и средним специальным образованием женщин свыше 60%.

Экономическая и социальная самостоятельность женщин несовместима с авторитарными отношениями семьи cтapoгo типа - патриархальпой семьи. Вспомните: в патриархальной семье основная власть принадлежит главе ceмейства - отцу. Все остальные члены семьи беспрекословно выполняют eгo волю. Роль женщины сводится к рождению и воспитанию детей, работе по дому без ведения денежных дел.

Число патриархальных семей в настоящее время coкращается. Традиционные роли, когда женщина ведет дoмашнее хозяйство и воспитывает детей, а муж является xoзяином, собственником и обеспечивает экономическую caмостоятельность семьи, меняются. Наблюдается тенденция к установлению равноправия, взаимной ответственности супругов в семье. Развивается семья пapтнepcкoгo типа, в которой возрастает авторитет женщины как личности, мaтери, жены. Такая семья предполагает совместное ведение супругами домашнего хозяйства, воспитание детей, взаимную поддержку. Быт такой семьи организуется при участии всех ее членов.

В связи с процессами урбанизации ослабевают связи между родственниками. Разрушается многопоколенная (расширенная, родственная) семья - семья, включающая наряду с супругами и детьми других родственников (бабушек, дедушек и др», где представители 2-3 поколений вeдут совместное хозяйство и организуют повседневный быт. В настоящее время в России около 40 млн семей. Примерно 80% из них состоят из супругов с детьми, т. е. являются нуклеарными (от лат. nucleus - ядро).

Происходит разделение институтов брака и семьи. В настоящее время единство семьи все меньше зависит от давления общества (законов, нравов, обычаев, общественнoгo мнения, традиций, разработанных ритуалов) и все больше от межличностных отношений, взаимной привязанности, взаимопонимания. Уменьшается число лиц, вступающих в законный брак. Растет количество фактических, но юридически не оформленных «свободных» семейных coюзов и рожденных в них детей.

Внимание, которое уделяется материальному обеспечению детей в семье (пищей, одеждой и т. п», значительно превосходит то, что направлено на духовное развитие. Взрослые мало общаются с детьми - им некогда и далеко не всегда у них есть такое желание. Профессиональные интересы мужчин и женщин становятся серьезным кoнкypeнтом семейным интересам.

Ухудшается здоровье людей. По оценке экспертов,10-15% взрослого населения не способны иметь детей по состоянию здоровья (прежде вceгo из-за аморального образа жизни, болезней, плохого питания, экологии).

Растет количество разводов, повторных браков, нeполных семей и число брошенных детей. Среди причин разводов исследователи в первую очередь выделяют нeподготовленность к браку. В первые годы семейная жизнь особенно уязвима. В это время формируются cyпружеские отношения: решается вопрос о распределении ролей, складываются духовные связи. Этот период нeпрост, так как молодые супруги воспитывались на разных традициях, у каждого может быть свой взгляд на брак, семью, ведение хозяйства, организацию досуга,воспитание детей. Не всегда любовь помогает преодолеть
возникающие конфликтные ситуации. Согласно статистике, самые непрочные браки - ранние (вступление в брак до 21 года). К иным причинам разводов относят грубость, пьянство, физическое насилие, супружескую измену и др.

Государство в современном обществе заинтересовано в укреплении семьи. С этой целью правительства ряда стран принимают специальные меры, направленные на увеличение или сокращение рождаемости, поддержку семьи.

Государственная поддержка семьи ведется и в России: учреждены дополнительные отпуска (в связи с рождением ребенка, по уходу за маленькими или больными детьми и др», установлены денежные пособия (например, по yxoду за ребенком, по беременности и родам), введены особые льготы (например, перевод беременных женщин, а также женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, в cooтвeтствии с медицинскими требованиями на более легкую работу без уменьшения заработной платы) и др.

В процессе повседневной жизни людей складываются бытовые отношения. Бытовые отношения - это устойчивая система повседневных непроизводственных связей между людьми по поводу удовлетворения их первоочередных нужд (в пище, одежде, жилье, поддержании здоровья, уходе за детьми, а также общении, отдыхе, развлечении, физическом и культурном развитии).

На основе cвoeгo жизненного опыта вы можете привести примеры бытового общения и совместных дел соседей,молодых людей или людей пожилого возраста, живущих в одном дворе, и, конечно, членов семьи.

Один из аспектов научного изучения быта - исследование затрат времени на удовлетворение бытовых нужд.

В среднем на домашнее приготовление пищи одному человеку требуется около 300 ч в год. У женщин это занятие отнимает 40% времени, идущего на ведение домашнегo хозяйства. Велики затраты времени на стирку белья и глажение (в среднем 58 ч в год), на покупку товаров для семьи (около 500 ч в год).

Другой аспект изучения быта - обязанности супругов. Среди молодых супружеских пар 17% мужей готовят обед (20 лет назад этого никто из них не делал), 55% стирают белье, 35% гуляют с детьми, 16% сопровождают дeтей в детский сад или ясли, 80% закупают продукты, 58% моют посуду, 9% посещают школу и проверяют уроки у дeтей. Это говорит о наметившейся тенденции более активногo участия мужчин в домашних делах. В то же время продолжительность домашнего труда женщин в среднем нeсравненно выше, чем мужчин. 36 ч в неделю посвящают домашнему труду женщины и вceгo 13 ч - мужчины. Каждый третий из молодых мужей и каждый пятый cpeди супругов среднего возраста не занимается домашними делами. Эти цифры заставляют задуматься. Ведь справедливое распределение домашних обязанностей между супругами, взаимная помощь в быту - одна из важнейших нравственных основ существования современной семьи.

Во многих семьях возникает проблема oтвeтcтвeннoгo участия детей в домашних делах: приготовлении обеда, уборке квартиры и т. п. Исследования доказывают: лишь при активном участии детей в организации быта семьи происходит становление их личности, усвоение принципов уважения, равенства, взаимной поддержки. Взаимопомощь в процессе бытового труда дает членам семьи ощущение общности, «чувство локтя», ответственности друг за друга и за семью в целом.

Бытовые отношения зависят от способов ведения дoмашнего хозяйства. В современном обществе наметилась тенденция сокращения затрат труда и времени на удовлетворение бытовых потребностей за счет применения coвpeмен ной бытовой техники. Это характерно и для городской, и для сельской семьи, несмотря на значительные различия быта селян и горожан. В отличие от сельской местности в городах более развиты предприятия, учреждения и организации бытового обслуживания, или, другими словами, сфера бытовых услуг. К ней можно отнести комбинаты бытовoгo обслуживания с филиалами и приемными пунктами, различные павильоны бытового назначения, ремонтные мaстерские, прокатные пункты, швейные ателье, химчистки, прачечные, парикмахерские, фотоателье.

Сфера быта теснейшим образом переплетается со сферам и торговли, здравоохранения, транспорта, досуга, социального обеспечения, коммунальных и других услуг. В coвременных условиях домашний быт и сфера услуг cocтaвляют взаимосвязанные и взаимодополняющие друг друга области. И если в узком смысле термин «быт» употребляется как синоним домашнего быта, то быт в широком смысле слова - это внепроизводственная область повседневной жизни, непосредственно связанная с удовлетворением материальных и духовных потребностей, воспроизводством человека, этноса, населения страны в целом.

Когда-то из домашнего быта в производственную сферу ушло хлебопечение. Частично перекладывается на сферу общественных бытовых услуг приготовление пищи, стирка белья, уборка, пошив одежды и некоторые другие бытовые заботы. Все более распространенной становится покупка частично приготовленной пищи - полуфабрикатов. Сегодня основные блага, используемые в быту,- peзультат общественного производства.

Налаженный быт улучшает здоровье и настроение, ocвобождает время для cовмecтнoгo отдыха на природе, посещения театров, кино, выставок, повышения профессионального уровня, духовного и физического совершенствования взрослых и юных членов семьи.

Жизнь cовpeмeннoгo человека усложнена техническим прогрессом, увеличившим ритм жизни, усилившим нepвное напряжение, умственные нагрузки. Большую часть времени человек проводит в замкнутом помещении, а это отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье. Необходима более совершенная организация удовлетворения бытовых потребностей человека. Развитие сферы быта становится важной социальной задачей.


Политика и власть
Слово «политика» у всех на слуху. Достаточно взять в руки газету или включить любую программу новостей. К вопросам политики отдельных государств и государственных деятелей вы неоднократно обращались на уроках по многим гуманитарным дисциплинам.

Кто-нибудь из вас может усомниться: «Зачем мне знать о политике?» Ответ вы найдете в словах французского писателя А. Ривароля: «Политика подобна сфинксу из сказки: она пожирает всех, кто не может разгадать ее загадок».

В науке политика рассматривается в трех измерениях:

1) как один их многих видов человеческой деятельности, активности социальных групп и отдельных личностей;
2) как сфера общественной жизни, одна из подсистем общества в целом;
3) как тип социальных отношений между индивидами, малыми группами и большими общностями.

Рассмотрим политику в этих трех аспектах.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЩЕСТВО
Про политическую деятельность иногда говорят как о действии «на политической сцене». Какие же «актеры» действуют на ней? Или, выражаясь по-научному, кто мoжет быть субъектом политики?

Очевидно, что этими субъектами являются люди. нeмецкий ученый М. Вебер рассматривал три степени вовлеченности индивидов в политическую деятельность. Политиками «по случаю» являемся все мы, когда, например, раз в четыре года участвуем в выборах депутатов парламента. Политиком «по совместительству» является деятель общественно-политической организации, который, не прекращая своей основной профессиональной деятельности (например, врача, бизнесмена и т. п.), одновременно занимается и политикой, которая не становится для нeгo первоочередным дeлом жизни ни в материальном, ни в идеальном отношении.

Профессиональными политиками являются те, кто живет «для политики» либо «за счет» политики. Для этих деятелей политика - главное занятие жизни и главное условие их материального благосостояния.

Участие людей в политической жизни проявляется не только в деятельности отдельных личностей, но и в воздействии на политику больших социальных групп (классов, социальных слоев, этнических общностей, сословий и т. п.). Вы можете сами вспомнить исторические события, в которых активную, а нередко и решающую роль сыграли массы людей, объединенные общим интересом.

Для тoгo чтобы успешнее влиять на политику, люди создают политические организации и объединения. Наиболее приспособленными к политической деятельности являются политические партии. Из курса истории вы знаете о лейбористах и консерваторах в Великобритании, дeмократах и республиканцах в США, о партиях, возникших в России в начале ХХ в., и др. Самым активным субъектом политики является государство. Не случайно учебники истории часто сообщают сведения о внутренней и внешней политике тoгo или иного государства, правительства, государственного деятеля.

Сравнительно небольшие группы людей, которые oкaзывают наибольшее влияние на принятие политических peшений, называют политической элитой. Это группы лиц, концентрирующие в своих руках власть, осуществляющие политическое руководство обществом, определяющие пути и цели политического развития. В политическую элиту входят высшие государственные деятели, лидеры политических партий, руководители парламента, лица, занимающие ключевые позиции в силовых структурах государства, средствах массовой информации, и т. п.

Итак, субъектами политики выступают личности, coциальные группы, политические организации, политические элиты. Деятельность субъектов политики направлена на общество, на сохранение по целостности, а также на осуществление в нем изменений, отвечающих интересам определенногo субъекта политики или вceгo общества. То, что политическая деятельность направлена на общество в целом, на все стороны eгo жизни, отличает ее от других видов деятельности. Вместе с тем в политике принято выделять различные направления, которые обычно называют по наименованию объекта политического воздействия. Объектом экономической политики является экономика, социальной - социальная сфера, молодежной политики - молодежь и т. п. Объектом внутренней политики является общество внутри страны, внешней - мировое сообщество, международные отношения. (Подумайте, что является объектами экологической, демографической, научно-технической, аграрной и иных направлений политики, о которых вы знаете.)

Политическая деятельность побуждается интересами субъектов политики, прежде вceгo интересами определенных социальных групп. Положение социальной группы в обществе порождает ее отношение к существующему положению, к властным структурам. Отсюда ее заинтересованность в сохранении или изменении сложившихся общественных порядков. Она стремится обеспечить такие общественные условия (учреждения, порядки, правовые нормы и т. п.), которые делают более доступными для нее материальные и духовные блага, более полное удовлетворение потребностей входящих в эту группу людей. Например, общим интересом определенной этнической группы является создание благоприятных условий для развития национальной культуры, языка, сохранения природной среды в мecтах ее проживания.

Движимые собственными интересами люди ставят перед собой соответствующие политические цели, которые нaиболее четко формулируют поддерживаемые ими политические лидеры, партии, элиты. Эти цели, как правило, предполагают участие во власти либо воздеuствие на власть. Это еще один важнейший признак политической деятельности. Вот как определял понятие «политика» М. Вебер: «...Политика, судя по всему, означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает».

Для достижения поставленных целей осуществляются различные политические действия: организация партий, принятие правительственных решений, избирательные кампании, выступления в парламенте, политические митинги, проведение партийных съездов, обращения к нapoду, разработка политических программ, референдумы, государственные перевороты, визиты правительственных делегаций и др. В ходе этих действий используются различные средства политической деятельности: мирные и нaсильственные, организационные и агитационные, теоретические и дипломатические.

Некоторые политические деятели следуют принципу «цель оправдывает средства». Так, экстремистские организации, заявляя о борьбе за национальные интересы, считают возможным захватить самолет с пассажирами, которые не имеют отношения к их заботам; взорвать дом, где живут ни В чем не повинные люди; брать и убивать заложников. Политический терроризм представляет большую опасность для общества.

На вопрос «Допустимы ли любые средства для достижения благих целей?) государственные деятели и политические мыслители в разное время давали различные oтвeты. Так, выдающийся мыслитель эпохи Возрождения Николо Макиавелли (1469- 1527) признавал заслуживающими похвалы такие качества государя (главы государства), как верность данному слову, прямодушие и неуклонная честность. «Ради сохранения государства,- писал Н. Макиавелли,- он часто бывает вынужден идти против cвoeгo слова, против милосердия, доброты и благочестия». Государь должен «по возможности не удаляться от добра,
но при надобности не чураться и зла».

Есть и другая точка зрения: средства достижения благой цели должны быть благими, иначе сама цель будет дeформирована и результат деятельности окажется не столь «светлым», как первоначально провозглашалось. (Вспомните о деятельности в России революционной организации «Народная воля».)

На самом деле политику подчас приходится выбирать: либо для предотвращения опасности проводить жесткие мeры, либо своим бездействием допустить ущерб для общества. А как думаете вы?
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ

Политическая сфера - это одна из четырех известных вам сфер жизни общества. Она включает в себя различные формы политической деятельности; отношения между людьми, возникающие в процессе этой деятельности; opгaнизации и учреждения, которые создаются для реализации политических целей и задач; политическое сознание людей, которое направляет их деятельность в сфере политики.

Важнейшее место в структуре политической сферы занимают политические институты. Они относятся к главным социальным институтам, реализующим основополагающие потребности общества. Политические институты удовлетворяют потребность общества в интеграции, безопасности и социальном порядке.

Каждый из них осуществляет определенный вид политической деятельности и включает в себя группу людей, специализирующихся на ее выполнении; политические нормы, регулирующие отношения внутри этих институтов, с другими политическими и неполитическими институтами; средства, необходимые для достижения поставленных целей.

Основным политическим институтом является гocyдарство. (Вспомните существенные признаки государства, изученные в обществоведческом курсе основной школы.) В свою очередь, государство включает в себя институт президентства, институты законодательной, исполнительной и судебной власти, институт выборов и др.

К числу важнейших политических институтов oтнoсятся и политические партии. История партий в их традиционном виде не столь длительна, как история государства, но и она насчитывает до полутора столетий.

Партийно-политическая деятельность охватывает большое количество людей, имеет устойчивые формы, регулируется традициями, правовыми нормами и политическими принципами. Любая политическая партия - это добровольное объединение людей, имеющих общие политические взгляды, добивающихся осуществления поставленных цeлей через завоевание власти или участие в ее осуществлении. Обычно партия выражает и защищает интересы определенной социальной общности (класса, социального слоя и т. п.). Это определение напоминает вам изученные в ocновной школе признаки партии: стремление добиться дoстижения поставленных целей через завоевание власти или участие в осуществлении власти; существование в исторически протяженном периоде времени; наличие четкой opгaнизационной структуры, закрепленной партийным уставом; стремление создать для себя массовую опору; общие для членов партии идеи. изложенные в партийной программе.

Существенным признаком любого социального института является комплекс правовых и иных социальных норм, регулирующих определенный вид деятельности. В Российской Федерации партийно-политическая деятельность регулируется Законом «0 политических партиях» (2001). Закон определяет политическую партию как общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в opгaнax государственной власти и opгaнax мecтнoгo самоуправления.

Каждая политическая партия самостоятельно определяет свои политические цели, ближайшие и долгосрочные идеи, которые находят отражение в партийной программе и уставе. Однако основными целями политической партии, согласно Закону, являются:

- формирование общественного мнения;
- политическое образование и воспитание граждан;
- выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни. доведение этих мнений до сведения широкой общественности и opгaнoв государственной власти;
- выдвижение кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы мecтнoгo самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе.

Политические партии отличаются от других политических институтов. По сравнению с общественно-политическими движениями они представляют собой большую идейную и организационную общность. Однако они менее opгaнизованны, чем государство.

Партия - это организация, принципы построения которой, права и обязанности ее членов отражены в ее ycтaве. Она, как правило, имеет партийную программу, излагающую не только цели партии, но и пути и средства, которые должны обеспечить их достижение. Члены партии имеют различные статусы в ее структуре: это лидеры партии; партийные чиновники, работающие в центральных и местных opгaнax партии; партийные активисты, возглавляющие партийные группы, местные организации; рядовые члены партии. Все они ведут работу, стремясь завоевать поддержку избирателей на предстоящих выборах. Для этого используются собрания граждан, партийная пресса, выступления в парламенте и в других представительных opгaнax.

Кроме государства и политических партий, существуют и другие политические институты, придающие политической деятельности устойчивые формы, организованность и упорядоченность, благодаря сложившимся структурам, традициям, нормам.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Политические отношения - это взаимосвязи и взаимодействия, возникающие между людьми в процесс е политической деятельности. Это взаимосвязи социальных общностей и личностей в сфере власти, политики, управления. Это взаимоотношения субъектов политической жизни по поводу завоевания, использования и перераспределения политической власти. Любые общественные отношения приобретают политический характер, если они включают использование власти в центре и на местах.

Политические отношения связаны с распределением в обществе власти, прав и полномочий, с разграничением предметов ведения центра и мест. К ним относятся oтнoшения между:

- государственными органами и учреждениями (нaпример, между правительством и парламентом);
- государством и социальными группами (например, между государством и предпринимателями);
- государством и негосударственными общественными организациями и движениями (например, между гocyдарством и церковью);
- политическими партиями, а также между политическими партиями инеполитическими организациями (нaпример, между партиями и профсоюзами); государством и гражданами;
- различными государствами на международной арене;
- государством и международными политическими объединениями (например, ООН, НАТО).

Проявления этих взаимосвязей мoгут быть различными: отношения соперничества, конкуренции (например, между политическими партиями); взаимной oтвeтcтвeннocти (например, между гражданином и государством); поддержки (например, избиратели и определенная партия); coтрудничества (например, определенная партия и профсоюзы); союза (скажем, несколько государств); конфликта (например, между государствами или государством и той или иной социальной группой) и т. д.

В основе этих отношений лежат интересы и цели, coвпадение или расхождение которых предопределяет развитие взаимодействия участников политической жизни. Xaрактер взаимоотношений зависит от экономических и coциальных факторов, от политической культуры общества, а также от политической воли субъектов политики.

Итак, политические отношения - это совокупность многообразных, многоуровневых взаимосвязей и взаимодействий субъектов политики. Они регулируются комплексом социальных норм: политическими принципами, традициями, правовыми и этическими нормами.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ
Политическая деятельность, политические институты, политические отношения - это различные аспекты сложнoгo, мнoгoмepнoгo общественного явления - политики. И все эти аспекты, как и политика в целом, связаны с борьбой за власть либо с использованием власти для peaлизации групповых или общенациональных интересов. Так что же такое политическая власть?

Напомним, что любая власть (военная, родителей, pyководителя предприятия и т. п.) означает способность, право и возможность повелевать, распоряжаться и управлять кем-либо или чем-либо. Тот, кто имеет власть (субъект власти), отдает приказы, распоряжения, директивы, команды. Он может применить с а н к ц и и в отношении тех, кто дoбросовестно выполняет эти распоряжения (в этом случае использует поощрение), или тех, кто не выполняет распоряжения или плохо их выполняет (в таком случае использует наказание). Для большинства граждан имеет значение не возможность санкций, а убеждение в необходимости выполнять предписания власти, авторитет власти.

Возникновение власти вызвано потребностью в регуляции социальных отношений, согласовании несовпадающих интересов, придании взаимодействиям между людьми цeлесообразности и организованности. Власть возникла уже в древности, поскольку без власти общество не может coхранить свою целостность и жизнеспособность, происходит разрушение социальных связей.

В обществе существуют различные виды власти. Кpaтко охарактеризуем основные.

Власть экономическая - власть в сфере экономики, хозяйствования. Это контроль над экономическими pecypсами: материальными ценностями, деньгами, техникой, плодородными землями, полезными ископаемыми и т. д.

Социальная власть - это возможность влиять на положение различных слоев населения, способность повышать или пони жать социальный статус личностей и групп.

Культурно-информационная власть - это власть над людьми с помощью научных знаний, информации. Это кoнтроль над средствами массовой информации - газетами, радио, телевидением.

Принудительняя власть
означает контроль над людьми с помощью физической силы или угрозы ее применения. Она опирается на армию, полицию, службу безопасности, суд и прокуратуру.

Политическая власть имеет ряд признаков, отличающих ее от других видов власти. Во-первых, она распространяется на все общество, на всех проживающих на территории данного государства. Ее распоряжения обязательны для всех других видов власти. Вo-втopыx, она действует на основе права от имени вceгo общества. В-третьих, только ей принадлежит законное право использовать силу в пределах страны. В-четвертых, для нее характерно существование едпного общегосударственного центра принятия политических решений. В-пятых, эта власть имеет возможность использовать самые разнообразные средства (не только принудительные, но и экономические, социальные, ку льтурно-информационные).

Политическая власть имеет множество разновидностеЙ. С точки зрения cвoeгo предназначения выделяют законодательную, исполнительную и судебную власти. По месту в структуре власти различают центральную, региональную и местную власти. По основному субъекту - монapхическую и республиканскую.

Политическая власть в наиболее полном виде существует как государственная власть, а также может проявляться как влияние и управление в любых политических организациях (партиях, движениях, партиЙных фракциях в парламенте), независимо от тoгo, находятся они у власти или в оппозиции.

Таким образом, политическая власть - это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определенные политические взгляды, установки и цели. Она использует различные способы и средства воздеЙствия политических субъектов, в первую очередь государства, на поведение социальных общностей людей, организациЙ для управления, координации, согласования интересов всех членов общества и подчинения их единой политической воле.

Тесно связанные между собой понятия «политика» и «власть» - это ключевые понятия общественной науки, называемой политология.

Политическая система
СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
Как и любая иная, политическая система имеет свои границы. Внутри этих границ находятся властные институты, отношения, виды деятельности, которые определяют политику. 3а пределами границ политической системы нaходится «среда». 3десь расположены неполитические сферы жизни общества: экономическая, социальная, сфера дyховной культуры, частная жизнь человека, а также политическиe системы других стран и международные институты (например, ООН). В политической системе, coгласно одному из подходов, существующих в политологии, выделяется пять структурных компонентов, которые называют подсистемами.

Институциональная подсистема включает гocyдapcтво, партии, общественно-политические движения и иные политическир институты. Нормативная подсистема включает политические принципы, правовые нормы, регулирующие политическую жизнь, политические традиции и нормы морали, воплощенные в конституциях, иных законах (эти нормы распространяются на всю политическую систему), партийных программах, уставах политических объединений (эти нopмы действуют внутри определенных организаций), а также традициях и процедурах, определяющих правила поведения в политике.

Функциональная подсистема охватывает формы и нaправления политической деятельности, методы осуществления власти.

Коммунuкативная подсистема - это совокупность связей и взаимодействий как между подсистемами политической системы, так и между политической системой и другими подсистемами общества (экономической, социальной и т. п.), а также между политическими системами различных стран.

Культурно-идеологическая подсистема охватывает политическую психологию и идеологию, политическую культуру, включающие в себя политические учения, ценности, идеалы, образцы поведения, которые влияют на политическую деятельность людей.

В совокупности всех названных компонентов политическая система представляет собой сложный механизм формирования и функционирования власти в обществе.

Взаимодействия политической системы со «средой» можно объединить в две группы. Первая: воздействия 06щества на политическую систему. Эти воздействия являются импульсами, которые должны побудить политическую систему реагировать на них. Они мoгyт принять форму требований, идущих от общества. Так, в конце 1990-x гг. в pocсийском обществе среди педагогов, ученых, общественных деятелей возникло беспокойство по поводу состояния системы образования в стране. На различных собраниях, в прессе, на съезде работников образования и содержания образования поднимался вопрос о необходимости модернизации этой системы. Политическая система получила мощный импульс, который положил начало процесс у выработки политического решения, затрагивающего интересы населения. Вопрос о модернизации образования стал предметом paccмoтрения в Федеральном Собрании, правительстве, других институтах власти (институциональная подсистема). Eгo peшение готовилось в рамках Конституции, но потребовало изменения Закона «Об образовании» и других нормативных документов, а также принятия Закона «О государственных образовательных стандартах» (нормативная подсистема). Подготовка решений по модернизации образования проявилась в различных формах деятельности (дискуссиях, социологических опросах, собраниях учителей, экспертизах) Министерства образования, Комитетов государственной Думы, государственного Совета, печатных изданий, телевидения и т. п. (функциональная подсисте.м.а). Потребовал ось взаимодействие политических партий, министерств образования, финансов государственной Думы, Президента РФ (коммуникативная подсистема) и между подсистемами. Формы политической деятельности всех участников и предлагаемые проекты модернизации отражали ценности, идеалы, политичес кую культуру (культурно-идеологическая пoдcиcтeма). В результате сложного подготовительного процесс а, вcecтopoннeгo анализа проблемы, обсуждения, финансовых расчетов и т. д. В политической системе созрело решение, кoтoрое приняло форму постановлений Правительства РФ о проведении экспериментальной проверки новой структуры, об утверждении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., ряда других документов.

Эти постановления - проявление второй группы взаимодействий политической системы и общества: воздеиствия политической системы на общество через принятие решений, осуществление мер по их претворению в жизнь.

Итак, как видим, в обществе (в «среде», в которой cyществует политическая система) возникают потребность в определенных изменениях, недовольство какими-либо нeгативными явлениями, активное отношение к тем или иным действиям властей. Они проявляются в требованиях, в различных формах поддержки или в иной информации. Под влиянием этих импульсов, идущих от общества (или рождающихся в самой политической системе), внутри политической системы развивается процесс подготовки и принятия политических решений, в которых oднoвpeмeнно участвуют все ее структурные компоненты. Принятые решения (законы, указы, постановления, распоряжения) и меры, обеспечивающие их выполнение, направлены на
общество, на осуществление назревших изменений в нем.

В чем же проявляется роль политической системы? Каковы ее функции?

Главная из этих функций - это ее руководящая роль по отношению ко всем другим системам (сферам), образующим в совокупности общество.

Именно в политической системе определяются цели и задачи общественного развития, разрабатывается политический курс власти. Такова функция целеполагания, кoтoрую выполняет политическая система.

Еще одна функция - интегративная - состоит в coхранении целостности общества, предотвращении eгo дезинтеграции, распада, в согласовании многообразных интересов различных социальных групп. К числу важнейших относится и регулятивная функция, которая состоит в peгламентации, упорядочении всей совокупности общественных отношений, выработке норм поведения людей во всех сферах социальной жизни.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 278; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.