Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Избирательная система




Избирательная система - порядок выборов в представительные учреждения и выборных должностных лиц, а тaкже определения результатов голосования. Она включает два взаимосвязанных компонента: 1) избирательное право - комплекс правовых норм о порядке выборов; 2) избирательный процесс - комплекс действий в процессе выборов.

Избирательное право является частью конституционнoгo права и рассматривается в узком и широком смысле. Напомним, что в узком смысле избирательное право - это политическое право гражданина избирать (активное право) и быть избранным (пассивное право) в органы государственной власти и мecтнoгo самоуправления. Так, в России право избирать имеют граждане с 18 лет; право быть избранным в представительный opгaн - с 21 года, главой aдминистрации субъекта РФ - по достижении 30 лет, а Президент ом страны - с 35 лет. Российские граждане участвуют в формировании избирательных opгaнoв на принципах всеобщего, paвнoгo, прямого избирательного права при тайном голосовании. Избирательное право в широком смысле включает, помимо сказанного, избирательные законы (например, Законы РФ «0 выборах Президента Российской Федерации», «0 выборах депутатов государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и др.; законодательство субъектов РФ), иные акты (например, инструкции и разъяснения).

На основе избирательного права реализуется избирательный процесс. Не случайно eгo называют избирательным законом в действии. Для избирательного процесса xaрак терны следующие стадии:

1) подготовительная (нaзначение даты выборов, регистрация и учет избирателей);
2) выдвижение и регистрация кандидатов;
3) предвыборная агитация и финансирование выборов;
4) голосование и подведение итогов выборов.

Каждая из стадий отражает динамику действий на ocнове установленных правил. Например, согласно закону выдвижение кандидатов проводится партиями, что позволяет обеспечить альтернативность кандидатур. После peгистрации кандидатов начинается стадия предвыборной агитации. Партии, избирательные блоки и кандидаты стремятся расширить свой электорат (от лат. electoг - избиратель), т. е. контингент голосующих за них избирателей. К ведущим принципам предвыборной агитации oтнoсятся: состязательность и конкурентность претендентов на власть, а также равенство их возможностей (например, равное распределение эфирного времени). Сегодня в связи с возрастанием в избирательном процессе роли СМИ, и прежде вceгo телевидения, этот принцип при обретает ocoбую значимость. Борьба претендентов за власть стала cxoжа с традиционным рынком: каждый из них, стремясь «продать» свою кандидатуру дороже (т. е. завоевать симпатии наибольшего числа избирателей), обращается к специалистам в области nолитического мapкeмUнгa (от англ. maгket - рынок). Они создают с помощью рекламы (в первую очередь телевизионной) привлекательный для избирателей имидж (от англ. image - облик) «товара». К сожалению, созданный имидж и сущность кандидата (либо партии) не всегда совпадают (приведите примеры), что в значительной мере осложняет задачу избирателей, в том числе при голосовании.

Подчеркнем, что предвыборная агитация, по существу, выражает суть избирательной кампании (от фр. саmpagne - поход). Поэтому многие ученые рассматривают ее как часть избирательного процесса. Другие - отождествляют понятия «избирательный процесс» и «избирательная кампания».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 42; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.