КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методические материалы к практике
Дни Дни День II НЕДЕЛЯ День День День День День I НЕДЕЛЯ Со студентами беседуют заведующая, методист и логопеды дошкольного учреждения, в котором организуется практика. Студенты получают информацию о структуре детского сада и организации работы его сотрудников по обучению и воспитанию детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Заведующая и методист дошкольного учреждения рассказывают студентам о координации работы врачей, логопедов, психолога, воспитателей, руководителей по музыкальному и физическому воспитанию детей, знакомят студентов с педагогическим коллективом дошкольного учреждения и детьми в разных группах детского сада, режимом дня в отдельных возрастных группах, с традициями учреждения. Студенты знакомятся с оформлением и оборудованием кабинетов методиста, логопеда, психолога. Студенты изучают порядок приема детей и комплектования групп, знакомятся с нормативными документами, регулирующими работу детского сада. Студенты знакомятся с перспективным планом работы, анализируют план совместной работы логопеда с воспитателями, родителями, другими специалистами ДОУ. Во все дни студенты посещают занятия логопеда с целью анализа методики работы. Студенты знакомятся со спецификой обследования детей разных возрастных групп и с различными нарушениями, анализируют и переписывают в дневник соответствующие схемы проводимого логопедом обследования. Далее студенты наблюдают за тем, как осуществляется логопедом процедура обследования ребенка с нарушением речи (порядок, приемы и формы обследования, используемый наглядный материал, типы инструкций логопеда, виды помощи и т.д.). Знакомство с основными направлениями работы логопеда в ДОУ: групповая коррекционно-логопедическая работа, индивидуальная коррекционная работа, просветительская. Работа с методической литературой с целью составления конспектов индивидуальных и фронтальных занятий. Знакомство с методическим обеспечением кабинета логопеда, с вспомогательными логопедическими пособиями для индивидуальных и групповых логопедических занятий. Анализ логопедических занятий. Изучение диагностических карт, личных дел и речевых карт детей с целью анализа нарушений развития и влияния их на речевой развитие. Выписка из 3 медицинских карт, личных дел и речевых карт, с целью составления своей комплексной речевой карты с логопедическим заключением. Проведение самостоятельного полного логопедического обследования дошкольника с речевым нарушением. Результаты обследования студент фиксирует в речевую карту и разрабатывает индивидуальную программы коррекционной работы с данным ребёнком. III – IV НЕДЕЛИ Практикант подготавливает, проводит и совместно с логопедом анализирует индивидуальные и фронтальные логопедические занятия различных видов. Студент подбирает речевой, игровой, дидактический материал для занятий, анализирует его с точки зрения вариативности использования; определяет приёмы работы в соответствии с возрастом и характером нарушения. Студент оказывает помощь логопеду и воспитателям в оформлении дидактического материала, участвует в подготовке и проведении родительских собраний, педагогических советов, проводит беседы и консультации с родителями, оформляет документацию.
В соответствии со ст. 50 п. 10 Закона Российской Федерации «Об образовании», от 10 июля 1992 года №3266-1, в редакции федеральных законов от 13.01.96 №12-ФЗ, от 16.11.97 №144-ФЗ, для детей с отклонениями в развитии органы управления образованием создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. Дети направляются в указанные учреждения (группы) только с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого-медико-педагогической комиссии. В соответствии с п. 1 Типового положения «О специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.97 № 288; Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2000 г. № 212 «О внесении изменений и дополнений в Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»; создаются коррекционные (компенсирующие) учреждения дошкольного и школьного образования. Типовое положение распространяется также на специальные классы (группы), создаваемые в установленном порядке в образовательном учреждении. В соответствии с п. 22 «В целях преодоления отклонений в развитии воспитанников в коррекционном учреждении проводятся групповые и индивидуальные коррекционные занятия». В соответствии с п. 29 «Образовательный процесс в коррекционном учреждении осуществляется специалистами в области коррекционной педагогики, а также учителями, воспитателями, прошедшими соответствующую переподготовку по профилю деятельности коррекционного учреждения». В Письме от 24.04.2000 № 27/640-2 («О наполняемости классов, групп (в том числе специальных классов (групп) для детей со сложными дефектами) и групп продленного дня в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии)») Министерство образования разъясняет следующее: предельную наполняемость классов, групп, групп продленного дня в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, следует рассматривать как максимальную. Увеличение ее повлечет за собой ухудшение качества образовательного процесса и, соответственно, нарушение прав детей с отклонениями в развитии на получение образования. В соответствии со ст. 15 Проекта Федерального закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)», принятого Государственной Думой 2.06.1999, в Российской Федерации могут создаваться и действовать специальные образовательные учреждения для лиц с нарушениями речи — тяжелыми нарушениями речи, фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нарушением произношения отдельных звуков. В соответствии со ст. 16 для оказания помощи детям, имеющим различные нарушения речи и обучающимся в образовательных учреждениях общего назначения, организуется логопедическая служба. Исходя из количества детей, нуждающихся в логопедической помощи, эта помощь может осуществляться посредством введения в штат образовательного учреждения общего назначения должности учителя-логопеда; В соответствии с п. 48, в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида наполняемость групп устанавливается в зависимости от категории детей и их возраста (до 3 лет и старше 3 лет) и составляет соответственно: • для детей с тяжелыми нарушениями речи — до 6 и до 10 детей; • для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи только В соответствии с Письмом Министерства образования Российской Федерации от 16 января 2002 г. №03-51-5 ин/ 23-03 «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях», не рекомендуется создавать смешанные группы для детей с нарушениями речи. Это связано с тем, что данная категория детей уже фактически находится в условиях интеграции. Кроме того, система специальной логопедической помощи предусматривает занятия с логопедом в логопункте общеобразовательного учреждения, а также обучение детей с общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическими нарушениями речи и заиканием в логопедических группах. 1. При построении образовательного процесса в ДОУ (для первой половины дня) максимально допустимое количество учебных занятий в старшей и подготовительной группах не должно превышать трех. Их продолжительность — 20-25 минут. В середине занятия необходимо проводить физкультминутку (динамическую паузу). Перерывы между занятиями — не менее 10 минут (Инструктивно-методическое письмо Министерства образования РФ 14.03.2000 №65/23-16). 2. Содержание образования в коррекционном учреждении определяется образовательными программами, разработанными исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников, принимаемыми и реализуемыми коррекционным учреждением 3. Логопед имеет право самостоятельного выбора образовательной программы (Инструкционное письмо от 02.07.1998 №89/34-16 «О реализации 4. В целях преодоления отклонений в развитии проводятся групповые и Принципы логопедического воздействия: • комплексность воздействия при речевых нарушениях; • дифференцированный подход в устранении речевых нарушений; • поэтапный ход речевого воздействия. Основные формы речевого воздействия: * обучение; * воспитание; * коррекция; * адаптация; * компенсация; * абилитация * реабилитация. Методы логопедического воздействия: 1. Практические методы: • упражнения: подражательно-исполнительские; конструктивные; творческие; • игровые приемы; • моделирование. 2. Наглядные методы: • наблюдение; • рассматривание рисунков, картин, макетов; • просмотр диафильмов, видео; • прослушивание записей; • показ образца. 3. Словесные методы: v • рассказ; • пересказ; • беседа: предварительная, итоговая, обобщающая; • чтение.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 63; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |