Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Роль государства в рыночной экономике




2.1. «Фиаско» рынка и необходимость государственного регулирования: возможности и пределы

2.2. Кейнсианская модель государственной макроэкономической политики: соединение рыночного механизма и государственного регулирования на основе управления спросом

2.3. Неокейнсианские модели государственного регулирования экономики

2.4. Неоконсервативная модель государственного регулирования: обеспечение регулирующих функций рынка на основе стимулирования предложения

2.5. Концепция «неоклассического синтеза»

2.6. Основные инструменты государственного регулирования экономики

2.7. Денежно-кредитная политика государства

2.8. Бюджетно-финансовая политика государства

2.9. Антиинфляционная политика государства

2.10. Государственное регулирование инвестиций

2.11. Государственное регулирование рынка ценных бумаг

2.12. Антимонопольная государственная политика

2.13. Государственное антициклическое регулирование

1. Фиаско рынка и необходимость государственного регулирования экономики: возможности и пределы

Провал (несовершенство, изъян) рынка это такая экономическая ситуация, в которой рациональное поведение людей, адекватно реагирующих на порождаемую рынком информацию, не обеспечивает достижения эффективного распределения ресурсов. Традиционная классификация провалов рынка включает монополию (а также монопсонию), недостаток и асимметрию информации, а также внешние эффекты (экстерналии).

Основной функцией государства в современной экономике является создание правовой базы экономической деятельности. Эта функция государства предполагает разработку, принятие и контроль за выполнением законов и правовых норм, обеспечивающих функционирование экономики в целом, регулирующих экономическую деятельность отдельных ее субъектов. Важной задачей государства является установление (спецификация) прав собственности на экономические ресурсы. Для России очень важен контроль за исполнением законодательных норм.

Проведение антимонопольной политики также считается первостепенной задачей государственной экономической политики. В Германии, к примеру, антимонопольный закон называют конституцией рыночной экономики. Опираясь на антимонопольное законодательство, государство ведет борьбу с монополизмом, защищает принципы свободной конкуренции, что позволяет в конечном итоге реализовывать преимущества рыночной экономики, повышать эффективность хозяйствования.

Создание общественных благ — еще одна важная функция государства. Рыночная экономика, как и любая другая, не может без них существовать. Однако коммерческие организации производят лишь то, что приносит прибыль. Поэтому общественные блага создаются главным образом государством либо негосударственными некоммерческими организациями, которые также пользуются поддержкой государства. Уровень потребления общественных благ, гарантированный государством, зависит от его возможностей, определяемых размерами государственного бюджета.

Регулирование внешних (побочных) эффектов. Загрязнение окружающей среды в связи добычей нефти служит ярким примером отрицательного внешнего эффекта. Примером положительного внешнего эффекта, например, является разведение пчел одним фермером, что позволяет его соседям повышать урожай плодовых культур, не вкладывая дополнительные инвестиции. Государство призвано регулировать внешние эффекты, уменьшая издержки, приносимые отрицательными экстерналиями, и поддерживая выгоды от положительных.

Создание инфраструктуры экономики — еще одна задача, требующая государственного вмешательства. Развитая инфраструктура является непременным условием эффективной экономики. Под инфраструктурой понимают комплекс отраслей хозяйства, обеспечивающих процесс воспроизводства. Существует несколько видов инфраструктуры:

• производственная (транспорт, связь, сеть энергоснабжения);

• рыночная (учреждения, организации и службы, обеспечивающие функционирование рынка: сеть оптовой и розничной торговли биржи и пр.);

• институциональная (аппарат государственного управления);

• социальная (наука, здравоохранение, система образования, учреждения культуры);

• информационная (совокупность информационных каналов, хранилищ информации, информационных технологий).

Государство может выступать и в качестве предпринимателя. Под государственным предпринимательством понимается деятельность государственных предприятий, выпускающих товары и услуги, необходимые для развития национальной экономики, но, как правило, недостаточно рентабельные для рыночного сектора хозяйства. В отличие от частных предпринимательских структур государственные предприятия ориентируются не только на получение прибыли, но и на предоставление социально значимых товаров, работ, услуг, обеспечивающих функционирование экономики в целом, включая частный капитал.

Перераспределение доходов в целях социально-экономического выравнивания и поддержки социально уязвимых слоев населения стало характерной чертой государственной политики в условиях социально ориентированной экономики. К основным формам перераспределения доходов относятся:

• налоговое перераспределение доходов, которое предполагает частичное или полное освобождение от уплаты налогов одних лиц и повышенную ставку их оплаты для других. Таким путем государство решает серьезные социально-экономические задачи: осуществляет поддержку нетрудоспособных и социально уязвимых слоев, стимулирует малое предпринимательство, развитие социально значимых отраслей, привлекает иностранные инвестиции и пр.;

• государственное кредитование и субсидирование хозяйствующих субъектов за счет средств государственного или местных бюджетов, а также специальных фондов;

• государственная закупка товаров и услуг для государственного потребления. Государство приобретает продукцию для развития бюджетной сферы: армии, гражданского строительства, системы образования и здравоохранения. Вместе с тем государственные закупки товаров и услуг гарантируют предпринимателям стабильный рынок сбыта и прибыль. Эта форма перераспределения доходов способствует решению проблем занятости и повышения благосостояния населения.

В современных условиях весьма важное значение придается такой функции государства, как макроэкономическая стабилизация экономики. При помощи фискальных и денежно-кредитных рычагов экономической политики государство осуществляет меры по сглаживанию экономического цикла: торможение циклического падения производства, оживление экономики в условиях спада, а также охлаждение ее при проявлениях перегрева, чреватого новым кризисом.

К задачам, стоящим перед государственным регулированием экономики, относится поддержка малого бизнеса посредством налоговой и кредитной политики, оказания консультационных услуг, помощи предприятиям во внедрении достижений научно-технического прогресса. Развитие малого бизнеса в настоящее время рассматривается как фактор поддержания конкуренции в рыночной экономике, а также как важное направление борьбы с безработицей.

Важнейшей функцией государства является создание благоприятных внешнеэкономических условий для функционирования национальной экономики. Осуществляя регулирование внешнеэкономической деятельности в соответствии со сложившейся ситуацией на мировых рынках и исходя из конкретных национальных интересов, государство проводит протекционистскую либо фритредерскую (либеральную) политику. Меры государственной внешнеэкономической политики подразделяют на тарифные, предполагающие активное использование таможенных пошлин, и нетарифные, включающие в себя импортные квоты, лицензирование импорта, использование жестких стандартов и норм качества и т.п.

Остановимся на такой важной функции государства в условиях информационного общества, ориентированного на активное создание и потребление знаний, как поддержка фундаментальной науки, проведение активной научно-технической и инновационной политики. Государство финансирует фундаментальные научные исследования, непосредственно не приносящие прибыль, но необходимые для успешного развития прикладной науки и расширения научного потенциала общества.

Функцией государства выступает также обеспечение экологической безопасности. Хозяйственная деятельность наносит ущерб окружающей среде путем ее загрязнения, разрушения экосистем, исчерпания невосполнимых ресурсов. В свою очередь это приводит к негативным экономическим, финансовым и социальным последствиям для населения. В значительной мере их можно уменьшить или даже устранить с помощью комплекса мер по экологизации производства, реализуемых государством, которое берет на себя организацию системы контроля за состоянием окружающей среды посредством принятия природоохранного законодательства, налоговой политики, принуждает предпринимателей соблюдать природоохранные правила. Государственные органы контролируют эксплуатацию природных ресурсов, осуществляют экспертизу инвестиционных проектов, устанавливают административные санкции за нарушение природоохранного законодательства, экологических норм вплоть до запрещения выпуска определенных видов продукции или отзыва лицензий на добычу полезных ископаемых.

Изъяны свойственны рынку, но также и государству. Государственное вмешательство далеко не всегда обеспечивает Парето-эффективность. Это происходит не только в связи с допускаемыми в силу субъективных причин ошибками политических деятелей и государственных служащих. Изъяны (провалы, несовершенства) государства, т.е. ситуации, когда рационально поведение индивидов в системе государственных институтов не приводит; эффективной аллокации ресурсов, возникают в силу объективных причин.

2. Кейнсианская модель государственной макроэкономической политики: соединение рыночного механизма и государственного регулирования на основе управления спросом

Анализируя экономические процессы конца 20-х- начала 30-х г.г. ХХ века и закладывая основы макроэкономической теории, Дж. Кейнс попытался доказать иллюзорность идеи самокорректирующейся экономики капитализма. Революционный характер имели 2 его основные идеи (развитые в дальнейшем неокейнсианцами и посткейнсианцами):

1. Рыночная экономика не обладает постоянно функционирующим механизмом саморегулирования. Процессы приспособления в ней протекают медленно, с неторопливым изменением цен, в условиях несовершенной информации и сохранением социальных привычек населения. Поэтому не случайно при определенных условиях - когда отсутствует возможность быстрого уравновешивания рынков - она оказывается в состоянии глубоко кризисной стагнации, из которой одни лишь стихийные силы рынка ее вывести не могут. Отсюда выводится необходимость широкомасштабного государственного регулирования экономики, подправляющего "сбои" ее чисто рыночного развития. В соответствии с кейнсианской теорией "регулируемого капитализма" государство должно решительно отойти от роли "ночного сторожа", как это и было, например, сделано в 30-е гг. в США в рамках так называемого "курса Рузвельта".

2. Выдвижение в качестве определяющего направления государственного регулирования экономики стимулирования спроса. Основной фактор развития экономики по Кейнсу - наличие "эффективного спроса", состоящего из личного потребления и производственного потребления (инвестирования). Личное потребление зависит прежде всего от уровня занятости, а потому безработица оказывается главным препятствием формирования эффективного спроса. Уровень занятости зависит от склонности к потреблению и инвестиций. Основной психологический закон: потребление растет медленнее, чем доход, так как с ростом дохода повышается предельная склонность к сбережению. Чтобы нейтрализовать негативное влияние основного психологического закона на уровень производства и занятости, государство должно стимулировать инвестиции. Прирост же инвестиций зависит от ожидаемых прибылей и уровня банковского процента. Отсюда выводится набор инструментов регулирования инвестиционного спроса - мягкая бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политика.

Стимулирование активной инвестиционной деятельности требует увеличения государственных расходов (с их мультипликативным эффектом) и перераспределения национального дохода через повышение налогов для наиболее обеспеченных слоев населения. Путем повышения государственных расходов оказалось возможным повернуть ход экономического развития в нужном направлении. Государственные заказы оживляли спрос, стимулировали занятость, обеспечивая тем самым и прибыль предпринимателям. Доказывалась необходимость бюджетного финансирования (даже с возможным дефицитом), перевода в собственность государства нерентабельных отраслей промышленности, коммунального хозяйства, выплаты социальных пособий, организации общественных работ.

Таким образом, главные черты кейнсианской модели макроэкономической политики:

· высокая доля национального дохода, перераспределяемого через государственный бюджет;

· создание обширной зоны государственного предпринимательства на основе образования государственных (а также смешанных) предприятий;

· выдвижение в качестве главных целей стабилизации экономического цикла и достижение высокого уровня занятости - "полного" или, позднее, "неинфляционного";

· первенство бюджетно-налоговой политики. При этом особо важное значение придавалось управлению бюджетным дефицитом в целях расширения или сокращения совокупного спроса. Кредитно-денежная политика в этой макроэкономической "смеси" призвана была лишь приспосабливаться к бюджетной, подкрепляя бюджетную экспансию расширением кредитно-денежного предложения, а бюджетное сдерживание - ограничениями последнего. Главная цель этой согласованной кредитно-денежной политики - поддержание устойчивых или снижающихся в долговременном плане процентных ставок.

Кейнсианский подход доминировал в экономической политике и после второй мировой войны: восстановление разрушенного хозяйства, его перестройка и реконструкция проходили при регулирующей деятельности государства и в Западной Европе, и в Японии, и на Тайване, и в Южной Корее. В европейских странах были национализированы многие ключевые отрасли промышленности, а во Франции и многие банки. Во многом даже независимо от того, какие партии стояли у власти, в странах Западной Европы были проведены крупные реформы социального страхования и социального обеспечения, медицинского обслуживания, образования. Сформировалось так называемое "государство благосостояния" ("welfare state"), в котором наращивание непроизводительных, социальных расходов диктуется вроде бы лишь требованиями равенства и справедливости. Однако в экономике весьма нередки случаи, когда следование правительства моральным нормам как раз в наибольшей степени гарантирует и экономическую целесообразность. Господствовавший до 1913 г. тезис о существовании верхних границ налогообложения "вышел из моды", в результате чего реальный уровень налоговой нагрузки на экономику возрос с 10% ВВП до 40% и выше. И казалось, что в условиях индустриальной революции, резкого роста ВВП, повышения способности государства контролировать финансовые потоки тенденция роста налоговой нагрузки - вполне закономерное явление.

Вплоть до конца 70-х г.г. правительства ведущих стран основывали свою экономическую политику на кейнсианских мерах стимулирования производства (прежде всего на концепции дефицитного бюджетного финансирования). В результате этого в период с 1948 до 1970 гг. в индустриально развитых странах отсутствовали глубокие спады, массовая безработица, рекордными темпами происходил экономический рост. Это был триумф кейнсианства. Господствовал тезис о том, что отныне капитализм будет процветать при направляющей роли государства без кризисов, без массовой безработицы.

Однако этим надеждам не суждено было сбыться. С 70-х гг. немало работ в мировой науке было посвящено вопросу: почему бум кейнсианства прекратился, и почему контратака чикагской школы обратила в бегство сторонников Кейнса? На этот счет были выдвинуты несколько причин. Кейнсианская модель государственного регулирования оказалась приемлемой лишь в условиях бурно развивающейся экономики, в которой высокими темпами повышалась производительность труда. В этих благоприятных условиях широкомасштабное перераспределение национального дохода могло осуществляться без значительного ущерба накоплению капитала. Между тем в 70-е г.г. произошло резкое ухудшение условий воспроизводства в мировой экономике - прежде всего "нефтяной шок". Полная занятость приводила к требованиям профсоюзов о повышении зарплаты. Это послужило импульсом к инфляции, сдержать которую кейнсианскими рецептами оказалось невозможно. Предпринимавшиеся попытки взбодрить экономику средствами дефицитного финансирования и кредитной экспансии привели лишь к перерастанию ползучей инфляции в хроническую галопирующую. В этих условиях все более напрашивалось такое вмешательство государства в экономику, которое повышало бы предложение производственных ресурсов, а не спрос на них. Кроме того, в простейшей кейнсианской модели представлена дилемма: либо инфляция, либо безработица, и их одновременное увеличение представлялось невозможным. Однако в 70-е г.г. случилось именно это, и стагфляция стала главной макроэкономической проблемой на целое десятилетие. Наконец, кейнсианская модель государственного регулирования не вполне вписывается в требования, диктуемые открытостью национальной экономики (ее эффективность была выше при относительно слабой взаимозависимости различных стран), а также развертыванием научно-технической революции. Не секрет, что для успешного освоения достижений НТР требуются усиление гибкости, большая свобода предпринимательства. Изъятие же значительной части доходов через налоговую систему и бюрократизация системы централизованного регулирования стали мощным тормозом на пути необходимых структурных преобразований и технического прогресса. К началу 80-х гг. экономика наиболее развитых стран, быстро наращивающих социальные расходы, начала постепенно "упираться" в объективно существующие в любом обществе верхние границы налогообложения. В этих странах в мирное время в крупных масштабах возник устойчивый бюджетный дефицит, свидетельствующий о кризисе государственных финансов. Причем данный кризис носил наиболее острый характер в странах с наибольшей долей налоговых изъятий (особенно в Швеции).

Ослаблению налогового пресса во многом способствовало и то обстоятельство, что из памяти народов в значительной степени ушла Великая депрессия. Теории, провозглашавшие идею автоматически саморегулирующегося хозяйства, в которых безработица расценивалась как "предпочтение отдыха работе", стали популярны среди правых политических кругов. К этому добавлялся и негативный эффект перераспределения доходов через налоговую систему и систему трансфертных платежей, выражающийся в росте теневой экономики, ухудшении налоговой дисциплины и т.д. Быстро росло количество материально обеспеченных людей, имевших автомобили, дом и желание платить поменьше налогов. Социальная пирамида перевернулась: бедные остались в меньшинстве, в то время как затраты на социальное и медицинское обеспечение росли, создавая политическое лобби для урезания социальных расходов.

Таким образом, к началу 80-х гг. многие высокоразвитые индустриальные страны мира подошли к верхнему пределу, за которым наращивание налогового бремени оказалось либо невозможным с социально-политической точки зрения (в силу растущего сопротивления налогоплательщиков), либо абсолютно непродуктивным ввиду расширения теневой экономики. И разразившийся мировой экономический кризис 1979-1982 г.г. стал не просто циклическим кризисом, но и кризисом кейнсианской модели государственного регулирования, ее авторитет резко упал как в теоретическом, так и в практическом отношении. На смену ей пришла неоконсервативная.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 309; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.