Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бюджетно-финансовая политика государства




Экономическую основу функционирования современного государства составляют огромные денежные средства, взимаемые с хозяйствующих субъектов в виде налогов и перераспределяемые через государственный бюджет. Политика регулирования доходов и расходов государства, называемая фискальной, оказывает большое воздействие на всю жизнь современного общества. Мероприятия фискальной политики определяются стоящими перед правительством экономическими целями — борьбой с инфляцией, сглаживанием циклических колебаний экономики и др. Государство регулирует совокупный спрос, структуру, распределение и использование национального дохода государственными расходами, трансфертными выплатами и налогообложением.

Инструментом проведения такой политики является государственный бюджет: налоговая политика формирует его доходную часть, а политика государственных расходов — расходную. Формирование и использование бюджетных средств отражает цикличность развития экономики и нацелено на достижение экономической стабильности.

Фискальная политика подразделяется на недискреционную политику (политику автоматических стабилизаторов), регулирующую доходы и расходы независимо от оперативных действий правительства, и дискреционную, подразумевающую осуществление государством фискальной политики принятием мер по регулированию своих доходов и расходов.

Дискреционная фискальная политика бывает двух видов — фискальная экспансия и фискальная рестрикция.

Фискальная политика, направленная на стимулирование хозяйственной жизни увеличением совокупного спроса, государственных расходов и (или) снижения налогов, называется фискальной экспансией, или стимулирующей политикой. Она направлена на сглаживание цикличности экономики и обеспечение экономического роста, но рост государственных расходов и возникновение дефицита госбюджета могут породить инфляцию.

Другой вид фискальной политики, направленной на ограничение экономического бума и применяемый для борьбы с инфляцией, называется фискальной рестрикцией, или ограничительной политикой. Она предполагает снижение государственных расходов и (или) увеличение налогов. Это позволяет снизить вызванную бумом инфляцию за счет падения темпов экономического роста, но вызывает рост безработицы.

При увеличении государственных расходов возникает «эффект вытеснения», заключающийся в инвестиционной конкуренции между государством и частным сектором (домашними хозяйствами и предприятиями), ведущей к перераспределению факторов производства в пользу государства. Увеличение государственных закупок при неизменном предложении денег повышает процентную ставку, что ведет к сокращению частных инвестиций. А это в свою очередь влияет на темпы роста и уровень жизни. Эффективность экономики достигается оптимальным ограничением государственных расходов.

Такая политика может оказаться эффективной, если правительство просчитывает ее влияние на уровень и динамику национального производства. При оценке влияния изменения налогов и государственных расходов на объем национального производства правительство должно учитывать:

1) действие трех мультипликаторов (налогового, государственных расходов и сбалансированного бюджета);

2) эффект Лаффера;

3) кривую Филлипса, согласно которой снижение уровня инфляции обычно сопровождается ростом безработицы.

В модели Дж.М. Кейнса в качестве основного средства макроэкономического регулирования, достижения стабильности экономики и роста занятости выступают государственные расходы. Важную роль играет концепция мультипликатора (множителя). В макроэкономической теории известно несколько типов мультипликаторов: мультипликатор расходов, денежный , налоговый мультипликаторы. Последний множит, усиливает спрос в результате воздействия налогов на равновесный объем чистый внутренний продукт (ЧВП). Изменение налогов (повышение или понижение) непосредственно влияет на потребление. Налоги хотя и обладают мультипликационным эффектом, но их воздействие на равновесный объем производства сказывается опосредованно через потребление. Графически эффект налогового мультипликатора изображен на рис. 2.

Рис. 2. Налоговый мультипликатор

В кейнсианской модели «доходы — расходы» уменьшение налогов на ДГ увеличивает планируемые расходы на МРС х ДТ. Равновесие переместится из точки А в точку В, а доход увеличится с Y1 до Y2 (на величину, равную ΔY).

Таким образом, налоговый мультипликатор показывает, на сколько рублей увеличится объем национального производства при снижении суммы налогов на один рубль. И наоборот, насколько снизится объем национального производства при росте суммы налогов на один дополнительный рубль.

Дискреционная фискальная политика имеет существенный недостаток. Для принятия и реализации ее мер необходимо время, в течение которого ситуация в экономике может измениться и принятые решения могут оказаться бесполезными или даже вредными.

Другой вид фискальной политики, получивший название недискреционной политики, или политики «автоматических стабилизаторов», означает автоматическое изменение величин государственных расходов, налоговых поступлений и сальдо государственного бюджета в результате циклических колебаний совокупного дохода.

Автоматический (встроенный) стабилизатор — это экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний экономики, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. Обычно применяется два таких стабилизатора: прогрессивная ставка налогообложения и система государственных трансфертов. Встроенные стабилизаторы «включаются» без непосредственного вмешательства регулирующих органов, в результате чего относительно смягчается проблема продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики.

Так, на стадии перегрева экономики рост доходов при прогрессивной ставке налогообложения автоматически увеличивает налоговое бремя. Вместе с тем государственные расходы на трансферты автоматически снижаются, появляется профицит бюджета. Это тормозит экономику. На стадии спада, напротив, сокращение производства и доходов хозяйствующих субъектов приводит к снижению налогового бремени, увеличению трансфертных платежей, росту дефицита бюджета, что с совокупности оживляет экономику. Действие автоматических стабилизаторов влияет на изменение объема производства, уровня цен и ставок процента. Стабилизаторы при изменении спроса обеспечивают более плавное изменение выпуска продукции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 64; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.