Спросом называется количество товара или услуги, которое будет куплено по определенной цене за определенный период. Бесполезно пытаться определить спрос без цены, так как он изменяется именно в зависимости от нее. Действует закон спроса: при прочих равных условиях спрос на товары в количественном выражении изменяется в обратной зависимости от цены. Это происходит по двум причинам: во-первых, при снижении цены потребитель хочет приобрести больше товара (эффект дохода); во-вторых, товар при снижении цены на него дешевеет относительно других товаров, и приобретать его становится относительно выгоднее (эффект замещения). Закон спроса не действует в трех случаях: 1. при ажиотажном спросе, вызванном ожидаемым повышением цен; 2. для некоторых редких и дорогостоящих товаров (золото, драгоценности, антиквариат и др.), являющихся средством вложения денег; 3. при переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары (например, переключение спроса с маргарина на масло: снижение цен на маргарин не ведет к увеличению спроса на него). На изменение спроса влияют и неценовые факторы: а) изменения в денежных доходах населения. Например, рост доходов увеличивает спрос на разные виды товаров (мебель, бытовую технику, высококачественные продукты питания и др.) при всех возможных ценах на них; б) изменения в структуре населения. Например, старение населения, увеличение количества пенсионеров увеличивает спрос на лекарства, медицинское обслуживание; в) изменения цен на другие товары, особенно на товары-заменители (субституты). Так, рост цен на сливочное масло вызовет повышение спроса на маргарин; г) экономическая политика правительства. Денежные пособия, выплачиваемые государством малоимущим слоям населения, увеличат спрос на товары, потребляемые этой группой населения; д) изменение потребительских предпочтений под воздействием рекламы, моды и др. Например, увеличение спроса на спортивную обувь в 80-х гг. было связано с тем, что среди молодежи стало модно носить эту обувь каждый день. Эффект замещения — изменение структуры потребления (соотношения средств, выделяемых на покупку разных товаров) в результате изменения цены одного из товаров, входящих в потребительский набор. Эффект дохода — изменение реального дохода потребителя в результате изменения цены одного из товаров, входящих в его потребительский набор. Общий эффект изменения цены данного товара — общее изменение величины спроса на товар, вызванное изменением цены данного товара, представляет собой сумму эффектов замещения и дохода. Характер и вектор направления действия общего эффекта зависит от типа товара, цена на который изменяется. В случае с нормальным товаром эффекты замещения и эффекты дохода складываются. Если мы имеем уменьшение цены на товар низкого качества, который занимает в бюджете потребителя незначительное место, то положительный эффект замещения, обусловливающий рост величины спроса на данный товар, перекрывает отрицательный эффект дохода. Если мы имеем уменьшение цены на товар низкого качества, который занимает в бюджете потребителя преобладающее место (товар Гиффена), то отрицательный эффект дохода перекрывает положительный эффект замещения, обусловливающий рост величины спроса на данный товар, и общий эффект выражается в снижении величины спроса на этот товар, несмотря на снижение его цены.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление