Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модуль 1. Теория культуры




Введение

Харченко Л.Н.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

 

к авторскому курсу Л.Н. Харченко

 

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВСЕХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

 

 

ИРКУТСК 2011

УДК 008

ББК 71

Х22

 

 

Рецензенты: д-р филос. наук, профессор А.Е. Кащаев ИрГУПС;

д-р филос. наук, профессор В.С. Федчин ИГУ

 

 

Х22 Культурология: методич. пособие / Л.Н. Харченко. – Иркутск: ИрГУПС, 2011. – 107 с.

 

 

В данном пособии определяется круг вопросов, предполагающих получение необходимых знаний по курсу "Культурология" в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта второго поколения. Даны методические рекомендации по изучению основных проблем курса.

Пособие предназначено для студентов всех специальностей всех факультетов.

 

 

УДК 008

ББК 71

 

 

© Харченко Л.Н., 2011

Оглавление

 

Введение……………………………………………. 4

Учебный план…………………………………….... 7

Тематика лекционных и семинарских занятий … 9

Тематика рефератов…………................................. 31

Вопросы для зачета по культурологии…………. 33

Основная литература.............................................. 36

Дополнительная литература.................................... 38

 

 

Культурология – одна из самых молодых гуманитарных дисциплин. Она сравнительно недавно вошла в перечень учебных предметов Государственного образовательного стандарта и в настоящее время изучается практически во всех вузах страны, в том числе и в технических. Реалии последних лет таковы, что большая часть этих вузов приобрела университетский статус.

В контексте европейской культуры университет является олицетворением высшего символа науки и культуры, где главной ценностью выступает человек, а целью – свободное и всестороннее его развитие. Культурология же как раз стоит в ряду тех дисциплин, которые и призваны содействовать такому развитию.

Каким бы не было университетское образование, наряду с фундаментальными знаниями по избранной профессии, оно решает важные общественные задачи, которыми являются социализация, инкультурация, социокультурная самоидентификация личности, т.е. самоопределение человека в социокультурной среде, установление им своей социальной (в том числе и профессиональной), этнической, политической и т.п. идентичности. Потому повышается место и значимость культурологии в университетском образовании, т.к. именно в культуре заключены универсальные смыслы бытия, как личностного, так и социального. Речь идет не только об общей образованности, но и о том, что культурология является важной составной частью в обучении квалифицированного специалиста. Хорошая подготовленность в области социально-научных и гуманитарных знаний во многом способствует снятию противоречий между человеком и техникой, человеком и природой, т.к. способствует формированию достаточно высокого уровня профессиональной культуры, которая, в свою очередь, на ранних стадиях развития позволяет свети к минимуму негативные проявления социальных и нравственных последствий инженерной деятельности. Кроме того, социально-научные и гуманитарные знания формируют способности личности к адекватной оценке и принятию правильных решений в сложных ситуациях.

Культурология как учебная дисциплина ставит задачу определения основных критериев профессиональной культуры, которые тесно сопряжены с социокультурными и этическими нормами деятельности. Овладение же культурологическим методом облегчит понимание технологий служебного взаимодействия и создаст базу для профессиональной коммуникации. Одним из самых важных моментов в изучении культурологии является постижение культурного смысла того вида профессии, к которой готовится студент.

Таким образом, целью преподавания дисциплины "Культурология" является подготовка специалиста, владеющего общими закономерностями гуманитарного и собственно культурологического знания, знакомого с современными научными представлениями о культуре, ее истории, перспективах, сложностях современной социокультурной ситуации.

Задачи изучения культурологии состоят в формировании представлений о сущности культуры, ее роли в человеческой жизнедеятельности, базисных ценностях культуры. Студент должен знать основные категории теории культуры, типологии культур.

Учебный курс дисциплины "Культурология" нацелен на формирование знаний и представлений об основных культурно-исторических центрах и регионах мира, закономерностях их развития; а также о специфике, истории и теории культуры России, ее месте в системе мировой культуры, об основных этапах развития культуры в Сибири и в г. Иркутске, культурно-исторических достопримечательностях г. Иркутска.

Первая часть пособия "Теория культуры" посвящена истории возникновения культурологии как науки и различным этапам ее становления.

Второй раздел пособия - "Историческая культурология" - состоит из двух частей. Первая часть посвящена историческим аспектам развития мировой культуры. Вторая - специфике складывания и развития российской культуры.

Настоящее методическое пособие позволит студентам первого курса всех специальностей приобре­сти необходимые знания в процессе изучения учеб­ной дисциплины «Культурология», а также за­крепить изучен­ный материал в ходе практических занятий.

Для студентов заочной формы обучения разработана отдельная тематика лекционных и семинарских занятий, предложены темы контрольных работ и даны методические рекомендации для их выполнения. В пособии также даны вопросы к итоговому зачетному занятию по дисциплине.

Тематика всех разделов пособия находится в полном соответствии с учебным курсом, рассчи­танным на лекционные и семинарские занятия. Каждый раздел сопровождается списком необходимой литературы.

 

 

Учебный план (каждая тема рассчитана на два часа)

Предлагаемый курс включает в себя следующие имманентно связанные разделы:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 54; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.