КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Семинар 3. Культурогенез и динамика культуры
Тема 2. Основные школы и концепции культурологии Семинар 2. Культура как предмет и объект изучения культурологии 1. Культура как смысловой мир человека. Понятие культуры. 2. Менталитет и культура. 3. Социальные функции культуры. 4. Человек как продукт и творец культуры. Социализация и индивидуализация.
Культура как общественное явление. Многообразие понятий культуры. Культура как вечное и бесконечное. Интегральные ценности культуры. Структура и функции культуры. Способы структурирования культуры по различным основаниям: дихотомическая структура (материальная, духовная); уровневая (классическая и современная, элитарная и массовая, официальная и андеграунд); ценностная (религиозная, нравственная, миф, искусство). Многомерность культуры. Культура как система языков, текстов. Культура как мир человека. Концептуальные подходы к определению: деятельностный, технологический, ценностный, семиотический, информационный. Человеческая индивидуаль-ность в культуре: осознание цели и смысла жизни. Культура как способ общения индивидов в диахронном и синхронном плане. Культура и личность. Инкультурация и социализация.
Представление о культуре в эпоху античности. Теория культуры Гесиода, ее циклический характер. Христианская модель культуры. А. Августин и линейная концепция развития культуры. Специфика восприятия понятия культуры в эпоху Возрождения (итальянский гуманизм) и Просвещения (Вольтер, Тюрго, Кондорсе), появления принципа историзма. Аберрациональная модель развития культуры Джамбаттиста Вико. Пессимистическое восприятие культуры Ж.Ж. Руссо, Ф. Ницше. Теория культуры И.Г. Гердера.
1. Культура и природа. 2. Культурогенез и динамика культуры. Культурная модернизация. 3. Модели развития культуры: линейные, циклические, синергетические. 4. Культурные инновации: механизм принятия и отторжения. Основные категории: динамика культуры, модель культуры, культурный процесс, культурная эпоха, цикл культуры, культурный шок, культурная инновация Культурогенез как форма динамики культуры. Понятие культурогенеза в широком и узком смысле слова. Культурогенез как процесс становления культуры и единый процесс обновления и преемственности культурных форм. Стадии культурогенеза. Типы и формы (модели) культурных изменений. Линеарная и циклическая модели, интравертная и экстравертная динамика. Периодичность изменений в культуре. Циклическая модель как идея периодического повторения и возвращения к своим истокам. Сущность инверсии. Теория культурных изменений, переходных процессов, взаимовлияния культур. Самообновление, в том числе и деградация или десемантизация отдельных черт культуры или целых ее комплексов. Целостный, упорядоченный процесс, имеющий направленный характер, поступательно-линейный и циклический. Плюралистическое понимание истории и исследования циклов жизни отдельных культурно-исторических типов. Циклические модели социокультурных динамических процессов: цикл жизни «культурных организмов», круговорот «локальных цивилизаций», теория этногенеза (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, Л.Н. Гумилев). Социокультурные суперсистемы, макроисторические процессы циклов смены основных типов культуры в динамической модели П.А. Сорокина. Проблема постановки диагноза современности и составление долгосрочных прогнозов с опорой на существующие теории истории (А.С. Панарин). Социально-синергетический подход: установка на сложную траекторию развития, многовариантность, нелинейность, необратимость процессов, происходящих в сложных самоорганизующихся системах.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 175; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |