Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гены, гормоны и мозг 2 страница




Самая глубокая, всеобъемлющая форма гендерной дисфории -- трансгендеризм или транссексуализм (первый термин подчеркивает, что речь идет не только о половом / сексуальном, а о гендерном статусе): индивид полностью отвергает свой гендерный статус и добивается его перекодирования, включая соответствующую хирургическую операцию, смену паспортного пола и т. д. В более мягком варианте гендерной дисфории индивид не меняет своего анатомического пола, но в определенных ситуациях нарушает гендерные границы, например путем переодевания (транс-вестизм). Наконец, существует множество случаев, когда человек не сомневается в своей гендерной идентичности, но не может "определиться" относительно каких-то ее конкретных аспектов, например сексуальных, и это порождает конфликты в его образе Я.

Последний (1994) диагностический справочник Американской психиатрической ассоциации (DSM-IV) объединяет эти явления под рубрикой "расстройства гендерной идентичности".

В отличие от гомосексуальности, трансгендеризм -- сравнительно редкое явление, но по мере того, как люди узнают о возможности изменения пола, количество гендерных дисфориков растет. Еще недавно считалось, что один транссексуал приходится на 30 000 мужчин и на 100 000 женщин, но по новейшим голландским данным, в этой стране один транссексуал приходится на II 900 мужчин и на 30 400 женщин(24). Вопреки прежним представлениям, большинство гендерных дисфориков психически нормальны, не страдают психозами и другими серьезными психическими расстройствами(16). При тщательной диагностике и правильном лечении смена пола приносит этим людям облегчение. Из 1275 голландских транссексуалов, сменивших пол с 1975 по 1992 г., сожалеют об этом только пятеро мужчин.

Принципиальная возможность смены гендера кажется аргументом в пользу "социального конструктивизма", но само желание сделать это имеет природные, биологические предпосылки. Особенно осторожно нужно обращаться с детьми.

Тридцать с лишним лет назад в одной американской семье родились мальчики-близнецы. С одним все было в порядке, а у другого обнаружился фимоз (слишком тесная крайняя плоть, не позволяющая обнажить головку члена). Чтобы избавить его от будущих неприятностей, 8-месячному мальчику сделали обрезание, но операция оказалась неудачной, мальчик лишился большей части члена. После этого стать полноценным мужчиной Джон не мог, и родители, по совету врачей, среди которых был крупнейший сексолог и педиатр Джон Мани, решили превратить его в девочку, подобно тому как это делают с гермафродитами. У него удалили остатки изуродованного члена и яички, сделали искусственное влагалище и стали воспитывать как девочку. Но хотя маленькую Джоан, как назвали ребенка, одева-ли в женское платье, дарили исключительно девчачьи игрушки и обучали исключительно девичьим манерам, она срывала украшения, отказывалась от кукол, предпочитала играть с мальчиками, а вместо косметики, к которой ее приучала мать, подражала тому, как бреется отец. Одноклассницы дразнили Джоан "гориллой" и "мужичкой". В 14 лет Джоан заявила, что так больше жить не может и хочет стать мальчиком. Потрясенный отец расплакался и рассказал ей правду. К его удивлению, ребенок был счастлив, в его сознании все стало на свои места.

Джоан снова стала Джоном, ему стали делать инъекции мужских гормонов и с помощью сложной хирургической операции соорудили новый половой член. В облике мальчика сверстники приняли его. В 25 лет Джон женился и усыновил детей от первого брака своей жены. Хотя фаллопластика удалась только частично -- Джон может иметь половые сношения и испытывать оргазм, но его сексуальная чувствительность и активность ограничены, -- он счастлив быть мужчиной(17).

Какое это имеет отношение к теории гомосексуальности? Хотя гомосексуалы, в отличие от транссексуалов, не подвергают сомнению свою гендерную идентичность, многие из них в детстве отличались от детей собственного пола. Из 66 мальчиков от 4 до 12 лет, которых Ричард Грин в течение 15 лет наблюдал по поводу атипичного гендерного поведения (желание быть девочкой, предпочтение женской одежды и женских ролей в играх, поиск женского общества, избегание силовых игр и видов спорта), три четверти оказались в дальнейшем гомо- или бисексуалами, несмотря на то что многие из них подвергались в детстве психотерапии(18). Анализ 48 исследований детского (до 12 лет) поло-ролевого поведения гомо- и гетеросексуальных мужчин и женщин (совокупным объектом этих исследований были 10 700 женщин и 17 000 мужчин, причем кодировались разные гендерно-специфические виды предпочитаемой деятельности и общие показатели маскулинности и фемининности) также выявил огромные различия между гомо- и гетеросексуалами, особенно среди мужчин. Вероятность, что гендерно-неконформный мальчик окажется в дальнейшем гомосексуалом, составляет 51%, а в клинических исследованиях -- еще выше (в клинику приводят детей с более выраженными, экстремальными нарушениями полоролевых стереотипов)(19). Это значит, что гомосексуальность может быть частным случаем, проявлением или слабовыраженной формой "гендерного несоответствия" или гендерной дисфории, хотя это вовсе не обязательно.

Можно ли "вылечить" гомосексуальность? После того как выяснились опасные последствия лоботомии (удаление центров полового поведения в мозге), с помощью которой немецкие нейрохирурги, вопреки возражениям сексологов, пытались лечить садистов и педофилов, все формы хирургического вмешательства повсеместно запрещены; они могут лишить человека возможности вести сексуальную жизнь и психически изувечить его, но не меняют характер его влечений. Отпала и гормонотерапия, на которую возлагали большие надежды в 1950-х годах. С помощью гормональных препаратов можно регулировать силу сексуального влечения, но изменить сексуальную ориентацию гормоны не могут.

Мало чем может похвастаться и психотерапия. Хотя некоторые психотерапевты утверждали, что добились "прочных сдвигов в сторону гетеросексуальности" у 38% и даже половины гомосексуальных пациентов, речь шла не столько об изменении сексуальной ориентации, сколько о коррекции, большей частью временной, ее поведенческих, внешних проявлений. Аверсивная терапия (от слова aversion -- отвращение), при которой пациенту показывают привлекательные для него гомоэротические образы и одновременно бьют его электрическим током или подвергают другим столь же неприятным процедурам, может на какое-то время искоренить гомосексуальные реакции, выработав соответствующие условные рефлексы, но не дает ничего взамен. Не оправдали ожиданий и опыты знаменитых американских сексологов Уильяма Мастерса и Вирджинии Джонсон(20). В настоящее время "лечить" гомосексуальность берутся преимущественно безграмотные и страдающие психосексуальными проблемами религиозные проповедники.

Американская психиатрическая ассоциация еще в 1973 г., после долгой внутренней борьбы, исключила гомосексуальность из своего перечня психических болезней. В ее официальном списке диагнозов 1980 г. (DSM-111) осталось лишь упоминание "эго-дистонной гомосексуальности". Эго-дистония -- психиатрический термин, обозначающий состояние, когда индивид чувствует острое недовольство каким-то своим нетипичным индивидуальным свойством и хотел бы от него избавиться, в противоположность эго-систонии, когда личность принимает свои нестандартные качества и живет в гармонии с ними. Потенциальный пациент психиатра -- только такой гомосексуал, который встревожен своими сексуальными наклонностями, которому они мешают жить. Но поскольку "эгодистонная гетеросексуальность" (человек не считает себя гомосексуалом, но с гетеросексуальными отношениями у него тоже ничего не получается) в перечне диагнозов не упоминалась, это было сочтено дискриминационным, и в 1987 г. (DSM-IIIR) понятие "эго-дистонной гомосексуальности" вообще убрали. В разделе "неспецифических сексуальных расстройств" осталось лишь "постоянное и выраженное беспокойство по поводу своей сексуальной ориентации". В том же направлении пересмотрела свою классификацию болезней Всемирная организация здравоохранения. Современная психиатрия озабочена не тем, как изменить сексуальную ориентацию, а тем, как помочь геям и лесбиянкам преодолеть свои социальные и психологические трудности(21).

К сожалению, до российской медицины новые идеи о гомосексуальности доходят очень медленно. В 1983 г. отечественные сексопатологи не только не сомневались в том, что гомосексуальность -- болезнь, но и брались, ни много ни мало, осуществить "перестройку личности" с помощью... аутогенной тренировки(22). Первый этап лечения "ставит целью сначала ослабление, а затем и устранение патологического сексуального влечения и связанных с ним переживаний". Затем "пациенту прививают навыки простого, естественного и непринужденного общения с лицами противоположного пола, а также адаптации в их среде". И, наконец, на третьем этапе "у пациента формируется и закрепляется адекватное эротическое отношение к противоположному полу (к достигнутому ранее добавляются чисто сексуальные элементы)". Ни методов, ни результатов этих экспериментов на людях никто всерьез не обсуждал.

В справочнике по сексопатологии 1990 г. гомосексуализм по-прежнему определяется как "патологическое влечение", возникающее в результате нейроэндокринных нарушений, а также внушения "родителями и воспитателями неприязненного отношения к противоположному полу". В качестве "лечения" предлагается все та же трехфазная коррекция. Педагогам и родителям рекомендуется "правильное полоролевое воспитание, которое должно быть направлено на ознакомление детей с половыми различиями, а не на проповедь "асексуальности" и т.д.(23)

В кандидатской диссертации Г. Е. Введенского, основанной на обследовании 117 мужчин-гомосексуалов, обращавшихся в 1989--1992 гг. в центр "Медицина и репродукция", гомосексуальность однозначно признается аномальной, а ее носители -- психически больными(24). Исходя из того, что в основе гомосексуального поведения "должны лежать" (почему должны, а не могут? -- И. К.) биологические нарушения мозговой деятельности, автор находит таковые "в виде дефицита функций правого полушария или нарушения межполушарных взаимоотношений". То, что в мировой науке представляется проблемой, в Москве выглядит бесспорной истиной. В итоге получены сенсационные результаты. Мало того, что 49% изученного контингента составили "лица с истероидными расстройствами", для большинства испытуемых характерны: "1) психический, психофизический или дисгармонический инфантилизм, проявляющийся в виде личностной незрелости прежде всего эмоционально-волевой сферы; 2) признаки органического поражения ЦНС (центральной нервной системы. -- И. К.)...; 3) сверхценность сексуальной сферы, проявляющаяся в фиксации на половой жизни".

Если бы врачи-гастроэнтерологи вздумали определять тип личности своих пациентов, у последних, несомненно, обнаружилась бы "сверхценность желудочно-кишечной сферы". Врачей справедливо критикуют за психологическое невежество, но все-таки хорошо, что кто-то может сделать пациенту рентген желудка или поставить клизму, не претендуя на проникновение в глубины его души (через задний проход!). Неудивительно, что российские геи и лесбиянки избегают общения даже с наиболее благожелательными психиатрами.

Биомедицинские исследования вызывают не только методологические, но и идеологические споры. Многие лидеры и теоретики гей-движения изначально относятся к ним враждебно, ассоциируя их с пониманием однополой любви как подлежащей лечению болезни. Другие, напротив, думают, что открытие биологических причин гомосексуальности уменьшит социальную враждебность, заставит понять, что геи и лесбиянки не виноваты в своей сексуальной ориентации, поэтому их нужно принимать такими, как они есть. Действительно, люди, которые верят во врожденность гомосексуальности, зачастую относятся к ней терпимее тех, кто считает ее делом свободного выбора. Но научные теории ценны вовсе не тем, что на их основании можно кого-то "оправдать" или "обвинить". Их главная и единственная ценность-- в том, что они помогают объяснить и понять сложные процессы и явления жизни. К правам человека это никакого отношения не имеет.

Некая черта может быть биологически-врожденной и тем не менее социально неприемлемой. Предположим, генетики открыли, что сексуальный маньяк Чикатило -- жертва каких-то плохих генов (кстати, это вполне вероятно). Что от этого изменится? Никакое общество не может позволить сексуальному маньяку беспрепятственно удовлетворять свои желания, поскольку они опасны для окружающих. Когда научные знания это позволят, таких людей будут лечить, исправляя (если надо -- принудительно) их "неправильные" гены. Пока такой возможности нет, потенциального Чикатило нужно надежно изолировать. А дальтоников и левшей никто не опасается.

Пример с левшами особенно интересен(25). На вопрос "Какой рукой вы пишете?" 90% людей обычно отвечают "правой", 10% -- "левой", но около 30% правшей иногда пишут и левой. Некоторые народы в прошлом считали леворукость болезненной и опасной (латинское sinister -- левый, означает также "неловкий", "неумелый"), левшей считали морально развращенными и приписывали им связь с дьяволом. В новое время убивать или изгонять левшей стало не принято. Тем не менее обследования в тюрьмах и психиатрических больницах в конце XIX в. "подтвердили", что левши чаще других людей бывают лунатиками, невротиками, имеют преступные наклонности, что среди них больше умственно отсталых, заик, эпилептиков и т. д. Ломброзо и Флисс ассоциировали леворукость также с гомосексуальностью и другими половыми извращениями. Врачи, учителя и родители делали все возможное, чтобы подавить в детях это болезненное начало и научить их пользоваться преимущественно правой рукой. Иногда это получалось, чаще -- нет, но всегда причиняло много хлопот и мучений. Сегодня эти тревоги кажутся смешными.

Хотя леворукость связана с особенностями латерализации полушарий головного мозга и, подобно гомосексуальности, встречается у мужчин вдвое чаще, чем у женщин, она не сопряжена ни с какими психическими и нравственными нарушениями. Переучивать левшей не надо, они и так могут быть кем угодно, даже чемпионами мира по боксу и теннису. А как насчет связи леворукости с гомосексуальностью? В начале 1980-х годов, когда было модно увлечение пренатальными гормонами, предполагали, что оба явления объясняются повышенным уровнем тестостерона в зародышевой фазе развития. Сегодня чаще говорят об асимметрии полушарий головного мозга и о том, что тот же самый отдел гипоталамуса, где, по Хеймеру, расположен ген гомосексуальности, заведует и леворукостью. Возможно, так оно и есть, но наиболее представительные исследования корреляции между сексуальной ориентацией и леворукостью пока не обнаружили(26).

Подведем итоги.

Благодаря биомедицинским исследованиям, мы знаем сегодня о причинах и сопутствующих факторах гомосексуальности неизмеримо больше, чем десять или двадцать лет назад. Спор -- наследственность или воспитание -- ученых больше не волнует. Гомосексуальность очевидно имеет определенные природные предпосылки, взаимосвязь которых остается пока что гипотетической. Но хотя природа задает предрасположенность, склонность к той или иной сексуальной ориентации, только социальный опыт индивида определит, как именно эта склонность проявится и что из нее разовьется". Степень жесткости и сами механизмы формирования природной предрасположенности бывают разными. Один человек может быть только гомо- или только гетеро-сексуалом, у другого же налицо лишь более или менее гибкие сексуальные предпочтения.

Нет единого, одинакового для всех гомосексуализма, есть многообразные гомосексуальности. Как сказал известный голландский эндокринолог Луи Гурен, "если бы меня спросили, существует ли биология гомосексуальности, я ответил бы -- да. Но это такая биология, которая допускает многообразные выражения сексуальности"(28).

Хотя вопрос, почему люди имеют разные сексуальные ориентации, очень важен и интересен, ответы на него не имеют никакого отношения к проблеме моральной оценки и гражданских прав геев и лесбиянок. Социальное положение и статус любого сообщества зависят от гражданских и человеческих качеств составляющих его индивидов. Являются ли гомосексуалы полноценными членами общества? Выполняют ли они свои гражданские обязанности? Каков их вклад в мировую культуру и цивилизацию? Что способствует и что мешает их социальной интеграции и творческой самореализации? На эти вопросы отвечают общественные и гуманитарные науки.

ПРИМЕЧАНИЕ

* По мнению Розанова, содомиты, будучи неспособными к совокуплению и отказываясь от продолжения рода, имеют возможность целиком посвятить себя духовному производству, воплощая в себе индивидуально-личностное начало бытия: "Кто слагал дивные обращения к Богу?-- Они! Кто выработал с дивным вкусом все ритуалы?-- Они! Кто выткал всю необозримую ткань нашей религиозности?-- Они, они!" (В, Розанов. Люди лунного света. Избранные сочинения, т. 2. М.: Правда, 1990, с. 73).

1 R. D. Nadler. Homosexual behavior in non-human primates. In: D. P. MeWhirter, S. A. Sanders and J. M. Reinisch, eds. Homosexuality/Heterosexuality: Concepts of Sexual Orientation. NY: Oxford University Press, 1990; P. L. Vasey. “Homosexual behavior in primates; a review of evidence and theory”. International Journal ofPrimatology, 1995, vol. 16, N 2, pp. 173-204.

2 cm.: E. 0. Wilson. Sociobiology. The New Synthesis. Cambridge, Mass. Harvard University Press, 1975, pp. 343-344.

3 S. L. Mellen. The Evolution of Love. San Francisco, Freeman, 1981, p. 250

4 J. McKnight. Straight Science: Homosexuality, Evolution and Adaptation. NY: Routledge, 1997.

5 Edward M. Miller. Homosexuality, Birth Order, and Evolution: Towards a Equilibrium Reproductive Economics of Homosexuality, 1998 (неопубликованная рукопись).

6 cm.: G. Dorner, 1. Poppe et al. Gene- and environment-dependent neuroendocrine etiogenesis of homosexuality and transsexualism. Experimental Clinical Endocrinology, 1991, vo. 98, pp. 141-150.

7 J. Money. Gay, Straight, and In-Between: The Sexology of Erotic Orientation. N. Y.: Oxford University Press, 1988.

8 H. F. L. Meyer-BahIburg. Psychoneuroendocrinology and sexual pleasure: The aspect of sexual orientation. In: P. R. Abramson and S. D. Pinkerton, eds. Sexual Nature/ Sexual Culture. Chicago: The University of Chicago Press, 1995, pp. 135-153.

9 D. F. Swaab, L. J. G. Gooren and M. A. Hofman. Brain research, gender, and sexual orientation. Journal of Homosexuality (дальше- JH), 1995, vol. 28, № 3/4, pp. 283-301.

10 cm.: J. M. Bailey and R. C. Pillard. Genetics of human sexual orientation. Annual Review of Sex Research, vol. VI (1995), pp. 126-150.

11 R. Blanchard and A. F. Bogaert. Homosexuality in men and number of older brothers. American Journal of Psychiatry, 1996, vol. 153, pp. 27-31; R. Blanchard and P. Klassen. H-Y antigen and homosexuality in men. Journal of Theoretical Biology, 1997, vol. 185, pp. 373-378.

12 cm.: F. J. Sulloway. Born to Rebel: Birth Order, Family Dynamics, and Creative Lives. N.Y.: Pantheon Books, 1996.

13 J. M. Bailey and R. C. Pillard. A genetic study of male sexual orientation. Archives of General Psychiatry, 1991, vol. 48, pp. 1089-1096; J. M. Bailey, R. C. Pillard, M. C. Neale et al. Heritable factors influence sexual orientation in women. Archives of General Psychiatry, 1993, vol. 50, pp. 217-223.

14 cm.: D. Hamer and P. Copeland. The Science of Desire: The Search for the Gay Gene and the Biology of Behavior. N. Y.: Simon and Schuster, 1994.

15 W. Byne. Why we cannot conclude that sexual orientation is primarily a biological phenomenon. JH, 1997, vol. 34, № I, pp. 73-80.

16 M. C. Collier, et al. Comorbidity of gender dysphoria and other major psychiatric diagnoses. ASB, 1997, vol. 26, № I, pp. 13-26.

17 cm.: M. Diamond, H. K. Sigmundson. Sex reasignment at birth. Long-term preview and clinical implications. Archives of Pediatric and Adolescent Medicine, 1997, vol. 151, pp. 298-304.

18 R. Green. Sexual Identity Conflict in Children and Adults. N. Y.: Basic Books, 1974; R. Green. The “Sissy Boy Syndrome” and the Development of Homosexuality. New Haven: Yale University press, 1987.

19 J. M. Bailey, K. J. Zucker. Childhood sex-type behavior and sexual orientation: A conceptial analysis and quantitative review. Developmental Psychology, 1995, vol. 31, № I, pp. 43-55.

20 W. H. Masters and V. E. Johnson. Homosexuality in Perspective. Boston: Little, Brown, 1979. Изложение см. в кн.: Кон И. С. Введение в сексологию. M.: Медицина, 1988. С. 291-293.

21 cm.: textbook of Homosexuality and Mental Health. Ed. by R. P. Cabaj and T. S. Stein. Washington, DC; American Psychiatric Press, 1996. 22" cm.: Частная сексопатология. Под редакцией Г. С. Васильчен-ко. M.: Медицина, 1983.

23 Справочник. Сексопатология. Под редакцией проф. Г. С. Ва-сильченко. M.: Медицина, 1990.

24 В веденски и Е. Клинико-диагностические аспекты аномального сексуального поведения. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. M.: Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского, 1994. С. 4.

25 cm.: J. A. Hamill. Dexterity and sexuality: is there a relationship? JH, 1995, vol. 28, № 3-4, pp. 375-396.

26 cm.: В. A. Gladue and J. M. Bailey. Spacial ability, handedness, and human sexual orientation. Psychoneuroendocrinology, 1995, vol. 20, pp. 487-497.

27 cm.: M. Diamond. Biological aspects of sexual orientation and identity. In: L. Diamant and R. D. McAnulty, eds. The Psychology of Sexual Orientation, Behavior, and Identity. A Handbook. West-port, Conn.: Greenwood Press, 1995, p. 66.

28 L. J. G. Gooren. Biomedical concepts of homosexuality: folk belief in a white coat. JH, 1995, vol. 28, № 3-4, pp. 245.

ОТ ТЕКСТА К КОНТЕКСТУ

1 cm.: R. С. Bleys. The Geography of Perversion. Maleto-Male Sexual Behavior Outside the West and the Ethnographic Imagination. 1750-1918. NY: New York University Press, 1995.

2 V. Bullough. Sexual Variance in Society and History. N. Y.: Wiley, 1976.

3 K. J. Dover. Greek Homosexuality, Cambridge, Mass.: Harvard University press, 1978.

4 cm.: E. 0. Laumann, J. H. Gagnon, T. Michael, et al. The Social Organization of Sexuality: Sexual Practices in the United States. Chicago: University of Chicago Press, 1994, pp. 1-34.

5 J. H. Gagnon and W. Simon. Sexual Conduct. The Social Sources of Human Sexuality. Chicago: Aldine, 1973; J. H. Gagnon. The explicit and implicit use of the scripting perspective in sex research. Annual Review of Sex Research, vol. 1, 1990, pp. 1-44.

6 cm.: E. Goffman. Stigma: Notes on the Management of Spoilt Identity. Englewood Cliffs: Prentice-Hall, 1963.

7 D. E. Greenberg. The Construction of Homosexuality. Chicago: The University of Chicago Press, 1988.

8 J. Weeks. Sex, Politics and Society. The Regulation of Sexuality since, 1800. L.: Longman, 1981; Weeks, J. Sexuality and Its Discontents. Meanings, Myths and Modern Sexualities. L.: Routledge and Kegan Paul, 1985.

9 E. K. Sedgwick. Between Men. English Literature and Male Homosocial Desire. NY: Columbia University Press, 1985; E. K. Sedgwick. Epistemology of the Closet. Berkeley, University of California Press, 1990.

10 W. R. Dynes, et al. Encyclopedia of Homosexuality (дальше - EH). 2 vols. NY: Garland, 1990.

11 W. R. Dynes and S. Donaldson, eds. Studies in Homosexuality. NY: Garland, 1992.

12 S. Malinowski, ed. Gay and Lesbian Literature. Detroit and London: St. James Press, 1994; С. J. Summers, ed. The Gay and Lesbian Literary Heritage. A Reader's Companion to the Writers and Their Works, From Antiquity to the Present. NY: Henry Holt, 1995, p. 267 (в дальнейшем цитируется как GLLH).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 53; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.