Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технологические основы проектирования.




Жизненный цикл изделия (системы) состоит из этапов его разработки, производства и эксплуатации и охватывает время от возникновения творческой идеи по созданию изделия до снятия его с эксплуатации.

При разработке изделий мебели предварительно необходимо установить также их взаимо-связь с квартирой (общественным помещением или другой средой) и комплексом всех процессов жизнедеятельности человека. Следует также учитывать временные изменения, происходящие в предметно-пространственной среде. Действие каждого фактора в различ-ные временные периоды неоднозначно, поэтому в процессе проектирования необходимо учитывать возможную динамику жизненного цикла изделий на достаточно больших ин-тервалах времени, охватывающих или даже превышающих продолжительность жизни проектируемых изделий.

Специфика дизайнерского творчества при создании нового изделия состоит в том, что она включает различные виды проектирования, которые выступают как единый творческий процесс. Проектированию конкретного изделия должны предшествовать установление и анализ социальных, функциональных, эргономических, технологических и других требо-ваний к данному изделию, принципов и условий его взаимодействия с человеком и сре-дой. Все эти условия и требования необходимо отразить в проекте.

Творческий процесс дизайнерского проектирования можно представить как последова-тельное выполнение операций с целью получения намеченного результата. Он может рас-сматриваться во взаимодействии внутренних и внешних факторов проектирования, как логическое развитие проектной мысли, как этапы создания проектной документации.

К внешнему проектированию относят «создание» творческого замысла. В данном случае решаются вопросы, связанные с выяснением цели проектирования, исследованием свойств внешней среды и ее взаимодействием с создаваемым изделием.

На основе выполненного предпроектного анализа на первой стадии проектирования раз-рабатывается концептуальное решение по проектируемому объекту, составляется техни-ческое задание на проектирование, которое содержит основные требования к изделию и взаимодействию его с внешним окружением.

К внутреннему проектированию относят этапы эскизного, технического и рабочего проек-тирования, а также изготовление, испытание и доводку опытных образцов. Цель внутрен-него проектирования — разработка проектно-конструкторской документации в соответст-вии с принятой концепцией и требованиями внешнего проектирования.

Основным фактором, определяющим процесс проектирования, является цель проекта. От нее зависят направление и содержание процесса, применяемые методы и средства проек-тирования. Целей возникает, как правило, несколько. Одни из них задаются с самого на-чала извне, т. е. заказчиком на разработку проекта, другие ставит сам дизайнер, при этом они могут появляться в процессе проектирования.

Базисом собственно проектной дизайнерской деятельности является технологическое, функциональное и морфологическое проектирование (под морфологией в дизайне пони-мают материальную форму вещи, организованную в соответствии с её функциями). Спе-цифика дизайнерской деятельности состоит в том, что она включает эти три вида проек-тирования и определяется художественно-образным проектированием.

Технологическое, морфологическое, функциональное и художественно-образное проекти-рование — это не автономные, а целостные процессы, они выступают единым блоком. Их отличие носит методический характер и основано на различных целях проектирования. На отдельных этапах может преобладать тот или иной аспект, но все они сводятся в общий дизайн-процесс. Например, сосредоточив внимание на художественной стороне, дизайнер основывается на определенной функции изделия; образ и функция материализуются в морфологии, а последняя немыслима без материала и технологии. Таким образом, все ас-пекты проектирования взаимосвязаны и находятся в зависимости друг от друга.

Изделия из древесины могут быть самыми разнообразными — от простых, выполняющих чисто утилитарное назначение (тара, решетки для ванных комнат, палочки для морожено-го и т. п.), до сложных, выполняющих не только утилитарные, но и эстетические функции (мебель, сувениры, игрушки и т. п.). Соотношение утилитарного и эстетического выступа-ет для разных изделий в различных пропорциях. Например, основная функция сувениров — эстетическая, поэтому требования к ним не могут быть такими же, как, например, к бочкотаре. Это обусловливает различный подход к методике их проектирования. В тех случаях, когда основными являются функциональные требования (например, рукоятки ручного инструмента, бочки, упаковка для мебели и т. п.), при проектировании должен преобладать функциональный подход, но с соблюдением композиционно-стилевых требо-ваний к данному изделию. Красота таких изделий обеспечивается совершенством конст-рукции, хорошим их функционированием. Если эстетические требования к изделиям воз-растают (например, мебель, музыкальные инструменты) или становятся преобладающими (декоративно-прикладные изделия, игрушки), начинает возрастать, а то и вовсе становит-ся главным, художественный поиск их формы, следование стилю и моде. Правда, при этом нельзя пренебрегать техническими факторами формообразования, свойствами мате-риалов, особенностями технологии производства изделий.

Основная задача технологического проектирования состоит в воплощении образа вещи в реальном материале и промышленной технологии. В процессе формы и разработки конструкции изделия необходимо иметь ввиду технологические факторы производства, без реализации которых нельзя решить основную задачу – наладить выпуск изделий. Если межу образным и технологическим проектированием существует разры, то дизайнеру приходиться идти на компромисс и корректировать форму изделия в соответствии с возможностями технологии. В разрабатываемых изделиях должны соблюдаться технологические требования с учетом современного уровня развития отрасли, достижений заданных показателей технологичности, выявления рациональных способов изготовления изделий.

При отработки изделия на технологичность за критерий его оценки принимают экономическую целесообразность выпуска изделий при заданном качестве и принятых условиях производства, эксплуатации и ремонта. Оценка технологичности конструкций может быть качественной (обобщенная, на основе опыта конструктора) и количественной (более конкретная).

Технологическая рациональность изделия определяется его материалоемкостью, трудоемкостью и себестоимостью. Кроме того, учитываются также вид изделия на степень его новины, объем выпуска.

Трудоемкость изделия рассчитывают в нормачасах, затрачиваемых на его изготовление.

Материалоемкость изделия определяют суммарными затратами на сырье, материалы и комплектующие элементы.

При отработке изделий на технологичность необходимо соблюдать следующие принципы и положения:

· Конструкцию и форму изделия необходимо проектировать с учетом технических характеристик и возможного технологического оборудования, из стандартных унифицированных деталей и сборочных единиц. Избегать сложных форм, неоправданного многообразия шипов, гнезд и т.д.

· Форма деталей должна позволять обрабатывать их с минимальной трудоемкостью. Материалоемкость должна быть минимальной, а материалы – прогрессивными и экономичными.

· Технология сборки должна быть простой, легкодоступной для механизации и контроля за качеством, а конструкция изделий должна обеспечивать удобство транспортирования, сборки на месте потребления, а так же в процессе эксплуатации и ремонта.

· Повышать качество изделий можно, постоянно анализируя производственный процесс, выявляя в нем узкие места и устраняя их.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 87; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.