![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Финансовая отчетность в системе финансового менеджментаФинансовая (бухгалтерская) отчетность – это совокупность форм отчетности, составленных на основе данных финансового учета с целью предоставления пользователям обобщенной информации о финансовом положении и деятельности предприятия, а также изменениях в нем за отчетный период в удобной и понятной форме для принятия этими пользователями определенных деловых решений. Бухгалтерская отчетность - это единая система данных об имущественном и финансовом положении компании и результатах ее хозяйственной деятельности. Статьей 13 закона «О бухгалтерском учете и отчетности» [7] определен состав бухгалтерской отчетности коммерческой организации: - бухгалтерский баланс; - отчет о прибылях и убытках; - отчет об изменении капитала; - отчет о движении денежных средств; - приложения, предусмотренные нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету и отчетности; - пояснительная записка. Формы финансовой отчетности предприятий и порядок их заполнения в Республике Беларусь устанавливает Министерство финансов по согласованию с Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь. Финансовая отчетность белорусских предприятий включает следующие формы [8]. 1. Бухгалтерский баланс (форма 1) (приложение 1). 2. Отчет о прибылях и убытках (форма 2) (приложение 2). 3. Отчет об изменении капитала (форма 3) (приложение 3). 4. Отчет о движении денежных средств (форма 4) (приложение 4). 5. Приложение к бухгалтерскому балансу (форма 5) (приложение 5). 6. Отчет о целевом использовании полученных средств (форма 6) (приложение 6). Бухгалтерский баланс (форма № 1) – документ бухгалтерского учета, который в обобщенном денежном выражении дает представление о финансовом состоянии дел предприятия на определенную дату. По своему строению, бухгалтерский баланс – это двусторонняя таблица, где левая сторона (актив) отражает состав и размещение хозяйственных средств, а правая (пассив) – источники образования хозяйственных средств и их целевое назначение (рис. 1). Баланс представляет собой отчет о финансовом состоянии предприятия, который фиксирует на определенную дату его активы, обязательства и собственный капитал. Сумма активов баланса всегда равна сумме его пассивов. Баланс составляется исключительно на основе выверенных оборотов и остатков на конец периода по всем синтетическим счетам. При этом должны быть приведены бухгалтерские записи по совершившимся операциям, закрыты все операционные счета, выявлены финансовые результаты и оформлены проводки по налогам. Активы баланса содержат информацию об имуществе компании и отражают инвестиционные решения, принятые компанией за период ее деятельности. В основе расположения статей актива баланса лежит ликвидность отраженного в них имущества. Ликвидность – это способность актива быстро и с минимальными потерями превращаться в денежную форму. Внеоборотные активы (первый раздел баланса) – это имущество, которое приобретается с целью использования в хозяйственной деятельности в течение периода времени более одного года и не предназначенное для перепродажи. К внеоборотным активам относятся: - основные средства – земельные участки, здания, сооружения, передаточные устройства, машины, оборудование и др.; - нематериальные активы - патенты, лицензии, товарные знаки, деловая репутация организации и др.; - доходные вложения в материальные ценности – имущество, предоставляемое по договору проката или в лизинг; - вложения во внеоборотные активы – незавершенное строительство; - прочие внеоборотные активы – долгосрочные активы и вложения, полученные в доверительное управление Оборотные активы (второй раздел баланса) – это имущество предприятия, используемое (реализуемое, потребляемое) в течение года. К оборотным активам относятся: - запасы и затраты – запасы сырья, материалов, готовой продукции, товаров для перепродажи, запасы в незавершенном производстве и другие материальные активы, которые предназначены или для продажи в течение года, или обычного делового цикла, или производственного потребления в целях дальнейшего изготовления реализуемой продукции, а также потребления внутри предприятия; - дебиторская задолженность покупателей, заказчиков, дочерних обществ и т.д. - выручка и другие причитающиеся предприятию, но еще не полученные им средства; - финансовые вложения – вложения в ценные бумаги (акции, облигации, векселя и т.д.), реализуемые в течение года, а также предоставленные займы на срок не более одного года; - денежные средства (в кассе и на счетах в банке); - прочие оборотные активы. Пассив баланса отражает решения компании по выбору источников финансирования и включает следующие разделы: - капитал и резервы (третий раздел баланса) – это собственные средства предприятия, основной источник финансирования его деятельности, образующийся за счет уставного и добавочного капитала, различных резервов, а также нераспределенной прибыли. В случае если предприятие имеет на балансе собственные акции, выкупленные у акционеров, собственный капитал уменьшается на эту величину (собственные акции, выкупленные у акционеров, отражаются в данном разделе баланса со знаком «минус»); - долгосрочные обязательства (четвертый раздел баланса) – это долгосрочные кредиты и займы, отложенные налоговые обязательства и прочие долгосрочные обязательства; - краткосрочные обязательства (пятый раздел баланса) – это краткосрочные кредиты и займы, а также кредиторская задолженность поставщикам, подрядчикам, дочерним и зависимым обществам, перед бюджетом, персоналу предприятия, учредителям по выплате доходов, доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов и прочие краткосрочные обязательства. Отчет о прибылях и убытках (форма 2) – это финансовый итог деятельности предприятия, отражающий доходы и расходы отчетного периода, а также финансовый результат в виде прибыли. В отличие от баланса, фиксирующего состояние имущества и источников его формирования на конкретную дату, отчет о прибылях и убытках охватывает деятельность, проведенную за определенный период времени (квартал, полугодие, девять месяцев и год). Данный отчет показывает, насколько успешно предприятие использовало свои активы, отраженные в бухгалтерском балансе. Эффективность управления предприятием отражена в величине прибылей и убытков, полученных или понесенных в течение года. В отчете о прибылях и убытках данные о доходах, расходах и финансовых результатах представляются в сумме нарастающим итогом с начала года до отчетной даты. В структуре отчета о прибылях и убытках выделены доходы и расходы по основным видам деятельности и прочие операционные и внереализационные доходы. Доходы и расходы по основным видам деятельности составляют основную часть доходов (расходов) и обусловлены процессом изготовления и продажей продукции (выполнением работ, оказанием услуг). Доходы по основным видам деятельности – это прежде всего выручка от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) без косвенных налогов, а расходы этой группы включают расходы, возникающие непосредственно в процессе переработки (доработки) материально-производственных запасов, реализации товаров и услуг, расходы по содержанию и эксплуатации основных средств, поддержанию их в исправном состоянии, коммерческие расходы, управленческие расходы и др. В составе расходов по основным видам деятельности в отчете о прибылях и убытках выделяют: - себестоимость, включающую материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизацию, прочие затраты; - расходы на реализацию (коммерческие расходы), связанные со сбытом продукции: расходы на рекламу, вознаграждения посредническим организациям, расходы на транспортировку, погрузочно-разгрузочные работы, расходы на хранение и др.; - управленческие расходы– общехозяйственные расходы, включающие зарплату управленческого персонала, расходы по содержанию основных средств управленческого и общехозяйственного назначения, расходы на связь, Интернет, охрану, консультационные, аудиторские, информационные услуги и пр. Отчет об изменении капитала (форма 3) содержит информацию о движении уставного, резервного, добавочного фондов, чистой прибыли и непокрытого убытка предприятия в разрезе следующих аналитических позиций: - наличие на начало года; - увеличение капитала в течение года; - уменьшение капитала в течение года; - наличие на конец года. Для повышения аналитических возможностей и реализации принципа прозрачности ее данных в отчет об изменении капитала включены сведения о таких факторах увеличения собственного капитала, как дополнительный выпуск акций, увеличение стоимости акций, переоценка объектов основных средств. Здесь же содержится информация о факторах уменьшения собственного капитала в связи со снижением номинала и количества акций, реорганизацией юридического лица. Отчет содержит информацию о резервах, образованных в соответствии с законодательством и учредительными документами, а также о резервах предстоящих расходов. Отчет позволяет проанализировать состав и структуру собственного капитала, рассчитать ряд коэффициентов, характеризующих его движение и т. п. В Отчете о движении денежных средств (форма 4) отражаются наличие, поступление и расходование денежных средств предприятия от текущей, инвестиционной и финансовой деятельности, оценивается их изменение по состоянию на конец года в сравнении с началом года. Отчет воспроизводит оборот физического капитала предприятия в его наиболее ликвидной форме – денежном капитале. Текущая (операционная, основная) деятельность – это деятельность предприятия, связанная с выпуском готовой продукции, продажей товаров, выполнением работ или оказанием услуг (в том числе сдачей имущества в аренду, если эта деятельность является для компании уставным видом или отвечает критерию существенности). Текущая деятельность обеспечивает необходимыми денежными средствами все три составляющие сферы хозяйственной деятельности и является основным источником прибыли. Инвестиционная деятельность – это деятельность предприятия, связанная с: - приобретением земельных участков, зданий и иной недвижимости, оборудования, нематериальных активов и других внеоборотных активов, а также с их продажей; - собственным строительством, расходами на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические разработки - долгосрочными финансовыми вложениями (приобретение ценных бумаг других организаций, в том числе акций, облигаций, векселей, вклады в уставные (складочные)капиталы других организаций, предоставление другим организациям займов и т.п.). Финансовая деятельность – это деятельность предприятия, в результате которой изменяются его величина и состав собственного капитала, заемных средств (поступления от выпуска акций, облигаций, предоставление другими организациями займов, погашение кредитов и т.п.). Инвестиционная и финансовая деятельности должны способствовать развитию основной деятельности и обеспечивать ее дополнительными денежными средствами. Приложение к бухгалтерскому балансу (форма 5) содержит развернутую характеристику состава, показателей движения, амортизации нематериальных активов и основных средств; приводятся состав и объем долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений, доходных вложений в материальные ценности, расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические разработки, на освоение природных ресурсов на начало и конец отчетного периода; состав дебиторской и кредиторской задолженности, в том числе долгосрочной и краткосрочной, расходов по обычным видам деятельности за предыдущий и отчетный периоды по элементам затрат, а также изменения остатков незавершенного производства, расходов будущих периодов и резервов предстоящих расходов и др. Тема 3: Инструментарий финансового менеджмента.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 57; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |