КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Разновидности античных риторических идеалов, их характерные особенности.
Риторика как наука о речевом воздействии. Правила убеждения. Убеждение реализуется через три категории: логос (интеллектуальная составляющая речи), этос (этическая составляющая, нравственное начало) и пафос (эмоционально – волевая составляющая). 1. Правило Гомера: Очередность приводимый аргументов влияет на их убедительность. В силу этого риторика рекомендует следующий порядок аргументов: сильные (заглавные), средние и сильный аргумент. Следует помнить, что один и тот же аргумент для разных людей может быть и сильным и слабым, отсюда следует сила и слабость аргумента определяется с точки зрения того лица, которое принимает решение. 2. Правило Сократа: Для получения положительного решения во важному для вас вопросу поставьте этот вопрос на третье место, предпослав ему 2 коротких и простых для собеседника вопроса, на которые он без затруднения скажет «да». 3. Правило Паскаля: Не загоняйте собеседника в угол, дайте ему возможность «сохранить лицо». Необходимо предложить такое решение, которое позволит ему с честью выйти из сложившеёся затруднительной ситуации. 4. Не загоняйте в гол себя и не понижайте собственный статус. 5. Желая убедить собеседника начинайте не с разделяющих вас моментов, а с того с чем вы согласны. 6. Проявите эмпатию. 7. Будьте хорошими слушателями. 8. Проверяйте правильно ли вы понимаете друг друга. Начало связывают с греко – римской рабовладельческой цивилизацией, с эпохой античности (с 5в. до н.э. по 5 в. н.э.). Периоды расцвета античной риторики: В Греции: 5-ый век до н.э. (Афины, от Перикла до Демосфена) В Риме: 1-ый век до н.э. (время Цицерона) Софистический риторический идеал. Софисты – платные преподаватели ораторского искусства, красноречия. Софисты учили эффективным приёмам доказательства и опровержения. Софист – человек, готовый с помощью любых, в том числе и недозволенных, приёмов отстаивать свои утверждения, не считаясь с тем, истинны они или нет. Софисты рассуждают так: Если в любом свободном государстве всякий человек имеет право судить о государственных делах и требовать чтобы с ним считались, то о любом предмете всякий человек вправе иметь такое же право на существование, как и всякое мнение. Средства софистов: диалектика (искусство рассуждать) и риторика (искусство убеждать). Софизм – замаскированная логическая ошибка, основанная на игнорировании требований логики. Ложное суждение выдаётся за истинное. Общая характеристика софистического риторического идеала: основан на релятивистском понимании истины, как мнения; данный идеал манипулятивный и состязательный; идеал монологический. Сократовский риторический идеал. Абсолютная истина существует. Она выше человеческих мнений и суждений. Метод Сократа: майевтика (повивальная бабка, помогающая при родах ребенка). С помощью искусно поставленных ответов необходимо привести собеседника к истинному знанию. Сократ помогает рождению мысли. Приёмы: ирония (собеседника уличают в противоречивости, а следовательно в незнании), индукция (постепенное восхождение к общим понятиям от обычных представлений, единичных примеров), дефиниция (постепенное восхождение к правильному определению понятий в результате проработки исходных определений). Поиск знаний в Сократическом споре ведется сообща, в диалоге. Платоновский риторический идеал. Риторическая проблема разработана Платоном в диалогах «Горгий» и «Федр».
Цель риторики - убеждение
Выбор одной из риторических моделей, различных по целям и средствам, прежде всего нравственный выбор. Оратор определяет не только облик своей речи, но и отношение к людям: как к объектам своих риторических манипуляций или как к полноправным субъектам – собеседникам. Топос – общие места, взятые в совокупности, образуют систему, называемой топикой речи. Основу мыслительной и речевой деятельности оратора составляют три топоса: «род и вид», «дефиниция», «целое и части». То что формы речи с формой мысли едины, сродняет риторику с диалектикой. Топос описывает процессы индукции (от вида к роду) и дедукции (от рода к виду), которые лежат в основе рассуждений оратора. На основании этого топоса строится определение предмета речи и мысли. Риторика Аристотеля. «Риторика – это способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета». Риторика использует возможное и вероятное, когда реальная достоверность оказывается достаточной. В 1-ой книге – сущность ораторского искусства. Во 2-ой книге – личные свойства и особенности оратора, вызывающих доверие слушателей и достигать своих целей. В 3-ей книге – анализ проблем стиля и построение композиции речи. Элементы: оратор – предмет речи – слушатель.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 72; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |