Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дополнительные виды демонстрации и особенности их применения.




Традиционная риторическая схема.

Инвенция – нахождение или изобретение того, что сказать. Отбор неязыкового материала для будущего сообщения. Имеет отношение к предмету речи. Диспозиция – расположение, упорядочивание уже изобретенного. Превращает готовый предмет в понятие. Элокуция – «выражение, украшенное словами».Завершает преобразование исходного материала в слово. Словесная орнаментация. Мемориа – запоминание. Запас знаний оратора. Акция – инсцеонирование речи. Пластическое решение произносимой речи. Впечатление манерой речевого поведения.

  1. Инвенция как начальный этап перехода от неречевой деятельности к речевой. Мотивы отбора «фрагментов действительности»

Инвенция – искусство добывания и предварительной систематизации материала. Инвенция предполагает разработку проблематики (предметная область речи, т.е. введение в речевой оборот некоторого количества факторов, почерпнутых (взятых) из реальной действительности). Мотивы отбора фрагментов действительности: причиной речевых действий являются интересы. Обращение к теме всегда должно быть мотивировано интересом. Успех любого речевого взаимодействия зависит от того, какого рода интересы движут собеседниками. Интересы должны быть общими для собеседников. Виды интересов: индивидуальный, групповой, общественный. Выбор того или иного «фрагмента действительности» в качестве предмета речи зависит от аудитории.

Индивидуальный: чем менее индивидуальный интерес представляет предмет речи, тем больше потенциальных собеседников находится в распоряжении оратора. Необходимо выбирать предмет речи, соответствующий в лучшем случае общественному интересу, в худшем случае – групповому интересу.

Групповой: если предмет речи нацелен на групповой интерес, то оратору необходимо найти аудиторию, собеседников, интересы которых совпадают с его собственными.

Выбор того или иного «фрагмента действительности» в качестве предмета речи зависит от аудитории.

Общественный: предмет речи к которой имеет интерес оратор плохо соотносится с интересами аудитории. Однако речевой контакт носит обязательный характер.

  1. Построение инвенционально-градуальных схем. Интимизация.

Инвенция учит, что тот вид в котором предмет речи существует для оратора не является единственным видом, в котором он может существовать. Для этого необходимо не перевоспитывать аудиторию, а изменить ид предмета речи для самого оратора. Средство такого преобразования – инвенциональная градуация. Инвенциональная градуация «сопрягает» предмет индивидуального интереса с интересом общественным. Нужный оратору предмет градуируется по вертикали так, чтобы оказаться в поле внимания аудитории. Этапы инвенциональной градуации:1. Расколотить понятие отражающее предмет речи в составе близких ему понятий. Начинать градуацию необходимо с самого понятия как с нижнего звена схемы. 2. Градуируемое понятие необходимо возводить во всё более широкие до тех пор не будет достигнут тот уровень обобщения на котором слушателем станет ясно о чем идет речь. Вертикаль полученная таким образом представляет собой «иерархию бытия», т.е. систему упорядоченных связей в котором каждый предшествующий элемент связан с последующим механизмом подчинения. Данная система перестаёт быть таковой, если один из элементов исключен или перемещен на др. место. 3. Искомая ступень градуации переносится по горизонтали в конкретную речевую ситуацию с учетом присутствующих.

Интимизация – специальный тип конкретизации общего понятия приближения предмета (понятия) к слушателям с учетом конкретной ситуации. Интимизация предполагает аппеляцию к личным качествам аудитории. Предмет рассматривается на уровне «ваши возможности».

  1. Диспозиция и ее место в риторической схеме.

Диспозиция «превращает» готовый предмет в понятие и помещает его в систему других понятий. Понятие становятся объектом логических и аналогических процедур. Диспозиция призвана гарантировать частоту использующихся говорящим понятий и соблюдения правил оперирования ими. Центральное место в практике диспозиции занимает понятие.

  1. Основные требования, предъявляемые к сообщению.

1.Четкое членение сообщения. 2. Обеспечить внутреннюю связность между частями. Элементы: введение, основная часть (тезис, аргумент, демонстрация), заключение.

  1. Основные функции введения. Типы введения ("реклама", "вербовка союзников", "презентация темы"). Корреляция между типом введения и типом аудитории.

Функции введения: реклама (привлечение внимания слушателей), вербовка союзников (настрой аудитории на позитивное восприятие) и презентация (подготовка почвы для разработки темы).

  1. Задачи "рекламы" и риторические методы ее осуществления.

Реклама привлекает внимание слушателей. Она не готова к восприятию речи. Оратору необходимо активизировать внимание присутствующих, вызвать у них интерес. Речь можно начать: с эффектом призыва, с конкретного случая, с цитаты, с наглядного приёма, с юмористического замечания, с пословицы, с развернутого сравнения, приковывающего внимание.

  1. Задачи "вербовки союзников" и ее осуществление и речи.

Вербовка союзников: аудитория конфликтно расположена к оратору или по отношению к теме его речи. Конфликтная аудитория: техника снятия противоречий, отложительная техника, парадоксальное цитирование.

  1. Тактика снятия противоречий. Отложительная тактика. Парадоксальное цитирование.

Тактика снятия противоречий. Оратору необходимо демонстрировать благожелательность по отношению к аудитории. Снять противоречие во вступлении значит игнорировать противоречие. Оратору необходимо вести себя так, как будто между оратором и аудиторией противоречии не существует.

Отложительная тактика. Оратор квалифицируется слушателями как чужой. Необходимо отсрочить момент «выяснения отношений» до тех пор, пока оратор «не охладит пыл слушателей» и не создаст нейтральный фон для речевого воздействия. Необходимо: упоминать о многоликости истины, упоминать от тщетности односторонних характеристик, упоминать о необходимости терпимого отношения к противоположным точкам зрения. Психологический эффект отложительной тактики заключается в том, что она «усыпляет» внимание.

Парадоксальное цитирование. Неожиданное, непрерывное расходится с традицией утверждения. Противоречие, полученное в результате логического формально правильного рассуждения, приводящее к взаимно противоречивому заключению.

  1. Задачи «презентации» и методы ее осуществления.

Оратору необходимо: представить название выступления и четко сформулировать цели выступления. Старайтесь позитивно настроится на аудиторию. Перед начало речи сделайте паузу до наступления полной тишины. Не читайте «нравоучений» аудитории.

  1. Естественная и искусственная модели изложения.

Естественный порядок следования событий (от яйца). Линейная схема. Событие 1 – событие 2 - событие 3. При эксплуатации оратором данной модели вмешательство оратора в порядок следования событий минимально. Изложение направлено на объект. Роль оратора подобна роли летописца. Преимущества: модель удобна для оратора, главная цель – не забыть порядок следования событий; модель удобна для слушателя, им не нужно вычленять важную информацию; модель обладает усыпляющим внимание слушателей эффектом.

Искусственный порядок следования событий (в середину вещей). Данная модель обязывает слушателей не следовать за событиями, а анализировать их. Задача оратора: стимулировать интерес слушателей к сообщению посредством перестановок в структуре сообщения. При реализации данной модели требуется высокий уровень техничности оратора, слушатели становятся чрезвычайно критичными.

  1. Методы изложения (стадиальный, концентрический, дедуктивный, индуктивный, аналогический).

Стадиальный метод предполагает последовательное изложение одного вопроса за другим. И больше в речи к этому аргументу или к этой проблеме возвращаться не должен. Тема речи разбивается на ряд частных подтем, о каждой из которых сообщается как бы по отдельности. Всякий раз, когда мы заканчиваем фрагмент необходимо сделать обобщение. При использовании этого метода мы не можем уточнить или исправить то или иное выражение, т.к.мы не можем возвращаться назад.

Концентрический метод. Выступающему необходимо осветить одну проблему или группу сходных однородных проблем, вокруг которых строится сообщение. Освещаем первый круг и возвращаемся в центр для обобщения.

Дедуктивный метод. Изложение от общего к частному. В начале речи оратор выдвигает одно общее положение, а затем разъясняет его смысл на конкретных примерах, фактах, подтверждающих положение. Преимущества: задаёт однозначное направление «взгляда» на след. в дальнейшем факты, настраивает слушателей «видеть факты» глазами выступающего. Недостатки: требует интеллектуального напряжения от аудитории, догматичен. Изложение ведется от следствия к причинам.

Индуктивный метод предполагает изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с одного частного случая или серии частных случаев, а затем подводит слушателей к обобщению. Метод предполагает эмоциональное соучастие слушателей.

Аналогический метод предполагает сопоставление различных явлений, фактов, событий.

  1. Требования, предъявляемые к тезису. Логико-речевые ошибки, возникающие при предъявлении тезиса.

Тезис должен быть истинным. Тезис должен быть четко и точно сформулирован. Тезис должен быть единообразным на протяжении всего речевого изложения. Каждая мысль, которая приводится в речи при повторении должна иметь одно и то же определенное и устойчивое содержание. Нельзя менять содержание и объем понятия на протяжении одного речевого сообщения. Необходимо твердо держаться основных определений и не допускать двусмысленности. Формулировка тезиса должна быть в полном соответствии с аргументацией, предполагаемой в речи.

Потеря тезиса: Начав один тезис, оратор через некоторое время в ходе этого же доказательства начинает доказывать другой тезис, сходный с первым только внешне.

Подмена тезиса: осознанное желание человека отвечать не тот вопрос; умышленная потеря тезиса. Подмена тезиса совершается теми людьми, которые не могут или не хотят доказывать выдвинутый тезис. Они пытаются отвлечь внимание собеседника. Выдвигают новый тезис, похожий на доказываемый только внешне, но имеющий совершенно другое содержание. При этом они делают вид, что доказывается истинность содержания первого тезиса.

  1. Требования, предъявляемые к аргументу. Логико-речевые ошибки, возникающие в аргументации.

1.Аргумент должен быть истинным. Истинность аргумента должен признавать не только говорящий, но и слушающий. Доказывая тезис, на каждом новом уровне аргументации необходимо устанавливать промежуточный уровень согласия оппонента с предъявленным аргументом. 2.Аргументация должна быть достаточной для тех людей, на которых она направлена. Уровень достаточности аргументации индивидуален для разных людей. 3.Аргумент должен быть мыслью, истинность которой доказана самостоятельно, независимо от доказываемого положения. В защиту тезиса нельзя приводить мысль, которая выходит из тезиса. 4.Требование индивидуального подхода к аргументации. Убеждая оппонента, необходимо выбирать аргументы, приоритетные для сознания собеседника.

1. «Не следует»

Положение, требующее доказательства, не вытекает, не следует из приводимых аргументов. Предложенные доводы верны, но не являются достаточным основаниям для доказательства выдвинутого тезиса.

2. «От сказанного в относительном смысле к сказанному безотносительно».

Положение, являющееся верным при определенных условиях, приводится в качестве аргумента, годного при всех условиях, при всех обстоятельствах.

3. Из истинного тезиса пытаются вывести не вытекающие из него следствия. Всякая истинная мысль должна быть обоснована другими мыслями истинность которых доказана. Это обеспечивает внутреннюю связанность мыслей в сообщении, обоснованность и последовательность выводов.

4. «Порочный круг в доказательствах».

Тезис выводится из аргументов, которые, в свою очередь, выводятся из своего же тезиса.

  1. Процедура аргументации. Перестановка аргументов. Психологический перенос аргументации.

Психологический перенос аргумента: Всякий раз, прежде чем браться за публичное доказательство, следует проанализировать личность слушающего. А) Необходимо проанализировать личность собеседника. Б) Следует воздействовать на ту часть сознания собеседника, которая наиболее подвержена воздействию, то есть наиболее уязвима. В) Строить аргументацию, необходимо, начиная с главного аргумента с учетом личности собеседника.

Правило Гомера:

Очередность приводимый аргументов влияет на их убедительность. В силу этого риторика рекомендует следующий порядок аргументов: сильные (заглавные), средние и сильный аргумент. Следует помнить, что один и тот же аргумент для разных людей может быть и сильным и слабым, отсюда следует сила и слабость аргумента определяется с точки зрения того лица, которое принимает решение.

Правило Сократа:

Для получения положительного решения во важному для вас вопросу поставьте этот вопрос на третье место, предпослав ему 2 коротких и простых для собеседника вопроса, на которые он без затруднения скажет «да».

  1. Дедуктивная демонстрация, особенности ее применения.

Дедуктивноеумозаключение применяется когда требуется рассмотреть какое – либо явление на основании уже известного нам общего положения и вывести в отношении этого явления необходимое заключение. Дедуктивное умозаключение отображает отношение рода, вида и особи. То что присуще всем видам данного рода, присуще и любому виду. То что присуще всем особям рода, то присуще и каждой особи. В дедуктивном умозаключении единичное, частное подводятся под общее правило. Затем из общего правила мы выводим заключение относительно этого конкретного факта. Тем самым, мы переходим от знания более общих положений к знанию менее общих положений. Если тезис является каким либо единичным или частным суждением и Вы хотите применить к нему дедуктивную демонстрацию, то необходимо подвести свой тезис. (Все нервные клетки способны передавать информацию, значит и отдельная нервная клетка способна передавать информацию).

  1. Силлогистическое умозаключение. Правила построения простого категорического силлогизма.

Силлогизм – умозаключение, в котором из 2-х суждений, связанных общим средним термином, получается третье суждение, которое называется выводом (заключением), при этом средний термин в заключение не входит. Средний термин силлогизма является общим для обеих посылок и служит опосредующим элементом между 2-мя другими терминами. Силлогизм – умозаключение, в силу которого, признав истинность посылок, нельзя не согласиться с истинностью заключения, вытекающего из него.

Структура: силлогизм состоит из 3-х суждений. В 1-ом суждении содержится общее правило. Большая посылка. Во 2-ом суждении приводится конкретный случай. Меньшая посылка. В 3-ем суждении делается вывод или заключение. Силлогизм может начинаться не только с большей, но и с меньшей посылки, тогда его называют восходящим.

Все граждане России имеют право на труд. Федоров - гражданин России. Федоров имеет право на труд.

  1. Индуктивная демонстрация как вид речевого доказательства. Полная и неполная индукция. Ошибки, возникающие в индуктивной демонстрации.

Индукция - форма мышления, посредством которой мысль наводится на какое – то общее положение, присущее всем единичным предметом какого – либо класса (класс студенты, предмет – каждый студент по отдельности). Индуктивное умозаключение – такое умозаключение, в результате которого на основании знания об отдельных предметах данного класса получается общий вывод, содержащий знание обо всех предметах данного класса. Индуктивная демонстрация применяется в тех случаях, когда тезис является общим суждением.

Полная индукция – вид индуктивного умозаключения в результат которого делается общий вывод обо всём классе каких – либо предметов на основании знания обо всех без исключения предметах этого класса. Общий вывод извлекает из ряда суждений, сумма которых полностью исчерпывает все случаи данного класса. То, что утверждается в каждом суждении о каждом отдельном предмете в выводе относится ко всем предметам. Ошибка, допускаемая в полной индукции в том, что, рассмотрев ряд суждений об отд. предметах данного класса, мы формулируем общий вывод, не проверив того, полностью ли исчерпаны все случаи конкретного класса или нет.

S1 есть Р, S2 есть Р, S3 есть Р. S1,S2,S3 исчерпывают весь класс. Все S есть Р.

Неполная индукция – вид индуктивного умозаключения, в результате которого получается какой- либо общий вывод обо всём классе предметов на основании лишь некоторых однородных предметов данного класса Неполную индукцию называют расширяющей индукцией. В заключении она содержит большую информацию, чем та которая содержится в посылках на основании наблюдении некоторого количества известных фактов приводящих к выводу, которые распространяются на другие факты. В заключении она не даёт достоверных выводов, а только приблизительные, вероятностные.

S1 имеет признак Р, S2 имеет признак Р, S3 имеет признак Р, S4 и вообще все S имеют признак Р.

Ошибки в индуктивной демонстрации:

1. Безошибочность выводов в индуктивной демонстрации зависит прежде всего от истинности посылок, на которых строится умозаключение. Если вывод основан на ложных посылках, то он ложен.

2. Поспешное обобщение. В посылках учтены не все обстоятельства, которые являются причиной исследуемого явления.

3. После этого, стало быть, по причине этого. Источник ошибки – смешение причинной связи с простой последовательностью событий во времени.

  1. Целевые установки ритуальной речи.

Ритуальная речь произносится для того, чтобы не выйти из социума, — и в этом ее целевая установка: "Я помню правила игры и по ним играю". Человек, который отвечает на приветствие, делает то же самое. Номенклатура ритуальных речей очень разнообразна, так как она включает в себя все типы коммуникации, определенной жестким регламентом и строгими правилами: приветствия, поздравления, извинения, прощания, благодарность, соболезнование и т.п. Более сложные виды ритуальной речи: телефонные переговоры, официальные обращения, речевые обряды. Например, венчание — обряд, представляющий собой, кроме символики, определенную последовательность действий, в частности речевых. Обряд разворачивается по определенному сценарию, в нем много ритуальности и десемантизированного текста, хотя некоторые слова очень выразительны — они волнуют и молодоженов, и их близких. К ритуальным относятся обряды не только церковные, но и фольклорные, и гражданские. Одним из видов ритуальной речи является протокольная речь, которая обладает высокой степенью десемантизации, тоже разворачивается по определенному сценарию, четко сконструирована и малоинформативна. Примерами ритуальной речи в жанрах письменной словесности являются разнообразные деловые бумаги, приказы, нормативные инструкции и пр. Например, верхняя часть заявления ("шапка"), где пишется "кому" и "от кого", а также само слово "Заявление", — это клише.

  1. Целевые установки императивной речи.

Когда мы обращаемся к человеку, т.е. являемся инициатором речи, чаще всего хотим воздействовать на его эмоциональное состояние: понравиться ему, польстить, унизить, разозлить и т.п. Эта функция речи называется "заставить почувствовать", т.е. вызвать эмоции. Заставить подумать человека нельзя, но можно сформировать в нем намерение, т.е. заставить его принять определенное решение (даже вопреки его воле). При этом воздействие идет, как правило, через эмоции (страха, стыда и т.п.).

  1. Целевые установки провокационной речи.

Бывают случаи, когда человек говорит не для того чтобы передать информацию, а чтобы получить ответную информацию. Обычно для этого выбирается конструкция, специально рассчитанная на получение ответа. Эта конструкция — вопросительная. Однако обращаясь к человеку и в утвердительной форме, можно заставить его что-то ответить. Провокационная речь существует для прямого воздействия на других людей, причем воздействия подчиняющего: вы человека вынуждаете помимо его воли передать некоторую информацию. Следует учитывать, что внутренним мотивом провокационной речи является получение правдивой информации, т.е. информации, в истинность которой верит тот, кто ее сообщает. Провокационная речь необязательно несет в себе негативную цель, а только в тех случаях, когда затребованную информацию человек передавать не хочет. Только в этом случае в провокации присутствует злонамеренность.

  1. Целевые установки профессиональной речи.

Если человек совершает поступок, нужный другим людям, значит, за его действиями стоит целевая установка — сделать добро. Целевая установка "сделать добро" бескорыстна: отдавая то, что у него просят, человек совершает добрый поступок. Через речь, как известно, завоевывается авторитет, так необходимый любому человеку. "...Благодаря красноречию нас может пленить человек, на коего мы обычно не обращаем внимания. Разум не только одушевляет тело, но в некотором роде обновляет его; сменяющие друг друга чувства и мысли оживляют лицо и придают ему то одно, то другое выражение; разумная речь надолго приковывает внимание к одному и тому же человеку" (Жан Жак Руссо). Студенты — идеальное человеческое пространство для формирования категории авторитета. Сама коммуникативная ситуация ставит профессора интеллектуально и личностно выше своих слушателей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 476; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.