Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 14. Организация и оплата труда работников социальных служб

Важнейшей функцией экономической деятельности социальных служб является организация и оплата труда работников социальных служб.

 

План:

1. Организация труда профессиональных социальных работников.

2. Система оплаты труда работников социальных служб.

 

22 ноября 1991 г. Верховный Совет РСФСР принял «Декларацию прав и свобод человека и гражданина». Была признана необходимость социальной защиты населения, профессиональная социальная работа получила официальный статус.

Обособление сферы социальной защиты населения в самостоятельный институт поставило перед государством острую проблему насыщения новой отрасли квалифицированными кадрами.

В апреле 1991 г. впервые в России в официальный справочник была включена профессия «социальный работник». С этого времени основным условием реформирования и повышения эффективности деятельности в сфере социальной защиты населения стала разработка и осуществление Федеральной программы подготовки и переподготовки профессиональных кадров.

В настоящее время профессиональная подготовка осуществляется в различных формах: очная, вечерняя, очно-заочная, заочная, экстернат. Утвердился многоступенчатый уровень образования: допрофессиональное, профессиональное, послевузовское, повышения квалификации, переподготовки кадров.

Желающие стать профессионалами в области социальной работы имеют возможность получать различную профессионально-уровневую квалификацию и специализацию в средних специальных учебных заведениях (училищах, техникумах, лицеях, колледжах), в вузах, аспирантуре.

Осваивается двухуровневая система профессиональной подготовки: бакалавриат и магистратура.

Подготовку специалистов для социальной сферы на начало 1997 года вели Московский государственный социальный университет, 61 высшее и 5 средних специальных учебных заведений, более 30 профессионально-технических и медицинских училищ.

Отрабатывается система подготовки кадров различных специальностей: для работы в территориальных социальных службах для решения социальных проблем семьи и различных возрастных категорий населения, групп с различными медицинскими, социальными и др. Отклонениями.

Во многих регионах лицам, имеющим высшее или среднее образование, предоставляется возможность пройти переобучение на спецфакультетах, отделениях вузов и в средних профессиональных учебных заведениях по специальности «социальный работник».

Складывается система непрерывного профессионального образования в подготовке специалистов социальной работы. Созданы учебно-методические объединения и научно-исследовательские коллективы институтов, лабораторий. Они ведут работу по совершенствованию учебно-методической литературы, апробации различных педагогических технологий, методов и форм обучения, способствующих эффективности учебно-образовательного процесса в профессионально-личностном становлении нового специалиста в обществе.

Кадры социальной работы - это люди, работающие в системе социальной защиты, выполняющие должностные задачи и наделенные для этого определенными обязанностями, правами и ответственностью.

В системе социальной защиты населения различают «социальных работников» и «специалистов по социальной работе».

Специальность введена Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам «О дополнении квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих - специалист по социальной работе» от 23 апреля 1991 г. № 92.

В соответствии с должностными обязанностями, специалист по социальной работе: выявляет на предприятии (объединении, организации, учреждении), в курируемом микрорайоне (округе, муниципалитете) семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально-медицинской, психолого-педагогической, социально-экономической, социально-бытовой и иной помощи, охране нравственного, физического и психического здоровья, и осуществляет их патронаж. Устанавливает причины возникших трудностей, конфликтных или кризисных ситуаций (по месту жительства, работы, учебы и т.д.), оказывает содействие в их разрешении и социальную защиту. Содействует интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений по оказанию необходимой социально-экономической помощи населению. Проводит среди населения работу по пропаганде здорового образа жизни, планированию семьи, соблюдению общественных норм жизни в социуме, предупреждению правонарушений и т.д. Оказывает консультативную помощь семьям, помогает в трудоустройстве несовершеннолетних, инвалидов, пенсионеров. Проводит индивидуальную работу с детьми, подростками, лицами асоциального поведения, а также с теми, кто испытывает негативное воздействие социального окружения. Выявляет и оказывает содействие лицам, нуждающимся в опеке и попечительстве, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи. Участвует в работе по созданию центров социального обслуживания и социальной помощи семье, социальной реабилитации, приютов, подростковых и семейных центров, ассоциаций и проч. Организует и координирует работу по социальной адаптации и реабилитации выпускников детских домов и лиц, вернувшихся из специализированных учебно-воспитательных учреждений и мест лишения свободы.

Кадры социальных работников можно квалифицировать по признакам трудовой занятости в определенной структуре и занимаемым должностям.

Социальная работа является сложной многофункциональной деятельностью, в которой группа социально-экономических методов, по существу, объединяет все те способы, с помощью которых специалисты оказывают воздействие на интересы и потребности клиентов.

Материальная мотивация и поддержка жизнедеятельности личности и социальных групп, испытывающих в этом потребность, имеет первоочередное значение в системе социальной работы.

Как известно, сфера социального обслуживания занимается распределением, обменом, обслуживанием потребления материальных благ и нематериальных услуг. Всякий процесс труда в свое производство включает три основных элемента: предмет труда, средство труда и сам труд.

В социальных отраслях процесс труда существенно модифицируется. Объектом воздействия (как бы «предметом труда») становится сам человек, его физическое и психическое здоровье, умственные и эстетические потенции.

Средства труда тоже, строго говоря, таковыми не являются, так как основные фонды учреждений медицины, здравоохранения, народного образования, социального обслуживания и пр., не выполняют функцию средств труда, а являются средством (предметами) потребления. Причем это предметы совместного потребления. Перенесения их стоимости на продукт труда здесь не происходит.

Своеобразно и содержание самого труда как целесообразной деятельности человека. Труд социальных работников - это, как правило, сложный психологический, умственно и физически труд, не ограниченный рамками законодательно установленного времени и связанный с высоким нервно-эмоциональным напряжением.

В сфере социального обслуживания значительно уже возможности механизации и автоматизации труда, хотя и здесь используются компьютеры, создаются автоматические базы данных и т.д. Чрезвычайно велика роль субъективного фактора, в совокупных затратах труда преобладает живой, а не овеществленный труд. Отсюда - трудности в нормировании труда и оценке его результатов.

Вопросы оплаты труда занимают особое место в трудовых отношениях. Оплата труда - основной инструмент возбуждения и непрерывного поддержания интереса работника к высокопроизводительной отдаче своих трудовых усилий.

В социалистической экономике проблему оплаты труда в течение многих лет пытались решить по правилу «оплата труда должна соответствовать его количеству и качеству». Однако перенести это правило из области теоретизирования на практическую почву так и не удалось.

Причина в том, что неразрешимую проблему представляет измерение количества труда как количество затрачиваемой работником физической энергии и умственных усилий.

Предположение о прямо пропорциональной зависимости между количеством труда и затратами рабочего времени условно, а именно на нем зиждется повременная оплата труда, широко распространенная как в нерыночной, так и в рыночной экономике. Представляет трудность определение цены часа рабочего времени как многофакторного показателя.

Наиболее предпочтительна используемая в системе социальной работы повременная система оплаты труда, основанная на использовании сетки тарифных ставок и должностных окладов, применительно к определенному уровню квалификации работника.

Эффективность деятельности социальных служб обеспечивают специалисты, имеющие профессиональное образование, соответствующее требованиям к характеру выполняемой работы, практический опыт и склонные по своим личным качествам к оказанию социальных услуг.

Право на профессиональную деятельность в сфере социального обслуживания имеют граждане, получившие высшее или среднее профессиональное образование, или профессиональную подготовку в образовательных учреждениях РФ, а также имеющие лицензию на право самостоятельной работы в сфере социального обслуживания. Лицензирование определяется в порядке, установленном Правительством РФ, органами исполнительной власти ее субъектов.

Экономический статус социального работника государственной системы социального обслуживания определяется соответствующими нормативно-правовыми документами. В их числе Указ Президента РФ «О дополнительных окладах в органах государственной власти» № 879 от 26 августа 1995 г., Постановление Правительства РФ «О повышении тарифных ставок (окладов) единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы» № 823 от 24 августа 1994 г., утвержденные приказом Министерства социальной защиты населения Примерные положения о деятельности учреждений социального обслуживания, а также Постановление Министерства труда РФ № 12 от 22 февраля 1996 г. и др.

Оплата труда работников государственной и муниципальной системы социальной защиты населения основана на тарифной системе. Тарифная система - это совокупность нормативов, с помощью которых государство регулирует уровень заработной платы по отраслям в зависимости от квалификационных признаков, характера и условий труда работников.

Тарифная система включает: тарифно-квалификационные требования, тарифные ставки, тарифную сетку и районные коэффициенты к заработной плате.

Квалификационные требования к работающим в сфере социального обслуживания состоят в следующем:

* Специалист по социальной работе высшей категории должен иметь высшее образование; для него необходимо наличие сертификата специалиста по социальной работе и стажа работы в должности специалиста по социальной работе 1 категории не менее трех лет;

* Специалист по социальной работе 1 категории - высшее образование, наличие сертификата специалиста по социальной работе и стаж работы в должности специалиста по социальной работе 2 категории не менее трех лет;

* Специалист по социальной работе 2 категории - высшее образование, наличие сертификата специалиста по социальной работе и стаж работы в должности специалиста по социальной работе не менее трех лет;

* Специалист по социальной работе - высшее образование без предъявления требований к стажу работы и наличие сертификата специалиста по социальной работе или среднее специальное образование, наличие сертификата специалиста по социальной работе и стажа работы в учебно-воспитательных, медицинских учреждениях или органах социальной защиты не менее пяти лет.

Тарифная сетка - это шкала, определяющая положение тарифных ставок второго и последующего разрядов работающих к тарифной ставке первого разряда. Тарифная сетка характеризуется числом разрядов, диапазоном сетки и межразрядными соотношениями, т.е. абсолютными и относительными (в %) нарастаниями тарифных коэффициентов от разряда к разряду.

Единая тарифная сетка (ЕТС) по оплате труда работников бюджетной сферы узаконена Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 1999 г. «О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы».

Согласно Постановлению Правительства РФ «О повышении тарифных ставок (окладов) единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы», с 1 апреля 1999 г. тарифная ставка первого разряда ЕТС установлена в размере 110 рублей в месяц.

Повышение тарифных ставок работникам организаций бюджетной сферы, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, производится субъектами РФ самостоятельно за счет их бюджетов.

Тарификация работников зависит от уровня профессионального образования и стажа работы по специальности. Тарифно-квалификационные характеристики «Социального работника» содержат требования по разрядам оплаты:

3-4-й разряды - среднее (общее) образование или основное общее образование и индивидуальная подготовка без предъявления требований к стажу работы;

4-5-й разряды - начальное профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или начальное профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее трех лет;

6-7-й разряды - высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж работы не менее трех лет;

8-й разряд - высшее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее пяти лет.

Требования к квалификации по разрядам «Специалиста по социальной работе»:

9-й разряд - высшее соответствующее образование и стаж работы по специальности не менее года, или высшее иное образование и стаж работы не менее двух лет, или соответствующее среднее специальное образование и стаж работы по специальности не менее трех лет;

10-й разряд - высшее соответствующее образование и стаж работы по специальности не менее двух лет, высшее иное образование и стаж работы не менее трех лет, или соответствующее профилю среднее специальное образование и стаж работы в должности специалиста по социальной работе не менее пяти лет;

11-й разряд -высшее профессиональное (по профилю) и стаж работы по специальности не менее трех лет, или высшее иное образование и стаж работы по специальности не менее пяти лет;

12-й разряд - высшее соответствующее образование и стаж работы в должности специалиста по социальной работе не менее пяти лет, или высшее иное образование и стаж работы в должности специалиста по социальной работе не менее семи лет;

13-й разряд - высшее профессиональное (по профилю) образование, стаж работы в должности специалиста по социальной работе не менее пяти лет и наличие научно-методических разработок по профилю работы.

Постановлением Минтруда РФ № 12 от 22 февраля 1996 г. изменен диапазон разрядов должности «социальный работник» в приложении № 1 «Разряды оплаты труда Единой тарифной сетки по должностям работников бюджетных учреждений и организаций службы социальной защиты населения Российской Федерации».

При этом разряды оплаты труда устанавливаются на один разряд выше по сравнению с разрядом, определенным в соответствии с ЕТС:

- социальным работникам, которые обслуживают в надомных условиях граждан пожилого возраста и инвалидов, в значительной степени или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающихся в услугах, не входящих в перечень, предоставление которых требует специальной курсовой подготовки по вопросам медицинского ухода, медицинской и социальной реабилитации, диетологии, личностной психологии, конфликтологии и т.д., а также увеличения кратности посещений обслуживаемых граждан по сравнению с действующими нормативами;

- специалистам по социальной работе, занятым с наиболее сложными категориями населения, в том числе с несовершеннолетними с девиантным поведением, безработными, семьями «группы риска», страдающими психическими заболеваниями, алкоголизмом, наркоманией, склонных к суициду, вернувшимися из мест лишения свободы; осуществляющим методическое руководство и помощь работникам в организации обслуживания населения, внедрении новых форм социального обслуживания, при работе в сельской местности;

- социальным работникам, специалистам по социальной работе и заведующим отделениями (социальными службами), деятельность которых проистекает в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, на территориях вооруженных и межэтнических конфликтов на период, определенный решениями Правительства РФ или органами исполнительной власти субъектов РФ.

Гарантии и льготы работникам государственной системы социальных служб определяются органами государственной власти РФ. Статья 36 Федерального закона РФ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», определяет, что социальные работники, занятые в государственном и муниципальном секторах социального обслуживания, имеет право на:

1) работу на условиях трудового договора (контракта);

2) бесплатный профилактический осмотр и обследование при поступлении на работу и диспансерное наблюдение в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет соответствующих бюджетных ассигнований;

3) защиту профессиональной чести, достоинства и деловой репутации, в том числе в судебном порядке;

4) получение квалификационных аттестатов и лицензий на профессиональную деятельность в сфере социального обслуживания;

5) повышение квалификации за счет работодателя;

6) бесплатное получение жилой площади и жилищно-коммунальных услуг в случае, если они проживают в сельской местности или поселках городского типа, в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

При исполнении служебных обязанностей социальные работники государственного или муниципального секторов социального обслуживания имеют право на:

1) обеспечение специальной одеждой, обувью или инвентарем или выплату денежной компенсации на их приобретение в порядке, определяемом Правительством РФ;

2) внеочередное обслуживание государственными и муниципальными предприятиями торговли, общественного питания, быта, связи, отделениями сбербанков и учреждений, оказывающими юридическую помощь;

3) первоочередную установку квартирного телефона и приобретение на льготных условиях автотранспорта в целях обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в порядке, определяемом Правительством РФ;

4) бесплатный проезд на транспорте общего пользования (кроме такси) социальных работников, чья профессиональная деятельность связана с разъездами;

5) компенсацию за эксплуатацию личного автотранспорта, используемого для оказания социальных услуг в порядке, определяемом Правительством РФ.

В соответствии с российским законодательством, на работников учреждений социального обслуживания государственной и муниципальной системы социальных служб, непосредственно осуществляющих социальную реабилитацию несовершеннолетних, распространяются льготы, аналогичные льготам педагогических кадров образовательных учреждений для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей и специальных учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних. А на медицинских работников этой системы, непосредственно занятых социально-медицинским обслуживанием, - льготы, предусмотренные для медицинских работников системы государственных учреждений здравоохранения.

Гарантии и льготы работникам социальных служб иных форм собственности устанавливаются учредителями на договорной основе.

Тарифно-квалификационные характеристики призваны способствовать правильному подбору и расстановке кадров, повышению их деловой квалификации, разделению труда между руководителями и специалистами, а также обеспечению единых квалификационных требований по разрядам оплаты.

Постановление Минтруда РФ от 12 октября 1994 № 66 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников бюджетных учреждений и организаций службы социальной защиты населения Российской Федерации», кроме квалификационных требований, содержит также перечень должностных обязанностей и необходимого объема профессиональных знаний. В качестве примера приведем:

1) Перечень должностных обязанностей заведующего отделением (социальной службой) 11-14 разряда: осуществляет общее руководство работой отделения, подбор и обучение сотрудников; обеспечивает надлежащие условия труда и контроль за их деятельностью. Отвечает за ведение документации, учет и отчетность отделения. Организует сохранность материальных ценностей. Осуществляет мероприятия по соблюдению в отделении санитарно-эпидемиологического и противопожарного режимов. Организует выявление и учет граждан, проживающих на территории действия отделения и нуждающихся в социальном обслуживании. Определяет число граждан, обслуживаемых сотрудниками отделения, объем их работы, с учетом характера предоставляемых услуг и специфики территории обслуживания. Осуществляет конкретные мероприятия по предоставлению социальной помощи нуждающимся гражданам. Проводит регулярный контроль за качеством оказания социальных услуг и их соответствием потребностям обслуживаемых граждан. Проводит анализ и прогнозирование работы отделения. Внедряет новые виды помощи, формы и методы ее оказания. Вносит предложения в вышестоящие организации по совершенствованию форм и методов обслуживания. Содействует привлечению внебюджетных материальных средств для оказания помощи гражданам, нуждающимся в социальной поддержке. Организует их питание, отдых, посещение культурно-массовых учреждений. Осуществляет взаимодействие в вопросах обслуживания граждан с территориальными органами и учреждениями здравоохранения, культуры, образования, благотворительными, религиозными объединениями. Осуществляет мероприятия по привлечению сил и средств предприятий, организаций, общественных объединений и частных лиц к оказанию социальной поддержки обслуживаемым гражданам, координирует их деятельность. Организует через органы здравоохранения, образования, предприятия торговли, общественного питания, коммунального хозяйства, бытового обслуживания и т.д. предоставление обслуживаемым необходимых видов и форм помощи. Организует прием, сохранность и распределение гуманитарной помощи среди обслуживаемых, предоставление им натуральных видов помощи. Рассматривает заявления и предложения граждан по вопросам социального обслуживания и принимает меры по их реализации.

При этом он должен знать теорию и методику социальной работы; законы и постановления на федеральном, региональном и местном уровнях, другие нормативно-правовые акты, регламентирующие предоставление различных видов социальных услуг; основные направления в проводимой политике социальной защиты населения; отечественный и зарубежный опыт по вопросам социального обслуживания; теорию и практику управления персоналом.

2) Должностные обязанности специалиста по социальной работе, 8-13 разряды: выявляет и учитывает на территории обслуживания семьи и отдельных граждан, в том числе несовершеннолетних детей, нуждающихся в различных видах и формах социальной поддержки и осуществляет их патронаж. Устанавливает причины возникающих у граждан трудностей, в том числе по месту жительства, работы и учебы. Определяет характер и объем необходимой им социальной помощи. Содействует активизации потенциала собственных возможностей отдельного человека, семьи или социальной группы. Способствует улучшению взаимоотношений между отдельными людьми и их окружением. Дает необходимые консультации по различным вопросам социальной защиты. Помогает в оформлении документов для принятия нуждающихся на постоянное или временное социальное обслуживание, для опеки и попечительства. Содействует в помещении нуждающихся в стационарные учреждения органов здравоохранения. Представляет в соответствующие органы и учреждения материалы и документы для предъявления иска о лишении родительских прав, оформлении усыновления и т.д. Организует общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, а в необходимых случаях выступает в качестве их общественного защитника в суде. Координирует деятельность различных государственных и негосударственных организаций и учреждений по оказанию помощи нуждающимся в социальной поддержки гражданам. Участвует в работе по формированию социальной политики, развитии сети учреждений социального обслуживания населения территории. Повышает свою квалификацию и профессиональное мастерство.

Должен знать: особенности психологии личности и отдельных категорий населения; национальные и религиозные особенности быта и семейного воспитания, народные традиции; основные направления в проводимой политике социальной защиты населения; законы, постановления на федеральном, региональном и местных уровнях, другие нормативно-правовые акты в сфере социального обслуживания; отечественный и зарубежный опыт практической социальной работы.

3) Должностные обязанности социального работника, 3-8 разряды: выявляет граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих на территории обслуживания, нуждающихся в социальной помощи; обеспечивает обслуживание граждан продуктами питания, горячими обедами, промышленными товарами первой необходимости, медикаментами по рецептам врача. Оказывает помощь в уборке жилых помещений, протапливает печи. Сдает вещи в стирку, ремонт и т.п. Оплачивает коммунальные и другие услуги. Организует ремонт жилья, обеспечение топливом, работу на приусадебном участке, проверку правильности льгот и преимуществ, компенсационных выплат, начисления пенсий и пособий; оказывает содействие в поддержании контактов с родными и близкими, написании писем, заявлений, ознакомлении с печатными изданиями, помогает поддержанию личной гигиены, имеет постоянные контакты с лечащим врачом обслуживаемых. Оказывает первичную медицинскую помощь: измерение температуры тела, накладывание горчичников, компрессов; оказывает первичную психотерапевтическую помощь. Вызывает врача на дом. Сопровождает обслуживаемых в лечебные учреждения, посещает их при помещении в больницу. Организует оказание ритуальных услуг.

Должен знать: нормативные документы по организации социально-бытового обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому, организацию ведения домашнего хозяйства, санитарно-гигиенические требования по уходу за престарелыми и инвалидами в домашних условиях, основы психологии лиц старшего возраста, приемы оказания неотложной помощи, основы законодательства в сфере социальной защиты граждан пожилого возраста и инвалидов.

Раздел «Должностные обязанности» тарифно-квалификационных характеристик содержит основные функции, которые могут быть полностью или частично поручены работнику, занимающему указанную должность, и являются основой для разработки должностных инструкций на местах, закрепляющих конкретные обязанности, права и ответственность работника.

Соответствие фактически выполняемых работником обязанностей его квалификации определяет аттестационная комиссия учреждения. Она же проводит переаттестацию работников в соответствии с Положениями о проведении аттестации и переаттестации работников учреждений, организаций, предприятий системы социальной защиты населения и работников здравоохранения.

Оплата руководителей учреждений и организаций социального обслуживания проводится в соответствии с показателями отнесения их к группам по оплате труда, определяемым вышестоящими органами управления.

Дома-интернаты, центры социального обслуживания (со стационаром), реабилитационные центры и другие учреждения социального обслуживания (со стационаром) относятся к группам по оплате труда руководителей в зависимости от среднегодового количества койко-мест с учетом планового количества граждан, обслуживаемых в нестационарных условиях.

Центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подростков, реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями и другие учреждения социального обслуживания (со стационаром) относятся к группам по оплате труда руководителей в зависимости от количества койко-мест с учетом планового количества детского населения, обслуживаемого в нестационарных условиях.

Кроме основной оплаты согласно присвоенным разрядам, работники социальных служб имеют различные доплаты и надбавки.

Надбавки к окладу руководителям (директор, заместитель, главный бухгалтер) устанавливаются решением вышестоящего органа управления.

Специалистам по социальной работе выплачиваются надбавки за продолжительность непрерывной работы в размере 20% оклада (ставки) за первые 3 года работы и 10% за последующие 2 года непрерывной работы. При этом максимальный размер надбавок не может превышать 30% оклада (ставки).

Надбавка устанавливается только по основной деятельности. В стаж непрерывной работы, дающей право на получение надбавок, засчитывается время непрерывной работы, в т.ч. по совместительству, в учреждениях здравоохранения, соцзащиты и Госсанэпиднадзора.

Доплата за работу в ночное время производится в размере 50% часовой тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в ночное время. Ночным считается время с 10 часов вечера до 6 часов утра.

Оклады (ставки) повышаются на 15% в связи с опасными условиями труда.

Специалистам, не работающим на селе, оплата повышается на 25%.

Такие же надбавки к зарплате устанавливаются врачам (10-15 разряд) и педагогам-психологам (10-15 разряд).

Деятельность работников социальных служб регламентируется дополнительной инструкцией, утвержденной руководителем соответствующего подразделения службы.

Должности специалистов по социальной работе и социальных работников вводятся из расчета обслуживания одним работником не менее 8 пенсионеров и инвалидов на дому, проживающих в городе, и не менее 4 - в сельской местности или в городском частном секторе, не имеющем коммунально-бытовых удобств.

Зоны обслуживания для специалистов по социальной работе и социальных работников и график их работы устанавливаются заведующим отделением с учетом степени и характера потребности клиентов в помощи, компактности их проживания, транспортных связей, наличия предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, но при условии посещения каждого клиента не менее 2-3 раз в неделю.

Должность заведующего отделением вводится при условии обслуживания не менее 60 клиентов, проживающих в сельской местности или городском частном секторе, не имеющем коммунально-бытового благоустройства, и 120 - в городе.

По решению органов исполнительной власти субъектов Федерации, за счет средств их бюджетов, могут вводиться иные формы нагрузки на социальных работников, отвечающие региональным особенностям и условиям труда.

С отдельными гражданами центры могут заключать индивидуальные договора на обслуживание клиентов с оплатой их труда пропорционально части должностного оклада социального работника, выплачиваемого за обслуживание одного человека.

Аттестация работников проводится специальной аттестационной комиссией по мере необходимости, но не реже чем через 5 лет.

Порядок и нормы обслуживания клиентов социальных учреждений устанавливаются исполнительными органами власти соответствующего уровня, их нормативно-правовыми документами.

Организация труда, нормы обслуживания и оплаты труда работников социальных служб иных форм собственности устанавливаются их учредителями на договорной основе.

Основы законодательства Российской Федерации предоставляют субъектам федерации широкие возможности для насыщения отделов социальной работы профессиональными кадрами, созданию условий для повышения их экономического и социального статуса в соответствии с особенностями регионов.

Основные категории темы:

Единая тарифная система; тарифная сетка; тарифные ставки; тарифно-квалификационные требования; районные коэффициенты; экономический статус социального работника; нормирование труда.

 

Темы рефератов:

 

1. Система оплаты труда в социальной службе (на конкретном примере).

2. Доплаты и надбавки к заработной плате работников социальных служб.

3. Особенности оплаты труда работников стационарных социальных служб.

 

Вопросы для самоконтроля:

 

1. В чем состоит сложность нормирования труда и определения размера его оплаты для различных категорий социальных работников?

2. Раскройте роль Единой тарифной системы и ее значение.

3. Выделите проблемы, существующие в системе оплаты специалистов социальных служб.

 

Список литературы:

 

а) основная:

1. Пантелеева Т.С., Червякова Г.А. Экономические основы социальной работы. - М.: Владос, 2001.

2. Организация социального обслуживания, сборник нормативных актов (1993-1994 гг). Мин. соц. Защиты населения РФ. - М., 1994.

3. ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации (1995 г.).

б) дополнительная:

1. Словарь-справочник по социальной работе. - М.: Юристъ, 1997.

2. ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» 1995 г.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 11. Финансирование социальной работы | Правила выполнения лабораторных работ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 232; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.084 сек.