№
| Название и содержание разделов, тем, модулей
| Объем часов
| Формы контроля
|
Общий
| Аудиторная работа
|
|
Лекции
| Практические (или семинарские)
| Лабораторные
| Самостоятельная работа
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дневная форма обучения для специалистов и для бакалавров
|
| Предмет дисциплины. Методология экономических исследований
|
|
|
|
Нет
| Составить примерную периодизацию развития экономической мысли. Ознакомиться с имеющейся учебной литературой по дисциплине, Ответить на вопрос: кому и за что присуждают премию им. А. Нобеля по экономке. (2 часа)
| Устный опрос на практическом занятии. (1-2недели)
|
| Экономичес-кая мысль периода генезиса капитализма.
|
|
|
| нет
| Составление таб-
лицы «Экономическая мысль древнего мира и средних веков». Подготовка реферативного сообщения о влиянии меркантилизма и физиократии на экономическую мысль России. (2 часа)
| Устный опрос, проверка итогов работы по таблице. Проверка работы по материалам хрестоматии
(3-4 неделя)
|
| Классическая политэкономия. Экономическая система А. Смита и Д. Рикардо.
|
|
|
| Нет
| Характеристика социально-эконо- мических условий возникновения учения классиков. Заполнение данных таблицы о содержании концепций, их предмета и методов. Выяснение влияния идей классиков на российскую экономическую мысль.
(4 часа)
| Письменная контрольная работа по сопоставлению взглядов Смита и Рикардо. Заслушивание рефератов, проверка работы с первоисточником.
(5-6 неделя)
|
| Идеи классической политэкономии в учениях Т.Мальтуса, Ж.-Б. Сэя, Дж.
Милля.
|
|
|
| Нет
| Работа с первоисточниками, заполнение таблицы, выполнение домашних заданий, сформулированных на лекции (об актуальности учения Мальтуса о демографических процессах, борьбы с бедностью и т.д., об отношении современной науки к «закону Сэя») Знакомство с экономической мыслью России первой половины Х1Х века.
(4 часа)
| Проверка правильности заполнения таблицы, результатов работы с первоисточниками, качества выполненных домашних заданий. Проведение коллоквиума по разделу «Классическая политическая экономия».(7 неделя)
|
| Экономические учения западно-евро-
пейских социалистов. Демократическая мысль России 1-й половины Х1Х века.
|
|
|
| Нет
| Изучение первоисточников и учебной литературы. Оценка актуальности учений, выяснение влияния учений социалистов на социальную практику. Изучение критики классической политэкономии в работах Сисмонди и Прудона.(4 часа)
| Опрос усвоения знаний путём тестирования. (8-я неделя)
|
| Марксистская политическая экономия.
|
|
|
| нет
| Знакомство с мировоззренческими взглядами К. Маркса и Ф.Энгельса, их общественной деятельностью. Подготовка реферативных сообщений и ответов на вопросы для самоконтроля.(6 часов)
| Подготов-ка и проведение семинара-диалога, взаимного опроса участниками семинара. Решение арифметических задач. (9 неделя)
|
| Маржинализм Австрийская школа. Эконо-мические учения неоклассиков – А.Маршалла и Дж. Б. Кларка.
|
|
|
| Нет
| Изучение работ представителей австрийской школы и неоклассического направления по материалам хрестоматии. Сопоставление их учений с исторической школой. Подготовка реферативных сообщений. Подготовка ответов на задания, сформулированных на лекции. (6 часов)
| Проведение коллоквиума по вопросам теоретического и практического значения маржинализма. (10 неделя)
|
| Экономическая мысль России 2-ой половины Х1Х века. Российская экономико-математичес-кая школа.
|
|
|
| Нет
| Выявление особенностей отечественной экономической мысли, её взаимодействие с западной экономической наукой. Работа с первоисточниками, подготовка реферативных сообщений.(4 часа)
| Проверка конспектов первоисточников, рефератов. (10 неделя)
|
| Экономическая система Дж. М. Кейнса и её значение в мировой экономической мысли.
|
|
|
| Нет
| Выявление основных характеристик мировой экономической ситуации в первой трети ХХ века и влияния учения Кейнса на экономическую политику. Выяснение содержания теорий экономического роста. Заполнение таблицы.(4 часа)
| Коллоквиум по вопросам места и роли учения Кейнса в мировой эко- номической мысли. Тестирование. (11 неделя)
|
| Неолиберализм. Монетаризм как альтернатива кейнсианству.
|
|
|
| нет
| Работа с первоисточниками. Заполнение таблицы, подготовка рефератов. Оценка экономической ситуации в мире во второй половине ХХ века, влияние на неё идей монетаризма. Знакомство с направлениями в рамках неоклассики - теории рациональных ожиданий, тории предложения. (4 часа)
| Письменная контрольная работа по сопоставительным характеристикам кейнсианства и монетаризма. (12 неделя)
|
| Институциональное направление в мировой экономической мысли.
|
|
|
| Нет
| Конспектирование первоисточников, заполнение таблицы, написание рефератов. Анализ практического значения институциональных идей. (2 часа)
| Тестирование. Коллоквиум по характеристике направлений современного ин-ституцио-нализма.(13 неделя)
|
Заочная форма обучения
|
| Экономическая мысль периода генезиса капитализма.
|
|
|
| Нет
| Конспектирование первоисточников. Заполнение таблицы
«Основные экономические теории и школы прошлого и современности» (4 ч.)
| Проверка усвоения знаний по темам дисциплины на консультациях
|
| Классическая политическая экономия. Экономичес-кая система А. Смита и Д. Рикардо
|
|
|
| Нет
| Изучение взглядов и идей последователей классиков и их критиков. Знакомство с учениями представителей истори- ческой школы (4 ч.)
| Проверка правильности составления таблицы на текущих консультациях.
|
| Марксистская политическая экономия. Структура и логика «Капитала»
|
|
|
| нет
| Знакомство с социалистическими учениями как источником марксистской теории Работа с первоисточниками, заполнение таблицы. Анализ причин и условий распространения марксизма в России. Анализ результатов практической реализации идей марксизма в России и других странах (4 ч.)
| Консультирование по вопросам темы. Тестирование.
|
| Маржинализм. Австрийская школа. Учение неоклассиков.
|
|
|
| Нет
| Анализ социально-экономичес-ких условий возникновения мар-жинализма как альтернативы марксизму и исторической школы. Заполнение таблицы, изучение первоисточников по материалам хрестома-тии. Характеристика экономической мысли России 2-й половины Х1Х века. (4 часа)
| Проверка на консультациях уровня усвоения материала. Тестирование.
|
| Экономическая система Дж. М. Кейнса и её значение в мировой экономической мысли.
|
|
|
| Нет
| Выяснение правомерности оценки кейнсианского учения как революции в мировой экономической мысли. Изучение содержания неокейнсианства и практической реа- лизации кейнсианства. (4 часа)
| Ответы на вопросы самоконтроля. Проверка правильности заполнения таблицы.
|
| Неолиберализм. Монетаризм как альтернатива кейнсианству.
|
|
|
| Нет
| Подготовка сопоставительных данных по теоретическим и практическим аспектам кейнсианства и монетаризма.
(4 часа)
| Оценка усвоения знаний на текущих консультациях. Проверка содержания таблицы.
|
7.
| Институциональное направление в мировой экономической мысли.
|
|
|
| Нет
| Классификация этапов становления и развития институционализма и его современных направлений. Изучение институциональных особенностей трансформируемой экономики России. Изучение первоисточников, заполнение таблицы. (4 часа)
| Собеседование по вопросам темы на межсессионных консультациях, проверка выполнения домашних заданий.
|
| Темы для самостоятельного изучения:
| Экономическая мысль древнего мира и средних веков
| Идеи классической политической экономии в учениях Мальтуса, Милля, Сэя.
| Экономическая мысль России второй половины Х1Х – начала ХХ века
| Историческая школа
| Российская экономическая мысль советского и постсоветского периода.
|
|
Указания к перезачету и переаттестации
При обучении по сокращенным программам (дисциплина в целом, разделы и темы)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Формы контроля
|
| 5 и 9-я недели – проставление результатов межсессионной аттестации;
7, 10, 13 недели – проведение коллоквиумов по основным экономическим теориям (классическая политэкономия, маржинализм, институционализм).
Письменные контрольные работы: 1 –я работа (6-я неделя) «Единство и различие взглядов А.Смита и Д.Рикардо как причина дальнейшего развития классической политэкономии», 2-я работа (12 неделя) «Кейнсианство и монетаризм: какая теория более научна и практична?»
|
| Итоговый контроль по дневной и заочной формам обучения – сдача зачёта; рейтинговая оценка знаний (приложение 2).
|
| | | | | | | | | | | | |