КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Примерные вопросы для зачета
1. Назовите факторы возникновения и развития экономических учений. Какие этапы (школы) выделяют в истории этих учений? 2. Как формировалось определение предмета экономической теории? Каким он был в ранних воззрениях, в учении классиков, в марксизме, в других школах? 3. Когда и почему появились первые экономические воззрения? Что они собой представляли? Сохранилось ли их теоретическое и практическое значение до наших дней? 4. Почему меркантилисты утверждали, что богатство – это деньги и что оно создается в сфере обращения? 5. Назовите общие черты и особенности раннего и позднего меркантилизма. 6. Почему меркантилисты выступали за активное вмешательство государства в экономику? 7. Значение «экономической таблицы» Ф. Кенэ в разработке теории общественного воспроизводства. 8. Сохранилось ли значение идей физиократов о «естественном порядке» до наших дней? 9. Чем отличались взгляды физиократов от взглядов меркантилистов? Были ли последователи у этих учений? 10. Где и почему возникла классическая экономическая теория? Есть ли основания считать П.Буагильбера и У.Петти предшественниками классической политической экономии? 11. Почему учение А. Смита можно охарактеризовать как систему? Каковы ее составные части, основные выводы? 12. В чем состоит смысл идей А. Смита о естественном порядке и «невидимой руке»? Методология А. Смита. 13. По каким признакам учение А.Смита относят к классическому учению? Чем отличались его взгляды от учений предшественников? 14. Какие выводы и положения работы А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» получили развитие в работах его последователей и критиков? Современна ли эта работа? 15. Почему учениеД.Рикардо породило оценку политической экономии как «мрачной науки»? Что явилось основным предметом исследования этого учёного? 16. Каковы общие и отличительные черты теорий А. Смита и Д. Рикардо? 17. Почему Ж.-Б. Сэй утверждал, что общие кризисы перепроизводства при капитализме невозможны? Каково назначение теории факторов производства Ж.-Б. Сэя и его вывода о том, что предложение рождает спрос? («Закон Сэя»). 18. Какой вклад внёс Дж. Ст. Милль в развитие идей классиков? 19. Научное и ненаучное в выводах во взглядах Т. Мальтуса. Основные положения его работы «Опыт о законе народонаселения». 20. Идей западноевропейских социалистов А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна. Нашли ли они практическое воплощение? Приведите примеры для доказательства ответа. 21. Историческая школа в экономической науке: основные представители и их идеи. Как развивалось это направление? Почему историческую школу нередко объединяют с институционализмом? 22. Какие задачи поставил перед собой К. Маркс при написании «Капитала»? Структура работы. 23. Каково содержание теории прибавочной стоимости, капитала и его форм по Марксу? 24. Какова историческая судьба экономического учения К. Маркса? Почему это учение переживает кризис? 25. Какими чертами характеризовалась экономическая мысль России 2-й половины XIX – начала ХХ века? Почему марксизм быстро распространился именно в России? Российская экономико- математическая школа. 26. Каковы экономические взгляды В. И. Ленина, их практическое значение? 27. Каковы основные черты метода австрийской школы? Представители австрийской школы и их основные идеи. 28. Какие методы экономического анализа предложил маржинализм? Каков смысл этого понятия? Какие экономические школы разделяли принципы маржинализма? 29. Что означало появление неоклассического подхода в экономической мысли? В чем значение работы А. Маршалла «Принципы экономической науки»? 30. Почему при трактовке вклада Дж. М. Кейнса в экономическую теорию часто говорят о «кейнсианской революции»? 31. Методология анализа Дж. М. Кейнса, его «основной психологический закон», «учение о мультипликаторе». 32. В чём продолжили и в чём дополнили учение Кейнса его сторонники? 33. Каковы основные положения теории монетаризма? Идеи М. Фридмена. В чем смысл «денежного правила» монетаризма? 34. Какие причины обусловили появление институционализма и какими чертами он характеризуется? Современные направления в институционализме. 35. Применимо ли определение отечественной экономической мысли как «российская национальная экономическая школа»? Кто из отечественных экономистов получил признание за рубежом? За какие выводы, предложения?
3. Примерные темы рефератов (приведены а «Содержании дисциплины») 4. Перечень вариантов контрольных работ 1. Мыслители древности и средневековья о характере экономических отношений и государственном устройстве. 2. Черты сходства и различия во взглядах меркантилистов и физиократов. 3. Почему учение А.Смита и Д.Рикардо называется «классическим» учением? 4. Современны ли предложенные Т.Мальтусом меры регулирования численности народонаселения? Какие факторы влияют на эту численность? 5. Черты общественного и экономического устройства согласно учениям западноевропейских социалистов. 6. Решение арифметических задач производства прибавочной стоимости по К.Марксу (состав капитала, его органическое строение и т.д.). 7. Этапы маржинализма: общие черты и различия. 8. «»Кейнсианская революция» в мировой экономической мысли: аргументы «за» и «против». 9. Оценки экономических процессов в учении кейнсианцев и монетаристов. Какая из теорий более практична? 10. Российская трансформационная экономика в оценке западных экономистов.
5. Контрольно-измерительные материалы.
1. Схематизация экономических школ и учений: краткое определение школы (учения), описание предмета изучения и основных методов. 2. Тесты. Комментарии и пояснения к выполнению
Цель тестирования – выявить общий уровень подготовки студентов по истории экономических учений – знание экономических школ и направлений. Их представителей, основных выводов и положений. Общее количество тестов – 40. Каждый вариант теста содержит три задания.
Первое из них требует указать (обозначить) имя ученого, который по своей идейно-теоретической направленности не совпадает с тремя остальными. Например, в первой строке задания 1 (вариант теста №1) указаны четыре представителя экономической мысли. Р. Оуэн, Н. Г. Чернышевский, В. Леонтьев, М. И. Туган-Барановский. Трое из них – Р. Оуэн, Н. Г. Чернышевский, М. И. Туган-Барановский в той или иной степени обращались к теории социализма, а В. Леонтьев критически относился ко многим ее аспектам будучи сторонником конкретно-математического анализа. Это положение фиксируется соответствующей записью: 1 г). Аналогичные записи следует делать по пункту 2 и 3.
Второе задание построено на необходимости упорядочить смысловые значения левой и правой колонок – привести в соответствие имена исследователей (или школ) с тем, какие выводы, идеи они содержат. Например: 1. Фридмен М. – представитель монетаризма. Поэтому в письменном виде следует записать: 1 и). Имя Монкретьена А. неразрывно связано с его работой – «Политическая экономия». Поэтому правильной записью будет- 7 в) и т.д. В третьем задании необходимо: 1) дать определение указанной теории (школы); 2) сформулировать ее главные выводы и предмет исследования; 3) назвать представителей указанной теории (школы).
Вариант 1
Задание I 1. а) Р. Оуэн, б) Н. Г. Чернышевский, в) М. И. Туган-Барановский, г) В. Леонтьев. 2. а) У. Джевонс, б) К. Менгер, в)Дж. С. Милль, г) Дж. Б. Кларк. 3. а) А. Смит, б) Е. Бём-Баверк, в) К. Маркс, г) В. И. Ленин. Задание II
Задание III Английская классическая политическая экономия Вариант 2
Задание I 1. а) Б. Гильдебранд, б) Г. Шмоллер, в) Л. Брентано, г) К. Бюхер. 2. а) Дж. М. Кейнс, б) Дж. Робинсон, в) А. Маршалл, г) Г. К. Мюрдаль. 3. а) В. Петти, б) П. Буагильбер, в) Ф.Кенэ, г) А. Тюрго.
Задание II
Задание III Французская классическая политическая экономия (физиократы)
Приложение 2. Рейтинговый контроль знаний
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 93; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |