Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие решения в условиях неопределенности.




в момент принятия управленческого решения значителен элемент неопределенности и риска. Неопределенность — это неполнота или недостоверность информации об условиях реализации решения, наличие фактора случайности или противодействия. Таким образом, принятие решения в условиях неопределенности означает выбор варианта решения, когда одно или несколько действий имеют своим следствием множество частных исходов, но их вероятности совершенно не известны или не имеют смысла.Источниками неопределенности ожидаемых условий в развитии предприятия могут служить поведение конкурентов, персонала организации, технические и технологические процессы и изменения конъ­юнктурного характера.

 

79. Последствия решений: оценка и предвидение. Предвидение — это системная деятельность лиц, принимающих решения, персонала управления, привлекаемых экспертов специальных фирм. Оно осуществляется в научно обоснованной последовательности, подчиняется определенным (в основном эмпирическим) требованиям закономерностей мышления, управления, организации труда. Предвидение зависит от индивидуальности человека, его уровня подготовки (профессиональной и личностной). Понятие «предвидение» включает в себя: предсказание (однозначное утверждение будущего состояния); прогноз (наиболее вероятностное состояние); предположение (описания вариантов, гипотез

80. Основные методы анализа альтернатив.

В методах первой группы учитываются значения всех критериев, и осуществляется выбор либо на основе общей полезности каждой альтернативы, либо проводится сравнительный анализ по всем критериям в отдельности.

В методах, относящихся ко второй группе, выбираются несколько (или один) ключевых критериев и на основе их сопоставления осуществляется выбор альтернативы и последующее принятие решения. Это может быть оценка самого важного критерия, критических критериев, изучение лучших качеств каждой альтернативы и прочее

81. Управленческие решения в разрешении проблем различной степени сложности.

В системе принятия управленческих решений выделяют управленческую операцию и управленческую процедуру. Управленческая операциятехнологически нерасчленимый процесс обработки управленческой информации, поступающей в данное структурное подразделение (рис. 6.2).

Классический же подход к принятию управленческого решения состоит в соблюдении определенной процедуры и выполнении обязательных действий:

6. определение проблемы;

7. выявление ограничений и определение альтернатив;

8. принятие решения;

9. реализация решения;

10. контроль за исполнением.

82. Место экономических методов в системе методов управления. Экономические методы менеджмента занимают центральное место в системе методов. Обусловлено это тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и лежащими в их основе объективными потребностями и интересами людей.
Таким образом, экономические методы менеджмента — это совокупность способов воздействия путем создания экономических условий, побуждающих работников организации действовать в нужном направлении и добиваться решения поставленных перед ними задач.
Чтобы экономические методы могли решать поставленные задачи, необходимо обеспечить восприимчивость коллектива, каждого работника к экономическим рычагам и стимулам.
Экономические действия усиливаются при расширении полномочий структурных единиц и их самофинансировании. В таких условиях члены трудового коллектива побуждаются к эффективной работе не столько административным воздействием, сколько экономическим стимулированием.

 

83 Значения перехода к преимущественно экономическим методам управления на всех уровнях народного хозяйства для ускорения социально – экономического развития страны. Экономические методы управления – способы и приемы воздействия на население, в основе которых лежат экономические отношения людей и использование их экономических интересов. Экономические методы воздействуют на экономические интересы личности, коллектива, государства для достижения оптимальных результатов их функционирования с минимальными требованиями и материальными затратами. Экономические методы управления опираются на все рычаги хозяйствования:

v прибыль;

v финансы;

v кредиты;

v рентабельность;

v фондоотдачу;

v заработную плату и т. п. Экономические методы основываются на использовании экономических стимулов, предусматривающих заинтересованность и ответственность управленческих работников за последствия принимаемых решений и побуждающих работников добиваться осуществления установленных задач без специальных указаний.

84. Классификация экономических методов управления.

В отличии от административных экономические методы являются методами косвенного воздействия на управляющую и управляемую подсистемы. Задача этих методов состоит в том, чтобы создать такие предпосылки, которые заставили бы фирмы и предприятия, их подразделения выбрать такое направление своей деятельности, которое было бы выгодно как государству, так и фирме в целом или создать предпосылки для исполнителей выполнять порученную работу с большим эффектом. Экономические методы можно подразделить по виду их воздействия на две группы:

1.Экономическое воздействие государства на производственные и коммерческие структуры.

2.Экономические методы, стимулирующие деятельность внутри фирмы, предприятия.

Методы государственного воздействия делятся на:

а) методы прямого воздействия. По сути это неэкономические меры, которые подразумевают прямое вмешательство государства в функционирование рыночного механизма. Это проявляется через процесс государственного регулирования ценообразования, через политику доходов в виде замораживания роста цен и зарплаты, ограничение на изменение показателей в кредитно-денежной системе, использование квот и других методы воздействия.

б) косвенные воздействия государства. Это экономические методы управления рынком. Сюда относятся все мероприятия финансовой и кредитно-денежной политики государства, такие как: налоги, субсидии, стимулирование экспорта и импорта, воздействие на валютный рынок и другие методы.

Арсенал и содержание экономических рычагов определяется спецификой управляемой системы. Чаще всего они выступают в следующих формах: планирование, финансирование, кредитование, ценообразование, экономическое стимулирование, хозрасчет.
1. Планирование.
С помощью планирования определяется программа функционирования и развития организации и ее структурных подразделений. После утверждения плана, направляют их линейным руководителям для организации выполнения доведенных количественных показателей. Финансовая политика затрагивает все стороны производственно-хозяйственной деятельности, определяет источники финансовых ресурсов и их распределение между структурными подразделениями.
2. Финансирование.
Финансирование как самостоятельная экономическая категория обусловлена другой категорией — ценами. С помощью финансов формируются пропорции распределения вновь созданной стоимости, фонды накопления и потребления, создаются финансовые ресурсы для функционирования и развития организации.
3. Кредитование предполагает создание условий, побуждающих предприятие рационально использовать кредиты и собственные оборотные средства, повышать рентабельность. Этот метод представляет возможность сочетания централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью. Банк, предоставляя кредит предприятию, контролирует объективность кредита, его целевой характер, срочность, возвратность.
4. Ценообразование.
Центральное место среди различных рычагов экономического механизма занимает цена и ценообразование, в которых отражаются все стороны деятельности предприятия. Цена, с одной стороны, как регулятор факторов развития производства должна отражать издержки на уровне общественно-необходимых в условиях рыночной конкуренции, с другой — определяет распределительные отношения, выполняет социальную функцию, поскольку определяет платежеспособный спрос.
5. Экономическое стимулирование основывается на использовании:
- принципов и методов оценки и стимулирования повышения эффективности труда на каждом рабочем месте;
- системы оплаты труда, материального поощрения работников организации и использования прибыли;
- фондов заработной платы, материального поощрения, научно-технического и социального развития.
6. Хозяйственный расчет означает, что предприятие должно покрывать свои расходы доходами, получаемыми от реализации продукции, работать рентабельно, давать прибыль, соблюдать режим экономии, обеспечивать хозяйственную деятельность на основе самоокупаемости и самофинансирования.
Существенным фактором укрепления хозрасчетных отношений является усиление роли хозяйственного договора как основного документа, определяющего права и обязанности сторон по поставкам, а также повышение материальной ответственности предприятий и организаций за невыполнение договорных обязательств.
7. Бюджетный расчет, как форма экономического расчета, означает, что текущие затраты предприятия частично или полностью покрываются из бюджета собственника, которым чаще всего выступает государство.

85. Особенности применения экономических методов на разных уровнях управления в период формирования рыночных отношений.

Субъекты рыночных отношений конечной целью своей деятельности ставят прибыль. На рынке функционируют четыре категории экономических субъектов: фирмы и предприятия, банки, страховые и трастовые компании, инвестиционные структуры.

Под фирмой понимается любая организационно-хозяйственная единица, действующая в промышленности, торговле, строительстве транспорте с коммерческими целями и имеющая права юридического лица. В менеджменте фирму часто называют организацией.

В организационно-хозяйственном плане фирма в своем составе может иметь одно или несколько предприятий, которые специализируются подразделениями. Фирма управляется функциональными подразделениями.

Производственно-хозяйственная единица, состоящая из совокупности материальных и людских ресурсов и определенным способом организованная для производства продукта или оказания услуг, называется предприятием. Предприятие пользуется правом юридического лица. Оно несет ответственность по обязательствам, возникающим в процессе функционирования, только своими активами, а не всем имуществом предпринимателя.

Материально-денежными элементами, входящими в состав предприятия, являются:

·помещения — производственные здания, магазины;

·административные помещения;

·товары — сырье, материалы, топливо, полуфабрикаты, готовые изделия;

·наличные денежные средства — кассовая наличность;

·права промышленной собственности — права на изобретения, промышленные образцы, товарные знаки, ноу-хау, фирменное наименование;

·приобретенные авторские, лицензионные, арендные и другие права;

·денежные требования и долги, включая полученные займы и кредиты;

·нематериальные элементы: постоянные деловые связи, приобретенная репутация, положение на рынке, клиентура.

В фирму может входить одно или несколько производственных предприятий. Они специализируются на выпуске закрепленных за ними изделий. Производственные связи между предприятиями могут устанавливаться по линии кооперирования или по вертикальной интеграции (последовательной поставки сырья, полуфабрикатов). Эти связи представляют собой технологическое разделение труда внутри фирмы. Если фирма имеет свои предприятия в других странах, то связи между этими предприятиями представляют собой международное технологическое разделение труда на внутрифирменном уровне.

В рамках фирмы управленческий процесс сосредоточен на планировании, координации, организации, регулировании и контроле.

Для более эффективного управления крупные фирмы иногда организуют производственные отделения, которые объединяют определенное количество предприятий. Эти отделения работают на условиях коммерческого и внутрифирменного расчета. Экономический механизм менеджмента направлен на устранение противоречий во взаимодействии социально-экономических, технологических и социально-психологических задач в процессе хозяйственной деятельности.

Различают три вида управления внутрифирменной (внутри предприятия), управление персоналом и управление производством.

86 Место и роль социально – психологического воздействия в управлении. В последние годы роль социально-психологических методов усилилась. Это связано с ростом образованности, квалификации работников и общественности в целом, которые требуют от руководства применения более сложных и тонких методов управления. Сегодня необходимо управлять через установление и проведение целенаправленных коммуникаций с различными группами общественности – с партнерами, средствами массовой информации, с местной и с широкой общественностью, с госструктурами, с финансовыми кругами, с занятыми.

Место социально-психологических методов очень сильно зависит от политики руководства, но замечу, что в развитых странах сейчас становится невозможным не использовать их по крайней мере частично.

v

87 Классификация и характеристика социально – психологических методов управления.

Одна из общепринятых классификаций:

· моральное поощрение;

· социальное планирование (установление и развитие социальных норм поведения);

· убеждение;

· внушение;

· личный пример;

· регулирование межличностных и межгрупповых отношений;

· создание и поддержание морального климата в коллективе.

 

88. Повышение роли социальных факторов в управлении социально – экономическим развитием.

89. Человеческий фактор в концепции перестройки.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР — специфическое обозначение функционирования человека в системе социальных, экономических, производственных, научно-технических, организационно-управленческих и др. отношений; все, что относится к человеку как субъекту деятельности в разных сферах общественной жизни. В период перестройки успешное решение задач социально-экономического развития страны, качественное обновление об-ва связано с повышением роли Ч. ф. как неисчерпаемого резерва такого развития, решающего фактора всех перемен. Это значит, что духовный рост человека, обогащение его новыми знаниями, высокий уровень профессиональных навыков становятся не только условиями гармонического развития личности, но и необходимыми предпосылками активного участия каждого в совершенствовании всех сторон общественной жизни.

90. Усиление социальной ориентации хозяйственной деятельности.

91. Ускорение социально – экономического развития страны как высший критерий эффективности хозяйственного механизма управления.

92. Сущность организационно – распорядительных методов и их характеристика. Организационно-распорядительные методы управления, наряду с социально-психологическими и экономическими, относятся к методам организовывания деятельности. Именно они обеспечивают четкое распределение обязанностей в аппарате управления, соблюдение правовых норм и полномочий в решении вопросов функционирования предприятия, а также применения мер принуждения и дисциплинарной ответственности. Система организационно-распорядительных методов реализуется в двух равнозначных направлениях.

· Воздействие на структуру управления (регламентация и нормирование деятельности) - отражает статику управления. Эти методы получили название организационных методов.

· Воздействие на процесс управления (организация выполнения решений, контроль) - отражает динамику процесса. Это распорядительные методы.

Формы проявления организационно-распорядительных методов:

· обязательное предписание (приказ и т. п.);

· согласительные (консультации);

· рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение и т. п.).

 

v

93. Организационные методы, используемые в оперативном управлении. Организационные методы управления основаны на подготовке и утверждении внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность персонала конкретного предприятия.

К таким документам относятся:

– устав предприятия или организации;

– штатное расписание предприятия;

– коллективный договор между администрацией и трудовым коллективом;

– организационная структура управления;

– положения о структурных подразделениях;

– правила внутреннего трудового распорядка;

– должностные инструкции сотрудников и организация рабочих мест.

Особенность: документы (за исключением устава) могут оформляться в виде стандартов предприятия и обязательно вводятся в действие приказом руководителя предприятия. Документы обязательны для всех сотрудников, и их несоблюдение влечет за собой применение дисциплинарных взысканий.

В организациях, где высокий уровень организационных воздействий, доведенных до стандарта предприятия и регламентов управления, и высокая трудовая и исполнительская дисциплина, значительно снижается необходимость в применении распорядительных воздействий.

 

94. Распорядительное воздействие, его цели и формы осуществления в системах управления различного уровня. Распорядительные методы управления направлены на достижение поставленных целей управления, соблюдение внутренних нормативных документов или поддержание системы управления предприятием в заданных параметрах путем прямого административного регулирования.

Формы распорядительного воздействия:

а) приказ. Он обязывает подчиненных точно исполнять принятое решение в установленные сроки, а его неисполнение влечет за собой соответствующую санкцию (наказание);

б) распоряжение. Оно обязательно для исполнения в пределах конкретной функции управления и структурного подразделения. Распоряжение, в отличие от приказа, не охватывает все функции предприятия и, как правило, подписывается заместителями руководителя предприятия;

в) указания и инструкции являются локальным видом организационного воздействия и чаще всего, направлены на оперативное регулирование управленческого процесса в короткие сроки и для ограниченного числа сотрудников. На каждом предприятии должны иметься письменные должностные инструкции для каждого сотрудника, с которыми он должен быть ознакомлен в обязательном порядке. Особенность: в случае, если указания или инструкции даются в устной форме, то они нуждаются в четком контроле исполнения или должны быть основой высокого доверия в схеме отношений «руководитель-подчиненный»;

г) инструктирование и координация работы – это методы руководства, основанные на передаче подчиненному правил выполнения трудовых операций. Чаще всего инструктирование проводят при приеме на работу, осуществляется оно либо начальником отдела кадров, или непосредственным руководителем;

д) наставление – метод однократного применения со стороны руководителя, когда он аргументированно объясняет целесообразность трудового задания для подчиненного. В случае отказа повторная попытка нецелесообразна, т. к. приведет к потере авторитета руководителя перед подчиненным.

95. Механизм правового регулирования в управлении производством.

96. Понятие функции управления. Функции управления – вид управленческой деятельности (исполняется специальными приемами и способами), а также соответствующая организация работ. Каждая функция управления является сферой действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности – это совокупность функций, связанных целым управленческим циклом.

97. Научные основы выделения функции и практика управления.

98. А.Файоль и функциональное управление. Файоль выделяет пять функций администрации: предвидение, организация, распределение, координирование и контроль. Файоль не просто перечислил основные функции, он заложил основы особого направления в менеджменте - структурного функционального подхода. Функциональным его нужно считать потому, что управленческие функции - несущий элемент всего каркаса управления, исходная клеточка организационной иерархии. Структурным же подход Файоля является потому, что функции определяют структуру организации, а не выступают неким довеском к ней.

99. Общие и конкретные функции управления.

В теории управления различают:
- общие (основные) и
- специальные (конкретные) функции управления.
Общие функции – это такие виды деятельности, которые не связаны с особой спецификой объекта управления и являются общими для всех органов управления.
К ним, как правило, относят:
- планирование
- организация и координирование;
- контроль и регулирование;
- мотивация.
Все общие (основные) функции управления должны выполняться в каждом подразделении и на каждом уровне управления. Характерной особенностью общих функций является их взаимное проникновение друг в друга.
Планирование – постановка цели развития объекта и программы ее достижения. Данная функция является ведущей в цикле управления, так как реализация других функций подчинена задаче достижения общих целей.
Организация – обеспечение достижения целей, т.е. процесс создания структуры предприятия, которая дает возможность людям эффективно работать вместе.
Контроль – деятельность по соотнесению состояния объекта с целью воздействия.
Контроль представляет собой не разовое действие, а непрерывный процесс, совпадающий в своем развитии с движением производственного цикла, внутри которого он проходит три ступени:
- установление стандартов деятельности организации, которые необходимо контролировать;
- измерение и анализ фактически достигнутых к обусловленному сроку результатов;
- внесение соответствующих коррективов. Возникающие отклонения могут приводить или к срочному вмешательству в работу предприятия, или к пересмотру планов, а иногда и к пересмотру системы целей организации.

Специальные (или конкретные) функции – это функции управления, которые определяются по принадлежности управления к деятельности организации в целом или к конкретным стадиям производственного процесса.
По признаку воздействия на деятельность организации в целом к специальным (конкретным) функциям относятся:
- перспективное и текущее экономическое и социальное планирование;
- учет и отчетность;
- экономический анализ;
- стандартизация.
По признаку воздействия на отдельные стадии производственного процесса:
- управление технической подготовкой производства;
- организация основного производства;
- организация обслуживающего производства;
- маркетинг.
По признаку воздействия на отдельные факторы производства:
- управление персоналом;
- управление организацией труда и заработной платой;
- материально-техническое снабжение;
- организация финансовой деятельности.

o Традиционная структура управления: преимущества и недостатки

 

В практике, выделяют четыре основных традиционных типа структур управления:

- Линейную;

- Линейно-штабную;

- Функциональную;

- Линейно-функциональную (комбинированную).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 60; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.