Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Личностный аспект




человека определяют три основных личностных начала:

· восприятие;

· критериальная основа;

· мотивация.

Восприятие человеком организационного окружения складывается из двух процессов:

· отбора информации;

· систематизации информации.

Каждый из этих процессов осуществляется в соответствии с общими закономерностями под влиянием индивидуальных особенностей личности.

Важнейшая особенность отбора информации — в его выборочном характере.

Не менее важную роль в получении информации играет интуиция.

Используя воображение как основное средство получения информации, интуиция позволяет человеку видеть то, что ему недоступно с помощью органов чувств. Информация, получаемая с помощью интуиции, относится к будущему, она связана с возможными событиями, действиями и носит предсказательный характер. Систематизация информации предполагает обработку информации с целью приведения ее к определенному виду и интерпретацию информации, позволяющую индивиду определенным образом отреагировать на полученную информацию.

Систематизация информации человеком проводится двумя способами.

1. Логическая обработка информации. Для данного способа характерно систематическое и последовательное на основе логических операций преобразование информации. Это так называемый научный способ обработки информации.

2. Человек обрабатывает информацию, используя чувства, предпочтения, эмоции, убеждения. В этом случае информация обрабатывается по принципам «люблю — не люблю», «нравится — не нравится», «хорошо — плохо», «лучше — хуже», «приемлемо — неприемлемо» и т.п.

К критериальной основе поведения человека относятся устойчивые характеристики его личности, определяющие выбор, принятие решений человеком по поводу его поведения.

Критериальная база поведения любого человека складывается из его расположения к людям, событиям и процессам, совокупности ценностей, разделяемых данным человеком, набора верований, которых придерживается человек, и принципов, которым он следует в своем поведении.

Расположение человека к объекту определяется следующими компонентами:

· это та часть, которая отражает чувства человека по отношению к объекту: нравится ли он ему или нет (воздействующая часть расположения);

· знания об объекте, которыми располагает человек;

· намерение по поводу того, как вести себя по отношению к объекту;

· расположение человека по отношению к явлениям, процессам и людям формируется на основе обучения, базирующегося на жизненном опыте.

Важными для эффективного управления и установления хороших отношений в организации являются три типа расположения:

· удовлетворенность работой;

· увлеченность работой;

· приверженность организации.

То, насколько у работников развиты эти расположения, существенно определяет результаты их работы, количество прогулов, текучесть кадров и т.п.

На предпочтения человека, на принимаемые им решения и поведение в коллективе сильное влияние оказывают ценности, верования, принципы.

Ценности — это набор стандартов и критериев, которым человек следует в своей жизни.

Ценности бывают двух видов:

· ценности, относящиеся к цели жизни, желаемым результатам, исходу действия, касающиеся удобства жизни, красоты, мира, равенства, свободы, справедливости, удовольствия, самоуважения, общественного признания, дружбы и т.п.;

· ценности, относящиеся к средствам, используемым человеком для достижения целей, касающиеся амбиций, открытости, честности, доброжелательности, интеллектуальности, обязательности, ответственности, самоконтроля и т.п.

Ценностная система человека формируется в основном в процессе его воспитания и подвергается развитию и изменению в течение всей жизни.

Верования — это устойчивые представления о явлении, процессе или человеке, которые люди используют при их восприятии. Верования могут меняться во времени; вырабатываются на основе индивидуального опыта, а также на основе информации, поступающей от внешних источников.

Очень часто верования носят характер обобщения единичного опыта, они возникают у человека в результате способностей других людей убеждать в правоте своего суждения, своего верования. Поэтому хотя человек принимает свои верования за истину, они далеко не всегда полностью соответствуют действительности.

Принципы систематически регулируют поведение людей.

Принципы формируются на основе системы ценностей, являются устойчивой формой проявления системы ценностей и воплощением верований в виде определенных стандартов поведения; могут вырабатываться людьми самостоятельно. Однако чаще всего они перенимаются из окружения вместе с воспитанием и другими формами познания окружающей действительности.

Каждый человек обладает устойчивым набором черт и характеристик, определяющих его действия и поведение. Данные черты проявляют себя в достаточно длительном промежутке времени, благодаря чему можно зафиксировать и почувствовать индивидуальность человека.

Индивидуальность человека формируется под влиянием трех групп факторов:

· наследственность и физиологические особенности человека;

· факторы, проистекающие из окружения человека;

· черты и особенности характера человека.

 

102 Эволюция мотивации. Ее значение в современных условиях.

Зарождение мотивации связано с институтом собственности, который поставил перед работодателем проблему побуждения людей к полезному труду для себя. Давно известен простейший метод "кнута и пряника" и дана его оценка.

Развитие мотивации происходило вместе с совершенствованием общества, научных представлений о природе людей, эволюцией труда и человека в процессе производства. Промышленная революция дала питательную среду, в которой начали развиваться современные представления о мотивации. Концепция "экономического человека *> Адама Смита установила приоритет экономических требований работников. Впоследствии Ф.Тейлор и другие приверженцы школы научного управления неоднократно указывали на бесперспективность заработка, при котором рабочий и его семья балансируют на грани голода. Жизнь подтвердила этот тезис: свидетельство тому — бум XX века. Рост заработной платы стимулировал покупательскую активность, что способствовало дальнейшему расширению производства. В этот период основным фактором мотивации выступают деньги, происходит совершенствование системы оплаты труда и стимулирование эффективности труда: по мере роста благосостояния работников и усложнения технологии производства чисто экономические методы воздействия на исполнителей становятся все менее результативными.

Экспериментальные исследования условий труда на заводах в Хоторне под руководством Э. Мэйо положили начало школе человеческих отношений, доминировавшей до середины 50-х годов. Интенсивное развитие психологии в середине XX столетия ускорило формирование современных представлений о природе трудовой мотивации. За очень короткий промежуток времени создана теоретическая база, авторами которой являются: Абрахам Маслоу, Девид Мак-Клелланд, Фредерик Герцберг, Виктор Врум, Лайман Портер, Эдвард Лоулер и другие. Развитие научной мысли происходило вследствие острой потребности производства в использовании новых, более действенных методов мотивации. В условиях современного производства для мотивации исполнителей используют такие факторы как: потребность в признании, успех, самоутверждение; новейшие представления основаны на вероятностных категориях поведения работников, когда затраты труда, результаты вознаграждения и удовлетворение рассматриваются как некоторый психологический процесс с вероятностными параметрами.

Дальнейшая эволюция идет по пути комплексного задействования экономических, морально-этических и других факторов, определяющих поведение современного человека. В этом смысле отмеченное направление в менеджменте является недостаточно исследованным и его разработка обещает большие выгоды производству.

Роль мотивации персонала предприятия в современных условиях

Актуальность мотивации в современных условиях обусловлена тем, что:

1) персонал является основным капиталом любого предприятия;

2) необходима реализация потенциала работников;

3) изменение условий производства, появление новых технологий, а также требований к качеству продукции требуют работников нового типа;

4) происходит изменение качественного содержания потребностей работников.

Новым явлением нашего времени является развитие мотивационного менеджмента, который представляет собой управление профессиональной, производственной, творческой и инициативной деятельностью работников. Мотивация представляет собой процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей предприятия, система действий работодателя по активизации мотивов работников. Предметом мотивации является деятельность людей. Для совершенствования мотивации необходимо всестороннее изучение персонала, мотивов его поведения, потребностей, степени удовлетворенности. Основными методами мотивации являются материальное и нематериальное стимулирование, которые необходимо разумно сочетать. Стимулирование — это способ вознаграждения работников за труд. Усовершенствование и усиление роли мотивации в настоящее время связано с новыми требованиями системы менеджмента качества к персоналу предприятия: компетентность, вовлеченность и осведомленность. Мотивация служит инструментом для достижения целей предприятия (работодателя). Наибольшая эффективность мотивации достигается при соотнесении целей предприятия и потребностей работника, которые он удовлетворяет посредством трудовой деятельности. Для оценки эффективности мотивации устанавливаются критерии результативности мотивации персонала на предприятии. В будущем роль и значение мотивации с ростом экономического развития, образования, улучшения уровня жизни будет возрастать.

103 Мотивационная структура и характеристика системы стимулирования

Набор и соотношение элементов системы движущих сил у различных людей существенно отличаются. Можно говорить об определенной мотивационной структуре. Воздействие на мотивационную структуру человека может осуществляться на двух уровнях. 1. На первом уровне имеющаяся структура рассматривается как данная, т.е. известно, что побуждает человека совершать определенные действия, какие мотивы деятельности для него наиболее значимы. Управленческое воздействие направлено именно на данные мотивы для обеспечения желаемой реакции исполнителя. На этой базе строятся в основном системы материального стимулирования. 2. На втором уровне управленческое воздействие направлено на изменение самой мотивационной структуры. При этом развиваются одни мотивы и ослабляется влияние других. Инструментами воздействия на мотивационную структуру являются воспитание и образование. Результат мотивационного воздействия обеспечение желательного отношения исполнителя к деятельности. Это отношение раскрывается через ряд характеристик: готовность затратить определенные усилия, задействовать свой потенциал для достижения целей организации; старание, стремление выполнить работу добросовестно, наилучшим образом; настойчивость в достижении конечного результата; направленность на достижение своей цели или целей организации Мотивационный процесс включает следующие этапы. возникновение у человека потребности, т.е. ощущения необходимости чего либо; поиск путей устранения потребности ее удовлетворения, подавления или игнорирования.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 76; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.