КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теории поведения человека в организации
Школа человеческих отношений К середине XX века для решения задач менеджмента все более привлекаются достижения наук, изучающих человека и общество, –психологии и социологии. Социально-психологический подход к менеджменту дал начало так называемой «школе человеческих отношений» – важному направлению менеджмента. Эта теория показала важность неформальных связей, возникающих между людьми на производстве. Были изучены и раскрыты мотивы деятельности человека в процессе труда. Показано, как, используя эти связи и мотивы, можно добиться повышения производительности труда. Д. МакГрегор (1906 – 1964)основатель теории «X» и теории «Y», которые определяют типы управления организацией через оценку работников. Организация типа «X» имеет следующий взгляд на работников: 1) для достижения целей организации люди должны затратить некие усилия при помощи принуждения (приказы, угрозы и т. д.), так как без этого многие люди не хотят работать; 2) многим людям нравится, когда ими управляют, поэтому обычно не берут на себя никакой ответственности; 3) часть людей не любят работать, поэтому всеми способами стараются избегать работы. Организация типа «Y» имеет несколько иное представление: 1) человек, который чувствует себя частью организации, может самостоятельно осуществлять над собой контроль и быть ответственным; 2) все результаты труда работника должны быть оценены и вознаграждены; 3) многие люди ответственны или же стремятся к этому. Необходимо ответить на вопросы по вышеизложенному материалу: 1. Кто является автором теории, которая утверждает, что для того, чтобы обеспечить точность, определенность и непрерывность деятельности организации необходимо: - существование иерархии власти; - внутриорганизационные действия четко организовывать; - производить карьерный рост только при достаточных знаниях и стаже работы; - специализация труда; - производить наем новых работников только при необходимости; - существование норм и правил, которые оговаривают права и обязанности персонала. 2. Организация какого типаимеет следующий взгляд на работников: - для достижения целей организации люди должны затратить некие усилия при помощи принуждения (приказы, угрозы и т. д.), так как без этого многие люди не хотят работать; - многим людям нравится, когда ими управляют, поэтому обычно не берут на себя никакой ответственности; - часть людей не любят работать, поэтому всеми способами стараются избегать работы. 3. Организация какого типаимеет следующий взгляд на работников: - человек, который чувствует себя частью организации, может самостоятельно осуществлять над собой контроль и быть ответственным; - все результаты труда работника должны быть оценены и вознаграждены; - многие люди ответственны или же стремятся к этому. 3. Кто разработал следующие принципы: - «должны разрабатываться оптимальные методы работы»; - «осуществляемая деятельность должна точно следовать разработанным стандартам»; - «для получения максимальной пользы рабочие должны соответствовать своему рабочему месту (обучены и квалифицированны) и заданию»; - «оплата труда должна производиться в соответствии с результатами»; - «в деятельности предприятия должны быть функциональные менеджеры, осуществляющие контроль по специализированным направлениям»; - «между рабочими и менеджерами должны поддерживаться дружеские отношения»? 5. Назовите принципы: а) принципы, сформулированные Эмерсоном: - мужество признать, что если бизнес не идет, то этому есть конкретные причины, в том числе зависящие от нас, например: систематическая перегрузка заводов машинами, раздувание штатов и расточение материалов; - о целесообразности и выгоде привлечения для совершенствования менеджмента специалистов, профессионалов; - настоящая дисциплина требует прежде всего четкой регламентации деятельности; когда исключен произвол и все равны перед законом; - искажение учета, нарушение обратной связи, ведет к сбоям в работе системы управления; - лучше диспетчировать хотя бы неспланированную работу, чем планировать работу, не диспетчируя ее; - знать все резервы производительности, умело реализовывать их и избегать неоправданных потерь труда, материалов и энергии; - создать такие условия работы, при которых возможности человека будут раскрываться наилучшим образом; - необходимость стандартизации способов выполнения операций и регламентирование времени на каждый из этих способов; - письменные стандартные инструкции позволяют сокращать усилия, не снижая результатов; - система оплаты труда, должна учитывать как время, затраченное работником, так и его умение, проявляющееся в качестве работы; б) принципы, сформулированные Файолем: - разделение труда имеет свои пределы, за которыми идет потеря эффективности; - получил права – неси ответственность; - работник должен получать указания только от одного начальника; - один руководитель и единый план для совокупности операций, имеющих общую цель; - интересы работника или группы работников не должны преобладать над интересами предприятия в целом; - метод оплаты должен быть справедливым; - чем больше предприятие, тем меньше должна быть централизация; - о необходимости минимума иерархических ступеней, а также о полезности горизонтальных связей в системе управления; - всему свое место, и все на своем месте; - лояльность и преданность персонала – с одной стороны; добро и объективность менеджеров – с другой обеспечивается; - текучесть кадров – причину и одновременно следствие плохого управления, стабильность персонала – верный признак хорошего руководства; - менеджер должен поощрять инициативу снизу; - об общности интересов работающих на предприятии людей.
Задание 1.2. Тестовые вопросы. 1. Укажите правильный ответ на вопрос. Вопросы и ответы приведены в таблице 1.1.
Таблица 1.1 – Перечень вопросов и ответов
2. Главной задачей менеджера является: а) эффективное использование ресурсов; б) подбор и расстановка персонала; в) получение максимальных результатов; г) координация работы подчиненных; д) снижение затрат на производство единицы продукции; е) максимум отдачи от имеющихся ресурсов. 3. Менеджмент и управление – это: а) одно и то же; б) разные, не связанные друг с другом понятия; в) взаимосвязанные процессы, в которых менеджмент является функцией управления; г) взаимосвязанные процессы, в которых управление является функцией менеджмента. 4. Какие признаки необходимы для того, чтобы группа людей могла называться организацией (выберите несколько)? а) совместный труд; б) единые цели; в) наличие структурных подразделений; г) взаимосвязь в процессе трудовой деятельности; д) наличие производства. 5. К каким школам менеджмента относятся следующие положения? а) основная задача руководителя должна состоять в том, чтобы проявлять заботу о подчиненных; б) традиционные методы выполнения работы уступают место рациональной организации труда с установленными правилами поведения работников; в) при решении производственных задач словесные рассуждения и описательный анализ заменяются символами и количественными значениями; г) применив универсальные принципы управления, можно повысить эффективность работы организации. 6. Среди указанных ниже положений одно является неверным. Назовите его. а) управление имеет более длительную историю, чем менеджмент; б) менеджер не обязательно должен быть руководителем и иметь подчиненных; в) менеджер является собственником предприятия, предприниматель таковым не может быть; г) в каждом предприятии менеджеры выполняют общие основные функции; д) для современной компании учет внешних факторов имеет более важное значение, чем внутренних факторов. 7. Почему менеджмент не может развиваться в условиях административно-командной экономики? а) директивное планирование не позволяло предприятиям самостоятельно осуществлять свою деятельность; б) отсутствовала конкуренция между предприятиями; в) идеологические установки рассматривали менеджмент как элемент капиталистической экономики; г) все ответы можно считать верными. 8. Поводом для возникновения школы психологии человеческих отношений явился …………………. эксперимент.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 239; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |