Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семейное воспитание — это система воспитания и образо­вания, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. 2 страница




Исследования свидетельствуют, что современные молодые родители не умеют воспитывать своих собственных детей. При­чин этому много. А. П. Ситник называет такие: однодетность и малодетность в городских условиях уже во многих поколениях приводит к тому, что люди не получают практических навыков по уходу и воспитанию за своими братьями и сестрами, не име­ют опыта семейных отношений; жизнь порознь со старшим по­колением лишает молодые семьи возможности пользоваться мудростью старших в вопросах воспитания детей; основательно утрачены традиции народной педагогики; если ранее в условиях деревни, где все друг друга знали, родителям было стыдно иметь невоспитанных детей, а детям совестно вести себя недостойно, то в условиях города усилилась анонимность общения детей и взрослого населения; возрастающие социальные и экономичес­кие трудности, низкая зарплата и задержка ее выплаты, полная или частичная безработица и необеспеченность в семьях снижа­ет уровень внутрисемейного эмоционального настроя, повыша­ет конфликтность в семье, ухудшает семейные отношения и воспитание; в отношениях членов семьи повысился уровень вза­имной психологической эксплуатации, когда члены семьи стре­мятся проявить свой характер.

Выделяют следующие показатели родительского поведения (Э. Г. Эйдемиллер):

1. Уровень протекции в процессе воспитания. Речь идет о том, сколько сил, внимания, времени родители уделяют воспи­танию подростка. Наблюдаются два отклонения уровня протек­ции: чрезмерная (гиперпротекция) и недостаточная (гипопротек-ция). О гиперпротекции говорим тогда, когда,родители уделяют подростку крайне много сил, времени, внимания, когда его вос­питание стало центральным делом в жизни родителей, основ­ным, чему посвящена жизнь. Гипопротекция — случай крайне пониженного уровня протекции. Подросток при этом оказыва­ется на периферии внимания родителей, до него «руки не дохо­дят», родителю «не до него». За него берутся лишь время от вре­мени, когда случается что-то серьезное.

2. Степень удовлетворения потребностей подростка — в какой мере деятельность родителей настроена на удовлетворе­ние потребностей подростка, как материально-бытовых (в пита­нии, одежде, предметах развлечения), так и духовных (и преж­де всего — в его общении с родителями, в их любви и внима­нии). Так называемое «спартанское воспитание» — пример вы­сокого уровня протекции (родитель много занимается воспита­нием, уделяет ему большое внимание) и низкого удовлетворе­ния потребностей подростка. В степени удовлетворения потреб­ности также возможны два отклонения:

1. О потворствовании говорят в том случае, когда родители стремятся к максимальному удовлетворению любых потребнос­тей подростка. Они «балуют» его. Любое его желание для них — закон. Объясняя необходимость такого воспитания, родители при­водят аргументы, являющиеся типичной рационализацией: «сла­бость» ребенка, его исключительность, желание дать ему то, чего в свое время был лишен сам родитель; то, что подросток растет один, без отца.

2. Игнорирование потребностей подростка. Данный стиль воспитания характеризуется недостаточным стремлением роди­теля к удовлетворению потребностей подростка. Чаще страдают при этом духовные потребности, особенно потребности в эмо­циональном контакте, общении с родителями, в их любви.

3. Количество требований к подростку в семье. Требования к подростку — неотъемлемая часть воспитательного процесса. Это и «обязанности» подростка, т. е. задания, которые подросток вы­полняет (учеба, уход за собой, участие в организации быта, по­мощь другим членам семьи). Во-вторых, это — требования-зап­реты (то, чего подросток не должен делать). Невыполнение тре­бования подростком предусматривает санкции (от мягкого осуж­дения до сурового наказания). Формы нарушения системы требо­ваний к подростку различны. Рассмотрим нарушения в системе обязанностей подростка — в количестве этих обязанностей:

· чрезмерность требований (обязанностей);

· повышенная моральная ответственность.

Требования к подростку в этом случае очень велики, непомерны, не соответ­ствуют его возможностям, не только не содействуют развитию личности, а, напротив, ставят его под угрозу. Особенно важны два случая чрезмерности обязанностей. В одном на подростка перекладывается более или менее значительная часть обязанно­стей родителей (ведение хозяйства, уход за малолетними детьми). Такие родители, как правило, осознают, что подросток очень загружен, но не видят чрезмерности нагрузки. Они уверены к тому же, что этого требуют обстоятельства, в которых семья находится в данный момент.

В другом случае от подростка ожидают значительных и не соответствующих его способностям успехов в учебе или других престижных занятиях (художественная самодеятельность, спорт и т. п.).

· недостаточность обязанностей подростка. В этом случае подросток имеет минимальное количество обязанностей в се­мье, трудно привлечь подростка к какому-нибудь делу по дому.

4. Количество требований-запретов. Требования-запреты,
т. е. указания на то, что подростку делать нельзя, определяют,
прежде всего, степень самостоятельности подростка, возмож­
ность самому выбирать способ поведения. И здесь возможны
два отклонения: чрезмерность и недостаточность требований-
запретов.

Чрезмерность требований-запретов (доминирование). В этом случае подростку «все нельзя». Перед ним ставится огромное' количество требований, ограничивающих его свободу и самосто­ятельность. Такое положение стимулирует у стеничных подрос­тков развитие реакции эмансипации (протеста против родителей и любого авторитета), у менее стеничных — провоцирует разви­тие черт сенситивной и психастенической акцентуаций. Родите­ли стремятся подавить даже самостоятельность мысли подрост­ка.

Недостаточность требований-запретов к подростку. В этом случае подростку все можно. Даже если и существуют какие-то запреты, подросток легко нарушает их. Он сам определяет вре­мя возвращения вечером домой, круг друзей, вопрос о курении и употреблении спиртных напитков. Он ни за что не отчитыва­ется перед родителями. Родители при этом не хотят или не мо­гут установить какие-либо рамки в его поведении. Данное вос­питание стимулирует развитие подростка по гипертимному и, особенно, неустойчивому типам.

5. Строгость санкций.

Чрезмерность санкций (жестокий стиль воспитания). Для этих родителей характерна приверженность к строгим наказани­ям, чрезмерная реакция даже на незначительные нарушения.

Минимальность санкций. Родители склонны обходиться без наказаний или применяют их редко. Они уповают на поощре­ния, сомневаются в результате любых наказаний.

6. Неустойчивость стиля воспитания. Резкая смена стиля воспитания (смена воспитательных приемов) — переход от очень строгого к либеральному и, наоборот, переход от значительного внимания к подростку к эмоциональному отвержению — отно­сительно часто встречается в семьях подростков с отклонениями характера. Такой стиль, по наблюдению немецкого психиатра К. Леонгарда, содействует формированию таких черт, как уп­рямство, склонность противостоять любому авторитету. Роди­тели таких подростков, как правило, признают значительные колебания в воспитании подростка, однако недооценивают раз­мах и частоту этих колебаний.

Негативные особенности родительского поведения являют­ся причиной формирования отклоняющегося поведения и невротичного состояния детей:

Потворствующая гиперпротекция (потворствование + по­вышенная протекция). Подросток в центре внимания семьи, и семья стремится к максимальному удовлетворению его потреб­ностей. Этот тип воспитания содействует, развитию истероид-ных и гипертимных черт характера у подростка.

Доминирующая гиперпротекция (доминирование + гипер­протекция). Подросток в центре внимания родителей, которые отдают ему массу сил и времени, в то же время лишая его само­стоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. У гипертимных подростков такое воспитание усиливает реак­цию эмансипации. При психастенической, сенситивной, астено-невротической акцентуации характера оно усиливает астеничес­кие черты.

Эмоциональное отвержение образуется сочетанием понижен­ной протекции, игнорированием потребностей ребенка и неред­ко проявляется в жестоком обращении с подростком. В крайнем варианте — это воспитание по типу «Золушки». При таком тиле воспитания усиливаются черты эпилептоидной акцентуации ха­рактера, а у подростков с эмоционально-лабильной, сенситив­ной и астено-невротической акцентуациями характера могут фор­мироваться процессы декомпенсации и невротические расстрой­ства.

Повышенная моральная ответственность образуется соче­танием высоких требований к подростку с пониженным внима­нием к нему родителей, меньшей заботой о нем. Этот тип вос­питания стимулирует развитие черт психастенической акцентуа­ции характера.

Безнадзорность (пониженная протекция + пониженный уро­вень удовлетворения потребностей + пониженный уровень тре­бований к подростку + пониженное число запретов). Подросток предоставлен сам себе, родители не интересуются им и не контролируют его. Такое воспитание особенно неблагоприятно при акцентуациях по гипертимному, неустойчивому и конформно­му типах.

 

Причины неправильного воспитания в семье

 

Причины неправильного воспитания весьма различны. Порой – это определенные обстоятельства в жиз­ни семьи, чаще — низкая педагоги­ческая культура родителей. В этих случаях может помочь разъяс­нительная работа и разумная терапия. Нередко основную роль играют нарушения в личности самих родителей. При этом осо­бый интерес для специалиста представляют две группы причин (Э. Г. Эйдемиллер):

1) отклонение характера самих родителей. Отклонения ха­рактера и психопатии нередко приводят к определенным нару­шениям в воспитании. При неустойчивой акцентуации характе­ра родитель чаще склонен проводить воспитание, характеризую­щееся пониженным уровнем требований к ребенку. Эпилептоидная акцентуация родителей чаще других обусловливает жес­токий стиль воспитания, доминирование. Стиль доминирования может обусловливаться либо сенситивным, либо конформным характером родителей. Истероидная акцентуация у родителя обус­лавливает противоречивый стиль воспитания: демонстративная забота и любовь к ребенку при зрителях и эмоциональное отвер­жение в их отсутствие. В этих случаях необходимо выявить от­клонение характера родителей, убедиться, что именно оно игра­ет решающую роль в возникновении нарушений в воспитании. На осознание родителями взаимосвязи между особенностями своего характера, стилем воспитания и нарушениями в поведе­нии подростка направляется в этом случае основное внимание психотерапевта, школьного психолога и педагога;

2) личностные проблемы родителей, решаемые за счет под­ростка. В этом случае в основе нарушений воспитания лежит какая-то чаще всего неосознаваемая потребность. Ее-то родитель и пытается удовлетворить за счет воспитания подростка. В этом случае объяснения родителю неправильности его поведения и уговоры изменить стиль воспитания оказываются безрезультат­ными. Перед психотерапевтом встает нелегкая задача выявить личную проблему родителя, помочь ему осознать ее, снять дей­ствие защитных механизмов, препятствующих такому осозна­нию. Именно эти случаи, как показывает практика, представля­ют особую трудность при диагностике и коррекции.

Расширение сферы родительских чувств. Обусловливаемое нарушение: повышенная протекция (потворствующая или доми­нирующая). Данный источник нарушения воспитания возникает чаще всего тогда, когда в силу каких-либо причин супружеские отношения между родителями оказываются нарушенными: суп­руга нет (умер, в разводе), либо отношения с ним не удовлетво­ряют родителя, играющего основную роль в воспитании (эмоциональная холодность, несоответствие характеров). Нередко при этом мать (реже отец), сами того не осознавая, хотят, чтобы ребенок, а позднее подросток, стал для них чем-то большим, нежели просто ребенком. Они хотят, чтобы он удовлетворял хотя бы часть потребностей, которые в обычной семье должны быть удовлетворены в ходе супружеских отношений (взаимная исклю­чительная привязанность, частично эротические потребности). Отношения с ребенком, а позднее подростком, становятся исключительными, важными для родителя. Мать нередко отка­зывается от повторного замужества. Появляется стремление от­дать сыну «все чувства», «всю любовь». В детстве стимулируют­ся эротические отношения к матери (ревность, детская влюб­ленность). В подростковом возрасте у родителя возникает страх перед нарастающей самостоятельностью подростка. Появляется стремление удержать его с помощью потворствующей или до­минирующей гиперпротекции.

Стремление к расширению именно супружеских отношений, как правило, не осознается самой матерью (оно строго табуировано). Это желание проявляется косвенно, в частности, в выска­зываниях о том, что ей никто не нужен, кроме сына, в характер­ном противопоставлении идеализированных отношений с сы­ном с не удовлетворяющими отношениями с мужем. Иногда такие матери осознают свою ревность к подругам сына, хотя чаще они рационализируют ее в виде многочисленных придирок к ним.

Предпочтение в подростке детских качеств. Обусловливае­мые нарушения в воспитании: потворствующая гиперпротекция. В этом случае у родителей наблюдается стремление игнориро­вать повзросление детей, стимулировать у них детские качества (детскую импульсивность, непосредственность, игривость). Для таких родителей подросток все еще «маленький». Нередко они открыто признают, что маленькие им вообще нравятся больше, что с большими уже не так интересно.

Рассматривая подростка как «еще маленького», родители сни­жают уровень требований к нему, создавая потворствующую гиперпротекцию, стимулируя развитие психического инфанти­лизма.

Воспитательная неуверенность родителей. Обусловливаемое нарушение в воспитании: потворствующая гиперпротекция либо пониженный уровень требований. В этом случае из-за каких-то психологических особенностей родителей происходит перерасп­ределение власти в семье между родителем и подростком. Ро­дитель идет «на поводу» у подростка, уступает даже в вопросах, в которых, по собственному мнению, уступать нельзя. Это про­исходит потому, что ребенок сумел найти к этому родителю под­ход, нащупать его «слабое место» и использует это, чтобы добиться ситуации «минимум требований — максимум прав». Ти­пичная комбинация в этом случае: бойкий, уверенный в себе подросток, смело ставящий требования, и нерешительный, ви­нящий себя во всех неудачах с подростком родитель. Один из вариантов «слабого места» связан с психастеническими особен­ностями родителя. Определенную роль в формировании этой особенности могли сыграть отношения родителя с его собствен­ными родителями. В определенных условиях дети, воспитан­ные требовательными, эгоцентрическими родителями, став взрослыми, видят в своих детях тех же требовательных эгоцен­трических существ, испытывают по отношению к ним то же чув­ство «неоплатного долга», какое испытывали ранее по отноше­нию к собственным родителям. Характерная черта высказыва­ний таких родителей — признание массы ошибок, совершенных. в воспитании. Такие родители боятся упрямства, сопротивления своих детей и находят довольно много поводов уступить им.

Фобия утраты ребенка. Обусловливаемое нарушение: ги­перпротекция (потворствующая или доминирующая). «Слабое ме­сто» — повышенная неуверенность родителей, боязнь ошибить­ся, преувеличение представлений о хрупкости «ребенка», его бо­лезненности — все это могло развиться в связи с историей рож­дения ребенка (его долго ждали, обращения к врачам ничего не давали, родился хрупким и болезненным, с большим трудом удалось выходить и т. п.). Другой источник — перенесенные тяжелые заболевания ребенка, особенно, если они были дли­тельными. Отношения родителей к подростку в этом случае формируются под воздействием накопленного страха утраты ребенка. Этот страх заставляет одних родителей тревожно при­слушиваться к каждому пожеланию подростка и спешить с его выполнением (потворствующая гиперпротекция), других — до­кучно опекать его (доминирующая гиперпротекция).

Неразвитость родительских чувств. Обусловливаемые на­рушения воспитания: гипопротекция, эмоциональное отверже­ние, «повышенная моральная ответственность», жестокое обра­щение. Воспитание становится адекватным лишь тогда, когда родителями движут какие-либо достаточно сильные мотивы: чувство долга, симпатия, любовь к ребенку, потребность «реа­лизовать себя» в детях, «продолжить себя». Слабость, неразви­тость родительских чувств нередко встречается у родителей под­ростков с отклонениями характера. В то же время это явление очень редко осознается, а еще реже признается такими родите­лями. Внешне оно проявляется в нежелании иметь дело с под­ростком, в плохой переносимости его общества, в поверхност­ном интересе к его делам. Причиной неразвитости родительс­ких чувств может быть отвержение самого родителя в детстве его родителями, то, что он сам в свое время не испытал роди­тельского тепла. Другой причиной могут быть особенности ха­рактера родителя, например, шизоидность. Родительские чув­ства нередко значительно слабее у очень молодых родителей, усиливаясь с возрастом (любящие бабушка и дедушка). При труд­ных, напряженных условиях жизни на подростка часто перекла­дывается значительная часть родительских обязанностей («по­вышенная моральная ответственность»), либо к нему возникает раздражительно-враждебное отношение. Типичные высказыва­ния таких родителей содержат жалобы на утомительность роди­тельских обязанностей, сожаление, что эти обязанности отрыва­ют от чего-то более важного и интересного. Для женщин с неразвитым родительским чувством довольно характерны эман­сипационные устремления.

Проекция на подростка собственных нежелаемых качеств. Обусловливаемое нарушение воспитания: эмоциональное отвер­жение, жестокое воспитание. Причиной такого воспитания под­ростка нередко является то, что и в подростке родитель видит черты, которые чувствует, но не признает в самом себе. Это может быть агрессивность, склонность к лени, тяга к алкоголю, те иди иные сексуальные склонности, чрезмерная тяга к сопро­тивлению, протесту, несдержанности. Ведя борьбу с такими же истинными или мнимыми качествами у подростка, родитель (чаще отец) извлекает из этого эмоциональную выгоду для себя. Борьба с нежелаемым качеством в ком-то другом помогает ему верить, что у него самого этого качества нет. Эти родители мно­го и охотно говорят о своей непримиримости и постоянной борь­бой с отрицательными чертами и слабостями подростка, о ме­рах и наказаниях, которые они в связи с этим применяют. В высказываниях родителей сквозит неверие в сына, нередки инк­визиторские интонации с характерным стремлением в любом поступке выявить «истинную», т. е. плохую, причину. Этой при­чиной чаще всего бывает качество, с которым родитель не осознаваемо борется.

Внесение конфликта между супругами в сферу воспитания. Обусловливаемые нарушения воспитания: противоречивый стиль воспитания — соединение потворствующей гиперпротекции од­ного родителя с отвержением либо доминирующей гиперпро­текцией другого. Конфликтность во взаимоотношениях между супругами — нередкое явление даже в относительно стабиль­ных семьях. Нередко воспитание превращается в «поле битвы» конфликтующих родителей. Здесь они получают возможность наиболее открыто выражать недовольство друг другом, руковод­ствуясь «заботой о благе ребенка». При этом разница во мнениях родителей чаще бывает диаметральной: один настаивает на весьма строгом воспитании (по типу доминирующей гиперпротек­ции), другой же родитель склонен «жалеть» подростка. Он тяго­теет к стилю воспитания по типу потворствующей гиперпротек­ции. Характерное проявление — выражение недовольства вос­питательными методами другого супруга. При этом легко обна­руживается, что каждого интересует не столько то, как воспиты­вать подростка, сколько то, кто прав в споре.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 86; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.