КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Определение темперамента по айзенку
СУЖДЕНИЯ ШКАЛА ОЦЕНКИ МОТИВАЦИИ ОДОБРЕНИЯ В отличие от мотивации достижения, уровень мотивации одобрения — стремление заслужить одобрения значимых окружающих людей — гораздо меньше определяет успех в делах и свершениях. Однако весьма существенно влияет он и на нечто другое, также весьма важное — на качество взаимоотношений с другими людьми вообще и со своим будущим спутником жизни в частности. 1.Я внимательно читаю каждую книгу; прежде чем вернуть ее в библиотеку. 2. Я не испытываю колебаний, когда кому-нибудь нужно помочь в беде.
Тяготение к мотивации успеха или неудачи
Инструкция. Отвечая на нижеприведенные вопросы, необходимо выбрать один из ответов «да» или «нет». Если Вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что «да» может значить и «конечно, да», и «скорее да, чем нет». Точно так же и «нет» может значить и явное «нет», и «скорее нет, чем да», Отвечать на вопросы следует в достаточно быстром темпе, не обдумывая ответ подолгу. Ответ, который первым приходит в голову, как правило, наиболее точный.
Текст опросника:
Включаясь в работу, я, как правило, оптимистично настроен, надеюсь я а успех. Обычно я действую активно. Я склонен к проявлению инициативы. При выполнении ответственных заданий я по мере сил стараюсь найти любые причины, чтобы отказаться. Часто выбираю крайности: либо очень легкие, либо совершенно невыполнимые задания, При встрече с препятствиями я, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления. При чередовании успехов и неудач я склонен к переоценке своих успехов Плодотворность деятельности в основном зависит от меня самого, а не от чьего-то контроля. Когда мне приходится браться за трудное задание, а времени мало, я работаю гораздо хуже, медленнее. Я обычно настойчив в достижении цели. Я обычно планирую свое будущее не только на несколько дней, но и на месяц, на год вперед. Я всегда думаю, прежде чем рисковать. Я обычно не очень настойчив в достижении цели, особенно если меня никто не контролирует. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели. Если я потерпел неудачу и задание не получается, то я, как правило, сразу теряю к нему интерес. При чередовании успехов и неудач я склонен к переоценке своих неудач. Я предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время. При работе в условиях ограниченного времени результативность моей деятельности обычно улучшается, даже если задание достаточно трудное. Я, как правило, не отказываюсь от поставленной цели даже в случае неудачи на пути к ее достижению. Если я сам выбрал себе задание, то в случае неудачи его притягательность для меня еще более возрастает.
Ключ опросника: Поставить 1 балл, если: - ответ «да» в вопросах: 1,2,3,6,8,10,11,12,14,16,18,19,20 - ответ «нет» в вопросах: 4,5,7,9,13,15,17 Подсчитать сумму «да» и «нет» (баллов да + нет)
Если: 1-7 баллов – мотивация боязни неудачи 8-13 баллов – мотивация 8-9 баллов – тяготение к мотивации боязни неудачи 12-13 баллов – тяготение к мотивации успеха 14-20 баллов – мотивация успеха
Тест «Уровень объективного контроля (УСУ)». Экстернальность и интернальность.
Понятие «локус контроля» предложил американский психолог Дж. Роттер. Он же разработал специальный вопросник и комплекс методик, выявляющий закономерную связь между локусом контроля и другими характеристиками личности. Напомним, что локус контроля — качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своего поведения внешним силам (экстернальный, внешний локус контроля) или собственным способностям и усилиям (интернальный, внутренний локус контроля). Локус контроля выступает устойчивым качеством, формирующимся в процессе социализации человека и определяющим его поведение в любых ситуациях. Ниже предлагается тест «Уровень объективного контроля (УСУ)», представляющий собой модифицированный вопросник Дж. Роттера (НИИ им. В. М. Бехтерева). Приводится упрощенный мужской вариант (женщины вносят в вопросы соответствующие коррективы).
Инструкция:
Ответь «да» или «нет» на следующие вопросы: Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека. Большинство разводов происходит от того, что люди не захотели приспосабливаться друг к другу. Болезнь дело случая: уж если суждено заболеть, то ничего не поделаешь. Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим. Осуществление моих желаний часто зависит от везения. Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатию других людей. Внешние обстоятельства — родители и благосостояние — влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов. Я чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной, Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность. Мои отметки в школе часто зависели от случайных обстоятельств, например, от настроения учителя, чем от моих собственных усилий. Когда я строю планы, в общем, верю, что смогу осуществить их. То, что многим людям кажется удачей или везеньем, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий. Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарство. Если люди не подходят друг другу, то как бы они не старались наладить семейную жизнь, они все равно не смогут. То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими, Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители. Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни. Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства. Мои отметки в ВУЗе больше всего зависят от моих усилий и степени подготовленности. В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств. Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, как и что делать. Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле. В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают. Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся семейных отношениях. Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любого. На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по воспитанию часто оказываются бесполезными. То, что со мной случается, - это дело моих собственных рук. Трудно бывает понять, почему руководители поступают так, а не иначе. Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего не проявил достаточных усилий. Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, что я хочу. В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще были виноваты другие люди, чем я сам. Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешатся сами собой. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения. Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было зависит счастье моей семьи. Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим. Я всегда предпочитаю принять решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными несмотря на все его старания. В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании. Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя. Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей. Большинство моих неудач в моей жизни произошло от неумения, незнания или лени, и мало зависели от везения или невезения.
Ключ вопросника:
Запиши себе по одному баллу, если ты ответил «да» на вопросы: 2, 4, 11, 12, 13,15,16, 17, 19, 20, 22, 25, 27, 29, 31, 32, 34, 36, 37, 39, 42, 44.
И столько же за ответы «нет» на вопросы: 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 24, 26, 28, 30, 33, 35, 38, 40, 41, 43
Полученные баллы «да» и «нет» сложи:
Высокий показатель (порядка 33 баллов и выше) соответствует высокому уровню субъективного контроля интернальности над любыми значимыми ситуациями. Интерналы считают, что большинство важных событий в их жизни - результат их собственных поступков, которыми они управляют и чувству ют ответственность за свою жизнь и судьбу.
Низкий показатель (порядка 11 и ниже) по шкале «интернальность-экстернальность» соответствует низкому УСК (экстернальности). Экстерналы не усматривают связи между своими поступками и значимыми для них событиями, полагают, что не способны контролировать развитие таких событий, так как большинство из них является результатом действия других людей или случая.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
С помощью методики выявляются следующие направленности: Направленность на себя (Я) — ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность. Определение направленности личности (ориентационная анкета)
Инструкция: "Опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов: А, Б, В. 1. Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает Вашу точку зрения по данному вопросу. Букву, которой обозначен ответ (А, Б, В), напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта (1-27) под рубрикой "больше всего". 2. Затем из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который дальше всего отстоит от Вашей точки зрения, наименее для Вас ценен. Букву, которой обозначен ответ, вновь напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта, в столбце под рубрикой "меньше всего". 3. Таким образом, для ответа на каждый из вопросов Вы используете две буквы, которые и запишите в соответствующие столбцы. Остальные ответы нигде не записываются. Старайтесь быть максимально правдивым. Среди вариантов ответа нет "хороших" или "плохих", поэтому не старайтесь угадать, какой из ответов является "правильным" или "лучшим" для Вас. Время от времени контролируйте себя, правильно ли Вы записываете ответы, рядом с теми ли пунктами. В случае если Вы обнаружите ошибку, исправьте ее, но так, чтобы исправление было четко видно".
ТЕСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ 1. Наибольшее удовлетворение я получаю от:
2. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы быть:
3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:
4. Мне нравится, когда люди:
5. Я хотел бы, чтобы мои друзья:
6. Лучшими друзьями я считаю тех: Б. На кого всегда можно положиться; В. Кто может многого достичь в жизни.
7. Больше всего я не люблю: 8. По-моему хуже всего, когда педагог:
9. В детстве мне больше всего нравилось:
10. Я хотел бы быть похожим на тех, кто:
11. В первую очередь школа должна:
12. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его: Б. для отдыха и развлечений;
13. Наибольших успехов я добиваюсь, когда:
14. Я люблю, когда:
15. Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось, чтобы: Б. Написали о моей деятельности;
16. Лучше всего я учусь, если преподаватель:
17. для меня нет ничего хуже, чем:
18. Больше всего я ценю: Б. Возможности хорошей совместной работы;
19. Я не люблю людей, которые:
20. Приятно, когда:
21. По-моему, в первую очередь руководитель должен быть:
22. В свободное время я охотно прочитал бы книги:
23. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть:
24. Мне бы хотелось:
25. Для меня важнее всего знать:
26. Человек должен стремиться к тому, чтобы: 27. Лучше всего я отдыхаю в свободное время:
Ключ
Тест-опросник EPI, создан английским психологом Г. Айзенком. Данный автор пришел к выводу, что всю совокупность описывающих человека черт можно представить посредством двух главных факторов: экстраверсии-интраверсии и невротизма. Первый из этих факторов биполярен и представляет характеристику индивидуально-психологического склада человека, крайние полюса которой соответствуют ориентации личности либо на мир внешних объектов (экстраверсия), либо на внутренний субъективный мир (интраверсия). Принято считать, что экстравертам свойственны общительность, импульсивность, гибкость поведения, большая инициативность (и малая настойчивость) и высокая социальная приспособляемость. Интравертам же, наоборот, присуща необщительность, замкнутость, социальная пассивность (при достаточно большой настойчивости), склонность к самоанализу и затруднения в социальной адаптации.Второй фактор — невротизм — описывает некоторое свойство-состояние, характеризующее человека со стороны эмоциональной устойчивости, тревожности, уровня самоуважения и возможных вегетативных расстройств. Фактор этот также биполярен и образует шкалу, на одном полюсе которой находятся люди, характеризующиеся чрезвычайной устойчивостью, зрелостью и прекрасной адаптивностью, а на другом — чрезвычайно нервозный, неустойчивый и плохо адаптированный тип. Большая часть людей располагается между этими полюсами, ближе к середине (согласно нормальному распределению). Пересечение этих двух биполярных характеристик позволяет получать неожиданный и довольно любопытный результат — достаточно четкое отнесение человека к одному из четырех типов темперамента (рис.1). Рис.1 Схематическое сопоставление типов темперамента в двухфакторной модели Г. Айзенка Дело в том, что вывод о том, что экстраверты только лишь подвижны и возбудимы, интраверты заторможены и инертны, склонны к невротизму, нестабильны и дезадаптивны, а их антиподы, наоборот, весьма эмоционально устойчивы и высокоприспособляемы — выглядит излишне упрощенным и недостаточно прогностичным. Необходимо еще и обязательно учитывать и ситуационные характеристики, и тогда окажется, что в ситуациях со слабыми стимулами более адекватным будет поведение человека с меньшей эмоциональной стабильностью и интравертированностью, поскольку именно он проявляет столь необходимую здесь психологическую чувствительность. Стабильный экстраверт в подобных ситуациях может проявлять раздражение, переходящее в агрессию, ибо он не ощущает слабых, но значимых воздействий и не понимает причин своего несоответствия обстоятельствам. Однако экстраверт, несомненно, более адаптивен в "сильных средах" (напряженных условиях), в которых интраверт легко впадает в депрессию, вызванную нервным истощением и запредельным торможением. Заметим, что результаты теста-опросника Айзенка традиционно используются при анализе "нижних", т.е. конституциональных, уровней супружеской совместимости.
Список вопросов теста Г. Айзенка 1. Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлениям, чтобы отвлечься, испытать сильные ощущения? (да-нет) 2. Часто ли Вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут Вас понять, ободрить, выразить сочувствие? 3. Считаете ли Вы себя беззаботным человеком? 4. Очень ли Вам трудно отказаться от своих намерений? 5. Обдумываете ли Вы свои дела не спеша и предпочитаете ли подождать, прежде чем действовать? 6. Всегда ли Вы сдерживаете свои обещания, даже если это Вам не выгодно? 7. Часто ли у Вас бывают спады и подъемы настроения? 8. Быстро ли Вы обычно действуете и говорите, и не растрачиваете ли много времени на обдумывание? 9. Возникало ли у Вас когда-нибудь чувство, что Вы несчастны, хотя никакой серьезной причины для этого не было? 10. Верно ли, что на спор Вы способны решиться на все? 11. Смущаетесь ли Вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который Вам симпатичен? 12. Бывает ли, что, разозлившись, Вы выходите из себя? 13. Часто ли Вы действуете под влиянием момента? 14. Часто ли Вас беспокоят мысли о том, что Вам не следовало бы чего-нибудь делать или говорить? 15. Предпочитаете ли Вы чтение книг встречам с людьми? 16. Верно ли, что Вас легко задеть? 17. Любите ли Вы часто бывать в компании? 18. Бывают ли у Вас иногда такие мысли, которыми Вам не хотелось бы делиться с другими людьми? 19. Верно ли, что иногда Вы настолько полны энергии, что все горит в руках, а иногда чувствуете сильную вялость? 20. Стараетесь ли Вы ограничить круг своих знакомств небольшим числом близких людей? 21. Много ли Вы мечтаете? 22. Когда на Вас кричат, отвечаете ли Вы тем же? 23. Часто ли Вас тревожит чувство вины? 24. Все ли Ваши привычки хороши и желательны? 25. Способны ли Вы дать волю собственным чувствам и вволю повеселиться в шумной компании? 26. Можно ли сказать, что нервы у Вас часто бывают напряжены до предела? 27. Считают ли Вас человеком живым и веселым? 28. После того, как дело сделано, часто ли Вы возвращаетесь к нему мысленно и думаете, что могли бы сделать лучше? 29. Верно ли, что Вы обычно молчаливы и сдержанны, когда находитесь среди людей? 30. Бывает ли, что Вы передаете слухи? 31. Бывает ли, что Вам не спится от того, что разные мысли лезут в голову? 32. Верно ли, что Вам часто приятнее и легче прочесть о том, что Вас интересует в книге, хотя можно быстрее спросить и проще узнать об этом у друзей? 33. Бывает ли у Вас сильное сердцебиение? 34. Нравится ли Вам работа, которая требует пристального внимания? 35. Бывают ли у Вас приступы дрожи? 36. Верно ли, что Вы всегда говорите о знакомых Вам людях только хорошее, даже тогда, когда уверены, что они об этом не узнают? 37. Верно ли, что Вам неприятно бывать в компании, где постоянно подшучивают друг над другом? 38. Верно ли, что Вы раздражительны? 39. Нравится ли Вам работа, которая требует быстроты действий? 40. Верно ли, что Вам нередко не дают покоя мысли о разных неприятностях и "ужасах", которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно? 41. Верно ли, что Вы неторопливы в движениях? 42. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или работу? 43. Часто ли Вам снятся кошмары? 44. Верно ли, что Вы такой любитель поговорить, что никогда не упустите удобного случая побеседовать с незнакомым человеком? 45. Беспокоят ли Вас какие-нибудь боли? 46. Огорчились бы Вы, если бы долго не могли видеться со своими друзьями? 47. Можете ли Вы назвать себя нервным человеком? 48. Есть ли среди Ваших знакомых такие, которые вам явно не нравятся? 49. Легко ли Вас задевает критика Ваших недостатков или Вашей работы? 50. Могли бы Вы сказать, что Вы уверенный в себе человек? 51. Трудно ли получить настоящее удовольствие от мероприятий, в которых много участников? 52. Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже других? 53. Сумели бы Вы внести оживление в скучную компанию? 54. Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь? 55. Беспокоитесь ли Вы о своем здоровье? 56. Любите ли Вы подшутить над другими? 57. Страдаете ли Вы от бессонницы? Код опросника Искренность: ответы "да" на вопросы 6, 24, 36; ответы "нет" на вопросы 12, 18, 30, 42, 48, 54. Экстраверсия: ответы "да" на вопросы 1,3, 8, 10, 13, 17,22, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56; ответы "нет" на вопросы 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51. Невротизм: ответы "да" на вопросы 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.
Предлагаем расширенную интерпретацию теста Г.Айзенка, которую следует осуществлять с помощью следующих двух таблиц. За каждый ответ, совпадающий с кодом опросника, начисляется 1 балл. Интерпретация показателей по шкале "Искренность"
Интерпретация показателей по шкалам "Экстравертированность" и "Невротизм"
ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК (опросник К. Леонгарда) Этот тест предназначен для выявления акцентуаций характера, т.е. определенного направления характера. Опросник включает в себя 88 вопросов, 10 шкал, соответствующих определенным акцентуациям характера. Первая шкала характеризует личность с высокой жизненной активностью, вторая шкала показывает возбудимую акцентуацию. Третья шкала говорит о глубине эмоциональной жизни испытуемого. Четвертая шкала показывает склонность к педантизму. Пятая шкала выявляет повышенную тревожность, шестая — склонность к перепадам настроения, седьмая шкала говорит о демонстративности поведения испытуемого, восьмая — о неуравновешенности поведения. Девятая шкала показывает степень утомляемости, десятая — силу и выраженность эмоционального реагирования. Перед проведением опроса дается инструкция. Время ответов не ограничивается. Инструкция: "Вам будут предложены утверждения, касающиеся Вашего характера. Если Вы согласны с утверждением, рядом с его номером поставьте знак "+" (да), если нет — знак "-" (нет). Над вопросами долго не думайте, правильных и неправильных ответов нет". ТЕКСТ ОПРОСНИКА АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА ПО ЛЕОНГАРДУ 1. У Вас чаще веселое и беззаботное настроение? 17. Стремитесь ли Вы во всем и всюду соблюдать порядок? 40. Общительны ли Вы? 60. Потребуется ли Вам большое напряжение воли, чтобы пройти одному через кладбище? 82. Часто ли Вывидите страшные сны?
При подсчете баллов на каждой шкале опросника Леонгарда для стандартизации результатов значение каждой шкалы умножается на определенное число. Это указано в ключе к методике. Акцентуированные личности не являются патологическими. Они характеризуются выделением ярких черт характера.
Ключ
1. Г-1 Гипертимные х3 (умножить значение на 3) + 1, 11, 23, 3. Г-З Эмотивные хЗ +: 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79, -: 25 85,88,-: 51
ОПИСАНИЕ АКЦЕНТУАЦИЙ ПО ЛЕОНГАРДУ 1. Демонстративный тип. Высокие оценки по этой шкале говорят о повышенной способности к вытеснению, демонстративности поведения.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 87; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |