КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
На основе предпочтения геометрических фигур
Типы: I тип — "руководитель". Обычно это люди, имеющие склонность к руководящей и организаторской деятельности, ориентированные на социально-значимые нормы поведения, могут обладать даром хороших рассказчиков, основывающемся на вы- -соком уровне речевого развития. Обладают хорошей адаптацией в социальной сфере, доминирование над другими удерживают в определенных границах. Такие люди обычно выбирают зеленый цвет (по М. Люшеру) и рисуют "елку" в тесте "Дерево". Формулы рисунков: 901,910,802,811,820,703,712,721,730, 604,613,622,631,640. Наиболее жестко доминирование над другими выражено у подтипов 901, 910, 802, 811, 820; ситуативно — 703, 712, 721, 730; при воздействии речью на людей — вербальный руководитель или "преподавательский подтип" — 604, 613, 622, 631, 640. Нужно помнить, что проявление данных качеств зависит от уровня психического развития. При высоком уровне развития, индивидуальные черты развития, реализуемы, достаточно хорошо осознаются. При низком уровне могут выявляться в профессиональной деятельности а присутствовать ситуативно, хуже, если не адекватно ситуациям. Это относится ко всем характеристикам. II тип — "ответственный исполнитель" — обладает многими чертами типа "руководитель", являясь расположенным ему, однако в принятии ответственных решений часто присутствуют колебания. Данный тип людей более ориентирован на "умение делать дело", высокий профессионализм, обладает высоким чувством ответственности и требовательности к себе и другим, высоко ценит правоту, т.е. характеризуется повышенной чувствительностью к правдивости. Часто они страдают соматическими заболеваниями нервного происхождения как следствие перенапряжения.
Формулы рисунков: 505, 514, 523, 532, 541, 550. III тип — "тревожно-мнительный" — характеризуется разнообразием способностей и одаренности — от тонких ручных навыков до литературной одаренности. Обычно людям данного Физически не переносят беспорядок и грязь. Обычно конфликтуют из-за этого с другими людьми. Отличаются повышенной ранимостью и часть сомневаются в себе. Нуждаются в мягком подбадривании. Формулы рисунков: 406, 415, 424, 433, 442, 451, 460. Кроме того, 415 — "поэтический подтип" — обычно лица, имеющие такую формулу рисунка, обладают поэтической одаренностью; 424 — подтип людей, узнаваемых по фразе "Как это можно плохо работать? Я себе не представляю, как это можно плохо работать". Люди такого типа отличаются особой тщательностью в работе. IV тип — "ученый". Эти люди легко абстрагируются от реальности, обладают "концептуальным умом", отличаются способностью разрабатывать "на все" свои теории. Обычно обладают душевным равновесием и рационально продумывают свое поведение. Формулы рисунков: 307, 316, 325, 334, 343, 352, 361, 370. Подтип 316 характеризуется способностью создавать теории, по преимуществу глобальные, или осуществлять большую и сложную координационную работу; 325 — подтип, характеризующийся большой увлеченностью познания жизни, здоровья, биологическими дисциплинами, медициной. Представители этого типа часто встречаются среди лиц, занимающихся синтетическими видами искусства: кино, цирк, театрально-зрелищная режиссура, мультипликация и т.д. V тип — "интуитивный". Люди этого типа обладают сильной чувствительностью нервной системы, высокой ее истощаемостью. Легче работают на переключаемости от одной деятельности к другой, обычно выступают "адвокатами меньшинства", за которым стоят новые возможности. Обладают повышенной чувствительностью к новизне. Альтруистичны, часто проявляют заботу о других, обладают хорошими ручными навыками и об разным воображением, что дает возможность заниматься техническими видами творчества. Обычно вырабатывают свои нормы морали, обладают внутренним самоконтролем, т.е. предпочитают самоконтроль, отрицательно реагируя на посягательства, касающиеся их свободы.
Формулы рисунков: 208, 217, 226, 235, 244, 253, 262, 271, 280. Подтип 235 — часто встречается среди профессиональных психологов или лиц с повышенным интересом к психологии людей; 244 — обладает способностью к литературному творчеству; 217 — обладает способностью к изобретательской деятельности; 226 — большая потребность в новизне, обычно ставит очень высокие критерии достижений для себя. VI тип — "изобретатель, конструктор, художник". Часто встречается среди лиц с "технической жилкой". Это люди, обладающие богатым воображением, пространственным видением, часто занимаются различными видами технического, художественного и интеллектуального творчества. Чаще интравертированы, так же, как интуитивный тип, живут собственными моральными нормами, не приемлют никаких воздействий со стороны, кроме Формулы рисунков: 109,118,127,136,145,019,028,037,046. Подтип 109 встречается среди лиц, хорошо владеющих аудиторией; 118 — тип с наиболее выраженными конструктивными возможностями и способностью к изобретениям. VII тип — "эмотивный". Обладают повышенным сопереживанием по отношению к другим, тяжело переживают "жестокие кадры фильма", могут надолго быть "выбитыми из колеи" и быть потрясенными от жестоких событий. Боли и заботы других людей находят в них участие, сопереживание и сочувствие, на которое они тратят много собственной энергии, в результате Формулы рисунков: 550,451,460,352,361,370,253,262,271, 280, 154, 163, 172, 181, 190, 055, 064, 073, 082, 091. VIII тип — обладает противоположной тенденцией эмотивному типу. Обычно не чувствует переживаний других людей или относится к ним с невниманием или даже усиливает давление на людей. Если это хороший специалист, то он может заставить других делать то, что он считает нужным. Иногда для него характерна "черствость", которая возникает ситуативно, когда в силу каких-либо причин человек замыкается в кругу собственных проблем.
Формулы рисунков: 901,802,703,604,505,406, 307,208,109.
ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ АГРЕССИИ (опросник "Басса-Дарки") Термин "агрессия" чрезвычайно часто употребляется сегодня в самом широком контексте и поэтому нуждается в серьезном "очищении" от целого ряда наслоений и отдельных смыслов. Различные авторы в своих исследованиях по-разному определяют агрессию и агрессивность: как врожденную реакцию человека для "защиты занимаемой территории" (Лоренд, Ардри); как стремление к господству (Моррисон); реакцию личности на враждебную человеку окружающую действительность (Хорци, Фромм). Очень широкое распространение получили теории, связывающие агрессию и фрустрацию (Маллер, Дуб, Доллард). Под агрессивностью можно понимать свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений. Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу. Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы. В житейском сознании агрессивность является синонимом "злонамеренной активности". Однако само по себе деструктивное поведение "злонамеренностью" не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны.
Исходя из этого, можно разделить агрессивные проявления на два основных типа: первый — мотивационная агрессия, как самоценность, второй — инструментальная, как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне него, и сопряжены с эмоциональными переживаниями (гнев, враждебность). Практических психологов в большей степени должна интересовать мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из подобных диагностических процедур является опросник Басса-Дарки. А. Басе, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия агрессии и враждебность и определил последнюю как: "...реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий". Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басе и А. Дарки выделили следующие виды реакций: 1. Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица. 2. Косвенная — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная. 3. Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость). 4. Негативизм — оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов. 5. Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия. 6. Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред. 7. Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы). 8. Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести. Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет". Опросник 1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим да нет 2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю да нет 3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь да нет 4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню да нет 5. Я не всегда получаю то, что мне положено да нет 6. Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной да нет 7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать да нет 8. Когда мне случалось обмануть угрызения совести да нет 9. Мне кажется, что я не способен ударить человека да нет 10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами да нет 11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам да нет 12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его да нет 13. Другие умеют почти всегда пользоваться 14. Я держусь настороженно с людьми, которые более дружественно, чем я ожидал да нет 15. Я часто бываю несогласен с людьми да нет 16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь да нет 17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему да нет 18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями да нет 19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется да нет 20. Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор да нет 21. Меня немного огорчает моя судьба да нет 22. Я думаю, что многие люди не любят меня да нет 23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной да нет 24. Люди, увиливающие от работы, должны 25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, 26. Я не способен на грубые шутки да нет 27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются да нет 28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались да нет 29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится да нет 30. Довольно многие люди завидуют мне да нет 31. Я требую, чтобы люди уважали меня да нет 32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей да нет 33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их "щелкнули по носу" да нет 34. Я никогда не бываю мрачен от злости да нет 35. Если ко мне относятся хуже, чем я того 36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания да нет 37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть да нет 38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются да нет 39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям да нет 40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены да нет 41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня да нет 42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь да нет 43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием да нет 44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел да нет 45. Мой принцип: "Никогда не доверять "чужакам" да нет 46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю да нет 47. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею да нет 48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь да нет 49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева да нет 50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться да нет 51. Если бы все знали, что я чувствую, нелегко работать да нет 52. Я всегда думаю о том, какие делать что-нибудь приятное для меня да нет 53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ да нет 54. Неудачи огорчают меня да нет 55. Я дерусь не реже и не чаще чем другие да нет 56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее да нет 57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку да нет 58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо да нет 59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю да нет 60. Я ругаюсь только со злости да нет 61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть да нет 62. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее да нет 63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу да нет 64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся да нет 65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить да нет 66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает да нет 67. Я часто думаю, что жил неправильно да нет 68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки да нет 69. Я не огорчаюсь из-за мелочей да нет 70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня да нет 71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не 72. В последнее время я стал занудой да нет 73. В споре я часто повышаю голос да нет 74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям да нет 75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить да нет При составлении опросника использовались принципы: 1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии. 2. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.
Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом: 1. Физическая агрессия: 2. Косвенная агрессия: 3. Раздражение: 4. Негативизм: 5. Обида: 6. Подозрительность: 7. Вербальная агрессия: 8. Чувство вины: Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7. Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 плюс-минус 4, а враждебности — 6,5-7 плюс-минус 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности. Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности. Поэтому опросником Басса-Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками: личностными тестами психических состояний (Кэттелл, Спилберг), проективными методиками (Люшер) и т.д.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 48; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |