КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методика разработки историко-экскурсионных туров
Отдельные технологии разработки туристских маршрутов и экскурсий представлены во многих источниках, но конкретная методика подготовки историко-экскурсионного тура в литературе не освещена. По этой причине мы рассмотрим две отдельно взятые методики и объединим их с учетом специфики историко-экскурсионных туров. Прежде чем определить, что понимается под «историко-экскурсионными турами», необходимо дать толкование самому термину «экскурсия». Приведем несколько определений. Экскурсия (от лат. еxcursio – поездка) – коллективное или индивидуальное посещение достопримечательных мест, музеев и т. п. в учебных или культурно-просветительских целях под руководством экскурсовода. Экскурсия – организованный, сопровождаемый объяснениями, показ чего-либо (произведений искусства, памятников прошлого, каких-либо сооружений, механизмов и т. д.), проводимый по определенному плану с образовательной или ознакомительной целью. Экскурсия – наглядный процесс познания окружающего нас мира, связанный с заранее подобранными объектами, которые изучают на месте их расположения; это целенаправленный процесс восприятия окружающей нас действительности, построенный на слиянии зрительных и смысловых впечатлений. В Федеральном законе от 24 ноября 1996 г. №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» не закреплено понятие экскурсии, а только упоминается термин экскурсионных услуг, и то лишь для того, чтобы дать определение базисным понятиям, используемым в туризме, таким, как «тур» или «туристская индустрия». Несмотря на это, в России действует ГОСТ Р 53522-2009 «Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения» (утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. №772-ст). В соответствии с этим ГОСТом под экскурсионной услугой понимается туристская услуга по удовлетворению познавательных интересов туристов/экскурсантов, включая разработку и внедрение программ экскурсионного обслуживания или отдельных экскурсий, организацию и проведение экскурсий. Экскурсантом же является физическое лицо, посещающее страну (место) временного пребывания прежде всего в познавательных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период менее 24 часов и без ночевки в посещаемой стране. Итак, экскурсионная услуга предоставляется, как правило, в период от одного часа и до 24 часов. В то же время экскурсионная услуга может предоставляться и по месту жительства экскурсанта. Как и любой другой вид услуг (перевозка, питание, размещение и т. д.), экскурсионная услуга может входить в состав тура, не имея при этом самостоятельного значения. И тогда для определения экскурсионного тура вполне приемлемы понятия, используемые в ГОСТ Р 50690-2000. На практике под экскурсионным туром следует понимать тур, сформированный туроператором и заказанный туристом (экскурсантом) в познавательных целях для получения информации, обогащения внутреннего мира, расширения кругозора и мировоззрения последнего посредством проведения для туриста (экскурсанта) совокупности экскурсий в стране (месте) временного пребывания. В экскурсионном туре, наряду с комплексом услуг по размещению, перевозке, питанию, туристу (экскурсанту) предоставляются как минимум две экскурсии. Существует разветвленная классификация экскурсий, и каждая группа имеет присущие ей компоненты, специфику и особенности. На рисунке 6 показано место и разновидности исторических экскурсий в классификации экскурсий по содержанию.
Рисунок 6 – Место и разновидности исторических экскурсий
По содержанию экскурсии подразделяются на обзорные (многоплановые) и тематические. Тематическая экскурсия посвящена раскрытию одной темы, если это историческая экскурсия, то в ее основу может быть положено одно или несколько событий, объединенных одной темой, а иногда более продолжительный период времени. Тематические экскурсии подразделяются на исторические, производственные, природоведческие (экологические), искусствоведческие, литературные, архитектурно-градостроительные. По своему содержанию исторические экскурсии подразделяются на следующие подгруппы: · историко-краеведческие (например, "История возникновения г. Перми", "Из истории Садового кольца" и др.); · археологические (например, в г. Херсонесе с показом вещественных исторических источников-раскопок); · этнографические, рассказывающие о нравах и обычаях разных наций и народностей; · военно-исторические, которые проводятся по местам боевой славы (например, "Бородино" и др.); · историко-биографические (по местам жизни и деятельности известных людей); · экскурсии в исторические музеи. Таким образом, мы можем сформулировать понятие историко-экскурсионных туров. Историко-экскурсионный тур – это путешествие с целью ознакомления с памятниками истории и культуры, музеями, традициями народов другого государства или региона. Историко-экскурсионные туры относятся к познавательному туризму, так как они помогают узнать нечто новое и расширить кругозор. При разработке турпродукта следует соблюдать главный принцип – цель путешествия. При составлении модели туристской услуги используют ГОСТ Р 53522-2009 «Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения» и учитывают следующие факторы: · вид туристской услуги; · основную направленность/назначение туристской услуги (оздоровление, осмотр природных достопримечательностей, посещение объектов историко-культурного наследия и др.); · маршрут путешествия (путь следования, пункты отправления и прибытия, перечень пунктов ночевок, стоянок и т.п.); · перечень соисполнителей (поставщиков услуг по размещению туристов, организации питания и перевозок); · метод обслуживания туристов; · перечень организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих дополнительные услуги (организация досуга, консалтинговые, информационные и другие услуги). Согласно ГОСТ Р 50681-2010 «Туристские услуги. Проектирование туристских услуг» (утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 ноября 2010 г. N 580-ст) проектирование туристских услуг предусматривает разработку программы обслуживания туристов или программы путешествий, включающую: · разработку маршрута путешествия; · формирование списка соисполнителей туристских услуг, включая средства размещения, предприятия питания, транспортные компании и организации, оказывающие дополнительные услуги (экскурсионные организации, экскурсоводы-предприниматели, спортивные сооружения, театры, музеи и пр.); · установление периода времени/продолжительности отдельных услуг исполнителем; · формирование перечня экскурсий с указанием посещаемых объектов; · разработку перечня туристских походов, прогулок, комплекса услуг по организации досуга; · определение продолжительности пребывания туристов в каждом пункте маршрута; · установление минимального и максимального количества туристов, участвующих в путешествии (численность группы); · определение видов и количества транспортных средств, используемых для перевозки туристов; · определение потребности в экскурсоводах (гидах), гидах-переводчиках, инструкторах-проводниках, сопровождающих лицах и в другом обслуживающем персонале с необходимым уровнем подготовки и квалификации; · разработку форм и видов рекламных, информационных и картографических материалов, описаний путешествия, памятки и др. Технология разработки тура включает следующие этапы: 1. Маркетинговые исследования (выявление потенциальных возможностей, мотивации, целей). 2. География маршрута. Это этап перспективного планирования тура, включающий в себя выявление ресурсно-технического обеспечения тура (основные и дополнительные объекты показа, транспорт, питание, размещение), а также определение типа маршрута (линейный, радиальный, кольцевой). 3. Договорный этап (заключение договоров с партнерами – предприятиями питания, размещения, транспортными компаниями). На этом этапе происходит определение партнёра или поставщика услуг. В договоре указывают: предмет договора, основные условия, права и обязанности поставщика, ответственность сторон, порядок расчётов, юридические адреса сторон, форс-мажор. 4. Информационно-методическое обеспечение тура. Это этап составления необходимой документации для разрабатываемого тура (расписание движения по маршруту, карта-схема маршрута, справочные материалы и т. д.). 5. Расчет стоимости путевок и выпуск к реализации (калькуляция). 6. Продвижение тура на рынок (реклама, презентации, выставки, ознакомительные туры). 7. Этап реализации путевок (формирование агентской цепи). Для того чтобы определить ключевые моменты в формировании конкретно историко-экскурсионных туров, приведем также и этапы формирования экскурсий. Впервые понятие "этапы подготовки экскурсии" было введено в обиход в 1976 г. Тогда же было названо пятнадцать этапов: 1) определение цели и задач экскурсии; 2) выбор темы; 3) отбор литературы и составление библиографии; 4) определение источников экскурсионного материала, знакомство с экспозициями и фондами музеев по теме; 5) отбор и изучение экскурсионных объектов; 6) составление маршрута экскурсии; 7) объезд или обход маршрута; 8) подготовка контрольного текста экскурсии; 9) комплектование "портфеля экскурсовода"; 10) определение методических приемов проведения экскурсии; 11) определение техники ведения экскурсии; 12) составление методической разработки; 13) составление индивидуальных текстов; 14) прием (сдача) экскурсии; 15) утверждение экскурсии. Все перечисленные этапы применимы и для составления историко-экскурсионных туров, так как экскурсионный тур по сути представляет собой продолжительную многодневную экскурсию. Главное отличие разработки экскурсионного тура от разработки обычной экскурсии состоит в прохождении этапа «Составление маршрута», так как на данном этапе разработчикам экскурсионного тура нужно учитывать, помимо объектов экскурсионного показа, объекты размещения и питания, а также транспортные услуги. Это существенно усложняет процесс подготовки экскурсионного продукта. На рисунке 7 представлены этапы разработки историко-экскурсионных туров, основанные на анализе технологии разработки туристских маршрутов и методики составления экскурсий. Рисунок 7 – Этапы разработки историко-экскурсионных туров
Проанализировав технологию разработки туристских маршрутов и методику составления экскурсий, можно представить методику разработки историко-экскурсионных туров следующим образом. На первом этапе происходит определение цели и выбор темы историко-экскурсионного тура. Каждый экскурсионный тур имеет свою определенную тему. Это то, что положено в его основу, на чем строится показ и рассказ. Тема является критерием для отбора экскурсионных объектов, определяет содержание рассказа экскурсовода. Цель – это то, к чему стремятся, чего хотят достичь. Верно сформулированная цель имеет важнейшее значение как при создании экскурсии, так и при ее проведении. Второй этап заключается в выборе источников экскурсионного материала, изучении экскурсионных объектов, составлении карточек экскурсионных объектов. Перед экскурсионными работниками при создании экскурсии стоит задача – отобрать из множества объектов самые интересные и по внешнему виду, и по той информации, которую они с собой несут. При изучении экскурсионных объектов используются книги, брошюры, статьи, опубликованные в газетах и журналах, которые раскрывают тему. Помимо публикаций в печати, могут быть использованы другие источники. Авторы экскурсии составляют их перечень, в который входят государственные архивы, музеи, хроникально-документальные и научно-популярные кинофильмы, где содержатся материалы по теме экскурсии. В качестве источника могут быть использованы воспоминания участников и очевидцев исторических событий. Однако при использовании мемуарных материалов во избежание неточностей и тенденциозности следует проявлять осторожность. Для рассказа должны быть отобраны только достоверные, тщательно проверенные факты и сведения. Отбор объектов заканчивается составлением карточки (паспорта) на каждый из них. В карточку вносятся основные данные об экскурсионном объекте и прикрепляется фотография. Третий этап – это составление маршрута с выявлением ресурсно-технического обеспечения тура, объезд маршрута, заключение договоров с партнерами, составление карты-схемы. На этом этапе работы уточняются трасса движения, месторасположение объектов, условия их обзора, выбираются средства размещения туристов и пункты общественного питания. В процессе объезда маршрута необходимо провести измерение времени, отводимого на показ объектов, переезд от одного объекта к другому. Это даст возможность уточнить продолжительность экскурсионного тура в целом и, в зависимости от результатов измерения, внести в маршрут необходимые коррективы. Все изменения отражаются на обзорной карте-схеме маршрута. На четвертом этапе происходит создание информационно-методического обеспечения тура – необходимой технологической документации, сопровождающей историко-экскурсионный тур. Технологическая документация нужна для обеспечения качественной работы экскурсовода, к ней относится: - контрольный текст экскурсии (материал, необходимый для полного раскрытия всех подтем, входящих в экскурсию); - «портфель экскурсовода» (комплект наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии); - методическая разработка (технологическая карта, это итоговый документ, который составляется в конце творческого процесса по созданию экскурсионного тура, в ней указываются тема, цель, задачи экскурсионного маршрута, его протяженность и продолжительность, объекты показа, места остановок, организационные и методические указания). Также в технологической документации маршрута для более эффективного информирования туристов уточняются условия о размещении (какие номера, комнаты или каюты, сколько человек может проживать, санитарно-бытовое обслуживание – наличие канализации, прачечных, душа или ванны в номерах), условия питания (ресторан, кафе, буфет – адрес и отдаленность от места проживания, план питания). Помимо этого, сюда относится график движения по маршруту (расписание) и краткое описание самого тура. Вся эта информация предоставляется туристам. Пятый этап – это калькуляция нового экскурсионного тура, его сдача и утверждение. Стоимость путевки рассчитывается путем сложения следующих показателей: транспортные услуги, проживание (стоимость умножается на ночи), питание, зарплата (гиды, экскурсоводы, руководитель группы), отчисления во внебюджетные фонды (страховые взносы и сбор на страхование от несчастных случаев), накладные расходы. Затем начисляется норма прибыли. Сдача нового экскурсионного тура проводится в форме творческой дискуссии, обмена мнениями, выявления недочетов. Участники должны быть предварительно ознакомлены с контрольным текстом экскурсий, входящих в экскурсионный тур, и методической разработкой, схемой маршрута, содержанием "портфеля экскурсовода", списком использованной литературы и т. д. При положительном заключении о контрольном тексте и методической разработке, а также на основании расчета стоимости нового тура выносится решение о его утверждении. Шестой, заключительный, этап заключается в продвижении нового турпродукта на рынок и в реализации путевок. Инструментами продвижения экскурсионного тура могут быть: − реклама (каталоги, брошюры, наружная реклама, реклама в СМИ, в пункте продажи); − стимулирование продаж (различные материалы для прямой почты, проспекты по конкретному направлению – метод поддержки); − связи с общественностью (оформление пресс-релизов и публикаций отдаются в информационные службы, комитеты); − пресс-конференции и пресс-демонстрации; − иллюстративные рассказы с описанием – имиджевая статья; − презентации; − ознакомительные туры; − выставки, ярмарки, научно-практические конференции; − видеофильмы. На этом же этапе определяются агенты, которые будут реализовывать данный историко-экскурсионный тур. Туристские и экскурсионные услуги, оказываемые исполнителем, должны соответствовать требованиям, установленным федеральными законами и нормативными документами, действующими в Российской Федерации, а также договору о реализации туристского продукта. Оценку и контроль качества исполнения туристских и экскурсионных услуг осуществляют с помощью экспертного и социологического методов. Экспертный метод предполагает проведение оценки деятельности на основе опроса и анализа суждений (качественных и количественных оценок) экспертов, специалистов отрасли, в том числе руководителей, менеджеров туристских и экскурсионных организаций, а также проверки технологических документов исполнителя туристских и экскурсионных услуг. Социологический метод предполагает проведение социологических обследований (анкетирование, опрос, записи в книге отзывов туристов, Интернет-отзывы) с последующим анализом полученных данных. Прохождение всех этапов разработки историко-экскурсионного тура иначе можно назвать генерацией туристского продукта – процесс отбора и обобщения содержания и свойств компонентов и работ при включении их в пакет туристского обслуживания в соответствии с целевой или тематической направленностью конкретного тура и возможностями их поставщиков или исполнителей. Создание нового туристско-экскурсионного продукта является сложным творческим процессом, который определяется, в первую очередь, экскурсионными возможностями региона.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 188; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |