КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 8. Экранные искусства: современный этап
Тема 7. Экранные искусства (кинематограф, телевидение, видео): специфика и взаимодействие Тема 6. Структуралистские и постструктуралистские теории кинематографа Семиотика кино. Понятия, термины. Визуальные структуры и семиология фильма. Язык и речь в кино. Проблема интерпретации. (Ж.Митри, Р.Барт, П.-П.Пазолини, У.Эко, К.Метц) Семиотика и семиосфера: понятия, основные аспекты (Ю. М.Лотман). Проблема смысла. Интертекстуальный анализ в кино (М.Ямпольский).
Основная литература: 1. Строение фильма. Некоторые проблемы анализа произведений экрана: Сб. статей/Сост. К. Разлогов. - М., 1984. 2. Лотман Ю. Семиотика кино и проблемы киноэстетики //Лотман Ю. М. Об искусстве. – СПб., 2000. 3. Ямпольский М. Б. Память Тиресия: Интертекстуальность и кинематограф. – М., 1993. Или: http://yanko.lib.ru/books/betweenall/yampolskiy-pamyat-tiresiya.htm
Список фильмов: Антониони М. Красная пустыня (1964) Годар Ж.-Л. На последнем дыхании (1959) Дрейер К.-Т. Вампир (1932) Мамулян Р. Доктор Джекил и мистер Хайд (1932) Параджанов С. Цвет граната (1969) Тарковский А. Сталкер (1979); Ностальгия (1983) Чаплин Ч. Огни большого города (1931) Эйзенштейн С. Броненосец «Потемкин» (1925); Иван Грозный (1944-45) Онтологический статус кино и телевидения. Основоположники и основные этапы развития телевидения. Язык телеэкрана, особенности теле- и видеовосприятия (теле- и видеоэстетика). Влияние новых экранных искусств на эстетику и восприятие кинофильма. Современная ситуация: глобальный аудиовизуальный конгломерат культуры, стирание границ между подсистемами, актуализация единого поля экранной культуры. Теория М. Маклюэна. Вопрос о собственном автономном содержании коммуникативного средства, технико-коммуникативного канала («средство есть сообщение»). Трактовка средств связи («холодные» и «горячие») как самоцели. Новая культурная установка – акцент на эффектности, а не на содержании зрелища. Основная литература: 1. Новые аудиовизуальные технологии /Отв. ред. К.Разлогов – М.: Едиториал УРСС, 2005. 2. Маклюэн М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. – М., 2003. Или: Осмысляя средства коммуникации: новое измерение кино //Искусство кино. 1994. №2. 3. Иоскевич Я.Б. Современный художественный процесс. - СПб., 1992. 4. Эко У. От Интернета к Гуттенбергу //Новое литературное обозрение. 1998. №32/4. С.5-14. Или: http://www.futura.ru/index.php3?idart=135 5. Ямпольский М. Интернет, или Постархивное сознание //Новое литературное обозрение. 1998. №32/4. Список фильмов: Бессон Л. Леон (1994) Калик М. Любить (1968) Триер фон Л. Танцующая в темноте (2000)
Из документальных фильмов и телепередач к теме 7 для просмотра рекомендуются: Тайны голубого экрана (реж. Т.Малова, 2009) Зворыкин-Муромец (вед. Л. Парфенов, реж. С.Нурмамед, И.Скворцов, 2010)
Глобальные изменения в онтологии кинообраза - переход от принципа отражения, «фотографизма» изображения к принципу моделирования действительности, путем экспериментирования с искусственной реальностью. Переход от принципа репрезентации к преимущественной симуляции. Ж.Бодрийар о симулякре. Роль техники и технологии в формировании и развитии языка экрана. Вариативность и игровая реальность на экране. Эстетические, социо-психологические и культурологические следствия процесса виртуализации.
Основная литература:
1. Новые аудиовизуальные технологии /Отв. ред. К.Разлогов – М.: Едиториал УРСС, 2005. 2. Бодрийар Ж. Злой демон образов //Искусство кино. 1992. №10 3. Искусство и новые технологии. Сб. ред. Иоскевич Я.Б. - СПб. 2001.
Список фильмов: Вачовски бр. Матрица (1999) Кроненберг Д. Экзистенция (1999) Лизбергер С. Трон (1982) Леонард Б. Газонокосильщик (1992) Ошии М. Авалон (2001) Сингх Т. Клетка (2000) Спилберг С. Особое мнение (2002) Программа курса «Теория экранных искусств» при заочной форме обучения в соответствии с учебным планом сокращена и предусматривает большее число самостоятельной работы студентов. В связи с этим предполагается следующий примерный список контрольных работ.
Темы контрольных работ:
1. Французский авангард в поисках «чистого» кино: «интегральное» кино (Ж.Дюллак) 2. Французский авангард в поисках «чистого» кино. Установка на субъективное в и дение (Ж. Эпштейн) 3. Фильм как игра пластических и музыкально-ритмических элементов (М.Л’ Эрбье, А.Ганс) 4. Французский авангард в поисках «чистого» кино. Пластический компонент и опора на воображаемое (Р.Клер) 5. Кинематограф и сюрреализм 6. «Жизнь врасплох» Дз.Вертова и проблема игровой и неигровой кинематографии 7. Монтажная теория Л.Кулешова 8. Монтажная теория Вс. Пудовкина 9. Теория монтажа С.Эйзенштейна. 10. «Запечатленное время» А.Тарковского 11.«Поэтическое кино» в семиотической трактовке П.-П. Пазолини 12.Структуралистские теории кино. Р. Барт о «третьем смысле» 13.Семиотика и семиосфера (Ю.М.Лотман) 14.Интертекстуальность в кино (М.Ямпольский). 15.Теория Г.М. Маклюэна в свете глобальности культуры. 16.Музыкальные клипы как новый вид взаимодействия кино и ТВ 17.Симуляция образов и искусственная реальность. (Ж.Бодрийар)
Оформление контрольных работ осуществляется согласно следующим правилам: o Титульный лист · указывается место обучения – Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения; · кафедра искусствознания; · дисциплина – Теория экранных искусств; · тема работы · ФИО студента, курс, специальность · ФИО преподавателя, проверившего работу, · место, год – Санкт-Петербург, 20_
o Содержание работы (структурирование по главам, параграфам) o Шрифт Times New Roman (12 при интервале 1,5 либо 14 при интервале 1). o Объем работы приблизительно 7-15 печатных страниц.
o Список использованной литературы или ссылка на интернет-ресурсы (в данном случае электронная сноска копируется полностью, напр., http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/LOTMAN/CINEMA.HTM) ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. Андреев Л.Г. Сюрреализм: История. Теория. Практика. – М.: Гелеос, 2004. 2. Виноградов. В. В. Стилевые направления французского кинематографа. М., 2010. (Гл. 2.) 3. Горизонты культуры. - СПб.,1992. (Статьи Я. Иоскевича, С. Добротворского, М.Трофименкова и Приложение.) 4. Дерябин А. Фильмы «малой формы» как предвестники телевидения: Тезисы к размышлению // Советская власть и медиа / Сб. ст. под общ. ред. Ханса Гюнтера и Сабины Хэнсген. СПб.: Академический проект, 2006. С. 387-395. 5. Добротворский С.Н. Кино на ощупь. – СПб.: СЕАНС, 2001. 6. Жижек С. Киберпространство, или Невыносимая замкнутость бытия //Искусство кино. 1998. №№1-2. 7. Жижек С. "Матрица", или Две стороны извращения //Искусство кино. 2000. №6. 8. Искусство и новые технологии. Сб. ред. Иоскевич Я.Б. - СПб. 2001. 9. История кино: современный взгляд. Киноведение и критика. – М.: Материк,2004. 10. Интерпретация в культуре. Сборник статей. (Статьи Я. Иоскевича и М. Трофименкова.) СПб., 1999. 11. Казин А.Л. Философия искусства в русской и европейской духовной традиции. - СПб.: Науч.изд. РИИИ, СПб. Ун-т кино и ТВ, СПб: Алетея, 2000. 12. Кракауэр З. Психологическая история немецкого кино. - М., 1977. 13. Кочетков А.В. США и глобализация ТВ. – М-Л.,1996. 14. Кулешов Л. Азбука кинорежиссуры – М.: Искусство, 1969 15. Лотман Ю. М. Об искусстве. – СПб., 2000. 16. Морен Э. Дух времени // Киноведческие записки. 2000. № 45. С. 253-269. 17. Поэтика кино /Перечитывая «Поэтику кино» - СПб., 2001. (Статьи Б.Эйхенбаума, Ю.Тюнянова, В.Шкловского, Р.Копыловой.) 18. Саппак В. Телевидение и мы: Четыре беседы. – М.: Аспект Пресс, 2007. 19. Соколов А. Г.Монтаж изображения: Простейшие принципы. Учеб. пособие. – М.: ВГИК, 1985. 20. Соколов А. Г.Монтаж: телевидение, кино, видео — Editing: television, cinema, video. — M.: Издательство «625», 2001. 21. Соколов В.С. Киноведение как наука. – М.: НИИ киноискусства, 2008. 22. Тарковский А. Уроки режиссуры: учебное пособие. – М., 1993. Или: Искусство кино. 1990. №№ 7-10. 23. Филиппов С. Киноязык и история. – М.: Клуб «Альма Анима», 2006. 24. Хромченко Н.А. Европейское ТВ в эпоху глобализации вещания. – М-Л., 1994. 25. Эйзенштейн С.М. Избр. произв. в 6 томах. М.1964-1970.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
http://imdb.com (на англ. яз.) http://ru.wikipedia.org http://www.krugosvet.ru www.kinoart.ru www.russiancinema.ru
* В соответствии с учебным планом, специальности, где чтение дисциплины «Теория экранных искусств» ограничивается 10 ч. и 20 ч. Раздел III. Современный период не рассматривается. Отчасти этот пробел компенсируется количеством часов, отведенных студентам на самостоятельную работу и темами контрольных работ, данных ниже.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 80; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |