Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сертификация производства. Сертификация продукции.




Роль, функции и права службы технического контроля.

Организация технического контроля на предприятии.

 

8.1.Качество продукции (работ, услуг): понятие, показатели. Классификация и методы контроля качества. Учет брака.

Конечной целью любого производства является создание конкурентоспособного товара. Конкурентоспособность товара означает его способность быть более привлекательным для потребителя по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения благодаря лучшему соответствию своих качественных и стоимостных характеристик требованиям данного рынка и потребительским оценкам. К факторам, определяющим конкурентоспособность, относят цену продукции, затраты в сфере её потребления или эксплуатации за нормативный срок службы и качество сервиса продукции. Но основным фактором достижения конкурентоспособности является качество продукции. На наш взгляд, наиболее точное определение понятия «качество продукции» дано в ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Термины и определения». В нем кроме определения приведены разъяснения свойств, показателей и уровня качества продукции. Согласно этому стандарту качество продукции — это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Под свойством продукции понимается объективная особенность последней, проявляющаяся при ее производстве, эксплуатации или потреблении. В этой связи необходимо различать производственные и потребительские свойства продукции. К производственным относится вся без исключения совокупность свойств продукции, создаваемых в процессе производства. Это потенциальное качество. Потребительские свойства и характеристики продукции определяют лишь ту совокупность показателей, которая относится к числу наиболее важных и значимых для потребителя. Уровень качества - это относительная характеристика качества основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с соответствующими показателями продукции, принятой за базу для сравнения.

Наряду с уровнем качества определяется технический уровень продукции. Оценка последнего обычно проводится при разработке новых или аттестации серийно выпускаемых изделий по номенклатуре технических показателей.

Качество продукцииэто совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.

В общей совокупности показателей качества продукции выделяют единичные и комплексные показатели, характеризующие её свойства, а так же обобщающие показатели, выражающие уровень её качества. При этом единичные и комплексные показатели применяются для определения конкретных заданий по улучшению качества с учетом особенностей выпускаемых видов продукции и характера её производства. Они используются в работе конструкторов и технологов при создании и освоении новых и модернизации ранее освоенных изделий, при техническом контроле их производства и других целях. Обобщающие показатели характеризуют качество выпускаемой продукции независимо от её вида и назначения. К ним, в частности, могут относиться объем и удельный вес производства отдельных видов прогрессивных, высокоэффективных изделий в общем выпуске продукции данной группы, а так же величина экономического эффекта от использования продукции повышенного качества. Обобщающие показатели качества используются в планах предприятий. По уровню этих показателей можно судить о качестве выпускаемой продукции в целом на предприятии и отрасли.

Всю совокупность показателей качества продукции можно классифицироватьпо следующим признакам:

1) По количеству характеризуемых свойств (единичные и комплексные показатели);

2) По отношению к различным свойствам продукции (показатели надежности, технологичности, эргономичности и другие);

3) По стадии определения (проектные, производственные и эксплуатационные показатели);

4) По методу определения (расчетные, экспериментальные, экспертные показатели);

5) По характеру использования для оценки уровня качества (базовые и относительные показатели);

6) По способу выражения (размерные показатели и показатели, выраженные безразмерными единицами измерения, например баллами, процентами).

При оценкетехнического уровня и качества продукциииспользуются следующиеосновные группы показателей качества:

1) Показатели назначения, характеризующие полезный эффект от эксплуатации и использования продукции и обусловливающие область её применения;

2) Показатели надежности и долговечности, характеризующие свойства надежности и долговечности изделий в конкретных условиях их использования;

3) Показатели технологичности, характеризующие эффективность конструкторско-технических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции;

4) Экономические показатели, отражающие затраты на разработку, изготовление и эксплуатацию, а также экономическую эффективность эксплуатации;

5) Показатели стандартизации и унификации, характеризующие степень использования в продукции стандартизованных изделий и уровень унификации составных частей изделия;

6) Эргономические показатели, характеризующие систему человек – изделие – среда и учитывающие комплекс гигиенических, психологических, антропометрических, физиологических свойств человека, проявляющихся в производственных и бытовых процессах;

7) Эстетические показатели, характеризующие такие свойства продукции, как выразительность, оригинальность, гармоничность, целостность, соответствие среде и стилю;

8) Патентно-правовые показатели, характеризующие степень патентной защиты изделия в стране и за рубежом, а так же его патентную чистоту;

9) Экологические показатели;

10) Показатели транспортабельности;

11) Показатели безопасности.

Под управлением качеством продукциипонимают действия, осуществляемые при создании, эксплуатации или потреблении продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня её качества.

Функции управления качеством:

1. прогнозирование потребностей рынка, технического уровня и качества продукции;

2. планирование повышения качества продукции;

3. нормирование требований к качеству продукции и стандартизация;

4. разработка и постановка продукции на производство;

5. технологическая подготовка производства;

6. организация взаимоотношений по качеству продукции между поставщиками сырья и комплектующих изделий, предприятиями –изготовителями и потребителями продукции.

7. контроль качества и испытания продукции;

8. профилактика брака в производстве;

9. внутрипроизводственная аттестация продукции, технологических процессов, рабочих мест, исполнителей;

10. сертификация продукции, работ, услуг, систем качества и производств;

11. стимулирование и ответственность за достигнутый уровень качества;

12. внутрипроизводственный учет и отчетность по качеству продукции;

13. технико-экономический анализ изменения качества продукции;

14. правовое обеспечение управления качеством продукции;

15. информационное обеспечение управления качеством продукции;

16. материально-техническое обеспечение качества продукции;

17. метрологическое обеспечение качества продукции;

18. специальная подготовка и повышение квалификации кадров;

19. организационное, технологическое, финансовое обеспечение управлением качества продукции;

Особое место в управлении качеством продукции занимает контроль качества и профилактика брака.Именно в процессе контроля осуществляется сопоставление фактически достигнутых результатов функционирования системы с запланированными.

Система контроля качества продукциипредставляет собойсовокупность взаимосвязанных субъектов и объектов контроля, используемых видов, методов и средств оценки качества изделий и профилактики брака на различных этапах жизненного цикла продукции и уровнях управления качеством. Для существенного улучшения результатов деятельности по контролю качества продукции необходима концентрация усилий работников контрольных служб на обеспечении:

· контроля качества продукции на этапе её разработки;

· нормоконтроля конструкторской, технологической и другой документации на осваиваемые и модернизируемые изделия;

· входного контроля качества сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий;

· контроля соблюдения технологической дисциплины непосредственно исполнителями производственных операций;

· самоконтроля основных производственных рабочих, бригад, участков, цехов и других подразделений предприятия.

Правильное использование перечисленных видов контроля способствует значительному повышению его активного воздействия процесс формирования качества изделий, поскольку осуществляется не пассивная фиксация брака в производстве, а профилактика его возникновения.

Технический контроль представляет собой комплекс выполняемых в установленном порядке контрольных операций по проверке соответствия их установленным техническим требованиям на всех стадиях производства. Изделия, удовлетворяющие всем установленным требованиям чертежей, технических условий и стандартов, считаются годными. Изделия, передачу которых потребителю не допускают из-за наличия дефектов, относятся к браку. Изделия, имеющие устранимые дефекты, относятся к исправимому браку, а неисправимые дефекты - к неисправимому браку. Брак приводит к перерасходу материалов, энергии, топлива, к повышению себестоимости, к снижению производительности труда и уровня использования производственных возможностей цехов и заводов.

Объектами технического контроля являются изделия, материалы для их изготовления, входящие в них элементы, процессы их создания, применения, транспортирования, хранения, технического обслуживания и ремонта, а так же соответствующая документация. Объекты технического контроля определяют исходя из совокупности факторов, влияющих на качество на всех стадиях производства.

На заводах применяют следующие виды технического контроля:

1. производственный – на специально оборудованных стационарных пунктах; экономически целесообразен при контроле большого количества одинаковых объектов и при включении контрольных пунктов в поточные линии;

2. летучий – проводимый в случайное время; предназначается для периодической проверки качества продукции на рабочих местах в целях предупреждения брака;

3. сплошной – это контроль каждой единицы продукции, применяемый в случае ненадежности качества поступающих на предприятие материалов, полуфабрикатов, заготовок, а так же для оценки качества продукции перед финишными дорогими и сложными операциями и перед выпуском их в готовом виде;

4. выборочный – при котором решение о качестве продукции принимается по результатам проверки одной или нескольких выборок (проб) из партии или потока;

5. визуальный – это контроль, осуществляемый зрительно, без применения измерительных приборов;

6. измерительный – контроль осуществляется с применением средств измерения размеров и геометрической формы изготавливаемой продукции;

7. входной – контроль продукции поставщиков;

8. операционный – контроль элементов или процесса во время его выполнения или после завершения;

9. приемочный контроль продукции, по результатам которого принимаются решения о её пригодности к поставкам или исполнению.

Для выявления дефектов и установления соответствия качества требованиям нормативной документации применяют методы контроля:

· разрушающие методы контроля;

· неразрушающие методы;

· методы испытания.

Разрушающие методы контроля – это механические испытания металла на контрольных образцах и образцах для определения временного сопротивления разрыву, предела прочности, предела текучести и т. д.

Неразрушающие методы контроля нашли широкое применение при оценке качества изделий в заводских и монтажных условиях. Различают следующий контроль без разрушения изделий:

§ внешний осмотр;

§ проверка плотности (герметичности);

§ просвечивание рентгеновскими и гамма-лучами;

§ магнитографический;

§ ультразвуковой;

§ люминесцентный;

§ цветной.

Внешним осмотром проверяют состояние изделий до начала, в процессе и после работы.

Проверке на прочность, герметичностьподвергаются сосуды, трубопроводы, резервуары, предназначаемые для хранения жидкостей и газов, работающих под давлением. Проверка прочности, герметичности осуществляется следующими способами: испытание керосином, воздухом, вакуумированием, гидравлическими испытаниями и газоэлектрическими течеискателями.

Физические методы контролябез разрушения – это просвечивание рентгеновскими и гамма – лучами, магнитный и ультразвуковой контроль. Решение о целесообразности применения одного из этих методов контроля должно быть принято на основе экономических расчетов. Предпочтение отдается тому методу, затраты на осуществление которого, окупаются полученной экономией от его применения за короткий срок.

Магнитографический контроль – это широко применяемая разновидность магнитного метода неразрушающего контроля. Предназначается в основном для сварных стыков листовых конструкций и трубопроводов при толщине основного металла 2-18 мм.

Ультразвуковой контроль используют для выявления непроваров, пор, шлаковых включений, трещин и других дефектов в сварных швах толщиной до 300 мм изделий из черных, цветных металлов и сплавов. Благодаря разработанной системе оценке дефектов ультразвуковой контроль применяют в качестве самостоятельного метода. А так же в сочетании с рентгеновским контролем и гамма – лучами.

Полный охват объектов сплошным контролем в массовом и серийном производстве не всегда возможен по техническим и экономическим соображениям. Так доставка большого количества сварных элементов к специально оборудованным пунктам при контроле рентгеновскими и гамма лучами затруднена из-за перегрузки транспортных средств сварочных цехов. Кроме того, сплошной контроль требует значительных затрат времени на контрольные и транспортные операции, что приводит к увеличению трудоемкости сварных конструкций, цикла их изготовления и затрат на контрольные операции. В связи с этим сплошной контроль заменяют выборочным. В условиях массового и крупносерийного производства, отличающегося стабильностью номенклатуры изделий, однородностью их качества, постоянством технологических режимов и условий производства, возможно применение статистических методов управления качеством продукции.

Статистические методы основываются на закономерностях теории вероятности и математической статистики. Эти методы позволяют оценить качество всей изготавливаемой партии объектов путем проверки некоторого их количества, составляющего выборку или пробу. В результате уменьшается объем контрольных работ, численность контролеров и себестоимость изделий. Заготовки и изделия поступают на контроль с оформленной сопроводительной документацией в виде рабочего наряда или сменного задания. Если контролером обнаружен брак, то в сопроводительных документах указывается количество принятых и количество забракованных объектов. Неисправимый брак изымается из производства и сдается на склад бракованной продукции. Исправимый брак фиксируется контролером и направляется для исправления рабочему или бригаде. На производстве существует понятие «сдача продукции с первого предъявления».

Учет и анализ брака соединений производится по данным о дефектах отдельных деталей, узлов и изделий в целом. Качество этих объектов анализируется по видам продукции, отдельным заказам, участкам, цехам. Учет брака на заводе производится ОТК, анализ брака по ежемесячным отчетам о браке и разработка мероприятий по повышению качества возлагаются на отдел главного технолога.

Система и порядок учета брака зависят прежде всего от типа производства. В цехах единичного и мелкосерийного производства работа задается по нарядам, которые по окончанию работы ежедневно передаются в бухгалтерию с подписями мастера и контролера. При этой системе первичным документом учета и анализа брака является «Акт о браке» либо «Извещение о браке», в котором указываются характер, причины и виновники брака. При серийном и массовом производстве учет и анализ брака производится по сменным рапортам. Составляемым контролером. При всех типах производства сварных конструкций учет и анализ брака базируется на его классификации по видам, причинам и виновникам, оформляемой в виде классификатора брака. Классификатор бракаиспользуется контролерами и производственным персоналом в качестве руководящего материала, упрощающего оформление брака и являющегося основой механизации его учета с использованием компьютеров.

Технический контроль — это проверка соответствия продукции или процесса, от которого зависит качество продукции, установленным стандартам или техническим требованиям. В машиностроении он представляет собой совокупность контрольных операций, выполняемых на всех стадиях производства от контроля качества поступающих на предприятие материалов, полуфабрикатов, комплектующих приборов и изделий до выпуска готовой продукции. Технический контроль является неотъемлемой частью производственного процесса, он выполняется различными службами предприятия в зависимости от объекта контроля. Однако контроль качества готовой продукции и полуфабрикатов своего производства осуществляет отдел технического контроля (ОТК), хотя ответственность за качество не снимается с исполнителей и руководителей производственных подразделений (цехов и участков).

Основной задачей технического контроля на предприятии является своевременное получение полной и достоверной информации о качестве продукции, состоянии оборудования и технологического процесса с целью предупреждения неполадок и отклонений, которые могут привести к нарушениям стандартов и технических условий.

Объектами технического контроля на машиностроительном предприятии являются поступающие материалы, полуфабрикаты на разных стадиях изготовления, готовая продукция предприятия (детали, мелкие сборочные единицы, узлы, блоки, изделия), средства производства (оборудование, инструмент, приборы, приспособления и др.), технологические процессы и режимы обработки, общая культура производства.

Функции технического контроля во многом определяются задачами и объектами производства. Это — контроль за качеством и комплектностью выпускаемых изделий, учет и анализ возвратов продукции, дефектов, брака, рекламаций и т. д.

Основными задачами ОТК являются предотвращение выпуска продукции, не соответствующей требованиям стандартов, технических условий, эталонов, технической документации, договорным условиям, а также укрепление производственной дисциплины и повышение ответственности всех звеньев производства за качество выпускаемой продукции. В соответствии с указанными задачами ОТК выполняет следующие функции: планирование и разработку методов обеспечения качества продукции, контроль и стимулирование качества.

Планирование и разработка методов обеспечения качества включает: планирование уровня качества изделия, планирование контроля качества и технических средств контроля; сбор информации о качестве, определение затрат на обеспечение качества, обработку информации и анализ данных о качестве из сферы производства и эксплуатации; управление качеством поставляемой продукции поставщиками и управление качеством продукции на собственном предприятии; разработку методик контроля, обеспечивающих сравнимость и надежность результатов контроля качества; разработку (совместно с техническими подразделениями) технических условий, кондиций и стандартов для осуществления управления качеством продукции.

Контроль качества объединяет следующие задачи: входной контроль качества сырья, основных и вспомогательных материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, инструментов, поступающих на склады предприятия; производственный пооперационный контроль за соблюдением установленного технологического режима, а иногда и межоперационную приемку продукции; систематический контроль за состоянием оборудования, машин, режущего и измерительного инструментов, контрольно-измерительных приборов, прецизионных средств измерения, штампов, моделей испытательной аппаратуры и весового хозяйства, новых и находящихся в эксплуатации приспособлений, условий производства и транспортировки изделий и другие проверки; контроль моделей и опытных образцов готовой продукции.

Стимулирование качества предполагает: разработку документации, отражающей методы и средства мотивации в области обеспечения качества продукции; разработку положений о премировании работников предприятия за качество работы.

Начальник отдела технического контроля непосредственно подчиняется директору предприятия. Он имеет право прекращать приемочный контроль продукции, имеющей повторяющиеся дефекты, до устранения причин, вызывающих эти дефекты; запрещать использование сырья, материалов, комплектующих изделий и инструмента, не отвечающих установленным требованиям изготовления новой продукции. При возникновении брака начальник ОТК предъявляет обязательные для исполнения требования к подразделениям и должностным лицам предприятия по устранению причин возникновения дефектов продукции и представляет руководству предприятия предложения о привлечении к ответственности должностных лиц и рабочих предприятия, виновных в изготовлении бракованной продукции. Наравне с директором и главным инженером предприятия он несет ответственность за выпуск недоброкачественной или несоответствующей стандартам и техническим условиям продукции.

Тесную связь с деятельностью ОТК имеют метрологический отдел; отделы стандартизации, главного технолога, главного металлурга и главного конструктора; отдел надежности; отдел или цех гарантийного обслуживания и др. Общее руководство работами по обеспечению качества продукции осуществляет главный инженер (технический директор) предприятия. Он привлекает для выработки и анализа вариантов управленческих решений постоянно действующую комиссию по качеству (ПДКК), в состав которой входят большинство главных специалистов предприятия, включая начальника ОТК.

В условиях конкуренции завоевать соответствующий рыночный сегмент можно, только предоставив потенциальным потребителям достоверную информацию о качестве товара. Исходя из необходимости обеспечения потребителя объективной и достоверной информацией о качестве, стал распространяться такой вид контроля, как сертификация.

Сертификация – деятельность третьей стороны, независимой от изготовителя (или продавца) и потребителя продукции, по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям.

Сертификация базируется на следующих основных принципах:

1. обеспечение государственных интересов при оценке безопасности продукции и достоверности информации о её качестве;

2. добровольность либо обязательность;

3. объективность, т. е. независимость от изготовителя и потребителя;

4. достоверность, т. е. использование профессиональной испытательной базы;

5. исключение дискриминации в сертификации продукции отечественных и зарубежных изготовителей;

6. предоставление изготовителю права выбора органа по сертификации и испытательной лаборатории;

7. установление ответственности участников сертификации;

8. правовое и техническое обеспечение, а так же многофункциональность использования результатов сертификации (сертификатов и знаков соответствия) изготовителем, торговлей, потребителем, органами надзора, таможней, страховыми организациями, биржами, аукционами, арбитражем, судом;

9. открытость информации о положительных результатах сертификации продукции или о прекращении действия сертификата;

10. разнообразие форм и методов проведения сертификации продукции с учетом её специфики, характера производства и потребления.

Организация сертификации включает две стадии:

- обеспечение и реализация условий для создания производства продукции, подлежащей сертификации;

- организация и проведение сертификации продукции, как подтверждение её соответствия требованиям нормативно-технической документации.

Правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов в России регламентируются Законом РФ «О сертификации продукции и услуг», отвечающего международным нормам в этой области. Организация и контроль работ по сертификации осуществляется Комитетом РФ по стандартизации, метрологии и сертификации. Методическое руководство этой работой осуществляет ВНИИ сертификации.

Согласно этому закону приняты следующие определения:

сертификат соответствия – документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям.

Знак соответствия – зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам, принятым в данной системе сертификации, подтверждается соответствие маркированной им продукции определенным требованиям.

Орган по сертификации – это организация, которая проводит сертификацию и несет ответственность за её результаты. Но он обязательно должен пройти аккредитацию, т. е. получить официальные полномочия на осуществление деятельности по сертификации.

Заявители – предприятия, организации, граждане, обратившиеся с заявкой на проведение сертификации конкретного типа или марки продукции.

Сертификационные центры – это органы, проводящие сертификацию продукции очень узкой номенклатуры.

Испытательные лаборатории – это производственные подразделения, непосредственно осуществляющие испытания, проверку и сопоставление их результатов.

Важную роль во всех системах сертификации играют эксперты-аудиторы, которые проходят специальную подготовку и затем аттестуются на право проведения определенных видов работ в области сертификации.

В Госстандарте России организована государственная регистрация систем обязательной и добровольной сертификации и знаков соответствия. В соответствии с законодательством о введении обязательной сертификации разработаны и зарегистрированы Госстандартом России в государственном реестре такие отраслевые системы сертификации, как

§ Система сертификации «ГОСТ Р». Она охватывает большую номенклатуру продукции общепромышленного назначения. Организует сертификацию Госстандарт России.

§ Система сертификации авиационной техники и объектов гражданской авиации. Организует сертификацию Межгосударственный авиационный комитет.

§ Система сертификации «Электросвязь». Организует сертификацию Министерство связи РФ.

С целью признания российских сертификатов и преодоления барьеров в торговле Россия вошла в целый ряд международных систем сертификации, таких как

· система испытаний электрооборудования на соответствие стандартам безопасности (МЭК);

· система сертификации легковых, грузовых автомобилей, автобусов и других транспортных средств (ЕЭК ООН);

· система сертификации ручного огнестрельного оружия и патронов и.т.д.

Сердцевиной любой системы сертификации является способ, метод проверки соответствия продукции заданным требованиям, который называется схемой сертификации.

Порядок проведения сертификации, описание возможных схем сертификации, условий и особенностей их применения содержится в следующих нормативных документах:

«Порядок проведения сертификации продукции в РФ», утвержденный постановлением № 15 Госстандарта России от 21 сентября 1994 года, изменение № 1 «Порядка проведения сертификации продукции в РФ», утвержденный постановлением № 15 Госстандарта РФ от 25 июня 1996 года и «Правила сертификации работ и услуг в РФ», утвержденные постановлением № 17 Госстандарта России от 5 августа 1997 года.

Создание системы качества, обеспечение её устойчивого функционирования, проведение сертификации – сложный процесс, требующий определенных усилий, времени и затрат, в том числе финансовых. Сертификация систем качества осуществляется третьей стороной. В качестве нормативной модели принимаются, как правило, нормы стандартов ИСО серии 9000.

Программа работ по доведению действующей на предприятии системы качества до уровня соответствия требованиям международных стандартов ИСО серии 9000включает следующие этапы:

· Организация работ по совершенствованию действующей на предприятии системы качества. Задача данного этапа заключается в обеспечении наиболее полного и эффективного взаимодействия всех исполнителей и соискателей, вовлеченных в работы по созданию и внедрению системы качества на предприятии.

· Обследование производства конкретной продукции. Анализ нормативно-технической документации по качеству. Задача данного этапа состоит в определении практической реализации задач системы качества на основе выполнения требований международных стандартов ИСО 9000, а так же в выявлении узких мест в производстве продукции и установлении степени их влияния на стабильность качества данной продукции.

· Разработка элементов системы качества. Данный этап предусматривает формирование документальной части системы качества.

· Практическая отработка элементов системы качества. Задачей данного этапа является организация работ по внедрению документов системы качества и создание необходимых (с точки зрения системы качества) предпосылок стабильного изготовления продукции в соответствии с установленными требованиями.

· Подготовка системы качества к сертификации. Заключительным этапом работ по созданию системы качества на основе международных стандартов ИСО 9000 является её сертификация на соответствие требованиям этим стандартам.

Системы сертификации могут действовать на национальном, региональном и международном уровнях. По правовому статусу выделяются обязательные, добровольные и самостоятельные системы сертификации.

Законом РФ «О сертификации продукции и услуг» определены следующие формы контроля со стороны государственных органов: 1) государственный контроль и надзор; 2) инспекционный контроль за соблюдением правил сертификации и за сертифицированной продукцией; 3) государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и обеспечения единства измерений.

Порядком проведения сертификации устанавливается последовательность действий, составляющих совокупную процедуру сертификации.

Подача заявки на сертификацию. Заявитель направляет заявку в соответствующий орган по сертификации, который должен рассмотреть заявку в установленный срок (до 1 мес.) и сообщить заявителю решение, какие органы и испытательные лаборатории может выбрать заявитель.

Выбор, идентификация образцов и их испытания. Испытательная лаборатория отбирает образцы, и те, которые прошли испытания, представляются заявителю и в орган по сертификации.

Оценка производства. В зависимости от схемы сертификации анализируют состояние производства, сертификацию производства и (или) сертификацию системы управления качеством.

Выдача сертификата соответствия. Протоколы испытаний, результаты оценки производства и другие документы о соответствии продукции, поступившие в орган по сертификации, анализируют для выработки окончательного заключения о соответствии продукции заданным требованиям. На основании заключения орган по сертификации принимает решение о выдаче сертификата соответствия. При положительном решений оформляется сертификат, в котором указывают основания для его выдачи и регистрационный номер. Срок действия сертификата устанавливается не более чем на 3 года. Изготовителю продукции, получившему сертификат, предоставляется право маркировки сертифицированной продукции знаком соответствия.

Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией. Контроль проводится, если это предусмотрено схемой сертификации, в течение всего срока действия сертификата и лицензии на применение знака соответствия (не реже одного раза в год).

Корректирующие мероприятия. В случае нарушения соответствия продукции установленным требованиям и правил применения знака соответствия назначают корректирующие мероприятия и сроки их выполнения. Если корректирующие мероприятия привели к положительным результатам, то сертификат и знак соответствия сохраняются. При невыполнении корректирующих мероприятий сертификат и знак соответствия изымаются.

Каждый товаропроизводитель, оценивая эффективность работы по сертификации, должен сопоставлять возможные затраты на её проведение с экономическими преимуществами производства и реализации сертифицированной продукции.

По действующему законодательству оплата работ по обязательной сертификации конкретной продукции производится заявителем и относится на себестоимость продукции. Следует отметить, что вложенные в сертификации средства окупаются достаточно быстро за счет возможности значительного повышения цены на сертифицированную продукцию.

К основным преимуществам производства и реализации сертифицированной продукции следует отнести:

· Возможность проведения более эффективной рекламной кампании продукции и предприятия в целом;

· Увеличение доли занимаемого рынка сбыта;

· Повышение продажной цены и соответственно прибыли;

· Повышение производственно-технического уровня собственного производства;

· Улучшение качества нормативно-технической документации на производство сертифицированной продукции и ускорение научно-технического прогресса на предприятии;

· Рост доверия хозяйственных партнеров при осуществлении взаимных поставок;

· Повышение уровня конкурентоспособности продукции и предприятия в целом, укрепление его деловой репутации.

С предприятиями, имеющими сертифицированную систему качества, охотнее заключают контракты. Коммерческие банки при прочих равных условиях охотнее дают таким предприятиям кредит. Страховые компании охотнее страхуют потребителя от риска ущерба.

 

Контрольные вопросы:

1. Качество продукции (работ, услуг): понятие, показатели. Классификация и методы контроля качества. Учет брака.

2. Роль, функции и права службы технического контроля.

3. Сертификация производства. Сертификация продукции.

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 50; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.