Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы управления социально-экономическим развитием региона




Содержание, цели, критерии оценки регионального развития.

Теория размещения населенных пунктов.

Следующим шагом в развитии теорий размещения стало появление теории

размещения населенных пунктов. Первую теорию о функциях и размещении системы

населенных пунктов (центральных мест) в рыночном пространстве выдвинул

В.Кристаллер. Его теория центральных мест раскрывается в вышедшей в 1913 г. работе

"Центральные места в Южной Германии". Центральными местами Кристаллер

называет экономические центры, которые обслуживают товарами и услугами не только

себя, но и население своей округи (зоны сбыта). Зоны обслуживания и сбыта имеют

тенденцию оформляться в соты (правильные шестиугольники), а все заселенная

территория покрывается шестиугольниками без просвета (кристаллеровская решетка).

Благодаря этому минимизируется среднее расстояние для сбыта продукции или поездок в

центры для покупок и обслуживания.

Одни товары и услуги (товары первой необходимости) должны предоставляться в

каждом населенном пункте, другие - в средних поселениях(обычная одежда, основные

бытовые услуги), третьи - только в крупных городах (театры, музеи, предметы роскоши).

Каждое центральное место имеет тем большую зону сбыта, чем выше уровень иерархии, к

которому оно принадлежит. Кроме продукции, необходимой для зоны своего ранга, центр

производит товары и услуги, типичные для всех центров более низших рангов. Тип

иерархии определяется числом центральных мест следующего, более низкого уровня

иерархии, подчиненных одному центральному месту.

Таким образом, теория центральных мест позволяет создать эталон системы

расселения.

 

 

Региональное развитие – это режим функционирования региональной, который

ориентирован на положительную динамику всех основных параметров уровня жизни,

которая обеспечена устойчивым и сбалансированным воспроизводством хозяйственного

потенциала, ресурсного, экономического, социально-демографического потенциала.

Термин «развитие» часто употребляется в различных сочетаниях: экономическое

развитие, социально-экономическое развитие, развитие региона и т.п. В любом случае од

развитием понимается любое прогрессивное изменение в экономической сфере. Если

изменение количественное – то говорят об экономическом росте, если качественное – о

структурных изменениях, а если комплексное – то о целостном развитии региона.

Развитие всегда имеет направленность, которая определяется целью руководства. Если

динамика положительная – прогрессивное развитие, если отрицательная – регресс.

Развитие региона обычно рассматривается с точки зрения совокупности социальных и

экономических целей: рост производства, доходов, изменения в административной

структуре общества и т.п. Такое понимание комплексности с учетом комплексности

факторов социальных, культурных, экономических характеристик и совокупность

качественных и количественных характеристик принципиально отличают развитие от

роста.

Цели регионального управления в разных странах различные. Общей чертой является то,

что в качестве приоритетной цели выступает улучшение качества жизни населения, а

потом уже улучшение здоровья, увеличение продолжительности жизни, повышение

качества образования, оздоровление окружающей среды, повышение доходов населения.

Собственно экономические цели отступают на второй план и не являются самоценными, а

являются лишь инструментами.

Цели могут быть долгосрочные и краткосрочные. Примерами долгосрочных целей могут

служить создание информационного общества, новых рабочих мест для

высококвалифицированных специалистов. А примеры краткосрочных целей – это прирост

ВВП в квартале, прирост объема производства, преодоление кризиса.

Цели регионального развития:

1. Главная цель – улучшение качества жизни населения региона.

2. Повышение доходов, улучшение здоровья населения и повышение уровня его образования.

3. Создание целей, способствующих росту благосостояния людей, в результате формирования соц. – экономических, политических, институциональных систем, ориентированных на уважение человеческого достоинства.

4. Увеличение степени свободы людей, в том числе их экономической свободы.

Соответственно целям выстраивается и система критериев и показателей, которыми

достигаются цели. Универсальным интегральным показателем является индекс развития

человека, который ранжирует страны от 0 до 1. Для его расчета используется три

показателя экономического развития:

- ожидаемая продолжительность жизни при рождении и средняя продолжительность

жизни;

- интеллектуальный потенциал (грамотность взрослого населения и средняя продолжительность обучения);

- величина душевого дохода с учетом покупательной способности национальной валюты.

Используются также частные показатели развития регионов:

- доход на душу населения;

- степень дифференциации доходов;

- уровень потребления отдельных материальных благ;

- уровень физического здоровья населения;

- уровень образования;

- степень счастья населения.

Особое значение в определении уровня экономического развития региона имеют ВРП,

ВРП и реальный ВРП на душу населения.

ВРП – это рыночная стоимость товаров и услуг, произведенных в регионе за

определенный период.

ВВП региона – это объем произведенной продукции и услуг в экономике региона.

Реальный ВРП на душу населения – это стоимость затрат на личные покупки.

Для оценки динамики развития региона обычно используют показатели, которые

оценивают темпы экономического роста, темпы роста и спада производительности труда,

темпы роста дохода, структурных изменений в экономике региона.

В России разработаны следующие критерии социально-экономического развития региона:

- ВРП и ВВП региона (в том числе в расчете на душу населения) и изменение этих показателей;

- средний уровень дохода и степень дифференциации доходов населения;

- продолжительность жизни, уровень физического и психического здоровья населения;

- уровень образования;

- уровень потребления материальных благ и услуг: жилье и ЖКХ, продукты,

транспортные услуги, обеспеченность товарами длительного пользования.

- уровень здравоохранения: обеспеченность больницами, аптеками, диагностическими

центрами, услугами скорой помощи;

- состояние окружающей среды;

- обогащение культурной жизни людей;

- развитие малого бизнеса.

В целом на уровне регионов рассматриваются следующие критерии и соответствующие им показатели социально-экономического развития.

Критерии социально-экономического развития региона Показатели социально- экономического развития региона
Характеристики региона. 1. ВРП   2.Доходы населения     3.Уровень жизни, психического и физического здоровья людей.   4. Уровень образования.   5.Уровень потребления материальных благ и услуг.     6.Уровень здравоохранения     7.Состояние окружающей среды     8.Качество жизни человека   Измеряют критерий. 1. абсолютная величина ВРП; уровень ВРП на душу населения; темп роста ВРП. 2. среднедушевой уровень доходов населения; степень дифференциации доходов; прожиточный минимум; темп роста доходов. 3. средняя продолжительность жизни; статистика заболеваний. 4. средняя продолжительность обучения; степень обеспечения людей высшим образованием, средним образованием; количество преподавателей с ученой степенью. 5. степень обеспеченности домашних хозяйств продуктами питания, жильем, телефоном, товарами длительного пользования. 6. обеспеченность поликлиниками, больницами, аптеками; услугами скорой помощи; степень предоставления платных дополнительных услуг; среднее годовое коек в больнице; уровень смертности и рождаемости 7. степень загрязненности территории, экологическая безопасность, показатель радиоактивного фона, объем выбросов предприятий в окружающую среду. 8. индекс развития человека(0-1)

Методы регулирования регионального развития могут быть классифицированы по разным

критериям:

1. по способу воздействия на объект регулирования выделяют:

А. экономические – оказывают стимулирующие и ограничивающие воздействие на

проблемы территорий. В свою очередь они делятся на: прямые и косвенные

Прямые: законодательные акты, связанные с регулированием государственной

собственности; акты, регулирующие дотационные трансферты территории; акты, которые

регулируют выплаты по социальной защите, и т.д.

Косвенные методы делятся на:

1. финансово-экономические методы: фискальная политика (сбор налогов,

налоговое администрирование), денежная политика, внешняя, инвестиционная

политика, политика регулирования доходов населения;

2. социально-политические методы: комплексные социальные программы

территории, социальная защита населения, политика в сфере образования,

здравоохранения и культуры.

 

Б. административные – прямые запреты, которые реализуются через систему

нормативно-правовых актов.

2. в зависимости от территориальной широты:

А. системный метод (государственные региональные программы);

Б. льготный метод (создание специальных экономических зон на территории).

 

Все эти инструменты и методы должны быть согласованы между собой, выстроены как

чёткая взаимозависимая система, должны реализовываться комплексно и

последовательно. Только в этом случае можно будет говорить о развитии территории и

государства в целом.

В рамках этой концепции выделяется три типа регионального развития: ассиметричный, гармоничный, нейтральный.

При ассиметричном региональном развитии регионы, имеющие преимущество по каким-

либо показателям в начале периода к его концу наращивают преимущество по этим

показателям, а регионы, имеющие отставания, его усугубляют.

При гармоничном типе регионального развития разрыв в уровне показателей между

передовыми и отстающими сокращается.

При нейтральном типе регионального развития разрыв в уровне показателей между

передовыми и отстающими остается неизменным.

В России распространен первый тип, причем разные его виды.

- Правовая асимметрия (республики, края, области, автономные области, автономные

округа).

- Экономическая асимметрия (богатые и бедные регионы).

- Социальная асимметрия.

- Культурная асимметрия.

Таким образом на основе этого можно сказать, что в России происходит глубочайшее

региональное расслоение. В этих условиях к важнейшим задачам управления развитием

регионов относится следующее:

1. Укрепление социально-экономических основ РФ путем обеспечения

социально-экономической интеграции государственных территорий и

укрепление единого социально-экономического пространства страны.

2. Сглаживание различий в уровнях социально-экономического развития

регионов и обеспечение уровня жизни в них в соответствии с

общефедеральными стандартами.

3. Создание действенного социально-экономического механизма

федеративных отношений, который был бы в состоянии обеспечить

функционирование общероссийской экономики как единого целого через

сочетание интересов государства и отдельных регионов.

4. Формирование многоукладной экономики на основе равноправного

развития всех форм собственности, социальной и рыночной

инфраструктуры.

Эти задачи могут быть обеспечены при помощи трех основных видов экономического воздействия власти на развитие регионов:

1. Формирование общих условий бизнеса в регионе (транспорт, связь, гостиницы,

телекоммуникации, склады, банки, страхование, консалтинговые агентства).

2. Регулирование деловой активности (районирование территории, введение правил

землепользования, налогообложение, субсидии, льготы, границы).

3. Прямая кооперация администрации и бизнеса (совместные проекты, взаимодействие

властных структур и бизнес-сообществ с некоммерческими организациями по

поводу совместных проектов, создание торгово-промышленных палат, учебных

центров).

Управление региональным развитием исходит из следующих принципов:

- создание условий как для сохранения, так и для рационального использования ресурсов

региона;

- определение приоритетных направлений, которые потребляют значительно вложений и

со стороны бюджета, и со стороны частных компаний.

- поиск альтернативных, самых нуждающихся сфер и секторов социально-экономической

системы.

Эти принципы нацелены на концентрацию ресурсов по самым проблемным отраслям радо

скорейшей стабилизации социально-экономической обстановки дотационных регионов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 115; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.