Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление развитием и функционированием региона




Развитие региона – процесс, который рассматривается с точки зрения совокупности различных социальных и экономических целях.. Социально- экономическое развитие включает в себя следующие аспекты:

1) Рост производства и доходов.

2) Перемены в институциональной, социальной и административных сферах общества.

3) Перемена в общественном сознании.

4) Перемена в традициях и привычках.

На уровень социально-экономического развития региона оказывают влияние следующие группы факторов:

I.В зависимости от степени территориального воздействия:

1. рыночный фактор способствует взаимопроникновению региональных, национальных и мирового рынков, либерализации межрегиональных и международных связей.

2.конкурентный фактор-усиление конкуренции на региональных рынках, особенно неценовой конкуренции, в области качества и инновации.

3.производственный фактор способствует развитию горизонтальной организации труда и мелкосерийного производства товаров высокого качества.

II.В зависимости от направленности воздействия:

-факторы внутренней среды региона; производственный ресурсный потенциал регионов, структура регионального рынка, кадровый потенциал региона, региональный бюджет, стратегия развития региона.

- факторы внешней среды региона:

а) факторы прямого воздействия – взаимосвязи с внешними поставщиками, потребителями, регионами – конкурентами, финансами и транспортными компаниями.

б) факторы косвенного воздействия – общеэкономические, общеполитические, научно – технические, экономико – географические, демографические и др.

Регулирование территориального развития – это специально организуемые системные действия по обеспечению устойчивого и сбалансированного функционирования региональных систем, главной целью которых является улучшение качества и уровня жизни населения.

При этом субъектами регулирования территориального развития выступают:

1. республики, края, области, города федерального значения, которые реализует

свои интересы через высшие законодательные органы и через принятие соответствующих федеральных законов;

2. Президент и его нормативно-правовые акты в виде указов;

3. Правительство и его министерства, которые принимают решения и постановления, подкрепляемые денежными средствами, реализуют федеральные законы и указы Президента;

4. на уровне субъектов Российской Федерации.

На федеральном уровне регулирование территориального развития в основном осуществляется в виде государственной поддержки или помощи отдельным регионам.

Помощь может быть правового, финансового, экономического характера, но, в общем и целом это поддержка в качестве основных своих целей предполагает:

1. стимулирование развития территории;

2. активизирование социальной мобильности населения в регионах (организованная миграция);

3. создание условий для становления социально значимых полюсов роста;

4. оперативное реагирование на образование различных бедствий.

Система этого государственного регулирования развития региона строится, в том числе с помощью набора критериальных требований на основе конкретных принципов политики государственного регулирования.

К этим принципам относятся:

1. обоснование необходимости государственного регулирования, т.е. условием его применения является отсутствие на нижестоящих уровнях либо прав, либо ресурсов, необходимых для того, чтобы самостоятельно решать те или иные социально-экономические проблемы территории, а поэтому государственное вмешательство необходимо;

2. легитимность, т.е. любые действия по регулированию территориального развития должны основываться на ранее принятых законах и нормативно-правовых актах или специально принятых для этих действий нормативно-правовых актов общего характера;

3. региональная инициатива и региональное исполнение, т.е. решения федеральных органов власти связанные с регулированием регионального развития должны инициироваться с органами власти субъектов Российской Федерации и должны проецироваться на региональный уровень, чтобы получить всестороннюю поддержку всех региональных заинтересованных структур управления и получить шанс на эффективную реализацию мер государственного регулирования на территории региона. Если региональные власти не будут заинтересованы конкретным изменениям или противиться федеральному центру, то шансы на реализацию мер будут крайне не значительными, т.е. согласие субфедеральной власти на участие в предложенных федеральным центром программ или мер государственного регулирования является необходимым условием для более или менее успешного осуществления этого комплекса мер на практике;

4. конкретно целевой характер, т.е. любые программы, любые меры должны базироваться на системе конкретных целей, которые заранее планируются на основе всестороннего анализа конкретной ситуации в регионе. При этом действия органов управления должны носить последовательный характер в достижении целей сначала нижестоящего уровня, а потом более высокого, где каждая нижестоящая цель является необходимым условием достижения более высокой. Вся система целей должна характеризовать параметры изменения социально-экономической ситуации в регионе;

5. учет отдаленных, сопряженных с основными целями результатов. Система мер государственного регулирования должна носить стратегический характер, которая имеет долгосрочные цели, является агрессивно-наступательной, когда субъект управления перестраивает ситуацию под себя, а не реагирует стремительно на ситуационные изменения;

6. установление временных границ. Государственное регулирование по отношению к какой-то территории может быть длительным, но не может быть вечным. Каждый регион должен рассматривать эту поддержку как стимул преодоления ситуации в четких временных границах;

7. адекватность реакции объектов государственной поддержки, которые должны

предпринимать объекты со своей стороны, набор конкретных действий связанных с

использованием ресурсосберегающих технологий. Объекты государственной поддержки

должны что-то делать, а не просто использовать финансовую поддержку со стороны

центральной власти;

8. системная обоснованность с учетом всех видов государственной поддержки

данного региона. Так как каждый регион пользуется теми или иными видами

государственной поддержки, то руководство должно обосновывать эффективность

использования получаемых средств и предоставлять планы освоения получаемых от

центра ресурсов, которые носили бы системный характер для того, чтобы эффективность

от вложенных средств была наибольшей, т.е. все меры государственной поддержки

должны быть увязаны между собой, чтобы воздействовать не на какие-то проблемные

места, отдельные отрасли, а на всю регионально-экономическую систему в целом;

9. адресность (предельно допустимая локализация мер государственной

поддержки). Меры государственной поддержки должны носить адресный характер и

объектами данной поддержки должны выступать не регионы в целом, а определенные

действительно нуждающиеся территории в рамках этих регионах. Локализация этой

поддержки необходима для того, что только она обеспечивает необходимый результат

выведения территории из депрессивного состояния;

10. развернутое процедурное обеспечение мер поддержки. Разработка специальных

организационных механизмов, которые должны быть доведены до детальных процедур.

Должны быть разработаны соответствующие нормативные акты, которые бы узаконивали

мероприятия в рамках этих процедур и технологий;

11. принцип ответственности и контроля. Режим контроля необходим:

А. все меры государственной поддержки связаны с использованием общих

федеральных ресурсов;

Б. все меры имеют предметом весьма значимые социально-экономические

процессы. Поэтому затрагивают интересы не только отдельного региона, но и государства

в целом, а поэтому ответственность несут три стороны: федеральные органы власти,

которые принимают решения о государственной поддержке; органы власти в регионах;

муниципальные органы.

12. использование договорных отношений. Меры должны происходить на основе

федеральных отношений, субъектно-объектных связей (субъект – органы государственной

власти, объект – местные сообщества);

13. принцип ориентации на программно-целевые методы. Государственное

регулирование должно основываться на основе реализации федеральных целевых

программах, на использовании программно-целевого метода как методической базы всех

действий государственных органов по регулированию социально-экономических

процессов в регионе.

По отношению к проблеме развития региона органы региональной власти выполняют

следующие основные функции:

􀂃 Управление функционированием региона в реальном времени;

􀂃 Стратегическое управление,направленное на развитие региона.

Управление развитием может осуществляться с помощью разнообразного спектра стратегий, программ, конкретных действий и одноразовых управленческих решений, посредством ко­торых региональные органы стремятся стимулировать разви­тие экономики региона, создать новые рабочие места, увеличить налоговую базу, расширить возможности для определенных ви­дов экономической активности, в которых заинтересовано сообщество.

 

Объекты управления функционированием Объекты управления развитием
• дорожное строительство • водо-, газо-, тепло-, электроснабже­ние • развитие жилого фон­да • социальное благоустройство • возникновение новых и развитие старых производств • развитие региональной инфраструкту­ры, прежде всего связи и комму­никаций • регулирование занятость • повышение уровня благосостояния населения

Управление социально-экономическим развитием региона осуществляется при помощи

различных стратегий и действий власти, при разработке которых применяется

программно-целевой метод и тактические мероприятия, которые могут включать какие-

либо действия власти: увеличение рабочих мест, создание благоприятных условий для

бизнеса, инвестиционной активности.

Вторая функция является наиболее важной. Ее сущность проявляется в управлении

взаимно согласованными программами и проектами. Главной целью такого управления

является создание таких условий в регионе, при которых трудоспособный гражданин был

бы в состоянии при наличии у него работы поддерживать нормальное благосостояние

семьи, и при этом в регионе была бы обеспечена адресная социальная поддержка всех

возможных слабо защищенных групп населения. Эта цель может быть обеспечена при

помощи трех основных видов экономического воздействия власти на развитие регионов:

1. Формирование общих условий бизнеса в регионе (транспорт, связь, гостиницы,

телекоммуникации, склады, банки, страхование, консалтинговые агентства).

2. Регулирование деловой активности (районирование территории, введение правил

землепользования, налогообложение, субсидии, льготы, границы).

3. Прямая кооперация администрации и бизнеса (совместные проекты, взаимодействие

властных структур и бизнес с -сообществ с некоммерческими организациями по

поводу совместных проектов, создание торгово-промышленных палат, учебных

центров).

Управление региональным развитием исходит из следующих принципов:

- создание условий как для сохранения, так и для рационального использования ресурсов

региона;

- определение приоритетных направлений, которые потребляют значительно вложений и

со стороны бюджета, и со стороны частных компаний.

- поиск альтернативных, самых нуждающихся сфер и секторов социально-экономической

системы.

Эти принципы нацелены на концентрацию ресурсов по самым проблемным отраслям радо

скорейшей стабилизации социально-экономической обстановки дотационных регионов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 120; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.