Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Крестьянские войны России XVII в. 1 страница




 

  Война И.И.Болотникова (1606-1607 гг.) Война С.Т.Разина (1670-1671гг.)
Предпосылки    
Предвестник    
Кто правил?    
Предводитель    
Территория    
Сподвижники    
Движущие силы: социальный состав    

 

Семинарское занятие № 5. Российская империя в XVIII веке.

1) Внутренняя и внешняя политика Петра I.

2) Эпоха дворцовых переворотов: сущность и последствия.

3) Политика Елизаветы Петровны – начало «просвещенного абсолютизма» в России.

4) Внутренняя и внешняя политика Екатерины II.

5) Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева.

 

Доклады - презентации (на каждое семинарское занятие на выбор готовится 1-2 доклада - презентации)

1) Полтавское сражение.

2) Прутский поход Петра I.

3) История русского флота.

4) Город-порт Санкт-Петербург,

5) Священный синод Русской православной церкви.

6) Семилетней войне (1756 – 1763 гг.).

7) Экономический бум XVIII в.

 

Контрольные задания к семинарскому занятию № 5

Задания, отмеченные звездочкой необходимо выполнить как домашнее

1 Тесты для самоконтроля

1 Какие государства не были заинтересованы в выходе России к Балтийскому и Черному морям?

1) США, Япония, Германия;

2) Швеция, Англия, Турция, Франция;

3) Италия, Испания, Португалия.

2 Какая система комплектования русской армии действовала в первой четверти XVIII в.?

1) путем даточных людей;

2) всеобщей мобилизацией;

3) набором рекрутов.

 

3 Какой флаг использовался в российском военно-морском флоте?

1) бело-желто-черный;

2) бело-сине-красный;

3) белый с диагонально перекрещивающимися голубыми полосами (Андреевский).

 

4 По какому договору к России отошли земли Прибалтики?

1) по условиям Ясского мира 1791 г.;

2) по условиям Столбовского мира 1617 г.;

3) по условиям Ништадского мира 1721 г.

 

5 Какой орган государственного управления занял место Боярской Думы?

1) Кабинет министров;

2) Сенат;

3) Сенод.

 

6 Какие органы централизованного управления заняли место приказов при Петре I?

1) министерства;

2) комиссариаты;

3) коллегии.

 

7 Кто из царей впервые принял титул императора?

1) Иван Грозный;

2) Александр I;

3) Петр I.

 

8 Что такое «Табель о рангах»?

1) инструкция канцелярского делопроизводства по административной реформе;

2) устав, определяющий порядок воинских формирований;

3) устав, устраняющий назначение на службу по степени родовитости.

 

9 Где и когда был основан Санкт-Петербург?

1) 16 мая 1703 г. на Заячьем острове;

2) 12 марта 1725 г. на о. Котлин;

3) 18 мая 1702 г. на Васильевском острове в дельте Невы.

 

10 С какого времени Новый год празднуется в России с 1 января, а не в сентябре?

1) с 1700 г. от «рождества Христова»;

2) «от сотворения мира», за 5508 лет «до рождества Христова»;

3) с 1918 г. по декрету Советской власти.

 

11 Манифест о даровании вольности и свободы российскому дворянству был издан в годы правления:

1) Елизаветы Петровны;

2) Петра III;

3) Екатерины II.

 

12 Современниками Екатерины II были:

1) Карл XII;

2) Суворов;

3) Радищев.

 

13 Московский университет был основан в царствование:

1) Елизаветы Петровны;

2) Петра III;

3) Екатерины II.

 

14 Раздел польского государства произошел в годы правления:

1) Павла I;

2) Петра I;

3) Екатерины II.

 

15 Под чьим именем выступал Емельян Пугачев:

1) царевича Дмитрия;

2) Петра III;

3) Павла I.

 

16 Крым вошел в состав России в годы правления:

1) Елизаветы Петровны;

2) Петра III;

3) Екатерины II.

 

17 Последний дворцовый переворот в XVIII в. произошел:

1) в 1741 г.;

2) в 1762 г.;

3) в 1796 г.

 

* 2 Исправьте ошибку

1) Русская армия выиграла сражение под Нарвой в 1700 г.

2) Полтавская битва произошла в 1720 г.

3) Северная война продолжалась 30 лет.

4) Административная реформа была проведена в 1713 г.

5) В ходе реформы государственного аппарата вместо приказов были созданы министерства.

6) Петр I скончался в 1729 г.

7) Наследником Петра I после его смерти стал его сын Алексей.

8) Годы правления Анны Иоанновны – 1731-1741 гг.

9) Гетманство на Украине было ликвидировано – в 1762 г.

10) Годы правления Павла I – 1796-1800 гг.

11) Крым вошел в состав России – в 1793 г.

12) Воцарение Елизаветы Петровны – в 1751 г.

13) Учреждение Академии наук – 1724 г.

14) Основание Московского университета – 1745 г.

3 Работа с первоисточниками.

1) Прочитайте и проанализируйте приводимые ниже отрывки из указов Петра I и охарактеризуйте его взгляды на некоторые государственные проблемы.

Приказ Петра I перед Полтавской битвой. 27 июня 1709 г.

Ведало бы российское воинство, что оной час пришел, который всего Отечества состояние положил на руках их: или пропасть весьма, или в лучший вид отгородитися России. И не помышляли бы вооруженных и поставленных себя быти за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за народ всероссийский, который доселе их же оружием стоял, а ныне крайняго уже фортуны определения от оных же ожидает. Ниже бы (нисколько не) их смущала слава неприятеля, яко непобедимаго, которую должну быти неоднократно сами ж они показывали уже. Едино бы сие имеем в оной акции пред очима, что сам бог и правда воюет с нами, о чем уже во многих военных действиях засвидетельствовал им помощию своею в бранех господь, на того единого смотрели бы. А о Петре ведали бы известно, что ему житие свое недорого, только бы жила Россия и российское благочестие, слава и благосостояние.

Указ Петра I Сенату. 2 марта 1711 г.

Указ, что по отбытии нашем делать. 1. Суд иметь нелицеприятный и неправедных судей наказывать отнятием чести и всего имения; тож и ябедникам последует. 2. Смотреть во всем государстве расходов и ненужные, а особливо напрасные отставить. 3. Денег, как возможно, збирать, понеже деньги суть артериею войны. 4. Дворян собрать молодых для запасу в афицеры, а наипаче тех, которые кроются, сыскать... 5. Вексели исправить и держать в одном месте. 6. Товары, которые на откупах или по канцеляриям и губерниям, осмотреть и посвидетельствовать. 7. О соли старатца отдать на откуп и потщицта прибыли у оной. 8. Торг китайской, зделав компанию добрую, отдать. 9. Персидский торг умножить и армян, как возможно, приласкать и облехчить, в чем пристойно, дабы тем подать охоту для болшева их приезду...

Указ о сыске беглых крестьян. 16 февраля 1707 г.

Прошлого 1706 года, где на юге Москвы и в городах на посадах и в дворцовых волостях и патриарших и архиереских и церковных и всяких чинов людей, в поместиях и в вотчинах явятся беглые люди и крестьяне: и тех беглых людей и крестьян с женами и с детьми и с их животы отвозить к прежним помещикам и вотчиникам, откуда кто бежал, с вышеписанного указа в полгода (т.е. указа о сыске беглых крестьян от 16 февраля 1706 г.). А буде кто тех беглых людей и крестьян с того числа в полгода, в те места не отвезут, и у тех людей половина поместий и вотчин взято будет на него, великого государя, а другая будет отдана тем, чьи беглые люди и крестьяне явятся... А сего 1707 года ведомо ему великому государю учинилось, что многие помещики и вотчиники, забыв страх божий, тот его великого государя указ презрили (не выполнили), беглых людей и крестьян держат за собою... И великий государь... Петр Алексеевич... указал по прежнему своему указу: буде которые помещики вотчиники и приказчики и старосты, беглых людей и крестьян держат за собою, а ныне и вновь принимают, а в прежние места не отвозят, и тем... учинити будет по его великого государя указу февраля 16 числа 1706 года неотложно. Для того сыска в уезде воеводам ездить самим...

Указ о единонаследии. 23 марта 1714 г.

...Понеже разделением имений после отцов детям недвижимых, великой есть вред в государстве нашем, как интересам государственным, так и подданным и самим фамилиям подение... За благо изобретено чинить по сему, как объявлено ниже сего:

1 Всем недвижимых вещей, то есть родовых, выслуженных и купленных вотчин и поместий, а также и дворцов и лавок не продавать и не закладывать, но обращаться в род таким образом:

2 Кто имеет сыновей и ему же аще хощет, единому из них оных дать недвижимость чрез духовную, тому в наследие и будет; другие же дети обоего пола да награждены будут движимыми имении, которые должен отец их или мать разделити им, при себе как сыновьям, так и дочерям, колико их будет, по своей воли, кроме оного одного, который в недвижимых наследником будет. А ежели у оного сыновей не будет, а имеет дочерей, то должен определити таким же образом. А буде при себе не определит, тогда определится указом недвижимое по первенству большому сыну в наследие, а движимое другим равною частью разделено будет, то ж разумеет и о дочерях...

Табель о рангах, 24 января 1722 г.

Ко учрежденной вышеобъявленной табели рангов прилагаются сии пункты, каким образом со оными рангами каждому поступать надлежит.

1 Принцы, которые от нашей крови происходят, и те, которые с нашими принцессами сочетаны: имеют при всяких случаях председательство и ранг над всеми князьями и высокими служителями Российского государства.

2.... Не имеет никто рангу себе требовать, пока он на свой чин надлежащего патента показать не имеет.

3 Такожде не имеет никто ранг взять по характеру, которой он в чужих службах получил, пока мы ему онаго характера не подтвердили, которое подтверждение, мы каждому по состоянию его заслуг охотно жаловать будем.

4 Без патента апшит никому не дает ранга, разве оной апшит за нашею рукою дан будет.

5 Сыновьям российского государства князей, графов, баронов, знатнейшего дворянства, такожде служителей знатнейшего ранга, хотя мы позволяем для знатной породы их отцов знатных чинов в публичной асамблеи, где двор находится, свободный доступ пред другими нижнягу чину, и охотно желаем видеть, чтоб от других во всяких случаях по достоинству отличались; однако ж мы для того никакого рангу не позволяем, пока они нам и отечеству никаких услуг не покажут, и за оные характера не получат.

6 Все служители российские или чужеземные, которые осми первых рангов находятся, или действительно были, имеют оных законные дети и потомки и вечныя времена лутчему старшему дворянству во всяких достоинствах и авантажах равно почтены быть, хотя б они и низкой породы были, и прежде от коронованных глав никогда в дворянское достоинство произведены или гербом снабдены не были.

7 Надлежит дворянских детей в колегиах производить снизу... Которые обучатца.... наукам, тех их колеги посылать в чужие края по несколку, для практики той науки.

8 А которые знатные услуги покажут, те могут за свои труды производится рангом выше, как то чинитца и в воинской службе, кто покажет свою какую выслугу. Но сие чинить в Сенате толко, и то с подписанием нашим.

9 Воинским чинам, которые дослужатца до обер офицерства не из дворян, то когда кто получит вышеписанный чин, оной суть дворянин, и его дети, которые родятца в обер офицерстве, а ежели не будет в то время детей, а есть прежде и отец будет бить челом, тогда дворянство давать и тем, толко одному сына, о котором отец просить. Протчие же чины, как гражданские, так и придворные, которые в ранге не из дворян, оных дети не суть дворяне.

10...Беду же кто будет просить за явные службы о наддании, то о службах того справливатца. И буде из таковых явятца подлинно заслуженные, и о том доносить Сенату ж, а Сенату предоставлять нам же. А которые дослужились до обер офицерства, русской или иноземец, как из дворянства, тем давать гербы смотря по заслугам. А которые хотя в воинской службе и не были, и ничего не заслужили, а могут доказать не менши ста лет: и таким гербы давать же.

11 Крестьянская война под предводительством Е.Пугачева выявила неспособность местной администрации предотвратить разрастание крестьянских волнений и угрозу новой крестьянской войны. 7 ноября 1775 г. было обнародовано «Учреждение для управления губерний». Прочитайте и поясните приводимый ниже отрывок.

12 Жалованная грамота городам. 1785 г.

13 Городовое положение

14 В городе живущим сохраняется и охраняется собственность и владение, что кому по справедливости и законно принадлежит, как движимое, так и недвижимое.

15 Власть имеющие места, или лица, да и не налагают на город новых податей, или служб, или тягостей; и буде от города кто-либо требовать будет в противность узаконению, или что городу трудно или тягостно, то Городовой магистрат о том жалобу приносить Губернскому магистрату, равномерно доносить и Сенату, которому не налагать податей, или служб или тягостей без подписания руки императорского величества...

16 Городу иметь герб, учрежденный рукою императорского величества...

17 О гильдиях и о гильдейских выгодах вообще.

18 Дозволяется всякому, какого бы ни был пола, или лет, или рода, или поколения, или семьи, состояния, или торга, или промысла, или рукоделия, или ремесла, кто за собою объявит капитал выше 1000 рублей до 50.000 рублей, записаться в гильдию...

19 Записавшимся в гильдии подтверждается дозволение при рекрутском наборе или наряде работников, вместо наличного рекрута или работника платить поскольку указом подписано (есть или будет), располагая деньги по числу душ, с которого набор или наряд в тот год назначен. Буде же кто записавшийся в гильдии добровольно сам пойдет или сына запишет в военную службу, то оное не запрещается...

20 В первую гильдию вписать всякого пола и лет, кто объявит капитал выше 10.000 и до 50.000 рублей.

21 Первой гильдии не токмо дозволяется, но и поощряется, производить всякие внутри и вне империи торги, товары выписывать и отпускать за море, оные продавать; выменивать и покупать оптом или подробно, на основании законов.

22 Первой гильдии не запрещается иметь или заводить фабрики, заводы и морские всякие суда.

23 Первая гильдия освобождается от телесного наказания...

24 Во вторую гильдию вписать всякого пола и лет, кто объявит капитал выше 1000 рублей и до 5000 рублей...

 

Семинарское занятие № 6. Основные тенденции социально-экономического и политического развития России в XIX в.

 

1) Начало правления Александра I. План государственных преобразований М.М.Сперанского.

2) Правление Николая I. Внутренняя и внешняя политика. Крымская война.

3) Значение буржуазных реформ Александра II. Основные направления внешней политики.

4) Начало правления Александра III. Внутренняя политика: развитие российской промышленности, изменения в системе местного управления, изменения в области образования и печати, рост науки и культуры. Внешняя политика.

 

Доклады - презентации (на каждое семинарское занятие на выбор готовится 1-2 доклада - презентации)

1) Отечественная война 1812 г.

2) Выступление декабристов

3) Западники и славянофилы: дискуссии о путях развития страны.

4) Наука и образование в первой половине XIX в.

5) Отмена крепостного права в России.

6) Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг.

7) «Золотой век» русской культуры.

Контрольные задания к семинарскому занятию № 6

 

Задания, отмеченные звездочкой необходимо выполнить как домашнее

 

1 Тесты для самоконтроля

1 Какой административный орган Российской империи был высшей судебной инстанцией?

1) Сенат;

2) юстиц-коллегия;

3) министерство юстиции.

 

2 Кто был наставником Александра I до его вступления на престол?

1) А.А. Аракчеев;

2) Ф.С.Лагарп;

3) М.М.Сперанский.

 

3 Какой строй должен был установиться в России по проекту П.И.Пестеля?

1) конституционная монархия;

2) демократическая республика;

3) самодержавная монархия.

 

4 Какую форму правления должна была принять Россия по проекту Н.Муравьева?

1) демократическая республика;

2) самодержавная монархия;

3) конституционная монархия.

 

5 Каковы были планы Наполеона осенью 1812 г.?

1) отступать по Владимирской дороге;

2) отступать через Смоленск;

3) отступать через Калугу и Тулу.

 

6 В каком году был издан указ о вольных хлебопашцах?

1) 1801 г.;

2) 1803 г.;

3) 1812 г.

 

7 Какой полк пришел первым на Сенатскую площадь 14 декабря 1825 года?

1) Московский;

2) Преображенский;

3) Семеновский.

 

8 Каких крестьян касалась реформа, проведенная П.Д.Киселевым?

1) частновладельческих;

2) государственных;

3) крестьян западных губерний.

 

9 Кто осуществил кодификацию русского законодательства в 1830-е годы?

1) М.М.Сперанский;

2) В.П.Кочубей;

3) А.Х.Бенкендорф.

 

10 Укажите даты правления императора Александра II:

1) 1855-1881 гг.;

2) 1843-1871 гг.;

3) 1861-1881 гг.

 

11 Какое событие произошло во время правления Александра II:

1) битва при Ватерлоо;

2) возникновение народнического движения в России;

3) англо-бурская война в Южной Африке.

 

12 Члены, какой организации совершили убийство Александра II:

1) Черного передела;

2) Земли и воли;

3) Народной воли.

 

13 Кто был председателем уездных и губернских собраний:

1) предводитель дворянства;

2) губернатор;

3) тот, кто избирался дворянским земским собранием.

 

14 Боевые действия между Россией и Турцией в 1877-78 гг. завершились подписанием:

1) Берлинской конвенции;

2) Константинопольского мира;

3) Андрианопольского перемирия.

 

15 Что послужило главной предпосылкой сближения России и Франции в 1880-е гг.:

1) заинтересованность в ограничении устремлений Англии;

2) победа России в русско-турецкой войне 1877-1878 гг.;

3) оформление австро-германского союза.

2 Исправьте ошибку

1) 1811 г., 1 января - Учреждение Государственного Совета

2) 1810 г., 12 июня - 21 декабря - Отечественная война

3) 1810 г., 26 августа - Бородинское сражение

4) 1818 г. - Создание «Священного союза» монархов России, Австрии, Пруссии

5) 1822 - 1855 гг. - Царствование Николая I Павловича.

6) 1822 г., 14 декабря - Восстание декабристов.

7) Храм Христа Спасителя был построен в честь победы в русско-турецкой войне 1877-1878 гг.

8) После гибели Александра II в России усиливается либеральное движение.

9) Земская реформа была проведена в 1877 г.

10) 1890 г. - Введение в России «Винной монополии»

 

* 3 Работа с первоисточниками

1) Прочтите приводимые отрывки из «Философических писем» П.Я.Чаадаева и «О том же» К.С.Аксакова. Чем отличаются их взгляды на характер и особенности русской истории, русского народа?

П.Я.Чаадаев. Философические письма (1828-1831).

«...Народы - существа нравственные, точно так, как и отдельные личности. Их воспитывают века, как людей - годы. Про нас можно сказать, что мы составляем как бы исключение среди народов. Мы принадлежим к тем из них, которые как бы не входят составной частью в человечество, а существуют лишь для того, чтобы преподать великий урок миру....Силлогизм Запада нам чужд. В лучших умах наших есть что-то еще худшее, чем легковесность. Лучшие идеи, лишенные связи и последовательности, как бесплодные вспышки, парализуются в нашем мозгу....В наших головах нет решительно ничего общего, все там обособленно и все там шатко и неполно. Я нахожу даже, что в нашем взгляде есть что-то до странности неопределенное, холодное, неуверенное, напоминающее обличие народов, стоящих на самых низших ступенях социальной лестницы......Одинокие в мире, мы миру ничего не дали, ничего у мира не взяли, мы ни в чем не содействовали движению вперед человеческого разума, а все, что досталось нам от этого движения, мы исказили. Начиная с самых первых мгновений нашего социального существования, от нас не вышло ничего пригодного для общего блага людей, ни одна полезная мысль не дала ростка на бесплодной почве нашей родины, ни одна великая истина не была выдвинута из нашей среды..... Чтобы заставить себя заметить, нам пришлось растянуться от Берингова пролива до Одера. Когда-то великий человек вздумал нас цивилизовать и для того, чтобы приохотить нас к просвещению, кинул нам плащ цивилизации; мы подняли плащ, но к просвещению не прикоснулись... В крови у нас есть что-то такое, что отвергает настоящий прогресс. Одним словом, мы жили и сейчас еще живем лишь для того, чтобы преподать какой-то великий урок отдаленным потомкам, которые поймут его: пока, что бы там ни говорили, мы составляем пробел в порядке разумного существования...»

К.С.Аксаков. «О том же» (предположительно 1850).

«Россия - земля совершенно самобытная, вовсе не похожая на Европейские государства и страны....

Как занимателен и важен самобытный путь России до совершения ее (хотя отчасти) на путь Западный и до подражания Западу!... История нашей родной земли так самобытна, что разнится с самой первой своей минуты. Здесь-то, в самом начале, разделяются эти пути Русский и Западно-Европейский до той минуты, когда странно и насильственно встречаются они, когда Россия дает страшный крюк, кидает родную дорогу и примыкает к Западной...

Все Европейские государства основаны завоеванием. Вражда есть начало их. Власть явилась там неприязненной и вооруженной и насильственно утвердилась у покоренных народов.... Русское государство, напротив, было основано не завоеванием, а добровольным призыванием власти..... Таким образом, рабское чувство покоренного легло в основании Западного государства; свободное чувство разумного и добровольного призвавшего власть легло в основание государства Русского.

Итак, в основании государства Западного: насилие, рабство и вражда. В основании государства Русского: добровольность, свобода и мир. Эти начала составляют важное и решительное различие между Русью и Западной Европой, и определяют историю той и другой.

Пути совершенно разные... до такой степени, что никогда не могут сойтись между собой, и народы, идущие ими, никогда не согласятся в своих воззрениях... Пути эти стали еще различнее, когда важнейший вопрос для человечества присоединился к ним: вопрос Веры. Благодать сошла на Русь. Православная вера была принята ею. Запад пошел по дороге католицизма... если мы не ошибаемся, то скажем, что по заслугам дался и истинный, и ложный путь Веры, - первый Руси, второй – Западу».

2) Оцените, какие проблемы в развитии российского общества были выделены в следующем документе.

Речь Александра II в Государственном Совете (20 января 1861 г.)

Дело об освобождении крестьян, которое поступило на рассмотрение Государственного Совета, по важности своей я считаю жизненным для России вопросом, от которого будет зависеть развитие ее силы и могущества. Я уверен, что все вы, господа, столько же убеждены, как и я, в пользе и необходимости этой меры. У меня есть еще и другое убеждение, а именно, что откладывать этого дела нельзя; почему я требую от Государственного Совета, чтобы оно было им кончено в первую половину февраля и могло быть объявлено к началу полевых работ; возлагаю это на прямую обязанность председательствующего в Государственном Совете.

Повторяю, и это моя непременная воля, чтоб это дело теперь же было кончено. Вот уже четыре года, как оно длится и возбуждает различные опасения и ожидания как в помещиках, так и в крестьянах. Всякое дальнейшее промедление может быть пагубно для государства. Я не могу не удивляться и не радоваться и уверен, что и вы все также радуетесь тому доверию, и спокойствию, какое выказал наш добрый народ в этом деле. Желал бы тоже сказать и о дворянстве, хотя опасения его до некоторой степени понятны, ибо они касаются до самых близких материальных интересов каждого; при всем при том я не забываю и не забуду, что приступ к делу сделан по вызову самого дворянства, и я счастлив, что мне суждено об этом свидетельствовать перед потомством.

При личных моих разговорах с губернскими предводителями дворянства и во время путешествий моих по России, при приеме дворян, я не скрывал моего образа мыслей и взгляда на занимающий всех нас вопрос и говорил везде, что это преобразование не может свершиться без некоторых пожертвований с их стороны и что все старание мое заключается в том, чтоб пожертвования эти были сколь возможно менее обременительны и тягостны для дворянства. Я надеюсь, господа, что при рассмотрении проектов, представленных в Государственный Совет, вы убедитесь, что все, что можно было сделать для ограждения выгод помещиков, сделано, если же вы найдете нужным в чем-либо изменить или добавить представляемую работу, то я готов принять ваши замечания; но прошу только не забывать, что основанием всего этого дела должно быть улучшение быта крестьян, и улучшение не на словах только и не на бумаге, а на самом деле.

Семинарское занятие № 7. Проблемы исторического выбора России в начале ХХ в.

 

1) Правление Николая II. Внутренняя политика самодержавия. Внешняя политика.

2) Россия накануне и в годы первой революции.

3) Думская монархия и реформы Столыпина.

4) 1917 год: выбор исторического пути.

 

Доклады - презентации (на каждое семинарское занятие на выбор готовится 1-2 доклада - презентации)

1) Первая российская революция.

2) Образование политических партий в России.

3) Русско-японская война: причины, основные события и итоги.

4) Россия в первой мировой войне.

5) Гражданская война в России.

6) «Серебряный век» русской культуры.

Контрольные задания к семинарскому занятию № 7

Задания, отмеченные звездочкой необходимо выполнить как домашнее

1 Тесты для самоконтроля

1 Какая партия была самой многочисленной в период 1905-07 гг.?

1) эсеры;

2) большевики;

3) кадеты.

 

2 Кому принадлежат слова: «Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война»?

1) П.К.Плеве;

2) С.Ю.Витте;

3) А.Н.Куропаткину.

 

3 Каков итог столыпинской реформы:

1) она окончилась полным провалом везде, кроме Сибири, где в годы реформы были выделены земли поселенцам;

2) она привела к полной перестройке всего сельского хозяйства;

3) крестьяне получили землю в частную собственность (с правом продажи), что привело к созданию в деревне нового слоя богатых крестьян-фермеров (кулаков).

 

4 Как изменилась форма правления в России в результате революции 1905 –1907 гг.?

1) Россия стала конституционной бюрократической монархией;

2) в России еще более укрепилась самодержавно-бюрократическая монархия;

3) Россия стала парламентарной монархией по типу Англии, Бельгии, Италии, Венгрии.

 

5 Какие права получили крестьяне по указу от 9 ноября 1906 года?

1) требовать землю в частую собственность;

2) выйти из общины, но без земли;

3) брать общинную землю в аренду.

 

6 Кто был председателем IV Государственной Думы?

1) А.И.Гучков;

2) М.В. Родзянко;

3) П.Н.Милюков.

 

7 В чем, по мнению П.А.Столыпина, заключалась главная причина неустройства сельского хозяйства в России?

1) в существовании помещичьего землевладения;

2) в резком расслоении крестьян на кулаков и батраков;

3) в сохранении крестьянской общины.

 

8 Какие события произошли во время третьеиюньского государственного переворота 1907 г.?

1) роспуск II Государственной Думы и введение нового закона о выборах;

2) военный путч;

3) смена кабинета министров.

 

9 Когда был принят основной указ по аграрной реформе П.А.Столыпина?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 49; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.168 сек.