КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Семинар 2 История хозяйства и материальной культуры первобытного общества. Основные черты и особенности хозяйственно-экономического развития древневосточных цивилизаций
1 Основные этапы хозяйственной эволюции первобытного общества, их характеристика. 2 Трудовая деятельность в эпоху «каменного века» (палеолит, мезолит, неолит). Сущность, причины и последствия «неолитической революции». 3 Азиатский способ производства. Экономика Древнего Египта. Роль государства в странах Древнего Востока. 4 Характеристика различных моделей «восточной экономики»: Шумеры, Вавилонское царство, Индия, Китай.
Задания, отмеченные звездочкой необходимо выполнить как домашнее Задание 1 Тест
1 Представителями теории цивилизаций являются: а) С. Е. Десницкий, К. Маркс; б) Дж. Вико, И. Е. Майер; в) П. Сорокин, М. Данилевский; г) все ответы верны; д) все ответы неверны. 2 Переход от первобытного стада к матриархальной родовой общине происходил: а) в начале палеолита; б) в середине палеолита; в) в конце палеолита; г) в середине мезолита; д) в конце неолита; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны. 3 Неолитическая революция произошла в период: а) с XX по XV тыс. до н. э.; б) с XIII по X тыс. до н. э.; в) с VIII по IV тыс. до н. э.; 4 Неолитическая революция заключалась в появлении: а) собирательства; б) охоты и рыболовства; в) земледелия и скотоводства. 5 Человечество перешло от добывающего к производящему хозяйству в период: а) «неолитической революции»; б) «бронзовой революции»; в) «железной революции»; г) все ответы верны; д) все ответы неверны. 6 В отличие от присваивающего хозяйства в структуре производящего основными отраслями являлись: а) собирательство; б) охота; в) рыбная ловля; г) все ответы верны; д) все ответы неверны. 7 Земледелие, скотоводство, ремесло – это отрасли, которые относятся к структуре:
а) присваивающего хозяйства; б) производящего хозяйства; в) присваивающего и производящего хозяйства; г) все ответы верны; д) все ответы неверны. 8 Результатом «железной революции» явилось: а) рост производительности труда и появление прибавочного проудкта; б) разделение общества на классы; в) появление государства; г) все ответы верны; д) все ответы неверны. 9 История древнего мира охватывает период с: а) VIII тыс. до н. э. до III тыс. до н. э.; б) V тыс. до н. э. до II тыс. до н. э.; в) III тыс. до н. э. до III ст. н. э.; г) IV тыс. до н. э. до V ст. н. э.; д) все ответы верны. е) все ответы неверны. 10 Восточное рабство возникло в: а) Древней Индии в V тыс. до н. э.; б) Древнем Китае в III тыс. до н. э.; в) Древнем Египте в IV тыс. до н. э.; г) Древней Греции во II тыс. до н. э.; д) Древнем Риме в I тыс. до н. э. 11 Общими чертами азиатского и античного способов производства являются: а) технология ручного труда с индивидуальными и общими орудиями труда; б) определяющая роль земледелия и натурального хозяйства; в) внеэкономическое принуждение как способ организации и присвоения общественного труда; г) все предыдущие ответы верны; д) верны только б) и в); е) все ответы неверны. 12 Азиатскому способу производства характерны такие черты: а) огосударствление и централизация всех сфер хозяйственной жизни стран Востока; б) подчинённое положение рабовладельческого уклада; в) преобладание рабовладельческого уклада; г) все предыдущие ответы верны; д) верны ответы а) и б); е) верны ответы а) и в). 13 Отличие государств Древнего Востока от античных рабовладельческих государств заключалось в том, что: а) на Востоке рабы не были главной производительной силой общества; б) земля на Востоке находилась в государственной или государственно-общинной форме; в) государство имело форму «восточной деспотии»; г) все ответы верны; д) все ответы неверны. 14 Отличие государств Древнего Востока от античных рабовладельческих государств было обусловлено следующими факторами:
а) сохранение общинных отношений; б) наличие надобщинной ирригационной системы; в) наличие классического рабства; г) все ответы верны; д) верны ответы а) и б); е) верны ответы б) и в); ж) все ответы верны. 15 В странах Востока основной производительной силой были: а) рабы; б) ремесленники; в) крестьяне-общинники; г) все ответы верны; д) все ответы неверны. 16 Одной из определяющих причин в формировании азиатского способа производства явилось: а) наличие классического рабства; б) развитие института колоната; в) внешняя угроза; г) необходимость создания мощных систем орошения; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 17 Причинами расточительного использования труда общинников на строительстве таких циклопических сооружений как пирамиды, зиккураты, грандиозные храмы являлись: а) в отличие от рабов общинники-земледельцы представляли собой даровую рабочую силу; б) наличие общинной организации, которая облегчала их централизованное использование; в) все ответы верны; г) все ответы неверны. 18 Причиной формирования централизованной государственной системы хозяйства в странах Древнего Востока явилось: а) утверждение государственной собственности на всё хозяйство страны; б) утверждение частной собственности на всё хозяйство страны; в) все ответы верны; г) все ответы неверны. 19 Древний Египет был завоеван персами в: а) 783 г. до н. э.; б) 525 г. до н. э; в) 323 г. до н. э.; д) 232 г. до н. э. 20 Одним из наиболее развитых государств в Междуречье в IV – III тыс. до н.э. являлось: а) Шумерское государство; б) государство Мари; в) государство Ашшур; г) государство Эшнунна. 21 Патриархальное рабство характеризуется следующими чертами: а) рабы могли иметь некоторое имущество, семью, могли быть отпущены на волю; б) рабы были лишены всяких прав, даже права на жизнь; в) рабы являлись «говорящими орудиями труда»; г) все ответы верны; д) все ответы неверны. *Задание 2 Зафиксируйте в своих тетрадяхособенности социально-экономического развития древнейших очагов цивилизации, их вкладе в прогресс мировой цивилизации. 1 Определите на примере Вавилонии (см. табл. 3), какой на Древнем Востоке была форма рабовладения: классической (раб полностью бесправен) или патриархальной (домашнее рабство).
Таблица 3 Основные социальные группы населения Вавилонии, согласно законам Хаммурапи (XVIII в. до н. э.)
2 Исходя из таблицы 4 определите, в каком из древнейших очагов цивилизации и когда образовался кастово-варновый строй? Сохранились ли его черты в этой стране до настоящего времени? Каким было влияние этого феномена на экономическое развитие данной страны в последующие века? Одновременно поменяйте местами в табл. 4 название каст по степени важности их в экономической жизни страны, влияния на политическую организацию, правильно обозначьте социальную принадлежность членов касты.
Таблица 4
3 В каком из древнейших очагов цивилизации (рис. 1) проявились черты зарождающейся феодальной иерархии (соподчинение различных социальных слоев) и крупной земельной собственности? Когда это было? Представителей, какого из обозначенных социальных слоев называли древними рыцарями? Происходило это в период до образования централизованного государства или в его рамках?
Рис.1 Признаки зарождающейся феодальной иерархии
*Задание 3 В каких странах Древнего Востока и когда появились первые монорелигии? В чем их суть и влияние на экономику?
*Задание 4 Составьте словарь основных понятий темы семинарского занятия.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 102; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |