КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методические советы по подготовке к практическим (семинарским) занятиям и участию в их работе 14 страница
Стремясь исправить ситуацию, российские власти постоянно повышали ставки по государственным обязательствам, а также попытались получить очередные кредиты у международных финансовых организаций, в частности, МВФ и Всемирного банка. Однако финансовые ресурсы, к которым могли прибегнуть власти, были заведомо недостаточны по сравнению с масштабом возникших проблем. Реальный сектор экономики, также находившийся в удручающем состоянии, действенную помощь оказать не мог. К августу 1998 года власти утратили ресурсы для финансирования краткосрочного государственного долга и удержания курса рубля. 17 августа 1998 года глава правительства С. Кириенко объявил о введении «комплекса мер, направленных на нормализацию финансовой и бюджетной политики», которые фактически означали дефолт и девальвацию рубля. На 90 дней приостановилось выполнение обязательств перед нерезидентами по кредитам, по сделкам на срочном рынке и по залоговым операциям. Купля‑продажа ГКО прекратилась. Одновременно с приостановкой выплат по ГКО ЦБ РФ переходит на плавающий курс рубля в рамках границ валютного коридора от 6 до 9.5 руб. за долл. Курс рубля упал по отношению к доллару сразу в полтора раза. В этот же день банки перестали выдавать вклады. На улицах выстроились очереди обеспокоенных вкладчиков. ЦБ РФ сделал заявление, в котором объяснил: «проблема российской банковской системы состоит в том, что у большинства банков, особенно крупных, обязательства выражены в валюте, а активы – в рублях. В случае девальвации их ожидают очень большие дыры в балансе, не сравнимые с объемом форвардных обязательств». Ряд российских банков не смогли пережить дефолт. Так, Банк России отозвал лицензию у Инкомбанка, который входил в пятерку крупнейших банков России, однако во время дефолта 1998 г. его признали банкротом, и в банке ввели временное арбитражное управление.
По расчетам, сделанным Московским банковским союзом в 1998 году, общие потери российской экономики от августовского кризиса составили 96 миллиардов долларов. Из них корпоративный сектор утратил 33 миллиарда долларов, население – 19 миллиардов долларов, прямые убытки коммерческих банков (КБ) достигли 45 миллиардов долларов. Это были заниженные цифры. В результате девальвации, падения производства и сбора налогов в 1998 году валовой внутренний продукт сократился втрое – до 150 миллиардов долларов – и стал меньше, чем ВВП Бельгии. Россия превратилась в одного из крупнейших должников в мире. Ее внешняя задолженность увеличилась до 220 миллиардов долларов (165 миллиардов долларов составили долги государства, 30 миллиардов долларов – банков, 25 миллиардов долларов – компаний). Данная сумма в 5 раз превышала все годовые доходы казны и составляла почти 147 % ВВП. С учетом внутреннего долга различных органов власти перед бюджетниками и предприятиями по зарплате и госзаказу общие обязательства превышали 300 миллиардов долларов или 200 процентов ВВП. В то же время, по неофициальным американским оценкам, на Западе осело 1,2 триллиона долларов российского происхождения, что было эквивалентно восьми тогдашним валовым внутренним продуктам РФ. В августе 1998 года одномоментно рухнули все несущие конструкции бюджетной и кредитно‑денежной системы России. До самых низких показателей упал сбор налогов. Темпы инфляции ускорились в три раза, что вместе с четырехкратной девальвацией еще больше обесценило доходы казны, граждан и предприятий. По мнению экспертов, позитивным последствием кризиса 1998 года стало повышение конкурентоспособности российской экономики. Вследствие девальвации рубля цены на импортные товары внутри страны подскочили, а цены отечественных товаров заграницей упали, что позволило им занять рынки, которые они не могли занять раньше. Кризис 1998 года дал шанс отечественной промышленности набрать силу, отгородил ее от импорта и увеличил экспортные возможности. Оздоровилась и государственная политика, финансовый кризис заставил чиновников более ответственно относиться к бюджетному планированию. Малый бизнес осознал свою силу и стал развиваться в крупные предприятия.
Главным результатом кризиса 1998 года можно назвать отход экономики от сырьевой модели и развитие других отраслей экономики, которые до финансового кризиса замещались импортом. Формирование основ рыночной экономики. Рыночная экономика — характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, свободе выбора и конкуренции, она опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства. Рыночная экономика гарантирует, прежде всего, свободу потребителя, что выражается в свободе потребительского выбора на рынке товаров и услуг. Свобода предпринимательства выражается в том, что каждый член общества, самостоятельно распределяет свои ресурсы в соответствии со своими интересами и при желании может самостоятельно организовать процесс производства товаров и услуг. Индивид сам определяет, что, как и для кого производить, где, как, кому, сколько и по какой цене реализовывать произведенную продукцию, каким образом и на что тратить полученную выручку. Свобода выбора становится основой конкуренции. Основу рыночной экономики составляет частная собственность. Она является гарантией соблюдения заключенных контрактов и невмешательства третьих лиц. Экономическая свобода — фундамент и составная часть свобод гражданского общества. Рыночной экономике присущи следующие черты. - Частная собственность. Разнообразные виды форм частной собственности позволяют обеспечить экономическую самостоятельность и независимости хозяйствующих субъектов. - Свободное предпринимательство. Экономическая свобода даёт производителю возможность выбора видов и форм деятельности, а для потребителя возможность покупать любой товар. Рыночную экономику отличает суверенитет потребителя — потребитель решает, что должно производиться.
- Ценообразование, основанное на механизме спроса и предложения. Тем самым рынок осуществляет саморегулирующую функцию. Обеспечивает рационально эффективный способ производства. Цены в рыночной системе никем не устанавливаются, а являются результатом взаимодействия спроса и предложения. - Конкуренция. Конкуренция порождаемая свободой предпринимательства и свободой выбора заставляет производителей производить именно те товары, которые необходимы покупателям, и производить их наиболее эффективным способом. - Ограниченная роль государства. Государство лишь следит за экономической ответственность субъектов рыночных отношений — заставляет предприятия отвечать по обязательствам, принадлежащим им имуществом. Комплекс макроэкономических показателей здоровой экономической системы рыночного типа. - Высокий темп роста ВВП (ВНП), в пределах 2-3% в год. - Низкий, не выше 4-5% годовой рост инфляции. - Дефицит государственного бюджета не выше уровня 9,5% от размера ВВП. - Уровень безработицы не выше 4-6% от размера экономически активного населения страны. - Неотрицательный платежный баланс страны. Факторы формирования российской модели рыночной экономики. Россия после длительного периода существования административно-командного типа системы национальной экономики в конце ХХ в. начала переход к рыночной модели национальной экономики. Это было вызвано объективной необходимостью вывода национальной экономики из затяжного кризиса. Так как существовавшая система не могла обеспечить активного экономического роста, было принято решение о ее изменении. В результате этого изменилась не только национальная экономика, но и политическая, государственная, социальная системы. Распад СССР повлек за собой существенные геополитические изменения, разрушение существовавших экономических связей привело к глубокому кризису не только российской экономики, но и экономик стран, входивших в состав СССР.
Причины перехода России к рыночной модели экономики: - тотальное государственное регулирование экономики. Официальное отсутствие рыночных отношений существовало одновременно с развитой теневой экономикой; - существование нерыночной экономики в течение большого промежутка времени, что привело к ослаблению экономической активности населения, а также ориентации на принятие решений государством, т. е. необоснованному преувеличению тотальной социальной функции государства; - перекос отраслевой структуры национальной экономики в сторону доминантной позиции военно-промышленного комплекса (ВПК). Одновременно с этим было снижено значение легкой промышленности, а также отраслей, которые непосредственным образом обеспечивают качество жизни населения; - отсутствие конкурентной способности товаров, произведенных в сфере национальной экономики, на уровне мировой экономики. Совокупность всех этих факторов привела к формированию затяжного экономического, социального и политического кризиса. Ключевым моментом рыночных преобразований в экономике РФ стало коренное изменение отношений собственности. На всех уровнях предпринимательской деятельности в стране происходят следующие глубокие качественные сдвиги: - Широкомасштабные процессы приватизации и разгосударствления собственности. - Акционирование, т. е. создание акционерных обществ всех типов. - Формирование «среднего класса» собственников. - Повышение степени открытости хозяйственной системы, т.е. развитие внешнеэкономических связей национальной экономики РФ с хозяйственными системами стран ближнего и дальнего зарубежья. - Создание объектов смешанной экономики — совместных предприятий (СП) и повышение их доли в итоговых результатах деятельности национальной экономики РФ. - Рост числа и масштабов деятельности в национальном хозяйстве РФ предприятий, являющихся исключительной собственностью иностранных физических и юридических лиц. - Создание свободных экономических зон (СЭЗ) всех типов на территории РФ. - Создание транснациональных компаний, финансово-промышленных групп и совместных предприятий с целью сохранения сложившейся системы кооперации и дальнейшего ее развития. - Включение РФ в различного рода международные союзы и соглашения на правах полноправного их члена. Например, во Всемирную торговую организацию, большую «восьмерку», Черноморское экономическое сотрудничество и т. д. Все это приводит к росту степени многоукладности национальной экономики РФ, появлению в ее составе активно действующих подразделений малого, среднего и крупного бизнеса, отечественных и иностранных собственников-предпринимателей, к росту степени открытости российской национальной хозяйственной системы, к ее интеграции в сложившуюся систему мирохозяйствования.
В соответствии с действующими учебными планами для студентов предполагаются практические ( семинарские) занятия. Семинары - самая активная и наиболее действенная форма самостоятельной работы студента. Здесь происходит живое общение студентов между собой и с преподавателями. В ходе и в итоге занятия студенты, конечно, приобретают определенные знания. Но более важно, с какими знаниями, с какой подготовкой они приходят на семинар. Форма проведения практического занятия, прежде всего, зависит от уровня знаний студентов, от степени их подготовленности к нему. Никакие дискуссии, споры, деловые игры, никакие формы состязательности невозможны, если студенты не готовы к занятию. С неподготовленными студентами, перебирающими на самом семинаре страницы учебника, записи лекций, ничего нельзя сделать, кроме «школярства» с пресловутым вопросно-ответным методом при пассивности основной части группы, когда каждый с тревогой ждет момента вызова его преподавателем к сдаче «урока», как в школе. Практическое (семинарское) занятие - не урок, а высшая школа - не образовательная. Именно поэтому основное внимание преподавателя и студентов должно быть сосредоточено на подготовке к семинарскому занятию. Это - главное, определяющее условие его успешного проведения. Чтобы хорошо подготовиться к семинарскому занятию, студент заранее должен знать не только то, что надо к нему изучить, но и в какой форме он будет проводиться. Психологический фактор - не менее важное условие подготовки к семинару, чем приобретение знаний. Форму проведения семинара избирает преподаватель. В необходимых случаях разрабатывается его сценарий. Подготовку занятия определенного типа преподаватель может поручить инициативной группе из числа наиболее способных и знающих студентов. Формы проведения семинарских занятий могут быть самые разнообразные: семинары-дискуссии, семинары-пресс-конференции, «деловые игры», «круглые столы» и др. В современных условиях развития мультимедийных технологий большой интерес вызывают семинары, на которых осуществляется тестирование на основе прикладных компьютерных программ. Возможны семинары-обсуждения на основе просмотренного актуального видеоматериала к той или иной теме. При любой форме проведения семинарского занятия необходимо соблюдать одно методическое требование: студенты приходят на занятие не для ответа на вопросы заданного «урока», а для творческого спора, дискуссии, сопоставления своего мнения и своей точки зрения с позицией других, для обмена аргументами, доказательствами. Главное в семинарском занятии - приобретение через знания навыков свободной устной речи, полемики, самостоятельных суждений, выяснения спорной точки зрения. Преподаватель в заключение семинара делает выводы, отмечает положительные и отрицательные моменты в проведении семинарского занятия, а также дает краткие указания, советы по подготовке к следующему занятию.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 65; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |