КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методические советы по подготовке к практическим (семинарским) занятиям и участию в их работе 12 страница
- посещение политических собраний, освоение и передача политической информации, участие в политических дискуссиях; - прямое действие – непосредственное влияние на функционирование и изменение политических институтов через такие формы политической деятельности как митинги, демонстрации, забастовки; - воздействие на ход политических процессов через обращения и письма, встречи с политическими лидерами, представителями государственных и политических организаций и движений. Известна мощная побудительная сила интереса как важнейшего стимула политической деятельности. Источником мотивации политического действия служит наличие определенной проблемы в жизни политической общности, понимание острой необходимости ее решения. Но для того, чтобы интеллектуальный факт понимания перерос в действие на его основе, требуется новое звено – психологический импульс готовности к действию, который складывается из желания принять участие в действии и уверенности в возможности его успеха. Двигателями этой цепочки – от проблемы к действию по ее решению – могут быть различные мотивы: гражданский долг, информация, недовольство или стремление к реализации цели. В зависимости от доминирования основного мотива и формируется облик, характер политического поведения: оно может выглядеть чисто эмоциональным откликом на то или иное событие, или быть продуманной, прагматичной системой акций по последовательной реализации принятой программы. Характер политического поведения зависит не только от интереса и той мотивации, которая возникает на его основе, но и от таких его внешних регуляторов (оснований) как: - роль это та формальная рамка поведения, которую принимает для себя участник политического действия или которая ему отводится обстоятельствами или другими участниками; - статус, или совокупность предполагаемых, возможных для данного субъекта моделей, типов политического поведения, функций, которые он готов принять на себя в политике; - принадлежность к группе, социальной или политической общности, возникающей на основе установления между ее членами определенного вида отношений; - участие в организации – группе, созданной для осуществления определенных ролей в политике. В политологии существует стойкая традиция анализа политического поведения с акцентом на выявление его подсознательной мотивации, неосознаваемых оснований, таких как влечение к агрессии, сексуальное утверждение, чувство вины. Такая установка позволяет выявить личностный, причем далеко не рациональный смысл политики и политического поведения. Она была заложена политологом Г. Лассуэлом в работе "Психопатология и политика" применившим метод психоанализа к истолкованию политических явлений. Признание значения подсознательной мотивации политического поведения, высокой степени его зависимости от состояния психики человека и его жизненного пути не означает ограничения факторов детерминации политического поведения только этой сферой, требует учета многих других факторов и обстоятельств, от которых оно зависит. Это тем более важно делать, имея в виду, что в политическом поведении как в коллективном действии люди ведут себя по-разному, и среди основных его участников обычно выделяют следующих: - лидеры, возглавляющие политическое движение, своим авторитетом, влиянием способствующие его сплочению и достижению намеченных целей; характер лидерства, способы влияния на людей, формы организации последователей могут быть различными; - активисты – посредники между лидерами и последователями, они организуют участников движения, постоянно снабжая лидеров информацией о достигнутых результатах и трудностях, вносят существенные коррективы в стратегию и тактику поведения массы; - последователи – их поведение характеризуется разной степенью активности и участия в организации, они поддерживают выдвинутые лидерами цели, считают их соответствующими своим интересам, которые они представляют достаточно четко; - лидеры мнения – не влияя на поведение участников с точки зрения его организации, они своей интеллектуальной деятельностью, прежде всего в публицистике, делают проблемы объектом всеобщего внимания, к ним обращаются за советом, но не за директивой для действий. Для характеристики различных модификаций политического поведения в политологии используется термин "политическая иммобильность", которым обозначают такие разнородные состояния деятельности людей как их выключенность из политических отношений, обусловленная низким уровнем общественного развития или их заорганизованностью; политическая апатия, являющаяся формой неприятия политической системы, отказом от каких-либо форм сотрудничества с ней; политический бойкот – выражение активной враждебности к политической системе и ее институтам. Люди избегают участия в политических делах в силу действия не только внешних, но и внутренних факторов, мотивов. Социально-психологическим состоянием блокирующим механизм политического поведения, служит аномия – ситуация исчезновения, разрушения норм, регулирующих и направляющих поведение. К причинам этого явления относятся: - безвластие – когда собственное поведение субъекта не определяет течения событий; - беззначимость (meaningless) – ситуация когда теряются ориентиры веры и это важнейшие основание действия исчезает; - отсутствие норм (normless) – убеждение, что только неодобряемое, бросающее вызов другим поведение может способствовать достижению желаемого результата; - изолированность – отсутствие уважения к ценностям, господствующим в обществе, они просто не принимаются во внимание при решении жизненно значимых для политики вопросов; - самоотчуждение (self-estrangement) как реакция на неспособность влиять на события. Наиболее широко распространенным видом негативного политического поведения служит феномен абсентеизма – отказа или воздержания от участия в выборах. Количество избирателей, отказывающихся от участия в голосовании, увеличивается, когда: 1) сам выбор приходится делать или из очень ограниченного (1-2), или из очень большого числа кандидатов; 2) на фоне экономической разрухи, деградации условий существования политический плюрализм выгладит просто раздражающе и оборачивается отказом от участия в выборах, которые на взгляд гражданина являются пустой тратой времени и ресурсов; 3) слишком частые выборы; 4) неприязнь к личности кандидата или тому движению, которое он представляет; 5) "противоречивые искушения", когда момент исполнения гражданами своего долга совпадает с периодом отдыха или отъездом. Среди мотивов поведения, сдерживающего участие в выборах, доминирующую роль играет чувство безразличия к политическим делам, враждебность к политической системе, впечатление сложности, запутанности избирательного процесса. В большинстве политических процессов люди участвуют, будучи соединенными, не только в однородные и организованные группы, но и в случайные, временные образования, представляя собой участников митинга, демонстрации, аудиторию передачи и т.п. Находясь в таком состоянии, они приобретают специфические черты массы, к которым относятся: - статистичность – люди, собранные в массу, не представляют целостного образования, отличного от составляющих его элементов; - стохастичность, вероятность – случайность, неупорядоченность отношений, границы массы размыты, а состав неустойчив; - ситуативность – ее характер полностью определяется местом, временем, поводом образования, видом деятельности или общения, которым она занята; - разнородность состава, его межгрупповая природа; - аморфность – отсутствие внутренней организации, структуры; - анонимность – члены массы не открываются друг перед другом никакими индивидуальными свойствами, личностными качествами. При оценке и прогнозировании характера возможного поведения массы необходимо принимать во внимание наличие двух ее основных типов: публики и толпы. У публики отсутствует какая-либо специальная организация, она разнородна, состоит из представителей различных социальных групп, повод ее образования достаточно случаен. Но практически она всегда формируется на более или менее устойчивой рациональной основе, ею, как правило, является или общая информация или общий интерес. Ярко выраженные черты толпы: скученность на ограниченном пространстве, относительная длительность совместного пребывания в одном месте, отсутствие способности контроля над взаимодействием, все это создает возможность стремительного заражения – взаимной передачи чувств между собранными индивидами. В толпе ограничиваются произвольные движения, что вызывает концентрацию внимания на словах оратора, но поскольку всякое сосредоточение внимания имеет определенные пределы, то наступает постепенное утомление внимания, а вслед за ним идет период когда открывается обширное поле для внушения, т.е. все менее критичного восприятия слов оратора, и, таким образом, спокойная толпа становится толпой возбужденной, происходит и усиливается общее взаимовнушение. Знание этого простого механизма объясняет использование многих известных и широко распространенных атрибутов политического общения в массовых аудиториях: мимики, жестов, шумов и усилителей звука и др. Эти приемы ломают тонкую грань, отделяющую публику от толпы, увеличивают долю физического взаимодействия в ущерб интеллектуальному контакту. Регуляция политического поведения должна носить властный характер, использовать механизмы принуждения и авторитета, но она не может быть уподоблена технологической операции слежения и постоянного контроля. Как только контроль за политическим поведением становится тотальным, инициатива. а вслед за ней участие и активность уходят, уступая место вялому исполнению указаний, или вообще замещаются политическим отчуждением. Поэтому регуляция обязательно должна оставлять место для инициативы и самостоятельности, ни в коем случае не сводиться к жестким предписаниям и давлению. К числу же факторов, степень влияния которых на политическое поведение массы практически всегда является очень большим, необходимо отнести следующие: 1) роль лидера; 2) характер аргументации, призыва, обращенного к массовому участнику; 3) закрепление черт, норм, принципов регуляции политического поведения в принципах политической организации, в придании духовным ориентирам политического действия институциональной формы. В круг факторов, от которых зависит регуляция политического поведения, включаются также: - уровень информированности участников, чем он выше, тем поведение рациональнее, и наоборот; - политическое образование, расширяющее, в конечном счете, широту навыков, способов достижения целей политического действия; - степень групповой идентификации участников политического действия, по мере ее роста возможности регуляции их поведения увеличиваются; - политизация деятельности различных общественных организаций способствует сплочению участников политического действия на основе той или иной программы, ограничивает возможность инициативных самостоятельных действий отдельных участников, повышая степень урегулированности политических процессов; - увеличение степени риска в ходе развертывания того или иного политического процесса, принятия политического решения способствует сплочению людей, стремлению к консолидации на основе приверженности к тем или иным основным ценностям, принципам при снижении значимости, внимания к оттенкам и нюансам во мнениях и позициях; - сходным по своим последствиям является и действие такого фактора как усиление влияния партий на ход политических процессов. Специфика политических конфликтов. Конфликт как социально-политическое явление присущ любому обществу. Он является одной из форм проявления политического процесса, способом разрешения его противоречий. Важную роль конфликта отмечали уже древние мыслители, утверждавшие, что источник движения всего сущего лежит в образовании противоположностей и их борьбе. Конфликт как социальное явление впервые был исследован в трудах Г. Зиммеля, Г. Гегеля, К. Маркса, А. Смита, А. Токвиля. Выделение политических конфликтов в самостоятельную проблему мировой политической науки приходится на середину ХХ в. За прошедшее время политическая конфликтология стала одним из важнейших разделов теоретической и прикладной политологии. В отечественной политической науке особое внимание уделяется исследованию региональных и межнациональных конфликтов. Для современной России проблема изучения природы конфликтов и способов их урегулирования очень важна, во-первых, с точки зрения общей угрозы, которую вооруженные конфликты представляют для человеческой цивилизации; во-вторых, в силу непосредственной близости многих конфликтов от границы страны; в-третьих, из-за особой опасности конфликтов в многонациональной стране, наличия ряда устойчивых конфликтогенных зон. Политический конфликт – это столкновение, противоборство различных социально-политических сил, субъектов политики в их стремлении реализовать свои интересы, связанные с борьбой за обретение или удержание власти, обусловленное противоположностью их политических интересов и ценностей. По сравнению со всеми другими видами конфликтов, присущих общественной жизни, политический конфликт имеет свою специфику: его доминантой является борьба за власть. Если власть передается не по наследству, то уже возникает конфликт между людьми за право занять властные позиции. В обществах, где власть имеет абсолютное значение и дает массу привилегий, политический конфликт приобретает особо острый характер. При этом борьба за власть почти никогда не декларируется открыто. Стремление к власти обычно облекается в другие «одежды» (религиозные, нравственные, идеологические и т.д.), чтобы обеспечить поддержку общественного мнения. Отсюда рождается критика существующей власти, правящей элиты. Объектом и предметом политических конфликтов является политическая государственная власть, обладание ею, устройство властных институтов, политический статус социальных групп, ценности и символы, являющиеся базой политической власти данного общества. В качестве субъектов политического конфликта могут выступать индивид, малые и большие социальные группы (в том числе этнические – род, племя, нация), государства и их коалиции. В политологической традиции существует несколько основных методологических подходов к изучению конфликтов, связанных с разными парадигмами политической науки. Натуралистическая парадигма объясняет природу политики, исходя из доминирующего значения внесоциальных факторов, которые имеют врожденный и по сути неизменный для человека и общества характер. Одно из направлений натуралистической парадигмы – биополитика – объясняет существование конфликта в политической жизни общества наличием и доминированием у человека инстинктивных свойств и естественной агрессивности, проявляющейся в борьбе за обладание жизненными ресурсами. Другое направление натуралистической парадигмы – геополитика – рассматривает конфликт как проявление и способ реализации политических интересов целых государств в обеспечении благоприятных для них географических преимуществ. Стремление больших и сильных государств к захвату территорий, борьба за выход к морю либо стремление небольших по размеру стран к нейтралитету является, с точки зрения геополитики, иллюстрацией доминирующего влияния природных факторов на содержание политики. Из доминирования натуралистических факторов при объяснении природы конфликта исходит еще одно направление – психологизаторство. Психологические свойства людей рассматриваются как главная составляющая часть возникновения, развития и окончания конфликтов. Таким образом, в рамках натуралистической парадигмы политический конфликт рассматривается как естественное явление человеческой жизни. Социальная парадигма рассматривает характер политических процессов в обществе в тесной взаимосвязи с внешними по отношению к политике факторами (экономическими, социальными, идеологическими и др.). Например, широко известно теоретическое положение марксизма, объясняющее природу политики воздействием на нее экономических отношений в обществе. Борьба за обладание собственностью на средства производства порождает антагонизм классов, обрекает их на противодействие, в свою очередь, политический конфликт (борьба за политическую власть) является не самостоятельным явлением, а отражением процесса перераспределения собственности. Наряду с этим подходом существуют попытки представить в качестве причины, порождающей политику, право. Р. Моор, Г. Макдональд расценивают право как системообразующий стержень общества, обеспечивающий равновесие всех институтов. Именно право, а не политика формирует общую властную волю общества. Поэтому от его совершенства зависит наличие или отсутствие политических конфликтов. И именно право способно предотвратить конфликт или обеспечить его разрешение. Рационально-критическая парадигма стремится объяснить природу политического взаимодействия людей не внешними по отношению к политике факторами (природными, общесоциальными или экономическими), а ее внутренними причинами и свойствами. Так, вне зависимости от конкретной исторической эпохи и господствующих в обществе социально-экономических отношений политический конфликт играет, с точки зрения рационально-критической парадигмы, одну и ту же роль – он является внутренним двигателем развития человеческой цивилизации. Таким образом, несмотря на разные подходы к объяснению природы политического конфликта, он признается закономерным явлением, а не аномалией, выходящей за пределы норм политической жизни общества. Попытки понять природу и разнообразие политических конфликтов порождают стремление выделить их типы. Типология конфликтов является способом выявить специфику каждого из них и в зависимости от нее выработать наиболее приемлемые способы урегулирования. Виды политических конфликтов. Политические конфликты весьма разнообразны. Они различаются по субъектам, по числу участвующих в них людей, по глубине, по сфере проявления, по направлениям своего развития и последствиям для функционирования и развития субъектов политики, конкретных социальных общностей, общества в целом и т. д. В научной литературе даны разные классификации социальных конфликтов, в том числе и конфликтов политических. При этом разные авторы предлагают различные критерии для классификации политических конфликтов: по субъектам, по объектам, по уровням конфликтных отношений, по масштабности, по длительности, по сферам отношении, по содержанию противоречий, ведущих к возникновению конфликтов и т. д. Одну из первых классификаций противоречий, ведущий к возникновению конфликтных ситуаций, дал Г. Л. Смирнов. К таким противоречиям он отнес: 1) противоречия поиска, когда сталкиваются новаторство и консерватизм; 2) противоречия групповых интересов, когда люди отстаивают только интересы своей группы и игнорируют общие интересы; 3) противоречия, связанные с эгоистическими побуждениями; 4) противоречия несостоявшихся ожиданий и другие. В зависимости от того, какие интересы — общие, коренные или частные, некоренные — приходят в противоречие, конфликты различаются на общие и частные. Для общего конфликта характерно возникновение высшей степени противоречий, прежде всего между коренными интересами политических сил, а также всей совокупности всех других значимых интересов. Частный политический конфликт возникает тогда, когда несмотря па столкновение определенных интересов политические силы имеют вместе с тем и совпадающие интересы. Различаясь по степени охвата интересов политических сил, политические конфликты имеете с тем существенно отличаются по глубине конфликтных отношений, по количеству людей, участвующих в противостоянии и противоборстве. Бывают политические конфликты, которые не затрагивают "базового консенсуса общества иными словами, участники которых не считают, что для разрешения конфликта должна быть изменена социальная система в целом" и конфликты, которые предполагают "целостное преобразование общества для разрешения имеющихся конфликтов". Весьма существенно политические конфликты различаются по своим масштабам. Политические конфликты бывают глобальными, локальными, межгосударственными, межклассовыми, межнациональными, национальными, межгрупповымн и т. д. По сферам отношений между конфликтующими сторонами конфликты подразделяются на политические, экономические, финансовые, торговые, военные и т. д. По субъектам политические конфликты подразделяются па межнациональные, межрасовые, межклассовые, межэтнические, межклановые, межсословные, межгосударственные, межпартийные и другие. Конфликты подразделяются также на внешнеполитические и внутриполитические. К внешнеполитическим конфликтам относятся конфликты между государствами. Эти конфликты обусловливаются различными интересами государств на международной арене. "Внутриполитические конфликты — конфликты, возникающие внутри общества, государственной системы, политической партии или иной общественно-политической организации. Эти конфликты обусловлены различными интересами своих субъектов по вопросам политической власти, кадровой политики, занятия политически значимых должностей". Вместе с тем политические конфликты значительно различается по способам разрешения. Один политические конфликты разрешаются мирными средствами, другие — вооруженным путем. Одни из них предполагают политическую дискредитацию противостоящих сторон, другие — их моральное, а нередко и физическое уничтожение. В литературе даны и другие классификации конфликтов. Американский социальный психолог М. Дойч, например, выделяет следующие типы конфликтов: 1) "подлинный конфликт" — столкновение интересов существует объективно, осознается участниками и не зависит от какого-либо легко изменяемого фактора; 2) "случайный или условный конфликт" — зависит от случайных, легко поддающихся изменению обстоятельств, он прекращается в случае осознания его участниками реально имеющихся альтернатив; 3) "смещенный конфликт" — воспринимаемые причины конфликта лишь косвенно связаны с объективными причинами, лежащими в его основе; 4) "неверно приписанный конфликт" — приписывается не тем сторонам, между которыми разыгрывается действительный конфликт; 5) "скрытый конфликт", который в силу объективных причин должен иметь место, но не актуализируется; 6) "ложный конфликт" — конфликт, который не имеет объективных оснований, возник в результате ложных представлений или недоразумений. Конфликт — явление развивающееся. Возникнув, политический конфликт всегда развивается по одному из следующих основных путей: 1) движется к обострению; 2) "тлеет", периодически "затухая" или обостряясь; 3) приближается к примирению противоборствующих сторон. Для развития любого политического конфликта необходим инцидент, то есть возникновение такой ситуации, когда одна из сторон, вступающих в конфликт, начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Политические конфликты и развитие общества. Всякий возникший политический конфликт требует своего разрешения. Разрешение политических конфликтов может происходить стихийно и сознательно. Стихийно политические конфликты преодолеваются в результате независящего от конфликтующих сторон устранения объекта конфликта. Сознательное разрешение политических конфликтов включает в себя целенаправленное создание конфликтующими сторонами условий для преодоления причин, вызвавших конфликт. Методы, приемы, средства, используемые в реальной жизни для разрешения и урегулирования политических конфликтов, весьма разнообразны. Политические конфликты разрешаются многими путями. Все они, однако, в конечном итоге сводятся к двум основным: 1) вооруженное столкновение; 2) переговоры. То, каким путем пойдет разрешение политического конфликта, зависит от многих причин: глубины конфликта, его масштаба, количества людей, втянутых в конфликт и т. д. В ряду этих причин главнейшей является степень участия в возникшем конфликте государственных структур. Если государство непосредственно представляет одну из противоборствующих сторон в возникшем политическом конфликте или прямо поддерживает какую-то из конфликтующих сторон, то политический конфликт, как правило, разрешается с использованием в той или иной мере насилия. Это не является случайным. Всякое государство располагает мощным аппаратом насилия, в его распоряжении находятся средства массовой информации и т. д. В совокупности это создает потенциальные возможности для применения насилия для разрешения возникшего политического конфликта. Политические силы, в руках которых находится государственная власть, для разрешения конфликтов чаще всего пользуются «следующими четырьмя методами урегулирования конфликтов: а) отрицание конфликтов па основе утверждений о "царящей гармонии"; б) всеобщие репрессии; в) попытки коренного разрешения конфликтов; г) попытка урегулировать их вплоть до исчезновения взрывоопасности. Разрешение, урегулирование политических конфликтов предполагает поиск путей сближения интересов противоборствующих сторон. Это возможно на пути компромиссов. "Социальная практика показывает, что эффективное разрешение политических конфликтов имеет место на основе взаимных уступок. Конечно, это предполагает выработку каждой из сторон позиции, предусматривающей пределы взаимных уступок и характер возможных компенсаций за эти уступки. На основе этих выработанных позиций возможны либо непосредственный контакт между конфликтующими сторонами (их представителями, наделенными соответствующими полномочиями), либо обращение к третьей стороне, которая осуществляет третейские функции". Неразрешенные внутренние и внешние политические конфликты, в которые вовлечены большие массы людей, нередко выливаются в вооруженное столкновение противоборствующих сторон — в войну. В современных условиях при наличии оружия массового уничтожения чрезвычайно остро стоят проблемы предотвращения как внутренних, так и международных политических конфликтов. Предотвращению политических конфликтов способствует осуществление следующих процедур: 1) взаимный оперативный обмен достоверной информацией об интересах, намерениях, шагах сторон, между которыми возможно возникновение конфликта; 2) сознательное взаимное воздержание от применения силы или угрозы применения силы; 3) взаимное объявление моратория на действия, которые могут привести к конфликту; 4) использование существующих или принятие новых правовых норм, административных и иных мер, способствующих сближению позиций сторон; 5) соблюдение и поддержание атмосферы делового партнерства, стремление к развитию доверительных отношений. По вопросу о роли политических конфликтов в жизнедеятельности и развитии общества в научной литературе высказаны различные точки зрения. Одни авторы политические конфликты оценивают только негативно, считают, что они дестабилизируют политическую жизнь, ведут к хаосу, разрухе, нищете и т. д.; другие исследователи наоборот, видят и политических конфликтах "основной источник общественных изменений, поскольку через них общественные группы стремятся внедрить перемены в коллективную жизнь". С этими точками зрения о роли конфликтов в функционировании и развитии общества, хотя они являются взаимоисключающими, в определенной мере можно согласиться. В реальной действительности никогда не было, нет и быть не может политических конфликтов вообще. Всегда возникают конкретные политические конфликты. Политический конфликт, как уже отмечалось, — это противоборство разных политических сил. Эти силы, борясь за реализацию своих интересов вместе с тем всегда в тон или иной мере выражают потребности общественного развития или препятствуют их реализации. Разрешение политического конфликта между силами реакции и силами прогресса всегда сопровождается значительными изменениями во всех сферах жизнедеятельности общества. Однако эти изменения далеко не всегда бывают позитивными с точки зрения общественного прогресса. В реальной истории передки случаи, когда реакционные силы, хотя и на непродолжительное время, но одерживают победу над силами прогресса. Политический конфликт с таким результатом разрешения влечет за собой разруху, хаос, голод, дестабилизацию всех сфер жизнедеятельности общества, разгул преступности, а нередко и гибель значительного количества людей. Совершенно другую роль выполняют политические конфликты, разрешение которых заканчивается победой прогрессивных сил. Такие политические конфликты, как правило, ускоряют общественное развитие, способствуют прогрессивным изменениям в политической и других сферах общественной жизни. Роль политических конфликтов в развитии общества нельзя оценивать однозначно ив связи с тем, что они нередко, как уже отмечалось, разрешаются вооруженным путем, урегулируются аморальными средствами. Таковы некоторые аспекты проблемы политических конфликтов и путей их разрешения.
Международные отношения: субъекты и формы взаимодействия. Независимые государства не развиваются в вакууме, они взаимодействуют друг с другом и выступают субъектами политики более высокого уровня мировой политики. То есть государства действуют в сфере международных отношений. Международные отношения это совокупность экономических, политических, правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами, действующими на мировой арене.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 61; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |