КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Конструктивная и прочностная оценка сварных и пластинчатых цепей
Канатов. Выбор крановых канатов. Факторы, влияющие на долговечность
Основной критерий долговечности крановых канатов — срок службы — зависит от ряда переменных факторов, которые можно объединить в две группы: технологические и эксплуатационные. К первой группе относят качество проволоки, характер свивки и технологию изготовления прядей и канатов, применяемые смазочные материалы, химико-термическую обработку проволоки и каната в целом и т. п.; Ко второй группе — реальные эксплуатационные условия работы каната, воспринимающего статические, динамические, повторно-переменные растягивающие, изгибные и контактные нагрузки, которые вызывают интенсивное изнашивание наружного слоя проволок и их обрыв. К эксплуатационным факторам, влияющим на долговечность канатов, также относятся соотношение Dб/dк (Dб — диаметр барабана, dK—диаметр каната), материал блоков, барабанов и других деталей канатно-блочной системы, профиль и размер канавок блоков (барабанов), режим работы механизма подъема, окружающая среда, соблюдение правил навешивания каната, уход за ним и т. д. Влияние эксплуатационных факторов подробно рассмотрено в гл. 2.[2] Основными причинами постепенного разрушения канатов и выхода их из, строя по нормам браковки являются изнашивание и обрыв (поломка от изгиба) наружных проволок, связанные с деформацией и проскальзыванием каната на блоках (барабане). Картина изнашивания — истирание с наличием пластической деформации поверхностного слоя проволок и точечная коррозия (появление площадки истирания, равной 30—35% диаметра проволок наружного слоя, вмятин в проволоках). Долговечность канатов в этом случае зависит от качества материала проволок, конструктивных особенностей каната и эксплуатационных факторов (на износостойкость канатов влияет смазывание их в процессе изготовления и эксплуатации). Истирание, как и усталостное разрушение канатов (поломка проволок от перегиба), является определяющим фактором долговечности канатов для ПТМ. Каждая конструкция каната имеет преимущества и недостатки, которые учитывают при выборе крановых канатов для конкретных условий работы крана. Параметрами, характеризующими конструкцию канатов, являются их плотность и гибкость. Показатель конструктивной плотности — коэффициент плотности (заполнения) где F — расчетная (суммарная) площадь поперечного сечения проволок в канате, мм2; dK — диаметр каната, мм. Гибкость каната определяет его способность к перегибу на блоках (барабанах) в пределах упругой деформации благодаря внутреннему скольжению проволок. Гибкость характеризуется коэффициентом гибкости где δ— наибольший диаметр проволок в канате, мм. С увеличением диаметра проволоки снижается гибкость и значительно увеличивается жесткость каната. Выбор канатов таких конструкций целесообразен для работы их в абразивной среде, т. е. когда главная причина изнашивания каната — абразивное воздействие в условиях эксплуатации. При большом числе проволок малого диаметра в верхних слоях каната гибкость увеличивается, но это приводит к их быстрому изнашиванию вследствие трения между блоком (барабаном) и канатом, особенно в условиях абразивного воздействия среды. Кроме того, увеличивается число точек и линий соприкосновения — соответственно повышается внутреннее трение, что отрицательно сказывается на долговечности каната. Такие канаты следует применять (выбирать), если абразивное изнашивание сведено к минимуму. Как показали проведенные исследования, конструкция каната существенно влияет на срок его службы [18, 19]. Для выбора оптимальной конструкции каната для ПТМ, которая имела бы наибольший срок службы, необходимо для конкретных условий эксплуатации выявить главные причины изнашивания каната, учитывая накопленные данные по браковке канатов. Канаты типа ЛК-Р (рис. 2.84, а) применяют в основном тогда, когда в процессе эксплуатации они подвергаются воздействию агрессивных сред, интенсивному знакопеременному перегибу и работают на открытом воздухе. Канаты типа ЛК-0 (рис. 2.84, б) устойчиво работают в условиях интенсивного истирания (в верхнем слое проволоки большего диаметра). Для их нормальной эксплуатации требуется несколько повышенный диаметр блоков (барабанов). Канаты типа ЛК-3 (рис. 2.84, в) применяют в условиях, когда они не подвергаются воздействию агрессивной среды, так как тонкие проволоки заполнения легко поддаются коррозии. Канаты этого типа обладают хорошей гибкостью. Канаты типа ЛК-РО (рис. 2.84, г) — универсальные канаты — имеют сравнительно большое число проволок в прядях, что повышает их гибкость. Наличие в наружном слое проволок большего диаметра позволяет применять канаты этого типа в условиях абразивного изнашивания и агрессивных сред. Канаты типа ТЛК-0 (рис. 2.85) следует применять тогда, когда использование канатов с линейным касанием проволок в прядях невозможно, т. е. требуется большая гибкость каната на устанавливаемые барабаны (блоки) ПТМ сравнительно малого диаметра (чаще из-за нарушений отношения Dб/dK). Рис. 2.84. Крановые канаты с линейным касанием проволок между слоями: а — конструкции 1+6+6/6 при разных диаметрах проволок в наружном слое пряди; б — конструкции 1+9+9 при одинаковом диаметре проволок по слоям пряди: в — конструкции 1 + 6; 6+12 с проволоками заполнения; г — конструкции 1+7+7/7+14, имеющей в слоях проволоки разных и одинаковых диаметров Канаты двойной свивки типа ЛК с линейным касанием проволок в прядях обладают сравнительно большой работоспособностью по сравнению с канатами типов ТК или ТЛК. Канаты типов ПК-Р и ПК-РО (экспериментальные) изготовляют в соответствии с ТУ. Пластически обжатые пряди (рис. 2.86) этих канатов обладают достоинствами описанных канатов типа ЛК-Р и ЛК-РО, работоспособность их выше [24]. Канаты типа ТК (расчалочные, различные поддерживающие, тормозные и др.) допускаются для эксплуатации в ненапряженных условиях при незначительных знакопеременных перегибах и пульсирующих нагрузках или их отсутствии.
Рекомендации для выбора канатов для грузоподъемных машин. При выборе канатов для грузоподъемных машин первоначально исследуют технологические и эксплуатационные факторы, влияющие на долговечность каната и, учитывая изложенные рекомендации, задаются рациональной конструкцией каната. Но при этом обязательно следует сохранять необходимые соотношения Dб/dK, а также необходимый запас прочности для обеспечения безаварийной работы [20]. Если отношение Dб/dK будет уменьшать долговечность, то следует выбирать канат такой конструкции, при которой возможно использование блоков (барабанов) сравнительно малых диаметров. При одинаковых запасах прочности наибольшей долговечностью обладают канаты маркировочной группы σв = = 1666—1764 МПа (170—180 кгс/мм2), которые рекомендуются для применения на грузоподъемных кранах. Марку каната (проволоки) выбирают в зависимости от назначения машины и условий эксплуатации. Канаты марки II для кранов нежелательны. В районах с холодным климатом для работы при температуре — 50° С и ниже следует применять канаты с большим запасом пластичности, т. е. канаты марки В; в районах с холодным (до —35° С) и умеренным климатом — канаты марки I. При работе канатов в условиях повышенных температур (+200÷250° С) необходимо применять канаты с асбестовым (или металлическим) сердечником. В условиях повышенной влажности необходимо применять канаты с защитным оцинкованным покрытием или специальные канаты с алюминиевой протекторной защитой. Срок службы канатов из оцинкованной проволоки при низкой температуре (до —500) в 2—2,5 раза меньше срока службы их при +20° С. При низких температурах создается концентрация напряжений и зарождение усталостных трещин на поверхностях проволок, а это приводит к снижению срока службы канатов [25]. Номенклатура крановых канатов. По назначению стальные крановые канаты подразделяют на грузовые (подъемные), стреловые, вантовые, несущие, тяговые и чалочные. Грузовые канаты применяют для подъема груза различными кранами, а также на экскаваторах. На двух- и четырехканатных грейферных кранах грузовые канаты поддерживают груз и замыкают грейфер. Поэтому канаты грейферных кранов разделяют еще на поддерживающие и замыкающие. На одноканатном грейферном кране замыкание грейфера и поддержание груза осуществляется одним канатом. Грузовые канаты при работе подвергаются сложной нагрузке: растяжению, чередующемуся перегибу, вибрации, контактным напряжениям. Поэтому они должны быть высокой прочности при наименьшем диаметре каната, иметь большую гибкость, сопротивляемость внешнему и внутреннему изнашиванию проволок, воспринимать динамические нагрузки; противостоять усталостным напряжениям от повторных знакопеременных перегибов на блоках (барабане) и абразивному изнашиванию; обладать достаточно высокой работоспособностью (долговечностью). Для кранов тяжелого и среднего режима работы и экскаваторов рекомендуется выбирать канаты с линейным касанием проволок в пряди. При отношении (Dб/dк)>25 целесообразно выбирать конструкцию каната 6х19+1 о. с, т. е. с большим диаметром проволок в пряди; при меньшем отношении Dб/dK можно рекомендовать канаты более гибкие, например, 6х37+1 о. с; 6х36+1 о. с. При многослойной навивке каната на барабан рекомендуется применять канаты с металлическим сердечником, для металлургических кранов — с асбестовым сердечником. Наибольшее применение нашли канаты с органическим (ГОСТ 2688—80, ГОСТ 7668—80, ГОСТ 7665—80) и металлическим (ГОСТ 7669—80, ГОСТ 7667—80) сердечниками. Хорошие эксплуатационные показатели на подъемных установках имеют канаты из пластически обжатых прядей, изготовляемые со знаком качества по ТУ 14-4-1070— 80. Промышленные испытания подтвердили преимущества этих канатов: при одном и том же диаметре каната на 8—12% увеличивается их разрывное усилие (путем повышения степени заполнения площади поперечного сечения металлом), снижаются контактные напряжения и уменьшается истирание проволок в прядях по винтовым полосовидным поверхностям. Срок службы канатов типа ПК повышается в 1,25—1,5 раза [24]. Применение канатов типа ТК в качестве грузовых не желательно, так как они имеют работоспособность в 1,5—2 раза меньшую, чем канаты типов ЛК, ТЛК, ПК. В качестве грузовых следует рекомендовать канаты типа ТЛК (ГОСТ 7665—80) с органическим сердечником. Диаметры основных типов этих канатов такие же, как у канатов по ГОСТ 3071—74, что позволяет заменять их канатами типа ТЛК. В морских и речных портах в качестве грузовых канатов применяли свыше 20 конструкций канатов, выпущенных в соответствии с ГОСТами, действовавшими до 1980 г. [18, 19]. В результате наблюдений, анализа их работы можно сделать вывод, что канаты по ГОСТ 2688—69, ГОСТ 7668—69 имеют большую наработку на отказ. Для канатов, используемых на портальных, плавучих и других кранах (в морских и речных условиях работы), следует учитывать дополнительное требование — подъемные канаты должны изготовлять (поставлять) из проволок с цинковым покрытием С, Ж вследствие того, что эти канаты подвергаются воздействию агрессивной среды (морской и речной воды), а на кранах, работающих в химически активных сферах, — из проволок с цинковым покрытием ОЖ. Для автомобильных, пневматических, гусеничных и железнодорожных кранов, имеющих блоки малого диаметра, можно рекомендовать канаты двойной (крестовой) свивки, изготовленные по ГОСТ 2688—80, ГОСТ 7668—80, ГОСТ 3079—80, ГОСТ 3077—80, ГОСТ 7665—80, ГОСТ 7669—80. ВНИИПТМАШ в механизмах подъема груза мостовых и козловых кранов ограничивает номенклатуру канатов (РТМ 24.090.59-80) двумя конструкциями: канатами, изготовляемыми в соответствии с ГОСТ 2688—80 и ГОСТ 7668—80 (предпочтительно). При многослойной навивке на барабан, а также для кранов, работающих с расплавленным или раскаленным металлом и жидким шлаком, РТМ 24.090-59—80 рекомендуется применение канатов с металлическим сердечником (ГОСТ 7669—80). В одноковшовых экскаваторах, где на канат действуют большие динамические нагрузки и абразивность среды, а также большие усилия в поперечном направлении при многослойной навивке на гладкие барабаны, желательно применять канаты, обладающие большой поперечной жесткостью в сочетании с гибкостью — канаты односторонней свивки (ГОСТ 7669—80, ГОСТ 7668—80, ГОСТ 7667—80 и др.). При многослойной навивке на барабаны и на установках со шкивами трения [23, 33] при больших концевых нагрузках и сильном абразивном изнашивании рекомендуется применять трехграннопрядные канаты (ГОСТ 3085—80). Эти канаты отличаются большим Кпл и большой опорной поверхностью, но имеют недостатки — повышенную жесткость каната и трудоемкость изготовления. Канаты тройной свивки (ГОСТ 3089—80), хотя и обладают большой гибкостью, но применять их в качестве грузовых на ПТМ не рекомендуется. Их применяют, когда основным эксплуатационным требованием является гибкость и упругость каната, а его прочность и опорная поверхность не имеют решающего значения (буксировочные, швартовочные и другие канаты). Многопрядные канаты двойной свивки (ГОСТ 3088—80) обеспечивают надежную и долговечную работу на механизмах со свободным подвешиванием груза. Большая опорная поверхность и небольшое давление на наружные проволоки повышают работоспособность этих канатов. Канаты тройной свивки применяют в качестве вантовых, но известны случаи применения их на портальных кранах в качестве грузовых. Эти канаты как грузовые широкого распространения пока не имеют, так как склонны к расслоению и трудоемки в обслуживании (сложность заплетки, наблюдения за состоянием внутренних слоев и т. п.). В конкретных паспортных данных грузоподъемного крана могут быть другие рекомендации по выбору конструкции каната для механизмов, однако при отсутствии таковых во время выбора канатов необходимо руководствоваться приведенными соображениями. Предпочтительная номенклатура крановых грузовых канатов даётся в справочных таблицах. Стреловые канаты, устанавливают на механизмах изменения вылета стрелы с полиспастным исполнительным механизмом. К ним можно отнести также канаты подвижных противовесов, уравновешивающих стрелу у портальных кранов. Стреловые канаты при работе испытывают комплексные нагрузки, так как не только поддерживают стрелу с грузом. У большинства конструкций автомобильных, железнодорожных и других кранов с помощью этих канатов изменяется вылет стрелы. Стреловые канаты механизмов изменения вылета, как правило, имеют многоблочную подвеску, что увеличивает число перегибов каната в одном цикле. Поэтому эти канаты, как и грузовые, должны иметь, кроме определенной прочности, достаточную гибкость, хорошо противостоять внешнему и внутреннему изнашиванию проволок. Приведенные рекомендации по выбору грузовых канатов распространяются и на стреловые канаты кранов. Вантовые канаты применяют на гибких стреловых оттяжках портальных, башенных консольных кранов, грузовых стрел и мачт. К этим канатам предъявляют высокие требования по прочности и коррозионной стойкости. Как правило, вантовые канаты при работе не перекатываются по блокам или криволинейным направляющим. Хорошие эксплуатационные показатели имеет также многопрядный канат двойной свивки (ГОСТ 3088—80). Срок службы его в 1,5—2 раза больше срока службы канатов других конструкций. Для канатных оттяжек шарнирно-сочлененных укосин с профилированным гуськом (т. е. при чередующемся перегибе) рекомендуются канаты такие же, как и для грузовых канатов при одинарной свивке. В качестве Байтовых также используют спиральные канаты с точечным касанием проволок (ГОСТ 7675—73, ГОСТ 7676—73), многопрядный канат с линейным касанием проволок (ГОСТ 7681—80). Несущие канаты применяют в основном на кабельных кранах и канатных подвесных дорогах. Эти канаты подвергаются большому натяжению и прогибу под действием силы тяжести катков грузовых устройств, поэтому они должны быть очень прочными. Лучшими канатами для стационарных канатных дорог, а также стационарных и других кабельных кранов являются спиральные закрытые канаты (ГОСТ 3090—73, ГОСТ 7675—73) и многопрядный канат (ГОСТ 7681—80). Эти канаты обладают повышенными коэффициентом Кпл и опорной поверхностью при сравнительно малых упругих и остаточных удлинениях в процессе их эксплуатации. Для воздушно-трелевочных установок и трелевочно-погрузочных машин в качестве несущих рекомендуются стальные трехграннопрядные канаты (ГОСТ 3085—80) и канаты с линейным касанием проволок (ГОСТ 7668—80 и ГОСТ 2688—80). Можно использовать и канаты других конструкций с большой плотностью поперечного сечения. Тяговые канаты служат для передачи тягового усилия на большие расстояния на подвесных канатных дорогах, трелевочных установках, а также на козловых и кабельных кранах некоторых типов. Обычно эти канаты изнашиваются о поддерживающие ролики, блоки или в отдельных случаях при трении о грунт. Тяговые канаты должны иметь большую гибкость, прочность, хорошо противостоять внешнему трению, воздействию коррозии и поперечному сдавливанию. Для передачи тягового усилия с многократным перегибом на блоках и барабане следует выбирать канаты, так же как и грузовые и отдавать предпочтение канатам с линейным касанием проволок в пряди. Для трелевочных установок можно выбирать тяговые канаты по действующим стандартам (ГОСТ 2688—80 ГОСТ 7668—80, ГОСТ 7665—80 и др.). Чалочные канаты используют для буксиров, швартовых, якорных устройств на плавучих кранах, а также на лесосплаве. Чалочные канаты работают в основном на растяжение и должны обладать хорошей гибкостью и коррозионной стойкостью. Следует выбирать канаты оцинкованные. Можно применять новые и бывшие в употреблении канаты линейного и точечного касания с большим числом проволок в канате или многопрядные (имеющие большую гибкость). Рекомендуются конструкции канатов 6х37+1 о. с, 6х36+1 о. с. и др. Диаметр чалочного каната надо выбирать расчетным путем. Эти же канаты могут быть рекомендованы для изготовления грузозахватных приспособлений, например, стропов, под-стропников. Для трелевки хлыстов и деревьев применяют чекеры — разновидность стропов. Предпочтительные конструкции канатов для них выбирают по ГОСТ 7668—80, ГОСТ 3071—74, ГОСТ 7665—80 [16]. Диаметр и длину рассчитывают исходя из грузоподъемности каната или его тягового усилия. Как правило для чокеров применяют канаты диаметром 12,5—15,5 мм, для тракторов — тяговые канаты диаметром 20—22,5 мм с временным сопротивлению разрыву проволок σв=1372 МПа (140 кгс/мм2). Опыт эксплуатации показывает, что канаты таких параметров (разрывное усилие 70—100 кН для чокеров, 170—180 кН для тяговых) работают на пределе, без запаса прочности [16]. Увеличение же диаметра каната нежелательно, так как увеличиваются на 20— 25% масса каната и, что очень нежелательно, его жесткость. Для повышения прочности каната при одних и тех же его диаметрах целесообразно выбирать канаты с σв= 1666-1764 МПа (170-180 кгс/мм2) марки I из оцинкованной проволоки для средних агрессивных условий работы (С), крестовой и нераскручивающейся свивки. Наименьшей работоспособностью на трелевке леса обладают жесткие канаты типа ЛК-Р (ГОСТ 2688—80). У канатов типа ЛК-РО (ГОСТ 7668—80) срок службы в указанных условиях в 1,5—2 раза больше чем у канатов типа ЛК-Р. В последние годы на трелевке леса находят применение экспериментальные комбинированные канаты типа капрон — сталь. Эти канаты имеют хорошую гибкость и очень удобны в эксплуатации.
Сварные цепи (рис. 2.86, а) (ГОСТ 2319-81) широко используют в качестве грузовых и тяговых элементов. Их изготовляют из сталей марок СтЗ (σв = 370...450 МПа), Ст2 (σв = = 340... 420 МПа) и 10 (σв = 300 МПа). Звенья цепи из стали СтЗ изготавляют кузнечно-горновой и контактной сваркой, из остальных материалов - контактной электросваркой. После изготовления сварные цепи испытывают под нагрузкой, равной половине разрушающей. При этом не должно быть остаточных деформаций. Рис. 2.86. Грузовые цепи: а - сварная; б, в - пластинчатые Звенья цепи лежат во взаимно перпендикулярных плоскостях, что обеспечивает большую подвижность цепи во всех направлениях. По точности изготовления сварные цепи подразделяют на калиброванные и некалиброванные. Калиброванные цепи имеют более жесткий допуск на внутреннюю длину звена t. Некалиброванные цепи предназначены для работы только с гладкими блоками и барабанами, калиброванные - для работы со звездочкой, имеющей специальные гнезда. Для обеспечения нормального зацепления звеньев калиброванной цепи с гнездами звездочки допускаемую нагрузку на калиброванную цепь (а следовательно, и напряжение смятия между звеньями и их износ) принимают на 35 % меньше, чем на некалиброванную цепь. Это способствует уменьшению вытягивания цепи и сохранению постоянства шага. При нагружении сварной цепи каждое звено вследствие его криволинейной формы испытывает напряжения от растяжения и изгиба в плоскости звена. При огибании гладких блоков и барабанов звено подвергается также изгибу в поперечной плоскости. Существующие методы расчета напряжений в звеньях не дают достаточно точных результатов, поэтому расчет сварной цепи ведут по уравнению, аналогичному уравнению для расчета канатов: где Smах- максимальная рабочая нагрузка; Zp - запас прочности относительно разрушающей нагрузки, принимаемый по нормам Ростехнадзора (табл. 2.31); Sразр - разрушающая нагрузка цепи, указанная в стандарте на цепь. Минимальное значение коэффициентов запаса Прочности цепей Zp Таблица 2.31.
Отношение диаметра барабана или блока, огибаемого сварной цепью, к диаметру d прутка, из которого изготовлена цепь должно быть не менее 20 для ручных грузоподъемных механизмов и не менее 30 для грузоподъемных машин. Сварные цепи непригодны для работы с высокими скоростями: допускаемая скорость при работе на гладких барабанах и блоках составляет 1,5 м/с, при работе на звездочках - 0,5 м/с. При превышении этих значений скоростей увеличиваются износ участков соприкосновений звеньев и динамические нагрузки, а также возрастает опасность обрыва цепи. Допустимый износ звена сварной цепи ограничен значением 10 % диаметра прутка. Недостатками сварных цепей, ограничивающими область их применения, являются относительно большая масса (по сравнению с канатами, рассчитанными на ту же нагрузку), опасность внезапного обрыва цепей при высоких скоростях вследствие их чувствительности к толчкам и перегрузкам, большой износ в местах соприкосновения звеньев и необходимость тщательного и повседневного контроля за износом звеньев. Преимущества сварных цепей - гибкость во всех направлениях; возможность работы со звездочками и барабанами малых диаметров, что позволяет снизить значения крутящих моментов; простота конструкции и изготовления; при работе со скоростями υ < 0,1 м/с сварные цепи работают практически бесшумно. Примеры условных обозначений сварных цепей. Цепь типа А, исполнения 1, калибра 10 мм, с шагом 28 мм: Цепь А1-10х28 ГОСТ 2319—81 Цепь типа В, исполнения 2, калибра 10 мм, с шагом 35 мм: Цепь В2-10х35 ГОСТ 2319—81 Основные размеры сварных цепей круглозвенных грузовых и тяговых нормальной прочности представлены на рис. 2.87 и в табл. 2.32 Рис.2.87 Основные размеры сварных цепей круглозвенных грузовых и тяговых нормальной прочности Пластинчатые грузовые цепи (рис. 2.88, а, б, в) (ГОСТ 191 - 82) состоят из стальных пластин, соединенных валиками. Число пластин тем больше, чем больше разрушающая нагрузка. Элементы цепи - пластины и валики - изготавливают из сталей марок 40, 45, 50 и подвергают термообработке (улучшению или нормализации). Все цепи подвергают на заводе изготовителе испытанию под нагрузкой, составляющей 50 % разрушающей.
Рис. 2.88. Типы пластинчатых цепей: а — грузовые; б — приводные; в — тяговые Так как пластинчатые цепи изготавливают без применения сварки, то они более надежны, чем сварные, поскольку в них нет остаточных напряжений и деформация звеньев у них значительно меньше. Движение пластинчатой цепи происходит более плавно, но максимальная рабочая скорость из-за повышенной чувствительности к инерционным нагрузкам не должна превышать 0,25 м/с.
Основные размеры цепей круглозвенных грузовых и тяговых нормальной прочности (по ГОСТ 2319—81) Таблица 2.32
Пластинчатые цепи тяжелее и дороже сварных, не могут изгибаться в поперечном направлении; шарниры цепей подвергаются сильному износу, что требует постоянного контроля за состоянием элементов цепи. Пластинчатые цепи не могут навиваться на барабаны и употребляются только со звездочками. Зато благодаря относительно малым диаметрам приводных звездочек момент на валу звездочек и необходимое передаточное число редуктора уменьшаются. Расчет грузовых пластинчатых цепей ведут также как и сварных цепей. Значения запаса прочности Zp принимают по табл. 2.31. При работе со звездочкой находиться в одновременном полном зацеплении с цепью должны не менее чем два зуба звездочки. Грузовые пластинчатые шарнирные цепи (рис. 2.89, а) состоят из стальных пластин 1, шарнирно соединенных между собой валиками 2 и закрепленных расклепыванием концов валиков (при нагрузке на цепь до 10 000 кгс) или шплинтами, вставляемыми в отверстия валиков (при нагрузке на цепь свыше 10 000 кгс). Диаметры и длина валиков, размеры и форма пластин одинаковы для всех звеньев цепи. Только для концевого звена 3 применяют пластины увеличенной длины с утолщенным валиком, при помощи которого цепь прикрепляют к деталям грузоподъемного механизма. Выборочная характеристика грузовых пластинчатых цепей приведена в табл. 9. Коэффициент запаса прочности грузовых пластинчатых цепей по нормам Ростехнадзора при машинном приводе должен быть не меньше 5, а при ручном не менее 3. Приводные пластинчатые цепи (рис. 2.89, б) отличаются от грузовых цепей тем, что здесь во внутренние пластины 4 запрессовывают втулки 5, а наружные пластины неподвижно закрепляют на валиках 6. Рис.2.89. Схемы пластинчатых цепей Во втулочных цепях валик вращается во втулке, и нагрузка распределяется на всю поверхность касания втулки и валика, благодаря чему достигается небольшое удельное давление в шарнирах, а следовательно, и небольшой износ трущихся поверхностей. Помимо втулочных цепей в приводах грузоподъемных машин применяют втулочно-роликовые цепи (рис.2.89, в), в которых на втулку свободно насаживают ролик, способствующий уменьшению износа зубьев звездочек. Цепи грузовые пластинчатые (по ГОСТу 191—63) Размеры в мм Таблица 2.33
Вес таких цепей несколько превышает вес простых втулочных при равных величинах шага звеньев и разрушающих нагрузок. Тяговые цепи устроены так же, как и втулочные, но отличаются от приводных большим шагом и наличием ходовых роликов (см. рис.2.88, 2.89).
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 492; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |